Тверждена на Совете Учреждения




Скачать 24.49 Kb.
НазваниеТверждена на Совете Учреждения
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер24.49 Kb.
ТипДокументы
  1   2
У
«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №15

________________ Р.А. Новиков

«____» _________________200 г.
тверждена на Совете Учреждения

Протокол № от 200 г.





п.Прикалаусский

Петровского района

Ставропольского края


2008 г.


Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

В. Маяковский

(«Сергею Есенину»)

Пояснительная записка.

Согласно определению Всемирной организации Здравоохранения здоровье- это не только отсутствие психических, физических дефектов, но составление полного физического и социального благополучия.

Каждый вправе завершить свою жизнь так, как посчитает нужным. Но только не дети. Маленькие человечки не знают, что такое смерть. Обнаружено самое главное. Большинство детей-самоубийц воспитывались во внешне благополучных семьях. У них была одежда, еда, любовь родителей и даже хорошие оценки в школе. Они просто не знали, как справиться со своими детскими проблемами.

Наша демократия открыла нам и миру страшную тайну. В России каждый год заканчивают жизнь самоубийством около 60 тысяч человек.

Так за 2007 год в Ставропольском крае несовершеннолетними совершено 15 попыток суицида, 12 детей погибли. Уже за первые месяцы 2008 года покончили жизнь самоубийством 6 подростков в Александровском, Грачевском, Труновском, Нефтекумском, Благодарненском районах. Большая часть суицидов приходится на несовершеннолетних.

Для общества это представляет значительную потерю людей в самом продуктивном возрасте их жизни. Самоубийства и покушения на них наносят огромный моральный и материальный ущерб обществу.

Следует отметить причины:

  1. Биологические (различные врожденные заболевания)

  2. Психологические (Особенности темперамента, характера человека)

  3. Социальные факторы (семья, школа, окружение)

Данная программа направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранения уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска (анкетирование, диагностика), психологическое консультирование (родители, педагоги, дети).

Учитывая вышеизложенное, была поставлена цель программы – «Охарактеризовать суицид в молодежной среде как социальное явление. Принятие профилактических мер по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу общества.

  2. Выявить причины суицидального поведения среди молодежи.

  3. Составить социально-психологический портрет молодого человека, склонного к суициду.

  4. Повышать уровень самооценки, уровень социально - психологической адаптации подростков.

  5. Помочь ребёнку обрести утраченный смысл жизни.

  6. Повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.

  7. Обеспечить социально-педагогической поддержкой семьи в формировании личности учащегося.

  8. Организовать психолого-социально-педагогическое консультирование учащихся, родителей, учителей. Коррекция и реабилитация.

Условием предупреждения суицида может быть формирование культуры, начиная с раннего возраста, что обозначается как первичная профилактика.

В ее содержание включены следующие виды работ:

  • Воспитательная работа с детьми разного возраста, направленная на стремление к здоровому образу жизни.

  • Целенаправленная борьба с вредными привычками на основе современных методов коррекции и реабилитации.

  • Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей, учителей и учащихся.



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Лекционная - через родительские собрания, семинары.

Индивидуальное семейное консультирование – родителей из «проблемных и конфликтных семей по предупреждению и предотвращению суицида».

Тренинговый модуль – суть тренингового модуля в том, чтобы соучаствовать, сочувствовать, сопереживать, используя действенные творческие приёмы, которые через игру вовлекут ребят в перебор опасных ситуаций.

Этапы и формы кризисной психотерапии у подростков.

Этапы психотерапии

Содержание принимаемых психокоррекеционных мер.

Кризисная поддержка

  1. Установление терапевтического контакта

2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.

Повышение уровня социально- психологической адаптации

  1. Тренинг.

  2. Выработка навыков самоконтроля и самокоррекции

  3. Расширение сети социальной поддержки подростка путём привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из его микросоциального окружения

Формы кризисной психотерапии

  1. Индивидуальная

  2. Семейная

  3. Групповая



ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА

Самоубийство — это заурядное событие в том смысле, что оно, очевидно, происходит везде, в любых слоях общества и на всем известном протяжении истории человечества. По-видимому, большинство из нас, в некоторой степени, способны совершить его при определенных обстоятельствах и, хотя решаются на этот шаг немногие, еще больше людей действуют таким образом, что становятся соучастниками собственной смерти. Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Причины социальных феноменов следует искать в социальной среде, в
природе самого общества. Объяснить социальный феномен - значит,
отыскать действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Самоубийство — очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.) и нравственные, правовые и медицинские (тя­желая болезнь, психическое расстройство). Вопрос о том, что считать самоубийством, на первый взгляд вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни.

На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте — трудности, связанные с учеб­ным заведением, на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола [5]. Нет какой-то одной причины, из-за которой подросток лишает себя жизни. Молодые люди приходят к самоубийству по многим причинам. Обычно это стрессовое состояние, когда человек живет под тяжестью не одного, а множества стрессов: потеря любимого человека, тяжелая болезнь и серьезные экономические проблемы. Некоторые убивают себя в надежде, что близкие будут ценить их, чувствовать себя виноватыми в их смерти. Другие кончают жизнь самоубийством, рассчитывая перейти в более благожелательный и чуткий мир.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их семей­ную жизнь, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. От особенностей семейного окружения зависит, проявится ли их потенциал саморазрушения.

Причин суицидального поведения молодежи много. Их можно объединить в социальную, социально-психологическую и психологическую группы.

Развитие суицидального поведения можно выявить в следующем:

1. Риск суицида высок у людей с недавно выявленной хронической прогрессирующей болезнью, например, рассеянным склерозом или СПИДом. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности. Так, испытывающие боль пациенты часто адаптируются к своему состоянию, если оно является стабильным. Однако болезнь, вынуждающая человека постоянно приспосабливаться к новым небла­гоприятным переменам, приводит к гораздо большему стрессу; в этих условиях ряд больных решают скорее совершить самоубийство, чем позволить болезни поставить последнюю точку.

2. Экономические неурядицы, с которыми сталкивается человек, затрагивают нечто большее, чем просто кошелек. Несомненно, они порождают проблемы, связанные с едой, одеждой или жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась. Будущее кажется им крайне неопределенным, а самоубийство рассматривается как приемлемое разрешение ситуационной дилеммы.

3. Со смертью любимого человека жизнь уже никогда не станет прежней. Разрушается привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдаются отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства, все больше охватывающее чувство вины, идеализация потери, апатия, а также враждебное отношение к готовым помочь друзьям и родственникам. Человек отказывается видеть одиночество и пустоту в жизни. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к покойному.

4. По многим обстоятельствам развод и семейные конфликты могут восприниматься как события более тяжелые, чем смерть. Если человек умирает, то этому существуют рациональные («У него был рак») или религиозные объяснения («Бог дал, Бог взял»). При разводе разумные или сверхъестественные трактовки кажутся лишенными оснований. Они особенно не удовлетворяют, если в ситуацию вовлекаются дети и возникают проблемы с их опекой и воспитанием, которые приходится ре­шать на фоне бессознательного чувства вины, поражения или мести. Возникающие проблемы оказывают глубокое психотравмирующее влияние, как на родителей, так и на детей. Исследования показывают, что многие люди, в конце концов, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.

Под влиянием перечисленных причин, люди, которые совершают самоубийство, обычно считают свои трудности непреодолимыми. Они не видят другого выхода, суицид кажется им разрешением проблем, боли и грусти. Перед самоубийством возникают определенные изменения в поведении. Они зависят от личности, темперамента, от тех условий, в которых происходит суицидное действие, от общих и социальных причин, которые должны наложить на самоубийство известный колорит и придать им определенную специфическую особенность.

Есть несколько типов самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, анатомическое. Для эгоистического самоубийства характерны следующие признаки: бесстрастие, вялая меланхолия, услаждающаяся собою, рассудочное равнодушие скептика. Характерною его чертою, как уже было сказано, является состояние томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека. Всевозможные дела, общественная служба, полезный труд, даже домашние обязанности внушают ему только чувство безразличия и отчуждения. Ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность. Закрывая глаза на все окружающее, человек главным образом обращает внимание на состояние своего сознания; он избирает его единственным предметом своего анализа и наблюдений. Но в силу этой исключительной концентрации он только углубляет ту пропасть, которая отделяет его от окружающего мира; с того момента, как индивид начинает заниматься только самим собой, он уже не может думать о том, что не касается только его, и, углубляя это состояние, уве­личивает свое одиночество. Занимаясь только самим собой, нельзя найти повода заинтересоваться чем-нибудь другим. Тот человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает. Если он любит, то не для того, чтобы отдать себя другому существу и соединиться с ним в плодотворном союзе: нет, он любит для того, чтобы иметь возможность размышлять о своей любви. Страсти его только кажущиеся, потому что они бесплодны; они рассеиваются в пустой игре образов, не производя ничего существующего вне их самих.

Все эти различные особенности относятся к эгоистическому самоубийству. Несомненно, что они являются следствием и выражением специфического характера именно этого вида самоубийств. Это нелюбовь к действию, это меланхолическая оторванность от окружающего мира является результатом того преувеличенного индивидуализма, которым мы охарактеризовали выше данный тип самоубийств.

Признаками альтруистического самоубийства являются страстная или волевая энергия, спокойное чувство долга, мистический энтузиазм, спокойная храбрость. Субъект часто вместо того, чтобы грустно размышлять о своей судьбе, относится к ней весело и легкомысленно. Он сознает свой эгоизм и логически вытекающие из него последствия, но он заранее принимает их и продолжает жить, как дитя или животное, с тою только разницей, что он отдает себе отчет в том, что он делает. Он задается одною задачей — удовлетворять свои личные потребности, даже упрощая их для того, чтобы, наверное, быть в состоянии удовлетворить их. Зная, что ни на что другое он не может надеяться, он ничего другого и не требует, всегда готовый в случае, если он не будет в состоянии достигнуть этой единственной цели, разделаться со своим бессмысленным существованием. Таким образом, философская мечтательная меланхолия уступает место скептическому и рассудочному хладнокровию, особенно сильно проявляющемуся в час последней развязки. Здесь человек наносит себе удар без ненависти, без гнева, но и без того болезненного удовлетворения, с которым интеллектуал смакует свое самоубийство; первый еще бесстрастнее второго; его не поражает тот исход, к которому он пришел. Это событие в более или менее близком будущем он хорошо пред­видел; поэтому он не затрудняет себя долгими приготовлениями, а, только следуя желаниям своего внутреннего «Я», старается уменьшить свои страдания. Таким обыкновенно бывает самоубийство хорошо поживших людей, которые с наступлением неизбежного момента, когда становится невозможно продолжать свое легкое существование, убивают себя с ироническим равнодушием, спокойствием и своеобразной простотой. Спокойствие полное; никаких следов самопринуждения, акт совершается от чистого сердца, потому что все деятельные наклонности человека прокладывают ему путь.

Анемическое самоубийство характеризуется раздражением, отвращением, горячим протестом против жизни вообще или определенного лица (убийство, сопровождаемое самоубийством). Во-первых, совершение его всегда носит характер страстности, а от вторых, вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения. Здесь не может быть речи об энтузиазме, религиозной вере, морали или политике, ни о какой-нибудь военной доблести; здесь играет роль гнев и все то, что обыкновенно сопровождает разочарование.

Большинство из самоубийц этого типа проникнуты отчаяньем и раздражением, которые выражались в проклятиях, в горячем протесте против жизни вообще; иногда это были жалобы на определенное лицо, которое самоубийца считал ответственным за все свои несчастия. К этой группе, очевидно, относятся самоубийства, являющиеся как бы дополнением предварительно совершенного убийства; человек лишает себя жизни, убив перед этим того, кого он считает отравившим ему жизнь. Нигде отчаянье самоубийцы не проявляется так сильно, как в этих случаях; ведь тут оно обнаруживается не только в словах, но и в поступках. Убивающий себя эгоист никогда не допустит себя до таких диких насилий; случается, конечно, что и он пеняет на жизнь, но в более жалобном тоне; жизнь угнетает его, но не вызывает острого чувства раз­дражения; он скорее ощущает ее пустоту, чем ее печали; она не интересует его, но и не внушает ему положительных страданий; то состояние подавленности, в котором он находится, не допускает его даже терять самообладания. Что же касается до альтруиста, то он находится совсем в другом состоянии. Он приносит в жертву себя, а не своих близких.

Существуют и такие самоубийцы, которые не могут пожаловаться ни на людей, ни на обстоятельства, а сами по себе устают в бесконечной погоне за недостижимой целью, в которой желания их не только не удовлетворяются, но возбуждаются еще сильнее; тогда они возмущаются жизнью и обвиняют ее в том, что она обманула их.

Таковы главные признаки различных самоубийств, то есть те, которые являются непосредственным результатом социальных причин. Индивидуализируясь в частных случаях, они принимают различные оттенки в зависимости от личного темперамента самоубийцы и специальных обстоятельств, в которые он поставлен. Но среди образовавшихся, таким образом, различных комбинаций все же всегда можно отыскать основные формы. Например, эгоистично-аномическое самоубийство характеризуется смесью возбуждения и бесстрастия, действия и мечтательности, анемично-альтруистическое характеризуется возбужденным отчаянием, эгоистично-альтруистическое - меланхолией, умеряемой известной моральной твердостью.

Признаки самоубийства бывают разными в зависимости и от возраста. У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции является злоупотребление алкоголем и наркотиками. Примерно половина молодых людей, совершавших суицид, принимали перед этим лекарства, прописанные их родителям. Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Часто ожидания детей или родителей являются нереалистическими. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. В этих случаях они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемлемых членов для семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины может появиться чувство своей нежеланности, они уверены в том, что родители не хотели их появления на свет. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка».

Изменения в поведении происходят также под влиянием депрессии. Человеку начинает казаться, что он не представляет никакой ценности для окружающих, и он может дать волю гневу на себя и на тех, кто его отверг. Тот, кто оказывается в таком положении, зачастую изолирует себя от других, полагает, что, разделив с кем-то свои трудности, можно прийти к еще большему отчуждению и унижению. Зачастую просьбы о помощи таких людей некорректны, самоуничижительны ("Мир не пострадает, если меня не будет") тем самым они хотят показать, что не верят в искреннее отношение к себе со стороны близких. Эта изоляция может еще более усугубить их чувство никчемности собственного существования и усилить неспособность найти конструктивные решения проблем.

Гнев, который такие люди испытывают, может рано или поздно вызвать желание наказать себя, и они начинают думать о самоубийстве. Будучи не в силах найти иные пути решения своих проблем, они считают смерть одним из способов положить конец этим проблемам и достигнуть целей, которых невозможно достичь при жизни.

Эта мысль дает им ощущение силы. Может, они считают самоубийство одним из способов воздействовать на других, наказать их. Они логически обосновывают самоубийство сначала как подходящий способ разрешения возникших проблем, а в конечном счете - и как един­ственный способ. Так они впадают в состояние, которое психологи называют "ограниченное мышление", видя единственную альтернативу в смерти или жизни в страдании.

Рассмотрев, таким образом, основные социально-психологические признаки человека, совершающего самоубийство, в зависимости от типов суицида, возраста, влияния депрессии и др., можно составить портрет молодого человека, склонного к саморазрушающим действиям.

Кто подвержен суициду?

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

  1. Предыдущая (незаконченная) попытка суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.

  2. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.

  3. Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).

  4. Суициды в семье

  5. Алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

  6. Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

  7. Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы).

  8. Хронические или смертельные болезни;

  9. Тяжелые утраты, например смерть родителя, особенно в течение первого года после потери.

  10. Семейные проблемы: уход из семьи одного из родителей или развод.

Итак, признаками эмоциональных нарушений являются:

— заметная перемена в обычных манерах поведения человека;

— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

— частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку

— нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;

— погруженность в размышления о смерти;

— отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);

— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

— приобщение к алкоголю или наркотикам или усиленное их потребление.

Словесные заявления:

— «ненавижу жизнь»;

—«Они пожалеют о том, что они мне сделали»;

— «Не могу больше этого вынести»;

— «Я покончу с собой»;

— «Просто жить не хочется»;

— «Никому я не нужен»;

— «Это выше моих сил».

Таким образом, мы видим, что психологическая формула самоубийцы не так проста, как это обыкновенно думают. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к жизни, еще не значит определить эту формулу. Под влиянием социальных, социально-психологических и психологических причин у человека, решившего покончить с собой, наблюдаются изменения в поведении. Поведение может меняться постепенно или внезапно. Чтобы предотвратить намерения подростка покончить с собой, необходимо вовремя заметить изменения, определить уровень риска для совершения им самоубийства и использовать все необходимые возможности для его предотвращения.

  1   2

Похожие:

Тверждена на Совете Учреждения icon«Перевозский строительный колледж» Положение о Совете
Совете студенческого самоуправления Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования...
Тверждена на Совете Учреждения iconОтчет о результатах самообследования государственное бюджетное образовательное учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Троицкий технологический техникум»
Отчет о самообследовании обсужден на педагогическом совете образовательного учреждения протокол №6 от «29» декабря 2012 г
Тверждена на Совете Учреждения iconУтверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года
Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности в образовательном процессе
Тверждена на Совете Учреждения iconКак гром в ясный день?
Эти вопросы на Верховном Совете, выносить на обсуждение Съезда народных депутатов, искать решения. Вообще-то позиция моя им была...
Тверждена на Совете Учреждения iconРеспублики Башкортостан Принято на педагогическом совете мбоу бг с. Малояз протокол №4 от 19. 04. 2011 года Согласовано
...
Тверждена на Совете Учреждения iconПоложение о Педагогическом совете Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник» Общие положения
Педагогический совет (далее педсовет) – главный коллегиальный орган управления учебно-воспитательным процессом Центра внешкольной...
Тверждена на Совете Учреждения iconОбразовательная программа (2 ступень) Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы c углубленным изучением математики №1384 имени А. А. Леманского Программа утверждена на педагогическом совете
Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы c углубленным изучением математики №1384...
Тверждена на Совете Учреждения icon1. Общие положения
Организация деятельности Учреждения, имущество Учреждения и финансово-хозяйственная деятельность Учреждения 28
Тверждена на Совете Учреждения iconПеречисляются фамилии и инициалы присутствовавших на заседании членов диссертационного совета с указанием ученой степени и специальности в совете

Тверждена на Совете Учреждения iconНа совете педагогов гбдоу детский сад №27
Наличие инновационных форм дошкольного образования, консультационных пунктов для родителей и т д
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница