Медицинских методов диагностики слуховой функции




Скачать 20.42 Kb.
НазваниеМедицинских методов диагностики слуховой функции
Дата03.02.2016
Размер20.42 Kb.
ТипДокументы
Каюрова Д.В.

Методы диагностики нарушения слуховой функции


Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

По данным Министерства здравоохранения в России в настоящее время насчитывается более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть - 64% - составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. По мнению Загорянской М.Е. число детей-инвалидов по слуху за последние 2-3 года выросло на 20%. Кроме того, данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана (1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи  закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.

Данные медицинских методов диагностики слуховой функции чрезвычайно важны, в первую очередь, для качественного слухопротезирования, которое является одним из первых условий реабилитации лица с нарушенным слухом.

Медицинские методы исследования делятся на субъективные и объективные. В процессе проведения субъективных методик регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. Объективные методики позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки.

К субъективным методикам относятся такие, как:

  • регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;

  • условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;

  • игровая аудиометрия;

  • тональная аудиометрия.

Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев), а также глаз в сторону зрительного подкрепления при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны. Метод начинают использовать, когда у ребенка начинает формироваться умение локализовать звуки в плоскости «право-лево» и достаточно развиты мышцы шеи.

Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].

Главными недостатками данного метода является:

  1. небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;

  2. не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;

  3. не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].

Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.

Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.

Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].

Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии. Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

Преимущества данного метода следующие:

  • есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;

  • колебания постоянные, незатухающие;

  • звук можно усиливать до определенного предела;

  • Недостатками являются:

  • требуется специальная аппаратура;

  • аппаратура немобильна;

  • требуется специальное заглушение помещений.

Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.

В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:

  • импедансометрию;

  • аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;

  • регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.

Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.

Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.

Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала.

На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.

Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.

Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов. Сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные (или стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы (КСВП).

Преимущества данного метода:

  • КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;

  • регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);

  • регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.

Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).

Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR (Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.

Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].

Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.

При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Данные колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в органе Корти, а именно в наружных волосковых клетках.

ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

  1. методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;

  2. методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;

  3. методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;

  4. методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].

Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

  • в слуховом сосредоточении;

  • активизации или торможении общих или сосательных движений;

  • в расширении глазных щелей;

  • в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюда­теля, крике [6.18].

Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип [22.28-37].

После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выяв­ляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Нейман. Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо 6.20-22.

Список использованной литературы:

  1. Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом //Дефектология, 1999. - № 4. – С. 77-80;
  2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учебное пособие. М., 1984;

  3. Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. – М.: Владос, 2001. – 271с.;


  4. Боскин Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963;

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1983. Т.5: Основы дефектологии.;

  6. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие/ Под ред. Г.Л. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко.—2-е изд. — М,: Издательство «Экзамен», 2004.- 96 с, (Серия«Ранняя помощь»);

  7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 304 с.;

  8. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. Л.: Медицина, 1989;

  9. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – С-Пб., 2005;

  10. Левин А. Л., Жилинский Ю.П. Звукоусиливающее устройство для людей с дефектами слуха// Авторское свидетельство № 559486 от 28.01.1977.;

  11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974.;

  12. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! – М., 2003.;

  13. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л., 1979;

  14. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом (под ред. В.И. Селиверстова). – М.: ВЛАДОС, 2001.;

  15. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001.;

  16. Основы специального обучения слабослышащих детей / под ред. Р.М. Боскис. – М., 1968 - 311 с.;

  17. Пашков А.В. Частотно-специфическая оценка функции слуха по данным регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон //Российская оториноларингология (медицинский научно-практический журнал), 2004. - № 2. – С. 86-88.;

  18. Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование. Учебное пособие. – М., 2003;

  19. Современные подходы к комплексной реабилитации детей с нарушенным слухом (сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием). // СГПУ ИКП. – С., 2009.;

  20. Сурдопедагогика: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.В. Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.;

  21. Сурдопедагогика: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. – М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.;

  22. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М., 2003.;

  23. http://www.defectology.ru;

  24. http://www.istok-audio.com/;

  25. http://ligasluha.ru;

  26. http://www.lorinfo.ru;

  27. http://lor-med.ru;

  28. http://www.siemens-hearing.ru;

  29. http://www.surdology.ru;

  30. http://www.raduga-zvukov.ru.

Похожие:

Медицинских методов диагностики слуховой функции iconМосковское объединение медицинских радиологов
Много разнонаправленных заседаний ждет нас в этом полугодии. Если рассматривать общую тенденцию, то она очевидна: заседания секций...
Медицинских методов диагностики слуховой функции iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Оглавление
Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации мкб 10. Представлены все основные разделы диагностики, дифференциальной...
Медицинских методов диагностики слуховой функции iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Оглавление
Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации мкб 10. Представлены все основные разделы диагностики, дифференциальной...
Медицинских методов диагностики слуховой функции iconСравнительная эффективность современных иммунологических методов исследования цереброспинальной жидкости для диагностики нейросифилиса
Аемых половым путем, и в отделе лабораторной диагностики инфекций, передаваемых половым путем, и болезней кожи Федерального государственного...
Медицинских методов диагностики слуховой функции iconОптимизация методов лечения хронического цистита с лейкоплакией мочевого пузыря у женщин
Дарственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального...
Медицинских методов диагностики слуховой функции icon«Программная реализация методов оптимизации функции одной переменной (метод ломаных)»

Медицинских методов диагностики слуховой функции iconИспользование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы
Учебные функции медиасредств в образовательном процессе
Медицинских методов диагностики слуховой функции icon«лабораторная работа №3. Программная реализация методов оптимизации функции одной переменной (метод трихотомии)»

Медицинских методов диагностики слуховой функции iconКраткое содержание
Цель преподавания дисциплины: овладение студентом теорией и практикой применения физических методов профилактики, диагностики, лечения...
Медицинских методов диагностики слуховой функции iconПояснительная записка
А. И. Алешкевич, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница