Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии»




НазваниеРоссийской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии»
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер17.6 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С

ВЫЯВЛЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»


ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АУДИОЛОГИИ И СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ

НА СНИЖЕНИЕ СЛУХА

Младенческий, ранний, дошкольный

и школьный возраст


Под редакцией Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко


Методическое пособие


Москва

Полиграф сервис

2002

УДК 616+376

ББК 28.9+74.3


ТАВАРТКИЛАДЗЕ ГЕОРГИЙ АБЕЛОВИЧ – д.м.н, профессор, директор Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации

ШМАТКО НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА – к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, с.н.с., зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО

ЗАГОРЯНСКАЯ МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА – д.м.н., зам-директора по научной работе Российского научно-прак­тического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации

МИРОНОВА ЭЛЬЗА ВАСИЛЬЕВНА – к.п.н., с.н.с. Института коррекционной педагогики РАО


ПЕЛЫМСКАЯ ТАМАРА ВАЛЕРЬЕВНА – к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, с.н.с. Института коррекционной педагогики РАО

РУМЯНЦЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА – к.м.н., вед.н.с. Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации


Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко.- М.: Полиграф сервис, 2002.- 68 с.

В методических рекомендациях представлено описание методик обследования слуха, которые могут быть использованы в поликлиниках, реабилитационных центрах и образовательных учреждениях: поведенческий скрининг (с помощью звукореактотеста и методом «гороховых проб»), обследование слуха звучащими игрушками и речью. Широкое внедрение данных методик, простых, доступных практическому здравоохранению, образованию и органам социальной защиты, позволит выявлять детей с подозрением на снижение слуха с первых месяцев жизни, а также своевременно замечать появившееся снижение слуха. Раннее и своевременное выявление нарушений слуховой функции является важнейшим условием организации адекватной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с нарушенным слухом с первых месяцев жизни.

ISBN 5-86388-055-4


ВВЕДЕНИЕ

Нарушения слуха встречаются достаточно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер: при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах III-IV степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Как правило, эти наруше­ния можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нару­шения, связанные с поражением звуковоспринимающего ап­парата - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих на­рушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппа­ратов) и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной форм туго­ухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в ран­нем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой степени тугоухости и глухоте без спе­циального обучения он вообще не овладевает речью. Это про­исходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слы­шит речи окружающих и, следовательно, не может ей подра­жать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудня­ют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. При наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия мо­гут быть ослаблены и даже преодолены.

На формирование речи отрицательно влияют также и вре­менные нарушения слуха, препятствующие формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи.

Отрицательным фактором для общего и речевого развития ребенка является и одностороннее снижение слуха. По данным американских исследователей, 35% детей с односторонней сенсоневральной тугоухостью остаются на второй год (по сравнению с 3-5% детей с нормальным слухом).

В России создана система сурдологической и педагогичес­кой помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. При первом подозрении на снижение слуха у ребенка его необходимо направить на обследование в специа­лизированное медицинское учреждение – сурдологопедический кабинет (центр). Сегодня в стране работают 167 сурдоло-гопедических кабинетов (центров), которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во мно­гих крупных городах (см. адреса в приложении 1). Обследова­ние, лечение и занятия с детьми проводятся в них бесплатно.

Для диагностики состояния слуховой функции используются современные объективные методы исследования. К ним относятся:

• регистрация отоакустической эмиссии, позволяющая заподозрить даже незначительное - на уровне 15-20 дБ - снижение слуха;

• регистрация акустического рефлекса стременной мышцы, позволяющая определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки - порог дискомфорта, что крайне важно для выбора адекватных параметров слухопротезирования;

• тимпанометрия, позволяющая оценить состояния среднего уха;

• регистрация слуховых вызванных потенциалов, в результате которой определяются электрофизиологические аналоги порогов слышимости.

В ходе обследования в сурдологопедическом центре уточ­няется состояние слуховой функции ребенка, намечаются и проводятся необходимые медицинские мероприятия (возмож­ное лечение, слухопротезирование), определяются пути специальной педагогической помощи с учетом возраста ребенка, со­стояния его слуха и речи, уровня его психофизического разви­тия, возможностей семьи.

Пристального внимания заслуживают часто болеющие дети. После перенесенных простудных заболеваниях у них раз­виваются острые средние отиты, тубоотиты, экссудативные средние отиты. Эти заболевания часто рецидивируют. В такие периоды у ребенка наступает понижение слуха, что посте­пенно способствует развитию задержки речевого, а порой и интеллектуального развития. В случае бессимптомных отитов годами может не замечаться ни само заболевание, ни пониже­ние слуха, вызванное им. В результате ребенок остается без своевременного лечения, ухудшаются условия его развития.

Положение может быть исправлено особым вниманием к детям с факторами риска по тугоухости и глухоте и часто бо­леющим детям как в поликлиниках по месту жительства, так и в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных). Необходимо проводить скрининговое обследование состояния слуха детей с факторами риска по тугоухости и глухоте, часто болеющих детей и детей, отстающих в развитии. При этом главное - выявлять подозрение на снижение слуха и направлять ребенка на диагностическое обследование в специализированное учреждение. Не следует опасаться гипердиагностики, т.к. важно не пропустить ребенка с нарушением слуховой функции.


ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ

За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с нарушениями слуха. Число таких больных в Рос­сийской Федерации превышает 12 млн. Особенно насторажи­вает положение с контингентом детей и подростков, среди ко­торых число больных с тугоухостью и глухотой превышает 600 тыс.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальную программу, направленную на радикальную борь­бу с наиболее распространенными в современном мире нару­шениями, в том числе и с нарушениями слуха. Целью про­граммы является оценка перспектив в отношении помощи ли­цам, страдающим тугоухостью и глухотой, и сокращение чис­ла новых пациентов с данной патологией.

В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансер­ном учете в региональных сурдологопедических кабинетах (Приложение 1). На каждого ребенка с нарушением слуха сле­дует заполнять анкету (Приложение 2). В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между пред­полагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием. Это подтверждается данными, полученными при анализе возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза. Анализ показал, что у подавляющей числа детей диагноз поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи с чем проведение медицинской и педагогической. реабилитации часто начинается с большим опозданием (см. приложение 3).

Ежегодно в России проводятся профилактические осмотры для выявления нарушений слуха у детей и подростков. Так, в 2001 г. из 38,4 млн. детей и подростков осмотрено 24,5 млн. При этом выявлены нарушения слуха в 59 тыс. случаев. Однако направлено для обследования в специализированные кабинеты всего 10 тыс. человек.

При анализе структуры заболеваний органа слуха, по данным регионов России, в 1991 -92 гг. преобладала сенсоневральная форма тугоухости (72,6%); кондуктивная форма тугоухости была диагностирована у 13,3% и смешанная - у 14,1% больных. В последующие годы картина изменилась за счет увеличения количества детей с кондуктивными и смешанными формами тугоухости (см. приложение 4). Так в 2001 г. среди детей, взятых на учет в специализированные кабинеты, сенсоневральная тугоухость диагностирована в 38,0%, кондуктивная – в 52,0% и смешанная – в 10,0% случаев. Эти изменения произошли не за счет уменьшения количества детей с сенсоневральной тугоухостью. Они связаны, с одной стороны, с улучшением качества диагностики экссудативного среднего отита, а с другой стороны, с поздней диагностикой и нерациональным лечением детей с острым средним отитом, что приводит нередко к развитию хронического среднего отита и стойкой тугоухости. Часто это связано с наличием аденоидов и воспалительных изменений в верхних дыхательных путях, требующих своевременного хирургического вмешательства. Кроме того, нужно отметить, что во многих регионах не проводится адекватное и рациональное лечение экссудативного среднего отита, что приводит к развитию адгезивного среднего отита и также к стойкой тугоухости. Сравнительно небольшой процент среди причин развития кондуктивной и смешанной форм тугоухости обусловлен врожденными пороками развития уха. Предотвращение и своевременное лечение кондуктивной и смешанной форм тугоухости имеет огромное социальное значение, так как даже небольшая степень кондуктивной тугоухости оказывает существенное влияние на интеллектуальное и языковое развитие ребенка. Так исследования Teele и соавторов (1990) 207 детей, наблюдавшихся от периода новорожденности до 7 лет, показали, что у детей, перенесших острый средний отит, развитие речи, а также успехи в школе были значительно хуже, чем у здоровых детей. У школьников даже слабые потери слуха могут помешать им получить полное академическое образование.

Как правило, в сурдологопедические кабинеты не берутся на учет дети с односторонними и слабыми потерями слуха. Однако эти дети составляют группу риска и требуют система­тического наблюдения. Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не является отклонением от нормы. Исследования последних лет показали, что односторонняя тугоухость ока­зывает серьезное влияние на способность ребенка к обучению, общению и поведению в классе. Bess & Tharpi (1986) установи­ли, что 35% детей с односторонней тугоухостью были второ­годниками. Аналогичные данные были получены Klee & Davis-Dansky (1986), Oyler и соавторами (1988). Таким образом, дети со слабыми потерями слуха и односторонней тугоухостью (глу­хотой) должны состоять на учете в сурдологопедических ка­бинетах и получать необходимую им коррекционную помощь.

При выяснении этиологического фактора, приведшего к развитию тугоухости и глухоты, следует учитывать все воз­можные причины. По данным регионов России, в 2001 г. у 50,2% больных причиной снижения слуха были различные факторы, влияющие на плод в анте-, интра-, нео- и перина-тальном периодах. Среди указанных причин наибольший удельный вес занимает патология беременности (токсикозы I-II половины) и инфекционные болезни матери во время бе­ременности (краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус). Нужно отметить, что в последние годы в России начали проводить вакцинацию детей от краснухи и гепатита В.

Обращает на себя внимание большой процент детей с не­доношенностью, перенесших асфиксию в родах и родовую травму.

У детей с устойчивой врожденной инфекцией (краснуха, цитомегаловирус) часто нарушен клеточный иммунитет, что по­вышает предрасположенность к стойкому экссудативному оти­ту. У детей с осложненным перинатальным периодом отмеча­ется дефицит поверхностно-активного вещества (сурфактанта) и дефицит и незрелость иммунной системы, что, в свою очередь, создает их предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Сочетание этих трех факторов ведет к угнетению или нарушению мукоцилиарной функции в среднем ухе, в том числе евстахиевой трубе, что является главным патофи­зиологическим фактором, повышающим предрасположенность к развитию экссудативного среднего отита у детей.

До настоящего времени частой причиной снижения слуха является применение медикаментозных препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда, фуросемид, хинин и др.). Другой часто встречающейся цепоч­кой причинных связей, приводящих к снижению слуха, явля­ются патологические роды или недоношенность плода, раз­вивающаяся пневмония у ребенка и назначение ему антибио­тиков с ототоксическим действием. Применение указанных антибиотиков должно быть ограничено витальными (жизнен­ными) показаниями и сопровождаться адекватной перфузион-ной терапией. Нередко возникновение глухоты наблюдается у детей, перенесших эпидемический менингит, леченный анти­биотиками аминогликозидного ряда.

Таким образом, нарушения слуха поддаются профилактике, а устранение указанных причин привело бы к значительному снижению числа детей с тугоухостью и глухотой. По данным ВОЗ, в половине случаев тугоухость можно было бы предотвратить самыми простыми средствами. Эти данные приведены в таблицах.

Таблица 1

Основные причины предотвращаемой тугоухости

антенатальном (дородовом) периоде


Причина

Способ решения проблемы

Брак между близкими родственниками

Просвещение населения


Краснуха

Вакцинация

Сифилис

Антенатальное лечение, просвещение населения

Метаболические нарушения

Правильное питание

Препараты с ототоксическим действием

Избегать использования препаратов либо правильно их применять


Таблица 2

Основные причины предотвращаемой тугоухости перинатальном (родовом) и неонатальном

(послеродовом) периодах


Причина


Способ решения проблемы


Родовая травма – аноксия


Совершенствование акушерской помощи

Желтуха (гемолитическая)


Предварительное определение Rh-фактора и адекватные мероприятия

Препараты с ототоксическим действием

Избегать использование препаратов либо правильно их применять


Таблица 3

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconОптимизация ранней диагностики заболеваний предстательной железы
Федеральное Государственное Учреждение «Научно Исследовательский Институт Урологии Росмедтехнологий» Федерального Агентства по Здравоохранению...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconМедико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура
Козионова Лариса Викторовна, учитель – логопед, Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconПояснительная записка Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка»
Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» icon«Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconФедеральное государственное учреждение "аналитический центр при правительстве российской федерации"
Организация процесса формирования оценки общественных ожиданий целевых групп в рамках основных направлений деятельности правительства...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» icon«Обучение математике детей с отклонениями в развитии»
Составитель: Богановская Н. Д. канд пед наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин в специальной...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconГосударственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии
Выходная продукция по заданию 05. 01. Программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconЦентр психолого-медико-социального сопровождения «спутник» 662150, г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 3, дом 11, тел. 7-56-60 e-mail
Согласно Уставу, целью деятельности учреждения является: оказание помощи детям от рождения до 18 лет, имеющим проблемы в развитии,...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconПриказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"
Реформа здравоохранения и развитие экономических отношений в медицинской практике требуют коренного совершенствования лечебно-профилактической...
Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconДокументация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правовогодоговора на поставку офисной техники в санкт-петербургское государственное бюджетное учреждение социальной помощи семьям и детям «региональный центр «семья»
Государственный заказ Санкт-Петербурга поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница