Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»*




Скачать 17.94 Kb.
НазваниеЗаключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»*
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17.94 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


пл. Ленина,д.1, г.Ульяновск, 432017 тел.: (8422) 41-40-24 E-mail: econom@ulgov.ru

ОКПО 25480722, ОГРН 1047301019776, ИНН/КПП 7325050230/732501001


Заключение

об оценке регулирующего воздействия

проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»*


Министерство экономики Ульяновской области в соответствии с пунктом 2.2.11 Положения о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478, рассмотрело проект Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» (далее – проект акта) и сообщает следующее.

  1. Проблема, на решение которой направлено регулирование. Цель разработки проекта акта.

1.1. Запрет на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% действует в регионе с августа 2007 года, начиная с 23 часов вечера до 8 часов утра (Закон Ульяновской области «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции» от 03.08.2007 № 113-ЗО).

В течение 2007 – 2011 годов в Закон вносились изменения, постепенно увеличивая зону запрета:

- Закон Ульяновской области от 19.12.2007 № 222-ЗО: вечернее время запрета увеличилось, начиная с 20 часов вечера и до 8 часов утра;

- Закон Ульяновской области от 05.02.2008 № 20-ЗО: к действующему запрету (с 20 часов вечера до 8 утра) добавились праздничные дни – 25 мая, 12 июня и 1 сентября, ограничение на продажу в эти праздничные дни было с 13 часов дня и до 8 часов утра;

- Закон Ульяновской области от 25.12.2009 № 214-ЗО: запрет на продажу с 20 часов вечера до 8 утра, в праздничные дни – 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября – весь день (с 0 часов до 24 часов);

- Закон Ульяновской области от 05.05.2011 № 76-ЗО: к действующему запрету добавились выходные дни – суббота и воскресенье - с 0 часов до 24 часов.

С 30.11.2011 года в регионе действует Закон Ульяновской области № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области», ограничивающий время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября - с 8 часов до 23 часов.

Новая редакция закона предполагает установить следующие ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции (дополнительно к ограничениям, действующим на федеральном уровне):

1) любой алкогольной продукции с 21 часа до 23 часов и с 8 часов до 11 часов ежедневно, а также с 11 часов до 21 часа 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября, в том числе в случаях, когда указанные дни приходятся на субботу и воскресенье;

2) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% с 11 часов до 21 часа в субботу и воскресенье.

1.2. Согласно пояснительной записке к проекту акта, принятие внесений изменений в закон позволит снизить уровень потребления алкогольной продукции в Ульяновской области, стабилизировать состояние общественного порядка, уменьшить прямые и косвенные потери от пьянства, связанные со снижением работоспособности населения, смертностью и заболеваемостью из-за употребления алкоголя и решить задачи, поставленные «Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р (далее – Концепция). Одна из задач Концепции - снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения к 2020 году на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции.

По мнению разработчика акта, одними из наиболее эффективных методов решения этой задачи являются ограничения доступности алкогольной продукции по времени и месту, осуществляемые в комплексе с профилактическими мероприятиями и мерами по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции.

1.3. Разработчиком не указаны целевые индикаторы и прогнозный социально - экономический эффект, которые предполагается достичь при изменении действующего регулирования, как, например, процент снижения объёмов потребления алкогольной продукции; процент снижения числа преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения; количество ДТП, совершённых при нахождении водителя в нетрезвом состоянии и т.п.

1.4. Альтернативные варианты решения выявленных проблем не представлены.

  1. Содержание и область правового регулирования. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты в результате принятия законопроекта

Основными группами участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты в результате принятия проекта акта, являются:

- жители Ульяновской области;

- приезжие граждане, гости области;

- предприятия – производители алкогольной продукции;

-предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу алкогольной продукции.

Поскольку данное государственное регулирование затрагивает большое количество адресатов - практически всех жителей Ульяновской области, Министерством экономики Ульяновской области были организованы публичные консультации не только с представителями различных бизнес – сообществ (как крупных, так и мелких), но и был применён механизм проведения социологического опроса населения и экспертного опроса на предмет выявления мнений о результативности ограничительных антиалкогольных мер, используемых в регионе.

3. Оценка целесообразности государственного вмешательства. Выявление альтернатив достижения поставленной цели

3.1. Оценка текущей ситуации. Анализ варианта «статус – кво».

Как уже было выше отмечено, в Ульяновской области больше 6 лет проводится активная антиалкогольная политика. Сравнение статистических данных Росстата и данных, представленных разработчиком, а также анализ динамики показателей, связанных с рынком алкоголя, позволяет сделать некоторые выводы о результативности государственного регулирования, а также оценить общую обстановку с потреблением алкоголя в регионе. Рассмотрим динамику основных показателей.

Розничная продажа алкогольных напитков по Ульяновской области в 2000 – 2012 годы (тыс.дкл)




Анализ статистических данных розничной продажи алкогольных напитков не позволяет говорить о какой–либо чёткой, устоявшейся статистической тенденции по увеличению, либо по снижению спроса на алкогольную продукцию: подъём розничных продаж в 2007 году сменяется падением спроса в 2008 – 2009 годах, после чего, начиная с 2010 года, вновь идёт увеличение. В 2012 году наметилась тенденция к незначительному (на 2,76% по предварительным данным Росстата) снижению продаж алкогольной продукции.

Одним из факторов снижения потребления алкогольной продукции в 2008-2009 годах можно отметить экономический кризис: заметно изменилась потребительская модель поведения потребителей, став более рациональной и ориентированной на сокращение расходов, что затормозило и развитие потребления алкогольной продукции.

С 2006 года наметилась тенденция к изменению структуры потребления алкогольных напитков – снижение потребления крепкого алкоголя (водка, коньяк, ликероводочные изделия) в пользу слабоалкогольных напитков (вино, шампанское, пиво, коктейли).

На данный момент в структуре потребления алкогольных напитков имеет место паритет между крепкими и слабоалкогольными напитками.



Отравления алкоголем. Смертность от отравлений алкоголем

Начиная с 2007 года, наблюдается ежегодное снижение количества отравлений алкогольной продукцией (данные представлены разработчиком акта). На динамику данного показателя, наряду с проведением ограничительной политики, влияет ряд факторов:

- принят ряд мер по активизации деятельности правоохранительных органов, направленной на пресечение незаконного оборота алкогольной продукции. Так, в 2010 году изъято из незаконного оборота 149 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, в 2011 – 373 тысяч литров, за 11 месяцев 2012 года – 447 тысяч литров (информация представлена разработчиком акта);

- согласно данным опроса, проведённого департаментом программного планирования и ОРВ Министерства экономики Ульяновской области, 50% городского населения и 100% сельского населения в случае отравления алкоголем не обращались в медицинские учреждения.




Число ДТП, состоявшихся по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии




Количество выявленных фактов управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения после резкого снижения на 19 % в 2008 году снова возросло на 17,5% в 2009 году и 3 года имело достаточно фиксированное стабильное значение. В 2012 году наблюдается новый рост на 7 % по сравнению с предыдущим годом. Значение показателя в 2012 году вернулось на уровень 2007 года.

Динамика данного показателя имеет тесную связь с активизацией работы сотрудников ГИБДД по выявлению правонарушений на дорогах. Кроме того, несмотря на действующие ограничения по продаже алкогольной продукции в розничной сети, у водителей ТС (как, впрочем и у любого жителя Ульяновской области) есть возможность употребить алкоголь в любое время в кафе, закусочных, барах.

Данные проведённого опроса населения свидетельствуют о том, что большинство опрошенных (94%) не управляли автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, но 6% респондентов всё – таки «садились за руль» в состоянии алкогольного опьянения.

По сравнению с прошедшими годами доля ДТП в состоянии алкогольного опьянения в общем количестве ДТП сокращается. На данный момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения составляют не более 3,5% от общего числа ДТП. Для сравнения – в 2005 году «пьяные» ДТП составляли 9% от общего числа. В то же время, данный тренд не имеет своей причиной только лишь проводимую антиалкогольную политику. В 2008 году – для водителей введена допустимая норма содержания в крови алкоголя 0,2 промилле, в 2010 году – 0 промилле.




Преступления, совершённые в состоянии алкогольного опьянения.



Начало регулирования - запрет продаж крепкого алкоголя в 2007 году -пришлось на начало тенденции к снижению числа преступлений в нетрезвом состоянии. В 2009 году был достигнут минимальный уровень таких преступлений за 2005 – 2012 годы – 2212 преступлений. Однако, начиная с 2010 года, обозначился резкий рост таких преступлений и стабилизация ситуации на достаточно высоком уровне (порядка 3000 преступлений ежегодно).

Здесь можно отметить некоторые факторы, которые «мешают» стабилизации ситуации:

- под действие ограничения не попадает розничная продажа алкогольной продукции, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, т.е. в любое время суток можно употребить алкоголь в закусочных, рюмочных, кафе, барах и т.п;

- начиная с 1 января 2012 года, полиция перестала заниматься организацией работы медицинских вытрезвителей. Данное обстоятельство является одним из отрицательных факторов, влияющих на показатель;

- достаточно лояльные меры наказания за правонарушения в данной сфере.

Число лиц, страдающих алкогольной зависимостью

Согласно данным Росстата, положительной тенденцией является то, что с 2008 года число лиц, взятых под наблюдение, с впервые установленным диагнозом по употреблению алкоголя с вредными последствиями, уменьшается. Также уменьшается численность больных, состоящих на учёте в лечебно– профилактических учреждениях с диагнозами алкогольные психозы, хронический алкоголизм, употребление алкоголя с вредными последствиями.





В процессе проведения ОРВ, экспертам, в качестве которых выступали врачи – наркологи, было предложено высказать свою точку зрения о динамике данных показателей. Мнения экспертов разделились. Большая часть наркологов считает, что статистические данные по этому вопросу не объективны, поскольку страдающие алкогольной зависимостью стараются не обращаться за медицинской помощью в наркологическую клинику (идут в частные клиники или к практикующим врачам-наркологам) в связи с тем, что им могут оказать некачественную помощь, поставить на учёт в областной наркодиспансер, лишить водительских прав, сообщить по месту работы.

Вторая группа экспертов считает, что число лиц, страдающих алкогольной зависимостью, действительно уменьшилось. Связывают они это с тем, что в настоящее время проводятся следующие меры: 1) борьба с суррогатом; 2) введение ограничительных мер; 3) проведение профилактических работ среди молодежи. Необходимо отметить, что эту группу экспертов составили работники государственных медицинских учреждений.

Эксперты сошлись во мнении, что за 2010-2011 гг. произошло снижение численности больных детей и подростков, состоящих на учёте с диагнозом «употребление алкоголя с вредными последствиями». Данные изменения, по мнению специалистов, произошли в связи с тем, что: 1) проводятся эффективные профилактические меры; 2) проводится антиалкогольная пропаганда; 3) проводятся тестирование по данному вопросу в школах и профосмотр в училищах; 4) произошло ужесточение ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним; 5) произошло приравнивание пива к алкогольной продукции.

Оценивая в целом существующее регулирование и ситуацию сохранения «статус–кво», можно констатировать тот факт, что ограничение времени продажи алкогольной продукции не имеет чётко выраженной корреляции с рассматриваемыми показателями. В большинстве случаев оно может рассматриваться лишь как один из элементов комплекса проводимой антиалкогольной политики.

Результаты социологического опроса в части оценки населением действующих ограничительных мер свидетельствуют о том, что позиция населения весьма неоднозначна.


3.2. Выявление альтернатив достижения поставленных целей и оценка целесообразности государственного вмешательства

Рассмотрим альтернативные варианты достижения поставленных целей и оценим каждый из них с точки зрения возможных издержек и выгод для общества, бизнеса и государства. Позиции по предполагаемым выгодам и рискам того или иного варианта были выражены также в процессе публичных консультациях и учтены при подготовке заключения.

3.2.1. Ужесточение наказания за правонарушения в данной сфере, усиление контрольных функций



Общество

Издержки

Выгоды

Издержки возрастут лишь для тех, кто является правонарушителями, тем самым побуждая их в дальнейшем отказаться от нарушений

Стабилизация общественного порядка, снижение количества правонарушений, повышение ответственности за совершение противоправных действий.

Бизнес

Издержки

Выгоды

Издержки возрастут лишь для тех, кто является правонарушителями, тем самым побуждая их в дальнейшем отказаться от нарушений

Предпринимательское сообщество гораздо позитивнее воспринимает усиление контрольных функций, чем введение новых запретов или расширение действующих

Государство

Издержки

Выгоды

Издержки могут возрасти по обеспечению исполнения функций по усилению контроля за соблюдением законодательства. Возможно избежание дополнительных издержек при внутриструктурном перераспределении функций и нагрузки персонала.

Выгоды те же, что и для общества в целом.

Пополнение доходной части бюджета в связи с увеличением размеров штрафов.
  1   2   3

Похожие:

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconУльяновской области
...
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconО внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 19. 01. 2011 №11-П
Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 19. 01. 2011 №11-п «о программе поддержки занятости населения Ульяновской...
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconПостановление от 21 марта 2011 г. N 115-п о порядке разработки и реализации областных целевых программ на территории ульяновской области (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 27. 06. 2011 n 286-П)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ульяновской области постановляет
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconОтчёт об основной деятельности департамента государственного регулирования Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной
Реализация государственной политики в области развития на территории Ульяновской области электронного правительства
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconЗал заседаний Правительства, 4 этаж
Коллегии при Министерстве информационных технологий Ульяновской области по развитию информационного общества на территории Ульяновской...
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconПравительство ульяновской области распоряжение
Основные направления деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconПредседателя Правительства Ульяновской области Т. В. Девяткиной за 2012 год в Общественной Палате Ульяновской области

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconАдминистративный регламент
Министративный регламент предоставления департаментом государственного имущества и земельных отношений ульяновской области государственной...
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconСписок участников совещания на тему «Реализация совместных проектов с Компанией «эр-телеком» Дата проведения
Опенышева Светлана Владимировна – заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр информационных технологий...
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»* iconДокла д сергея Ивановича Морозова, Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период
В течение 2011 года экономика Ульяновской области развивалась весьма динамичными темпами, сопоставимыми со средними по России. Рост...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница