Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание




НазваниеРазработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер31 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5


Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка


Содержание

1.

Понятие социального сопровождения и его основные компоненты

3

2.

Одаренный ребенок как объект социального сопровождения

10

2.1.

Интегративная модель социального сопровождения одаренных детей

11

2.2.

Модель социального сопровождения одаренных детей с школьной дезадаптацией

17

2.3.

Модель социального сопровождения одаренных детей – социальных сирот

30

2.4.

Модель социального сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями

38

2.5.

Модель социального сопровождения одаренных детей-мигрантов

49




Список использованных источников

58




Глоссарий

61




Приложения

63



1. Понятие социального сопровождения и его основные компоненты

В психологической литературе под сопровождением понимается метод помощи субъекту развития в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система, а под ситуациями жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного и регрессивного развития. [17]

Позиция сопровождения - позиция «на стороне ребенка». Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. [17]

Система социального сопровождения объединяет специалистов разного профиля: психологи, учителя, социальные работники, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, врачи-педиатры, врачи-психоневрологи, врачи ЛФК.[17]

Таким образом, система социального сопровождения одаренных детей складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и уч­реждений культуры, государственных и общественных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социального сопровождения одаренных детей. К этим направлениям относятся:

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы одаренного ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

  • выявление запросов, потребностей одаренных детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

  • индивидуальное и групповое консультирование одаренных детей, их родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию одаренных детей в семье;

  • индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение одаренных детей по индивидуальным образовательным программам и планам;

  • организация деятельности одаренных детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;

  • организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных одаренных детей;

  • проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортив­ных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;

  • организация летнего оздоровительного отдыха одаренных детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;

  • организация летних профильных смен, конкурсов, смотров для одаренных детей. [14]

Целостная система социального сопровождения одаренного ребенка должна включать 4 основных компонента: медицинский, психологический, педагогический и социальный. Перечень основных составляющих каждого компонента, а также возможный уровень реализации компонентов представлены в Таблице 1.


Таблица 1. Основные компоненты системы социального сопровождения







Критерии оценки

Уровень реализации сопровождения

Психологический компонент

1. Оценка мотивационной сферы личности


1.1. Иерархия мотивов

1.2. Система ценностных ориентаций

1.3. Сфера интересов

Образовательные учреждения (психологи, учителя), Центры по работе с одаренными детьми (психологи)

2. Оценка эмоционально-волевой сферы личности

2.1. Эмоциональная устойчивость

2.2. Способность к осознанному волевому усилию

3. Оценка когнитивной сферы личности

3.1. Качество познавательной деятельности

3.2. Работоспособность

3.3. Темп психической деятельности

Медицинский компонент

1. Оценка уровня соматического здоровья


1.1. Общий соматический статус

1.2. Наличие хронических заболеваний

1.3. Наличие заболевания в острой стадии

Медицинские учреждения (врачи различного профиля)

2. Оценка уровня психического здоровья

2.1. Общий психический статус

2.2. Наличие психических нарушений (в анамнезе и актуальных)

Социальный компонент

1. Оценка социальных возможностей

1.1. Включенность в процесс обучения

1.2. Включенность в процесс профессионализации

Образовательные учреждения (психологи, учителя)

2. Оценка семейной ситуации

2.1. Социальный статус семьи

2.2.Тип семейных взаимоотношений

Социальные работники

3. Оценка системы отношений с другими людьми

3.1. Включенность в отношения со взрослыми и сверстниками

3.2. Стиль отношений со взрослыми и сверстниками

Образовательные учреждения (психологи, учителя), Центры по работе с одаренными детьми (психологи)

Педагогический компонент

1. Оценка социально-бытовой ориентировки

1.1. Способность проявлять социальную активность

1.2. Социальные навыки и умения

1.3. Способность к гибкому поведению в социально-значимых ситуациях

1.4. Способность к усвоению новых социальных навыков

Центры по работе с одаренными детьми (психологи), социальные работники и социальные педагоги

2. Оценка навыков самообслуживания

2.1. Наличие навыков самообслуживания

2.2. Способность к усвоению новых навыков

2.3. Мотивация к выполнению соответствующей деятельности

Социальные работники, Образовательные учреждения (психологи, учителя),

3. Оценка характера и качества учебной деятельности

3.1. Интерес к учебной деятельности

3.2. Овладение основными учебными навыками

3.3. Способы организации учебной деятельности

3.4. Навыки эффективного использования собственных когнитивных возможностей в учебной деятельности

Образовательные учреждения (психологи, учителя)

4. Оценка качества усвоения учебной программы

4.1. Успеваемость по основным предметам

4.2. Качество знаний по предметам

Образовательные учреждения (психологи, учителя)


Оценка психологического компонента проводится с использованием методов наблюдения и психологического тестирования; при оценке социального компонента используются методы наблюдения, интервью, анализа анкетных данных; оценка педагогического компонента проводится с помощью методов наблюдения, интервью, анализа продуктов учебной деятельности и методов педагогической диагностики. Медицинский компонент оценивается при участии специалистов медицинских учреждений соответствующего профиля (логопеды, дефектологи, врачи-педиатры, врачи-психоневрологи, врачи ЛФК) с применением необходимых в каждом индивидуальном случае методов.

