Где может быть нарушение?




Скачать 15.02 Kb.
НазваниеГде может быть нарушение?
Дата03.02.2016
Размер15.02 Kb.
ТипВопрос

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства.
Где может быть нарушение?



Особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственными и муниципальными заказчиками установлены ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ. В предлагаемой вниманию читателей статье приведены разъяснения компетентных ведомств и судебная практика по вопросам применения данной законодательной нормы.



Нормы закона и ответственность за их нарушение



Государственные заказчики (за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства) и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ). При этом заказчики должны:

- руководствоваться Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень);

- учитывать, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством РФ. В настоящее время действует ограничение в размере 15 млн. руб.

Размер не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню, а не от каждого вида продукции, указанного в Перечне. Таким образом, для установления объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:

а) заказчик исчисляет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень (например, она составляет 50 млн. руб.);

б) исходя из 50 млн. руб., заказчик определяет объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. В данном случае минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, равен 5 млн. руб., максимальный - 10 млн. руб.

При этом заказчик самостоятельно:

- определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства;

- выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок);

- устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов) в пределах 15 млн. руб.

Такие разъяснения даны в п. 6 Письма Минэкономразвития РФ от 12.08.2009 N Д05-4029, совместном Письме Минэкономразвития РФ от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05, ФАС РФ от 17.08.2009 N АЦ/27510, письмах Роспотребнадзора от 27.11.2009 N 01/17973-9-32, ФАС РФ от 19.10.2009 N ИА/4004-ПР и др.

Неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в предусмотренном законодательством размере влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 руб. Аналогичная ответственность наступает в случае размещения заказов в размере более чем 20% (ч. 11 и 12 ст. 7.30 КоАП РФ). В связи с этим ФАС в Письме от 19.10.2009 N ИА/4004-ПР и Роспотребнадзор в Письме от 27.11.2009 N 01/17973-9-32 сообщили, что Федеральной антимонопольной службой по итогам 2009 года будет осуществлена проверка соблюдения заказчиками данной нормы, по результатам которой виновные лица будут привлечены к административной ответственности.


К сведению. Арбитры ФАС ПО в Постановлении от 27.05.2008 N А65-17180/07 признали неправомерным размещение заказа на поставку бумаги для копировально-множительной техники и принтеров только среди субъектов малого предпринимательства. Суд указал, что налоговым органом при размещении заказа из Перечня был применен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 - подкласс 2221690 "Канцелярские принадлежности из бумаги и картона прочие". Между тем данный подкласс относится к классу 222ххх "Полиграфическое исполнение и услуги, связанные с полиграфическим исполнением". При этом различные виды бумаг классифицируются по классу 210ххх, который в Перечне не поименован. Таким образом, с учетом того, что закупаемый государственным заказчиком товар не входит в Перечень, его закупка только у субъектов малого предпринимательства является неправомерной.



Требования к участникам размещения заказа



Участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Об этом сказано в п. 6 Письма Минэкономразвития РФ от 12.08.2009 N Д05-4029, а также в Письме Минэкономразвития РФ от 09.02.2009 N Д05-655 и совместном Письме Минэкономразвития РФ N 5684-АП/Д05, ФАС РФ N АЦ/10329 от 29.04.2008.

В частности, согласно Федеральному закону N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы и коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должны превышать 25%;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства.

Участниками размещения заказа могут быть и вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, и крестьянские (фермерские) хозяйства. Для этого в течение того года, в котором они зарегистрированы, они должны соответствовать показателям средней численности работников и предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации.


К сведению. В настоящее время предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий составляет 400 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").


При этом, как сообщается в Письме Минэкономразвития РФ от 15.10.2009 N Д05-4741, термин "субъекты малого предпринимательства" включает в себя как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Поэтому ограничения, установленные в ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ в части численности работников и размера выручки, распространяются как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, необходимо помнить, что категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения занятых работников и выручки выше или ниже установленных пределов в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Таким образом, категория субъекта малого предпринимательства меняется, если каждый год из двух лет подряд происходит снижение или превышение предельных значений.

Для того чтобы во время процедуры допуска участников размещения заказа удостовериться, что участник, подавший заявку, соответствует вышеуказанным требованиям и действительно является субъектом малого предпринимательства, заказчик должен (п. 3 Письма Минэкономразвития РФ N 5684-АП/Д05, ФАС РФ N АЦ/10329 от 29.04.2008):

а) включить в конкурсную документацию или документацию об аукционе требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки на участие копий учредительных документов (устав, учредительный договор). В случае проведения запроса котировок участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие условиям о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, поэтому требовать от участника копии учредительных документов не допускается;

б) с целью проверки численности работников участника размещения заказа указать в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок) на необходимость соответствия участника требованиям пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Участник размещения заказа должен декларировать в своей заявке, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие данному условию не требуется.

В случае соблюдения заказчиком всех вышеперечисленных требований заказ у субъектов малого предпринимательства считается размещенным, то есть объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ.


Обратите внимание! В этом же письме (пп. "в" п. 3) сообщается, что заказчик не должен проверять соблюдение участником размещения заказа ограничения в части выручки или балансовой стоимости активов, поскольку Правительством РФ не установлены указанные предельные значения. На данный момент, действительно, не утвержден размер балансовой стоимости активов, но, как было отмечено выше, предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий составляет 400 млн. руб. Поэтому пп. "в" п. 3 рассматриваемого письма не применяется. Вместе с тем в настоящее время отсутствуют официальные разъяснения по вопросу о порядке проверки заказчиком предельного значения выручки.



Порядок размещения заказа



Обратите внимание! В извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками размещения заказа могут являться только субъекты малого предпринимательства. Об этом государственным и муниципальным заказчикам чиновники напомнили в Письме Минэкономразвития РФ N 5684-АП/Д05, ФАС РФ N АЦ/10329 от 29.04.2008.


Размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в общем порядке, предусмотренном гл. 2-4 Федерального закона N 94-ФЗ, с учетом некоторых особенностей, указанных в ст. 15 данного закона.

Прежде всего, необходимо помнить, что заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

Если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе (или аукционе) субъектами малого предпринимательства подано менее двух заявок, торги признаются несостоявшимися. В этом случае, а также если не подана ни одна заявка или заявка, поданная единственным участником размещения заказа, не соответствует предъявляемым требованиям, повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ.

Если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая установленным требованиям, повторное размещение заказа путем запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства не проводится и данный объем товаров, работ, услуг также учитывается в общем годовом объеме поставок, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ. При этом, как следует из п. 1 Письма Федерального казначейства от 13.07.2009 N 42-7.4-05/9.1-413, необходимо в обязательном порядке оформить протокол, включая информацию об отсутствии поданных котировочных заявок, и в день подписания разместить его в установленном порядке на официальном сайте.


К сведению. Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.06.2009 N АК/19535 сообщила, что установление факта наличия разных юридических адресов у победителя торгов (например в выписке из ЕГРЮЛ и лицензии или других представленных предприятием документах) не является основанием для отказа заказчика от заключения государственного контракта.


Минэкономразвития в Письме от 09.02.2009 N Д05-655 указало, что установление размера авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам - право, а не обязанность заказчика (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При решении вопроса об авансировании заказчик должен помнить, что на практике получение авансового платежа в некоторых случаях является основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя). Поэтому необходимость установления размера аванса должна тщательно анализироваться в каждой конкретной ситуации. Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о сроках и порядке оплаты контрактов и указывает данные условия в конкурсной документации или документации об аукционе.

Напомним, что п. 8, 10 Постановления Правительства РФ N 1181 получателям средств федерального бюджета предоставлено право при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и об оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусматривать авансовые платежи в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 году (исключения составляют, например, договоры о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, договоры о проведении лечения граждан за пределами территории РФ, заключаемые Минздравсоцразвития с иностранными организациями.

Похожие:

Где может быть нарушение? iconПатология липидного обмена
Это может быть нарушение синтеза белков-рецепторов для лпнп, или нарушение синтеза апо-протеинов, или, наконец, нарушение синтеза...
Где может быть нарушение? iconУ детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявляться нарушение переключаемости, координации, точности движений
Переключаемость движений может быть несвоевременная, задержанная; могут появиться сопутствующие движения. Нарушение координации движений...
Где может быть нарушение? iconБогатырства
Только вряд ли шестиклассники, мои ровесники, готовы понять мудрость этих слов. Может быть, это случится позже. Может быть, для кого-то...
Где может быть нарушение? iconВашего малыша может быть одним из самых прекрасных и счастливых событий в Вашей жизни?
Вашего малыша может быть одним из самых прекрасных и счастливых событий в Вашей жизни? Или, быть может, Вы интуитивно чувствуете,...
Где может быть нарушение? iconТеоретический зачет по прикладной математике в старшем математическом классе
В соответствии с содержанием интегрированного курса математики и информатики в 11 классе можно проводить теоретический зачет. Речь,...
Где может быть нарушение? iconАнисимов А. П., Ветютнев Ю. Ю., Мохов А. А., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е
Но все дело в том, что система права – как раз та область, где теория права неотделима от практики и вынуждена следить за всеми движениями...
Где может быть нарушение? iconДергачи» «Владимир Семенович Высоцкий- кто он: Непризнанный поэт ?Певец?
Этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,-...
Где может быть нарушение? iconКнига «Алексей Либеров. Жизнь и творчество», «Тетрадь №1 апрельских детских искусствоведческих чтений, посвящённых народному художнику России А. Н. Либерову»
Мы подростки и очень хотим стать в первую очередь личностью. Внутренний мир человека самое большое богатство, самое ценное, что может...
Где может быть нарушение? iconКнига просто привела меня в восторг. Для меня всегда недосягаемым лидером была «Представьте себе!»
Она мне понравилось намного больше, чем книга, которую Максим Котин написал про меня. Многие люди не любят слушать свой голос, записанный...
Где может быть нарушение? iconЛ. Б. Ульянцева (гбоу цдк санкт-Петербурга, учитель-логопед)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница