Роль икт в воспитательном процессе




Скачать 10.34 Kb.
НазваниеРоль икт в воспитательном процессе
Дата03.02.2016
Размер10.34 Kb.
ТипДокументы
Роль ИКТ в воспитательном процессе.

Учитель математики и информатики МОУ СОШ №2 Карасукского района Новосибирской области.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании технологий: наглядность, доступность, и относительно низкие затраты.

Что можно выполнить благодаря данным технологиям?

  • Работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;

  • работа с видео: запись (съемка), обработка, видеомонтаж;

  • работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;

  • работа с мультимедийными программами и создание разнообразных учебных и воспитательных тематических презентаций, например: «Вредные привычки», «Мы за здоровый образ жизни» (борьба с курением, алкоголем, наркотиками, прогулами и т.д.); (Слайды)

  • работа с учениками по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий.

Применяя ИКТ, я готовлю разнообразные материалы для использования при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие учащихся в жизни класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, я обеспечиваю эту активность. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.

Итак, я считаю, что возможности использования ИКТ технологий в воспитательной системе школы велики, т.к. они:

  • повышают и стимулируют интерес у обучающихся;

  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

  • позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

  • предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;

  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.


При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей я ставлю перед собой задачи:

  • формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;

  • воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;

  • формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными).

К коммуникативной функции ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы, ведение классного мультимедийного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Классные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо мной, либо учащимися, либо детьми совместно с родителями. Всё это помогает классному руководителю проводить тематические классные часы (собрана серия презентаций: о родном городе, о символах России, о дружбе, милосердии и др.). Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

В конце учебного года ребятам было предложено сделать творческий отчет о том, как они прожили этот год. В этот альбом вошли фотографии с мероприятий нашего класса: «День Знаний», «История одной фотографии», «Посвящение в пятиклассники», «Путешествие по осенним станциям», выставка «Краски осени», «Правила дорожного движения», «Здравствуй, Новый год!», «Хлеб - всему голова» и т. д.

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.

Четверть века – таков мой учительский стаж. 25 потрясающих педагогических лет бесконечных творческих поисков, побед, находок, вершин и вершинок, взятых моими ребятами. Каждый классный час - событие в жизни моего класса и школы, запоминающаяся страничка для ребят. Именно таким событием стало мероприятие, давшее неожиданный толчок для рождения исследовательской работы пятиклассницы Алины Буяновой, занявшей первое место в районном конкурсе исследовательских работ. Тогда, в начале учебного года, я, знакомясь с ребятами, предложила им рассказать не только о себе, но и о своих семьях. «История одной фотографии» - так назвала я это мероприятие. И обычный, на первый взгляд, классный час вылился в настоящий урок патриотизма: история бабушки Алины, осиротевшей в дни блокады, не могла оставить равнодушными никого. Я, не планировавшая делать исследовательскую работу по истории, вынуждена была вступить на «чужую» территорию – тема просто вела и меня, и Алину, и родителей девочки, принявших самое деятельное участие в сборе информации. «Человек, который не знает своего прошлого, не имеет будущего,» - работа девочки начиналась этими слова, которые характеризуют отношение к родословной в её семье.

Используя приемы ИКТ, ученице удалось перенести те переживания, душевное состояние её самой, и родных, и близких. Это и исторические снимки, и фотографии из семейного альбома, и звуки метронома и сирены. Работа пятиклассницы была самой яркой и самой эмоциональной на школьной конференции. Члены жюри украдкой смахивали слёзы. Районная конференция лишь подтвердила высокую оценку школьного этапа: первое место среди учащихся среднего звена в образовательной области «история». Работа Алины «Девочка из блокадного Ленинграда» зазвучала ещё ярче благодаря информационно - коммуникационным технологиям. Подбор и обработка информации, работа с Интернетом, создание слайдов - все это легло на плечи пятиклассницы. Но ученица была так увлечена этой работой, что не заметила, как достигла первой вершины. Алина Буянова приняла участие в районом конкурсе «МОЯ СЕМЬЯ», её работа прошла на областной тур. Также Алину приглашали выступить перед учащимися других классов.

Но мы не оставили тему после того, как последняя точка в работе была поставлена: классный час о хлебе и его цене стал закономерным завершением разговора и о семье, и о войне, и о весомости хлебной крошки. Инициаторами выступили уже сами учащиеся моего класса после того, как увидели небрежное обращение ребят с хлебом в школьной столовой. (см. фото на слайдах). Следствием всех предшествующих событий и мероприятий стал классный час «Хлеб – всему голова». Всё: и оформление, и ароматный каравай на вышитом рушнике, и прекрасная подготовка ребят, читавших замечательные строки, как свои собственные – не просто наизусть, но прочувствованно, пропуская через себя, - и музыкальное сопровождение, и презентация с содержательными слайдами, и конкурсы, и игровые моменты - свидетельствовали об увлеченности учащихся класса. Участвовал весь класс!!! Кстати, гостями на нём сначала были ребята из других классов, потом родители 5 «б», которые, возможно, несколько иными глазами посмотрели и на своих детей.

Так одно направление деятельности классного руководителя красной ниточкой протянулось сквозь весь учебный год, оставив в душах всех, кто прикоснулся к этим событиям, яркие, незабываемые воспоминания…

Вот таким выдался он, мой 26-й год педагогической деятельности.

А впрочем, всё как всегда!

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано.

Подведя итог, я сделала выводы, что в воспитательной работе

• ни одно классное и школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

• растет интерес школьников к участию в классных, общешкольных, районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

• все чаще классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

• каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;

• расширяется использование ИКТ в профилактической работе.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приёмов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, гипер - текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда, развитию познавательного интереса, создаёт благоприятные условия для развития мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.


Список литературы:

1. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование №1,1986.

2. Заир-Бек Е.С. Педагогические технологии в воспитательном процессе Методическое пособие.- СПБ.,1995.

3. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред.\ Е.Н.Степанова, Москва 2003.

4. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Методические рекомендации.\ Под ред. Е.Н.Степанова.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство.- М.,1999.

6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.,2005.

Похожие:

Роль икт в воспитательном процессе icon«Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника» Руководитель и автор проекта
Реализация проекта. Теоретические основы использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе
Роль икт в воспитательном процессе icon«Новые информационные технологии в учебном процессе»
Использование в учебном процессе современных технологий должно было привести к некоторым изменениям в учебно-воспитательном процессе...
Роль икт в воспитательном процессе iconМещерской средней общеобразовательной школы
Iii. Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Роль икт в воспитательном процессе iconМетодические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Республики Татарстан учебно-методических пособий по антикоррупционному
Методические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Республики Татарстан учебно-методических...
Роль икт в воспитательном процессе iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
Тема – Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе в условиях фгос
Роль икт в воспитательном процессе icon«Виды познавательной деятельности учащихся в учебном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий»
«Применение международных информационных технологий: инженерно-техническое сопровождение применения икт в учебном процессе»
Роль икт в воспитательном процессе icon«Экологическое воспитание в начальной школе»
Содержание экологического воспитания в учебно- стр. 11 воспитательном процессе начальной школы
Роль икт в воспитательном процессе iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта
...
Роль икт в воспитательном процессе iconПрограмма в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки
Мастер-класс : Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
Роль икт в воспитательном процессе iconРодительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
Особую роль они играют в раннем возрасте, так как выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница