Скачать 36.55 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Программа дисциплины МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ для направления 080500.62 – Менеджмент специализация – Маркетинг подготовки бакалавра
Пермь 20__год I. Пояснительная записка 1. Автор: к.с.н., старший преподаватель кафедры общего менеджмента Ю.О. Папушина. 2. Требования к студентам: Приступая к изучению курса «Методы маркетинговых исследований» студент должен знать основные понятия: Математической статистики, Социологии, Маркетинга. 3. Аннотация: Цель изучения дисциплины: дать представление о многообразии методов маркетинговых исследований, ситуациях их применения и точках контроля, которые соответствуют этим методам, создать условия для получения студентами опыта организации и проведения исследований рынка. Курс является дисциплиной по выбору для профиля Маркетинг для направления Менеджмент, предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий и практических занятий в компьютерном классе, проведение учебных маркетинговых исследований. Для полного усвоения материала необходима самостоятельная работа студента по закреплению теоретического материала, изложенного на лекционных и семинарских занятиях. 4. Учебная задача курса: В результате изучения курса студенты должны:
5. Формы контроля.
Результирующая оценка по дисциплине Методы маркетинговых иследований (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:
Формулы расчета оценок: О текущая = n1∙О1 + n2∙О2 + n3∙О3 + ∙∙∙ где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.) ni – вес контрольных мероприятий, при этом n1 = 0,4 О накопительная = k1∙Отекущая + k2∙Оаудиторная где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3 О результирующая = q1∙Онакопительная + q2∙Оитог.контроль где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4 II. Содержание программы: Раздел I. Планирование и подготовка маркетингового исследования. Тема 1. Введение в маркетинговые исследования. Понятие маркетинговых исследований. Типы маркетинговых исследований: полевые и кабинетные; качественные и количественные; В2С и В2В; ad hoc, панельные и трендовые; описательные, объяснительные и прогнозные. Понятия методологии, метода, инструментария, методики и техники. Документы исследования. Тема 2. Разработка программы маркетингового исследования. Функции программы исследования. Структура и содержание программы исследования: проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезы. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования, индикаторы. Тема 3. Вторичные данные в маркетинговых исследованиях. Внешние и внутренние данные. Источники вторичных данных: государственная статистика, синдикативные исследования и Базы социологических данных (ФОМа, ВЦИОМ, РОМИР). Индекс потребительских настроений. Тема 4. Специфика программы качественного маркетингового исследования. Специфика целей и задач качественного исследования. Содержательная репрезентативность. Какие методы являются качественными. Надежность и валидность качественного исследования. Раздел II. Методы маркетинговых исследований. Тема 5. Метод фокус-групп. Ситуации применения фокус-групп. Функционирование фокус-группы. Гайд фокус-группы. Базовые принципы построения вопросов. Функции и ключевые характеристики модератора. Подбор респондентов: выборка, социально-демографические характеристики и другие условия отбора. Материально-техническое обеспечение проведения фокус-групп. Количество фокус-групп. Тема 6. Метод фокусированного интервью. Ситуации применения фокусированного интервью. Гайд интервью. Профессиональные качества интервьюера. Наиболее типичные ошибки интервьюера. Выборка для фокусированного интервью. Транскрибирование. Тема 7. Обработка и анализ качественных данных. Вербальная и невербальная информация. Работа с транскриптом. Соотношение интерпретации и описания при анализе качественных данных. Процедуры, повышающие объективность анализа качественных данных. Контроль качества исследования. Тема 8. Метод опроса. Ситуации применения опроса. Возможности и ограничения опроса. Типы опросов. Чем программа опроса отличается от программы качественного исследования. Роль интервьюера и его влияние на результаты опроса. Раздел III. Разработка инструментария маркетингового исследования. Тема 9. Основы теории измерений для маркетинговых исследований. Понятия измерения и шкалы. Типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная, метрическая. Допустимые статистические расчеты для каждого типа шкалы. Выбор формата для ответов. Шкала Лайкерта. Валидность и надежность измерения. Тема 10. Разработка анкеты. Особенности анкеты в зависимости от типа опроса. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Типы вопросов. Требования к формулировке вопроса. Наиболее типичные ошибки. Структура анкеты. Макет анкеты: общий вид, переходы, инструкции. Тема 11. Основы выборочного метода. Выборочное и сплошное исследования, понятие выборки. Сроки, стоимость и качество как основные характеристики выборочного метода, их взаимосвязь. Типы выборок: собственно случайная, механическая, стратифицированная, гнездовая, маршрутная, неслучайная (целевая, квотная, «снежный ком», стихийная). Понятие ошибки выборки. Систематическая и случайная ошибки. Оценка ошибки выборки. Тема 12. Введение в теорию анализа данных. Понятие анализа данных. Понятие признака. Понятие статистической закономерности. Основные цели анализа данных. Виды анализа данных. Описательные статистики и стоящие за ними модели. Номинальные данные в маркетинговых исследованиях. Понятие таблицы сопряженности. Коэффициенты, основанные на критерии Хи-квадрат. III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1. Литература: Базовый учебник:
Основная:
Дополнительная:
Список полезных журналов и ресурсов
2. Тематика заданий по различным видам текущего контроля: Приложение 1. План семинарских занятий. Приложение 2. План практических занятий. Приложение 3. Содержание контрольной работы. Приложение 4. Вопросы для самоконтроля. 3. Методические рекомендации преподавателям Структура курса «Методы маркетинговых исследований» включает лекции, самостоятельную работу студентов, практические занятия в компьютерном классе и семинары. Лекции сопровождаются наглядными примерами из российской действительности. Семинары проводятся регулярно по учебным группам и заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем с обязательными конкретными примерами. 4. Методические указания студентам Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарам и в устных выступлениях по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем. Обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем, в качестве выступлений на семинаре не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Рекомендуется завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия. Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими. 5.Рекомендации по использованию информационных технологий. Рекомендуется обязательно использовать редакторы MS Word и электронные таблицы MS Excel для выполнения домашних работ и эссе. Рекомендуется совершенствовать навыки владения программой SPSS, не ограничиваясь предусмотренными в программе шестью часами. Использование современных информационных технологий способствует развитию самостоятельности и творчества студентов при выполнении интерактивных заданий с помощью Интернет-ресурсов (навыки самостоятельного поиска, конструирования высказывания, подготовки презентации, самооценки). Автор программы Ю.О. Папушина IV. Тематический расчет часов по дисциплине«Методы маркетинговых исследований»
Автор программы Ю.О. Папушина Приложение 1 План семинарских занятий по дисциплине «Методы маркетинговых исследований» Семинар №1 Тема: Разработка программы исследования (работа в группах) и ее обсуждение. Студенты разбиваются на группы 3 – 5 человек, получают кейсы с описанием определенной маркетинговой ситуации на предприятии. Они разробатывают программу маркетингового исследования для данного предприятия. Программа должна включать в себя формулировки цели, задачи, объекта предмета и метода исследований, который студенты предполагают использовать. Каждая группа делает 5 минутный доклад, в котором излагает суть проблемы и обосновывает свой выбор метода. Далее группа отвечает на вопросы студентов и преподавателя. Семинар №2 Тема: Этические и организационные аспекты маркетинговых исследований
Литература:
Семинар №3 Тема: Ролевая игра «Фокусированное интервью» Цели игры:
Игровая ситуация. Некая исследовательская организация проводит масштабное исследование регионального рынка модной одежды. Это исследование – часть большого проекта, инициированного Ассоциацией предприятий индустрии моды. Заказчиков интересует как смысл и значение моды и модной одежды для жителей регионов, так и практика закупок и проводимых отдельными продавцами акций, проблемы и недостаток информации, которые испытывают представители модной индустрии. Результаты исследования будут использоваться Ассоциацией для планирования семинаров и мастер-классов, для прогнозирования изменений, которым подвергнуться модные тенденции в регионах, в обобщенном виде результаты исследования будут публиковаться в профессиональных изданиях. Объектами исследования являются покупатели модной одежды и руководители магазинов и отделов модной одежды. Задачей участников является получить согласие на интервью в личной беседе с покупателями магазинов (отделов) модной одежды и в телефонном разговоре с руководителем магазина. Договариваемся об интервью.
Остальные участники игры смотрят и слушают. Из зрителей выбираются 4 наблюдателей. После завершения беседы они отмечают плюсы и минусы диалога. Всего диалоги разыгрывают три пары. Проводим фокусированное интервью. Игра проводится в тройках. Интервьюер получает гайд, разработанный заранее, респондент получает описание своей роли. Пара беседует в течение 15 минут, а наблюдатель фиксирует плюсы и минусы в работе интервьюера. Игра начинается с показательного интервью, которое комментирует преподаватель, затем вся группа делится на тройки (интервьюер, респондент и наблюдатель) и проигрывают историю. Чтобы каждый побыл интервьюером, происходит обмен ролями. Литература:
Семинар №4 Тема: Ролевая игра «Фокус-группа» Цели игры:
Студенты, участвующие в игре, исполняют роли наблюдателей, участников и модератора. Модератор получает составленный заранее гайд из трех вопросов, участники получают описание своих ролей, а задача наблюдателей – следить за ходом группы, отмечать проявления групповой динамики, плюсы и минусы в работе модератора. Продолжительность дискуссии – 45 минут. Литература
Семинар №5 Тема: Проективные методики в маркетинговых исследованиях.
Литература
Семинар №6 Тема: Методики измерения отдельных признаков, построение индексов
Группа студентов (3 человека) разрабатывает индексы «логический прямоугольник» и «логический квадрат» для оценки лояльности и отношения к какому-либо объекту или явлению, опрашивает своих коллег-студентов и на этом материале демонстрирует смысл индекса, его структуру и расчет.
Литература:
Семинар №7 Тема: Конференция по результатам студенческих исследовательских проектов На конференции обсуждаются и оцениваются исследования рынков, выполненные студентами в рамках учебного курса. Результаты исследований должны быть представлены в виде устного доклада на 10 минут с презентацией в программе Power Point и в виде полного письменного отчета. Логику оценивания результатов студенческих исследований см. в Папушина Ю. О. Маркетинговые исследования: учебно-методическое пособие. Литература:
Приложение 2 Содержание практических занятий Практическое занятие 1. Создание базы данных в программе SPSS Запуск программы. Основные элементы редактора данных. Главное меню. Панель инструментов. Формирование таблицы для ввода данных. Общие настройки. Ввод и корректировка данных. Работа с файлами данных: объединение и разделение данных, разделение случаев на группы, отбор случаев, сортировка случаев. Литература:
Практическое занятие 2. Частотные распределения, дескриптивные статистики и графики в SPSS Базовая процедура расчета частот (Frequencies). Окно просмотра. Описательные статистики (Descriptives). Создание графиков: подменю Graphs и использование дополнительных диалоговых окон в отдельных статистических процедурах. Анализ множественных ответов. Модификация данных: вычисление новых переменных, перекодирование значений, создание индекса. Литература:
Практическое занятие 3. Таблицы сопряженности и статистические критерии для их анализа Построение двухмерных таблиц (Crosstabs). Таблицы большей размерности. Порядок построения таблиц в меню Tables. Статистические критерии для таблиц сопряженности: тест Хи-квадрат, меры связи для переменных с номинальной шкалой, меры связи для переменных с порядковой шкалой. Литература:
Приложение 3 Содержание контрольной работы Контрольная работа: Основы теории измерений. Контрольная работа представляет собой письменную работу, которая включает открытые и закрытые вопросы, а также вопросы «на понимание», предполагающие применение теоретических знаний. Приложение 4 Вопросы для самоконтроля.
|