И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс)




Скачать 27.92 Kb.
НазваниеИ нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс)
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер27.92 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


Кузнецов М.Л.


Управленческая психология


(Учебно-методический комплекс)


Ростов-на-Дону

2010


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов специальности 080501.51 – Менеджмент (по отраслям)

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» от 29 Сентября 2010 г. Протокол № 12.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Сироткин О.Е. к.пед.н., доц.

Пищик В. И. к. псих.н, доц.


Содержание



  1. Рабочая программа:

    1. Цели и задачи изучения дисциплины;

    2. Требования к уровню освоения программы.

    3. Аудиторная работа;

    4. Самостоятельная работа;

    5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины;

    6. Информационное обеспечение дисциплины.

  2. Планы лекций

  3. Практические занятия

    1. Планы семинарских занятий

    2. Содержание практических работ

  1. Контроль

    1. Структура и бальная оценка каждого модуля (включает баллы за посещаемость, домашнюю работу, аудиторную работу, итоговый контроль, и др.);

      1. 4.2. Контрольные вопросы дисциплины

  1. Рабочая программа.



    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель – сформировать необходимые теоретические знания в области психологии управле- ния и создать предпосылки для практического применения имеющихся теоретических знаний.

Задачи :

- раскрыть природу и сущность управленческих процессов;

- раскрыть теоретические и конкретно-методические правила построения организа-

ционной структуры управления;

- дать представления об основных функциях управления;

- понять природу и сущность управленческого общения и его законы;

- раскрыть роль и значение стиля руководства в формировании благоприятного со-

циально-психологического климата;

- показать значение личности руководителя и его роль в эффективности деятельности подчиненных;

- познакомить с основными правилами деловых служебных отношений

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: об организационной структуре управления; способах повышения эффективности управления и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом; методах подбора и расстановки персонала в организации; социально-психологических факторах, влияющих на эффективность деятельности подчиненного коллектива.

Знать: функции и законы управления; методы повышения эффективности деятельности персонала; психологию приказа; психологию критики; психологию контроля;

технологию принятия управленческих решений; количественные и качественные способы принятия управленческих решений (диаграмма Паретто, схема Исикава).

Уметь: разрабатывать организационную структуру управления; разрабатывать критерии (профессиональные и психологические) подбора персонала в организацию на конкретную дол- жность; распределять права, обязанности, цели и задачи совместной деятельности персонала (уметь разрабатывать должностные инструкции на персонал).


Овладеть компетенциями: владение технологиями подбора, отбора, диагностики и разви- тия персонала организации; диагностика коллектива организации; диагностика проблемных зон организации; разрешение межличностных и межгрупповых конфликтов; планировать и органи- зовывать взаимодействие с персоналом, групповую работу; актуализировать потенциал персона- ла и группы.








1.3. АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Очная форма обучения




№ п/ п

Темы лекций и семинарских занятий

Краткое содержание лекций

Кол. часов

1

2

3

4

1.

Основные принципы и методы психологии

1.Сущность, цели и задачи психологии. Ос-новные принципы и методы психологии.

2. Психология управления как самостоятель-ная отрасль психологических знаний

2

2.

Понятийный аппарат управленче-ской психологии

  1. Формальная и неформальная структура управления.

  2. Понятие субъекта и объекта управления.

  3. Взаимодействие субъекта и объекта управления.

  4. Коллектив как объект и субъект управления.

  5. Вертикальное и горизонтальное управление.

2

3.

Закономерности внутренней пси-хической деятельности

1.Когнитивные, эмоционально-волевые и индивидуально-типологические особенности личности.

2.Половозрастные особенности личности

2

4.

Нормы поведения

  1. Понятие нормы поведения

  2. Этические нормы

  3. Правовые нормы

  4. Особые нормы

  5. Специфические нормы

  6. Экспектации

2

5.

Психологические аспекты малых групп и коллективов

  1. Понятие группа

  2. Классификация групп

  3. Функции групп

  4. Структура групп

2

6.

Руководитель и коллектив

  1. Руководитель в системе коммуникатив-ных связей коллектива.

  2. Формальные коммуникативные связи.

  3. Неформальные коммуникативные связи.

  4. Информационное сообщение и его слагаемые.

  1. Личность руководителя и его индивидуальные психологические особенности.

  2. Руководитель и лидер. Стили руководства.



  1. Руководитель и социально-психологический климат.

  2. Психология приказа. Психология критики. Психология контроля.

  1. Эмоциональный фактор управления трудовым коллективом.

  2. Подготовленность и специальные знания руководителя.

  1. Авторитет руководителя и его слагаемые.

  2. Гендерный фактор в управлении подчиненным коллективом.




2


2


2


2


2


7.

Конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации


  1. Классификация и типология конфликтов.

  2. Причины конфликтов.

  3. Предупреждение конфликтов.

  4. Технология разрешения конфликтов.




  1. Типология конфликтных личностей.

  2. Руководитель и конфликтные личности.

  3. Конфликты на работе

2


2

8.

Коммуникация и психология общения


  1. Коммуникативная сторона общения

  2. Перцептивная сторона общения

  3. Интерактивная сторона общения

  4. Законы управленческого общения

  1. Общение как социально-психологический механизм управления.

  2. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности в управлении.

  3. Психотипы субъектов общения.

  4. Психологическая техника убеждающего воздействия.




  1. Этапы управленческого общения

  2. Подготовка к управленческому общению

  3. Основные ошибки управленческого общения

  1. Первый этап управленческого общения: цель, задачи, методы

  2. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

  1. Второй этап управленческого общения: цель, задачи, методы.

  2. Активное слушание: вербализация первого и второго уровней.

  1. Третий этап управленческого общения: цель, задачи, методы.

  2. Приемы аргументации.




  1. Четвертый этап управленческого общения: цель, задачи, методы

  1. Деловое совещание и его особенности

  2. Этапы делового совещания

  3. Деловое совещание и его эффективность

  4. Стратегия и тактика поведения ведущего делового совещания

  1. Деловые переговоры и их классификация

  2. Подготовка к переговорам

  3. Этапы деловых переговоров

  4. Стратегия и тактика ведения деловых переговоров.

  1. Национальные стили ведения деловых переговоров:

  • американский

  • англо-германский

  • французский

  • китайский

  • японский

  • арабо-мусульманский




  1. Цели и задачи публичного выступления

  2. Подготовка к публичному выступлению

  3. Структура публичного выступления

  4. Техника публичного выступления

  1. Основные правила управленческого общения

2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


9.

Подбор и расстановка кадров

  1. Психологические проблемы подбора руководящих кадров.

  2. Психологические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

  3. Психологические проблемы поиска и формирования резерва на руководящие должности.

  1. Психологическая подготовка резерва на руководящие должности.

  2. Подбор и расстановка персонала. Ротация кадров. Аттестация кадров. Текучесть кадров

2


2

10.

Технология принятия решений


  1. Количественные и качественные способы анализа управленческих ситуаций.

  2. Диаграмма Паретто.

  3. Схема Исикава "Мозговой штурм". Условия и правила "мозгового штурма". Основные этапы "мозгового штурма".

  4. Психологическая технология развала управленческих ситуаций

2




Итого лекционных занятий

54

1.

Семинар. Личность руководителя.

  1. Личность руководителя и его индивидуальные психологические особенности.

  2. Руководитель и лидер. Стили руководства

2

2.

Семинар. Личность руководителя и социально-психологический кли-мат

  1. Руководитель и социально-психологический климат.

  2. Психология приказа. Психология критики. Психология контроля.

2

3.

Семинар. Подготовленность и спе-циальные знания руководителя.

  1. Эмоциональный фактор управления трудовым коллективом. Теория формального бюрократизма М. Вебера.

  2. Подготовленность и специальные знания руководителя.

2

4.

Семинар. Авторитет руководителя и его слагаемые

  1. Авторитет руководителя и его слагаемые.

  2. Гендерный фактор в управлении подчи-ненным коллективом

2

5.

Семинар. Командообразование

  1. Cоциально-психологические особенности формирования команды

  2. Поло-возрастные особенности формиро-вания команды

2

6.

Семинар. Правила и нормы пове-дения

  1. Понятие нормы поведения

  2. Этические нормы

  3. Правовые нормы

  4. Особые нормы

  5. Специфические нормы

  6. Экспектации

2

7.

Семинар. Малая группа и коллек-тив

  1. Понятие группа

  2. Классификация групп

  3. Функции групп

  4. Структура групп

2

8.

Семинар. Управленческое общение и его особенности

  1. Этапы управленческого общения

  2. Подготовка к управленческому общению

  3. Основные ошибки управленческого общения

2

9.

Семинар. Первый этап управленче-ского общения

  1. Первый этап управленческого общения: цель, задачи, методы

  2. Рефлексивное и нерефлексивное слушание

2

10.
Семинар. Второй этап управленче-ского общения

  1. Второй этап управленческого общения: цель, задачи, методы.

  2. Активное слушание: вербализация первого и второго уровней.

2

11.
Семинар. Третий этап управленче-ского общения

  1. Третий этап управленческого общения: цель, задачи, методы.

  2. Приемы аргументации.

2

12
Семинар. Четвертый этап управ-ленческого общения

  1. Четвертый этап управленческого общения: цель, задачи, методы




2

13
Семинар. Деловое совещание

1 Деловое совещание и его особенности

  1. Этапы делового совещания

  2. Деловое совещание и его эффективность

  3. Стратегия и тактика поведения ведущего делового совещания

2

14
Семинар. Деловые переговоры

  1. Деловые переговоры и их классификация

  2. Подготовка к переговорам

  3. Этапы деловых переговоров

  4. Стратегия и тактика ведения деловых переговоров

2

15
Семинар. Национальные стили ве-дения деловых переговоров

  1. Национальные стили ведения деловых переговоров:

  • американский

  • англо-германский

  • французский

  • китайский

  • японский

  • арабо-мусульманский

2

16
Семинар. Психология публичного выступления

  1. Цели и задачи публичного выступления

  2. Подготовка к публичному выступлению

  3. Структура публичного выступления

  4. Техника публичного выступления

2

17
Семинар. Правила деловых отно-шений

  1. Правила установления конструктивных отношений

2

18
Семинар. Подбор руководящих кадров

  1. Психологические проблемы подбора руководящих кадров.

  2. Психологические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

  3. Психологические проблемы поиска и формирования резерва на руководящие должности

2

19.
Семинар. Подбор и расстановка кадров

  1. Психологическая подготовка резерва на руководящие должности.

  2. Подбор и расстановка персонала. Ротация кадров. Аттестация кадров. Текучесть кадров

2

20.
Семинар. Психология принятия управленческих решений

  1. Количественные и качественные способы анализа управленческих ситуаций.

  2. Диаграмма Паретто.

  3. Схема Исикава "Мозговой штурм". Условия и правила "мозгового штурма". Основные этапы "мозгового штурма".

  4. Психологическая технология развала управленческих ситуаций

2




Итого семинарских занятий

40




Всего аудиторных занятий

94

1.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА





Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку

Кол. час.

Форма кон­троля

1

2

3

4

1.

Профессиональная пригодность

2

рейт. / зач.

2.

Поведение человека в процессе отборочного интервью как фактор, вызывающий доверие

2

рейт. / зач.

3.

Мотивация трудовой деятельности

2

рейт. / зач.

4.

Методы управления мотивацией с целью повышения инициативы и ответственности

2

рейт. / зач.

5.

Критерии профессиональной пригодности в отборе

2

рейт. / зач.

6.

Формы становления личности в процессе ее профориентации

2

рейт. / зач.

7.

Управление карьерой в организации

2

рейт. / зач.

8.

Планирование своей карьеры руководителем

2

рейт. / зач.




ИТОГО:

16




Всего часов по дисциплине: 110


1.5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1   2   3   4

Похожие:

И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИ нститут управления, бизнеса и права лабунская В. А. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИ нститут управления, бизнеса и права лабунская В. А. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИ нститут управления, бизнеса и права
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИ нститут управления, бизнеса и права
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) icon«психология бизнеса»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология» (протокол № от ) и утвержден Учебно-методическим советом...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИ нститут управления, бизнеса и права учебно-методический комплекс
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 14. 03. 2000г
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИ нститут управления, бизнеса и права учебно-методический комплекс
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 30. 01. 2004г
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) icon«социальная психология»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология» и утвержден Учебно-методическим советом по гуманитарному...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconИнститут управления, бизнеса и права кафедра гражданского и предпринимательского права морозова Н. В. Учебно-методический комплекс. По дисциплине
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры гражданского и предпринимательского права иубиП: Морозовой...
И нститут управления, бизнеса и права кузнецов М. Л. Управленческая психология (Учебно-методический комплекс) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института управления, бизнеса и права
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница