№ п/п | основное содержание темы | основные термины и понятия | количество часов | № учебной недели | требования к ЗУН | форма урока | контроль |
Тема 1. Наш город. (2 часа) |
1 | Ставрополь-Тольятти на карте России. | герб, геральдика | 1 | 1 | Знать: историю происхождения названия города; хронологию наименования1739-1964гг. личности, имена, связанные с историей края; основные понятия темы. Уметь: объяснять геральдические символы Ставрополя-Тольятти; составлять хронологические таблицы. | изучение нового материала | & 1 в. 1-4, дополнительный материал |
2 | Географическое положение города и зоны влияния Тольятти.
| Самарская Лука, ландшафт | 1 | 2 | Знать: географическое положение города, климатические условия, растительный и животный мир и их влияние на развитие Самарской Луки; понятия. Уметь: составлять план-конспект по материалам учебника. | комбинированный | & 2 в. 1-5, дополнительный материал |
Тема 2. Территория Ставропольского района с древнейших времен до 17 века. (3часа) |
3 | Наш край в древности и средневековье. | племена, палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век, ямная культура, срубная культура
| 1 | 3 | Знать: археологические памятники на территории края, территории расселения племен, основные понятия, хронологию данного этапа в истории края. Уметь: работать с документами, анализировать события, делать выводы, сравнивать, выделять главное; самостоятельно работать с литературой. | комбинированный | & 3 в. 1-5, дополнительный материал |
4 | Зачет № 1. Край в составе Московского государства (конец 16-17 век).
| государство, «Дикое поле», плавные рати, освоение края «наездом», вотчина | 1 | 4 | Знать: этапы освоения Самарской Луки, занятия населения. Уметь: соотносить историю отечества с историей края; работать с таблицей.
| комбинированный | & 4 в. 1-3, дополнительный материал |
5 | Социальные конфликты на территории края. | «Бунташный век», острог
| 1 | 5 | Знать: характеристику 17 века как «бунташного»; определять причины народных выступлений в 17 в; основные понятия; рассмотреть ход восстания под предводительством Степана Разина на территории Самарского края. Уметь: готовить сообщения и представлять их; составлять таблицу
| комбинированный | & 5 в. 1-5, дополнительный материал |
Тема 3. Ставрополь в 18 – первой половине 19 века. (5 часов) |
6 | В.Н.Татищев и «город святого креста» 17-19 век. | крепость | 1 | 6 | Знать: политику Российского государства по христианизации и переселению калмыков; цель строительство крепости Ставрополь; влияние русского населения на жизнь калмыков. Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, документами; характеризовать роль личности в истории. | комбинированный | & 6 в. 1-6, доклад, дополнительный материал |
7 | Ставрополь в период крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. | крестьянская война, движущие силы, форма борьбы | 1 | 7 | Знать: причины крестьянской войны, формы и методы борьбы; хронологию событий войны в Ставрополе; биографии людей, причастных к судьбе города. Уметь: работать с исторической картой и документами; готовить сообщения. | комбинированный | & 7 в. 1-3, доклад, дополнительный материал |
8 | Зачет № 2. Участие ставропольчан в Отечественной войне 1812г.
| Отечественная война, народное ополчение, патриотизм | 1 | 8 | Знать: хронологию участия ставропольского калмыцкого полка и народного ополчения в боевых действиях 1812-1814 гг., объяснить причины, которые приводили к затягиванию формирования ополчения в Ставрополе; объяснить смысл понятия «народное ополчение», приводить примеры участия ставропольчан в боевых действиях Уметь: соотносить события в стране с событиями в городе, работать с картой, составлять картосхему.
| комбинированный | & 8 в. 1-4, дополнительный материал |
9 | Провинциальный город. | бургомистр, городской глава | 1 | 9 | Знать: административное устройство города первой половине XIX века, численность, состав и занятия населения, развитие медицины и образования. Уметь: объяснять значение основных понятий темы; уметь работать с текстом учебника, статистическими данными. | комбинированный | & 9 в. 1-6, дополнительный материал |
10 | Ставропольское дворянство и крестьяне. | крепостное право, экономическая и социальнаязависимость, эксплуатация , крестьянская повинность | 1 | 10 | Знать: известные дворянские фамилии Ставрополя, их жизнь и деятельность, оценивать их вклад в развитие города, страны, отношение к крестьянам, формы сопротивления крестьян в ответ на помещичий произвол. Уметь: работать самостоятельно с учебником, делать выводы на основе представленных фактов. | комбинированный | & 10 в. 1-4, дополнительный материал |
Тема 4. Ставрополь в составе Самарской губернии во 2 половине 19 века. (4 часа) |
11 | Экономическая жизнь города. | реформа, временнообязанные крестьяне, базар, гильдия, поташ, промысел, ярмарка | 1 | 11 | Знать: формы развития торговли в городе во второй половине XIX века, развитие промыслов и промышленного производства. Объяснить значение. Уметь: делать выводы о причинах расцвета торговли и выделять особенности ярмарочной торговли в Ставрополе, работать с дополнительной литературой. | комбинированный | & 11 в. 1-4, дополнительный материал |
12 | Зачет № 3. Система городского управления.
| местное самоуправление, городская дума, управа, гласные | 1 | 12 | Знать: систему городского управления в Ставрополе, оформившейся после в ходе реформ 60-70-х гг. 19 века, объяснить смысл основных понятий урока. Уметь: оценивать избирательную систему, роль новых органов управления в развитии города, уметь составлять логические схемы по материалам учебника. | комбинированный | & 12 в. 1-4, дополнительный материал |
13 | Жители Ставрополя. | сословия, сословные привилегии, купеческие гильдии, миграция, потомственные дворяне, десятина | 1 | 13 | Знать: численность, национальный и религиозный состав, половозрастные характеристики населения, охарактеризовать положение различных сословий. Объяснять смысл слов. Уметь: составлять данные статистики и делать выводы на основе учебного материала.
| комбинированный | & 13 в.1-4, дополнительный материал |
14 | Народное образование, здравоохранение и духовная жизнь горожан. | система здравоохранения, социальная защита населения, народники, народничество | 1 | 14 | Знать, и оценивать состояние образования и здравоохранения, сложившееся в Ставрополе к концу , XIX века. Объяснить понятия. Уметь: выбирать главное в тексте и делать выводы, работать с дополнительной литературой сообщения по заданной теме, работать в группах.
| комбинированный
| & 14 в. 1-6, дополнительный материал |
Тема 5. Ставрополь впервые десятилетия 20 века. (3 часа) |
15 | Военные и революционные потрясения 1900-1907 гг. | народничество, формы борьбы народников, «Кровавое воскресенье» | 1 | 15 | Знать: даты 1904-1905гг. русско-японская война, 1905-1907гг. первая русская революция, 9.01.1905г. Уметь: соотносить даты событий по истории города и края с датами событий по истории России, работать с хронологическим материалом.
| комбинированный | & 15 в. 1-5, дополнительный материал |
16 | Зачет № 4. Ставрополь в межреволюционный период.
| аграрная реформа | 1 | 16 | Знать: даты 1914-1918гг.- первая мировая война, указ 9.11.1906г.- начало проведения аграрной реформы; Суть аграрной реформы П.А.Столыпина, особенности ее проведения в крае. Уметь: показать на исторической карте границы государств, места значительных исторических событий, соотносить отдельные исторические события и факты.
| комбинированный | & 16 в. 1-5, дополнительный материал |
17 | Период февральской революции и двоевластие. | Революция, «двоевластие» | 1 | 17 | Знать: даты февраль 1917г. - буржуазно-демократическая революция, 2.03.1917г. – свержение монархии в России. Особенности революции в крае. Уметь: объяснять смысл понятий; группировать исторические явления по заданному признаку. | комбинированный | & 17 в. 1-5, дополнительный материал |
Тема 6. В период гражданского противостояния. Ноябрь 1917-1920 год. (3 часа) |
18 | Установление Советской власти в городе. События гражданской войны на территории Ставропольского уезда. | гражданская война | 1 | 18 | Знать: даты 25.10.1917г - вооруженное восстание большевиков в Петрограде, 15.06.1918г.- захват Ставрополя белогвардейцами; содержание Декрета о земле. Уметь: работать с хронологическим материалом, объяснять смысл понятий. | комбинированный | & 18 в.1-4, дополнительный материал |
19 | Социально-экономические и культурные преобразования большевиков. | большевики | 1 | 19 | Знать: даты февраль 1918г. Принятие декрета об отделения церкви от государства»; факты о жизни и деятельности выдающегося ставропольчанина В.В Баныкина. Уметь: рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории города. | комбинированный | & 19 в. 1-4, доклад, дополнительный материал |
20 | Зачет № 5. Чапанное восстание на территории Ставропольского уезда.
| Восстание, «чапан», «чапанный» | 1 | 20 | Каковы причины чапанного мятежа 5.03 1919г-13.03.1919г. на территории Ставропольского уезда, основные события мятежа на территории уезда и губернии. Объяснить слова. Ход восстания и подавление его. Почему чапанное восстание потерпело поражение. Уметь: определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий и их участниках, использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. | комбинированный | & 20 в.1-4, дополнительный материал |
Тема 7. Ставрополь в 20-30гг. XX века. (4 часа) |
21 | Голод 1921-1922 годов и его последствия. | голод | 1 | 21 | Знать: даты 1921-1922гг.- голод в Поволжье, причины этого явления. Уметь: определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории города.
| комбинированный | &21 в. 1-5, дополнительный материал |
22 | Ставрополь в годы НЭПа. | новоя экономическая политика | 1 | 22 | Знать: причины, содержание и результаты новой экономической политики, проводимой в Ставрополе. Уметь: составлять сопоставительную таблицу; работать с документами: объяснять понятия: хозрасчет, нэпманы.
| комбинированный | & 22 в. 1-5, дополнительный материал |
23 | Влияние процессов коллективизации на жизнь Ставрополя. | коллективизация
| 1 | 23 | Знать: трагедию ставропольчан как часть общенациональной трагедии под названием «коллективизация». Уметь: характеризовать роль личности в истории; работать самостоятельно, работать с учебником, делать выводы на основе представленных фактов, составлять таблицы.
| комбинированный
| & 23 в. 1-6, дополнительный материал |
24 | Зачет № 6. Развитие народного образования и культурная жизнь.
| «культурная революция» | 1 | 24 | Знать и оценивать состояние образования и развития культуры в Ставрополе в первой половине XX как часть общенациональной трагедии под названием «культурная революция»; рассказать о важнейших событиях; сравнивать с процессами, происходящими в стране.
| комбинированный | & 24 в.1-6, дополнительный материал |
Тема 8. Ставрополь в годы ВОВ. (3 часа) |
25 | На отпор врагу. | патриотизм, оккупанты, интернационализм | 1 | 25 | Знать: всенародный характер войны, показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, патриотизм и героизм воинов в боях с оккупантами при защите своего Отечества. Уметь: показать интернационализм, узнавать имена и подвиги героев - ставропольчан; готовить сообщения и представлять их.
| комбинированный | & 25 в. 1-4, доклады, дополнительный материал |
26 | Хлеб Победы. | «Народный фронт» |
| 26 | Знать: новые сведения из истории родного края (перестройка экономики района на военный лад, объективные и субъективные трудности при выполнении сельхоззаготовок). Уметь: объяснить понятия; работать с дополнительным материалом.
| комбинированный
| &26 в. 1-5, дополнительный материал |
27 | В фонд обороны. | народное ополчение | 1 | 27 | Знать: о военной подготовке жителей Ставрополя; о формировании народного ополчения; создание истребительных батальонов. Уметь: объяснять проблемы размещения и трудоустройства. Характеризовать возрождение религиозной жизни.
| комбинированный | & 27 в. 1-4, дополнительный материал |
Тема 9. Тольятти во второй половине 20-начале 21 века. (6 часов) |
28 | Зачет № 7. Вклад гидростроителей и энергетиков в развитие города.
| гидроэлектростанция | 1 | 28 | Знать: о вкладе гидростроителей и энергетиков в развитие города, о природных факторах как условии для реализации в регионе нового направления государственной политики; характеризовать планы и проект строительства ГЭС и города. Уметь: рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.
| комбинированный | & 28 в. 1-5, дополнительный материал |
29 | «Большая химия» Тольятти. | «большая химия» | 1 | 29 | Знать: основные предпосылки создания предприятий «большой химии» в Тольятти; объяснять, для чего был сформирован Северный промышленный район, называть химические предприятия города. Уметь: характеризовать виды продукции, выпускаемые химическими предприятиями; работать с дополнительной литературой, готовить сообщения. | комбинированный | & 29 в. 1-4, дополнительный материал |
30 | Столица отечественного легкового автомобилестроения. | инфраструктура, градообразующее предприятие | 1 | 30 | Знать: причины выбора тольяттинской площадки для строительства автозавода; основные этапы строительства Волжского автозавода; понимать роль завода в дальнейшем развитии города. Уметь: объяснять основные понятия темы. | комбинированный | & 30 в. 1-4, дополнительный материал |
31 | Население Тольятти. | демографические характеристики, миграция | 1 | 31 | Знать: причины и источники роста населения города. Уметь: давать характеристику национальному составу населения Тольятти; работать с диаграммами; объяснять основные понятия темы; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. | комбинированный | & 31 в.1-5, дополнительный материал
|
32 | Зачет № 8. Городское самоуправление и общественно-политические организации.
| горсовет, горисполком, горком, мэрия, городская дума | 1 | 32 | Знать: особенности городского управления в советский период; усвоить специфику современного управления городом. Уметь: анализировать документы, объяснять основные понятия темы: горсовет горисполком, горком, мэрия, городская дума. | комбинированный | & 32 в. 1-4, дополнительный материал |
33 | Развитие социальной сферы города. | социальная сфера, социум, меценат, социальная защищенность | 1 | 33 | Знать: систему народного образования и здравоохранения города. Уметь: давать оценку СМИ, объяснять основные понятия темы. | комбинированный | & 33 в. 1-6, дополнительный материал |
34 | Зачет № 9. Духовные традиции. Культура города.
| конфессии, классицизм, галерея | 1 | 34 | Знать: архитектурные особенности города и проблемы градостроительства; понимать роль церкви в жизни города; знать названия, местоположение, цели и задачи городских музеев. Уметь: объяснять основные понятия темы; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. | комбинированный | & 34-35 в. 1-5, дополнительный материал |