Организационно реализация всех компонентов системы социального сопровождения одаренных детей представляет собой механизм межведомственного взаимодействия и включает в себя следующий состав учреждений и организаций, которые различаются составом, категориями одаренных детей, их охватом, формами поддержки:

  • образовательные учреждения, в том числе: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы всех видов, учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения системы специального образования, учреждения дополнительного образования;

  • учреждения социального обслуживания: детские приюты, центры помощи семье и детям, центры реабилитации, службы доверия, консультационные центры;

  • учреждения культуры, спорта, молодежной политики: центры занятости подростков и молодежи, молодежные общественные приемные, молодежные биржи труда и др.;

  • межведомственные психолого-медико-социально-педагогические центры и службы разного уровня, психолого-педагогические комиссии;

  • подразделения по делам несовершеннолетних в структуре правоохранительных органов;

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • учреждения здравоохранения. [14]

Многообразие учреждений, оказывающих социальное сопровождение одаренных детей, отражают сущностные характеристики современного подхода к оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации, основанного на реальном межведомственном взаимодействии.[14]

При построении модели социального сопровождения одаренных детей, направленной на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка, можно выделить 4 основных структурных блока:

  1. структурный блок социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение вопросов их медицинской и психологической поддержки;

  2. структурный блок социальной защиты одаренного ребенка, направленной на адаптацию к индивидуальной трассе обучения, возможным перегрузкам, интернатному проживанию;

  3. структурный блок социальной защиты одаренных детей, обеспечивающий им необходимую академическую мобильность;

  4. структурный блок социальной помощи в профориентации и послешкольном обучении одаренного подростка.

В рамках каждого из этих блоков происходит взаимодействие медицинского, психологического, социального и педагогического компонентов системы социального сопровождения одаренных детей, схематически представленное на Рисунке 1.



Рисунок 1. Взаимодействие компонентов системы социального сопровождения одаренных детей

2. Одаренный ребенок как объект социального сопровождения

Один из ведущих исследователей в области одаренности Д.Б. Богоявленская в «Рабочей концепции одаренности» дает следующее определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[4]

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). [4] К сожалению, социальное расслоение современного российского общества приводит к тому, что не все одаренные дети находятся в той благоприятной социокультурной среде, которая бы способствовала развитию их одаренности. Одаренный ребенок, также как и любой другой ребенок, может находится в трудной жизненной ситуации и соответственно попасть в одну из групп риска.

Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, миграция, социальное сиротство. [16]

Таким образом, в зоне риска находятся те одаренные дети, которые имеют проблемы со здоровьем, с обучением, имеют предрасположенность к асоциальным формам поведения.


2.1. Интегративная модель социального сопровождения одаренных детей

Одаренный ребенок обладает яркой индивидуальностью и нуждается в психологической поддержке и социальном сопровождении даже в случае социально-психологического благополучия в семье, школе и среде сверстников, т.е. не входя ни в одну из групп риска.

Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков - независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. [4]

Для одаренных детей характерно высказывание и отстаивание своего мнения, нахождение нестандартного пути решения задачи. При этом у одаренного ребенка более развита рефлексия, мышление, направленное на самого себя, поэтому в случае сбоя в решении задачи или какой-то деятельности одаренный ребенок самостоятельно может выявить причину этого сбоя.

В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и, соответственно, коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса. [4]

Л. Холлингуорт выделяет следующие основные проблемы одаренных детей:

  1. Неприязнь к школе. Это проявляется в нежелании посещать школу. Происходит это от того, что учебная программа неинтересна и скучна для одаренного ребенка. Отсюда - нежелание учиться, посещать занятия, так и проблемное поведение ребенка.

  2. Другие игровые интересы. Одаренным детям не нравятся игры, рассчитанные на средний уровень интеллектуального развития их сверстников. Им нравятся сложные игры. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Нонконформизм. Одаренные дети совершенно не склонны к конформному поведению. Они отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.

  4. Погруженность в философские проблемы. Для одаренных детей характерным является необходимость осмысления таких явлений, как смерть, смысл жизни, религиозные верования и др. в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться со взрослыми людьми, а играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, т.к. сфера их общения со сверстниками ограничена и, при этом, они уступают своим сверстникам в физическом развитии.

Дж. Уитмор добавляет к указанным причинам также

1) Стремление к совершенству (перфекционизм). Одаренные дети всегда стремятся достигать высших результатов в любом деле. И они не успокоятся, пока не достигнут этого. Стремление к совершенству у них проявляется рано.

2) Ощущение собственной неполноценности. Одаренные дети практически всегда критически относятся к собственным достижениям. Часто они бывают не удовлетворены собственными результатами, отсюда их низкая самооценка.

3) Нереалистические цели. В случае, если нет возможности достичь поставленных целей, они начинают очень сильно переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким результатам.

4) Сверхчувствительность. Одаренный ребенок очень сильно уязвим. Одаренные дети характеризуются гиперактивностью и отвлекаемостью, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5) Потребность во внимании взрослых. Одаренные дети часто монополизирует внимание взрослых, так как общению со взрослыми они отдают предпочтение. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6) Нетерпимость. Одаренные дети довольно часто с нетерпимостью относятся к детям, находящимся ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут выразить им свое презрение, высказать им свои замечания, тем самым оттолкнуть окружающих.[18]

Модель социального сопровождения одаренных детей представлена на Рисунке 2.




Рисунок 2. Интегративная модель социального сопровождения одаренного ребенка


Социальное и психологическое сопровождение этой группы одаренных детей может ограничиться уровнем образовательных учреждений (общего и профессионального образования, а также специализированными центрами дополнительного образования для одаренных детей). На этом уровне одаренный ребенок может получать необходимую медицинскую и социальную поддержку. Образовательные учреждения также обеспечивают академическую мобильность одаренного ребенка. Острой необходимости в психологическом сопровождении и социальной помощи в профориентации и послешкольном обучении у одаренных детей этой группы нет, т.к. «укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях». [4]

Рассмотрим основные структурные блоки интегративной модели социального сопровождения одаренных детей.

I. Блок социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение вопросов их медицинской и психологической поддержки

Субъект: медицинские учреждения, психологические центры, образовательные учреждения.

Цель: гармоничное развитие личности одаренного ребенка.

Задачи:

1) Формирование диагностического пакета методик для определения индивидуальных особенностей личности одаренного ребенка, его потенциальных возможностей, а также диагностики причин и механизмов нарушений в состоянии здоровья, развитии, обучении, социальной адаптации одаренного ребенка.

2) Диагностика актуального состояния соматического здоровья и психологического благополучия одаренного ребенка.

3) Составления плана работы с одаренным ребенком, обеспечивающего максимальную эффективность обучения и развития.

II. Блок социальной защиты одаренного ребенка, направленной на адаптацию к индивидуальной трассе обучения, возможным перегрузкам, интернатному проживанию

Субъект: учителя, школьные психологи.

Цель: составление психологически безопасного индивидуального плана обучения одаренного ребенка с минимизацией возможных физических и психологических перегрузок.

Задачи:

1) Выявление особенностей психической деятельности одаренного ребенка: темпа мыслительной деятельности, склонности к продолжительному самостоятельному умственному труду, возможность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.

2) Выявления интересов одаренного ребенка, помимо профиля его одаренности.

3) Разработка индивидуальной образовательной траектории.

III. Блок социальной защиты одаренных детей, обеспечивающий им необходимую академическую мобильность

Субъект: образовательные учреждения (школы и вузы), благотворительные фонды.

Цель: ознакомить одаренного ребенка с различными направлениями продолжения образования в интересующей его сфере.

Задачи:

1) Предоставить одаренному ребенку максимально полную информацию о возможности продолжения образования в вузах в России и за рубежом.

2) Изучить грантовые программы благотворительных фондов по обучения и стажировкам в иностранных вузах.

3) Оказать психологическую помощь в профессиональном самоопределении одаренного ребенка, основываясь на его внутренних индивидуально значимых мотивах и склонностях ребенка.

IV. Блок социальной помощи в профориентации и послешкольном обучении одаренного подростка

Субъект: психологи.

Цель: провести профориетационную диагностику одаренного ребенка.

Задачи:

1) Оценить профессиональные установки одаренного ребенка.

2) Выявить мотивы выбора профессии (индивидуальные и социально значимые).

3) Разработать курсы профориентационных занятий, организовать индивидуальные консультации по профессиональной ориентации для одаренных детей.

Эффективность интегративной модели социального сопровождения одаренных детей определяется постоянным взаимодействием описанных структурных блоков модели. Взаимодействие между основными субъектами модели, т.е. семьей, школой, медицинскими и социальными учреждениями, происходит в течении всего процесса обучения одаренного ребенка и ведет к личностному развитию ребенка, его социально-психологической адаптации в микросоциуме в сочетании с самореализацией.


2.2. Модель социального сопровождения одаренных детей с школьной дезадаптацией

Социологические исследования показывают, что одаренные дети составляют 20-30 % от общей популяции и лишь 5% из них можно назвать социально адаптированными и психологически «благополучными». Остальные находятся в состоянии социальной изоляции со стороны своих ровесников и взрослых.

Протест ребенка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей - в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др.- могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребенок ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выражено асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется и т.д.

Для описания целого комплекса проблем одаренного ребенка в общении со своими сверстниками и учителями было введено понятие школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация характерна для как для социально благополучных одаренных детей, так и для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, о которых речь пойдет в следующих параграфах (2.2, 2.3, 2.4, 2.5).

Основные подходы к понятию школьной дезадаптации:

В рамках медико-биологического подхода школьная дезадаптация рассматривается как нарушение приспособления личности ребенка к условиям обучения в школе, выступающее как частное проявление у ребенка расстройства общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984). Таким образом, дезадаптация в данном случае является проявлением патологии развития и здоровья ребенка. Указанный подход является малоэффективным, так как вместо нормализации отношений и связей в триаде «семья-ребенок-школа», формируется ложная установка на ребенка как на больного.

Социально-дезадаптивный подход определяет школьную дезадаптацию как многофакторный процесс снижения и нарушения способностей ребенка к обучению по причине несоответствия требований и условий учебного процесса, микросоциальной среды психофизиологическим и психологическим потребностям ребенка (Северный А.А., 1995). Следовательно несоответствие ребенка требованиям учителя и школы, а также ближайшей социальной среды (родителей и одноклассников) не указывает на наличие у него какого-то дефекта или паталогии.

Данный подход формирует базисные основания для организации междисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля при оказании психолого-педагогической и социальной помощи детям с особыми нуждами не только на уровне индивидуально ориентированного, микросоциального взаимодействия «ребенок-семья-школа-помогающий специалист», но и на уровне регионального, макросоциального взаимодействия: «семьи и дети риска школьной и социальной дезадаптации - образовательные и социально-реабилитационные учреждения региона - муниципальная социальная политика».[9]

В рамках данного подхода рассматривается и школьная дезадаптация детей из групп риска- социальных сирот, мигрантов, жертв насилия, а также детей, имеющих проблемы со здоровьем и требующих компенсирующие формы специального образования (см. 2.2., 2.3., 2.4.).

Социально-педагогический подход определяет школьную дезадаптацию как преимущественно социально-педагогическое явления, в формировании которого ведущая роль принадлежит педагогическим и собственно школьным факторам. Дезадаптация в данном случае является проявлением невозможности ребенка удовлетворить предъявляемые к нему педагогические требования:

  • несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения;

  • экстенсивный характер учебных нагрузок;

  • преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе "смысловые барьеры" в отношениях ребенка с педагогами;

  • конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов.

Школьная дезадаптация формируется здесь по следующей схеме:

неудовлетворение личностно значимых потребностей

ребенка в школе



состояние фрустрационной напряженности

и психического дискомфорта



ситуативные реакции, имеющие тенденцию к

повторению и стереотипизации

Исходя из этого, наиболее действенным путем ее преодоления школьной дезадаптации этого типа является перенос акцента в решении проблемы дезадаптации на предупреждение провоцирующих ее негативных школьных факторов.

В рамках социально-психологического подхода школьная дезадаптация рассматривается как невозможность ребенком найти свое место в образовательном пространстве, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Данный подход к школьной дезадаптации делает акцент на анализ и помощь при конфликтных отношениях ребенка:

Ребенок ↔ семья

ребенок ↔ сверстники

ребенок ↔ учитель

ребенок ↔ школа

ребенок ↔ здоровье (психическое и физическое)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconИнструкция по психологическому сопровождению детей и подростков в условиях реализации модели социального сопровождения одаренных детей, направленной на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Детская одаренность
Разработка инструкций по использованию моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconСоциально-педагогического факультета
Гуманизация образовательно-воспитательного процесса и психологии одарённости. Проблемы психологии одарённого ребёнка. Теоретическое...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconТехническое задание по проекту 7 Методология оценки бюджетных, экономических и социальных последствий реформирования системы социальной защиты детства и структура настоящей работы 9
...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconСодержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» Цели
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconТеоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях оу
Ючительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconКонцепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи воронежской области (на 2012-2015 г г.) Содержание
А. В. Мудрик), педагогически регулируемой и целенаправленной на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconЗа 2006 – 2009 годы
Целью работы социального педагога является укрепление социальной защиты детей, обучаемых в школе, в соответствие с законодательством...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconGeneral ciНекоторые аспекты проблемы отграничения функций и полномочий государственных органов и местного самоуправления в области социальной защиты населения
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ч. 2 ст. 7) наряду с гарантиями охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconРешение общеобразовательного учреждения об организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента получения указанных документов.
«Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных...
Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка Содержание iconМетодическое пособие для Заместителей директоров оу по воспитательной работе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница