Рабочая программа учебного курса окружающий мир




Скачать 19.26 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса окружающий мир
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер19.26 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Рабочая программа учебного курса окружающий мир

Школа I ступени обучения

ФГОС нового поколения



Согласовано:

«_____»______2012 г.

Зам. директора

по УР________

Рассмотрено

на заседании МС «_____»_____2012 г.

Методист __________

Утверждено:

Приказ №___от_________

Директор_________



Рабочая программа учебного курса

окружающий мир

на 2012-2013 учебный год


Класс: класс

Учитель: Трищ Г.Ю.

Кол-во часов: 68 часов, 2 часа в неделю

Разработано на основе Программы начального общего образования к курсу «Окружающий мир», 1-4 кл. / Сост. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, Издательский дом ФЁДОРОВ, издательство «Учебная литература», 2011г. – 320с.


Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, Окружающий мир : Учебник для 2 класса: В 2-х частях – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру разработана на осно­ве Концепции стандарта второго поколения с учетом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

«Окружающий мир» - это, прежде всего, мировоззренческий курс, который способствует формированию основ мировоззрения ребёнка, осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. Это фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, геогра­фии, обществознания, истории.

Стержнем курса является логика истори­ческого развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогаща­ются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добы­тыми человеком на каждом этапе его исто­рического развития.


1.1. Цели и задачи учебного предмета.

Изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:

  • Образования: освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

  • Воспитания: позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотизма, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе; сохранение и укрепление здоровья.

  • Развития: умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • Формирования ключевых компетенций: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.

Основные задачи учебного предмета:

  • формировать широкую целостную кар­тину мира с опорой на современные науч­ные достижения;

  • на основе предметных знаний и уме­ний подвести учеников к осознанию при­чинно-следственных связей между приро­дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающе­го мира, его противоречивости;

  • в ходе решения первых двух задач раз­вивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышле­ние, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного пове­дения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипоте­зу, классифицировать, сравнивать, обоб­щать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с карта­ми, таблицами, схемами; добывать инфор­мацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать уст­ную и письменную речь;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением инфор­мации из разных источников);

  • воздействовать на развитие эмоцио­нально-волевых, нравственных качеств лич­ности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.



1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Программа второго года обучения «Окружающий мир» продолжает линию учебного материала первого класса – интегрированная: в ней содержатся материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении.

В первом классе начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. Эти взаимозависимости даны в самом общем виде. Материал первого класса носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания со­храняется и во 2 классе, в котором на пер­вый план выступает неживая и живая при­рода. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Зем­ли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса об­разования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и раз­витие живых организмов, то есть биосферы.


Обучение во 2 классе курса «Окружающий мир» строится с учётом принципов:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- быстрый темп прохождения учебного материала;

- осознание школьниками самого процесса учения;

-принцип работы над развитием всех учащихся, включая слабых;

-постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся.


1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане школы на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 68 часов, из них 10% – резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению разработчиками авторских программ для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.

Курс «Мы и окружающий мир» создаёт условия для активизации всех уровней мыслительной деятельности – наглядно-действенного (при непосредственном ознакомлении с объектами природы и деятельностью человека), наглядно-образного (при работе с рисунками, схемами, диаграммами, таблицами, картами, планами), словесно- образного (на основе рассказов учителя, одноклассников, чтения текстов), словесно- логического (при оперировании понятиями для доказательства своих гипотез, умозаключений, суждений, при сопоставлении разных теорий и т.д.)

  1. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»


В ходе изучения предмета «Окружающий мир» во 2 классе обеспечиваются условия для до­стижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


2.1. Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана­лиза поступков одноклассни­ков и собственных поступков;

- представление о своей граж­данской идентичности в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России;

- представление о своей этни­ческой принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окру­жающего мира;

- ориентации на анализ соот­ветствия результатов требо­ваниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе задан­ных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и на­род;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклас­сников, учителей

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окру­жающим миром.


2.2. Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен­ной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оцени­вать свои действия при рабо­те с наглядно-образным (ри­сунками, картой), словесно- образным и словесно-логичес­ким материалом при сотруд­ничестве с учителем, одно­классниками;

- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов реше­ния практических задач делать теоретические выводы о свой­ствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение в конце действия с наг­лядно-образным материалом.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли­тературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно- следственные связи в изучае­мом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа - сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных);

проводить аналогии между изучаемым материалом и соб­ственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресур- сах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообще­ния в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фик­сацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру пост­роения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные рече­вые средства в диалоге с учите­лем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для парт­нера высказывания;

задавать вопросы, адекват­ные данной ситуации, позво­ляющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на пози­цию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.


    1. Предметные результаты:

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения.

Человек и природа

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного матери­ала); использовать их для объ­яснения необходимости бе­режного отношения к природе;

- сравнивать объекты приро­ды на основе внешних призна­ков или известных характер­ных свойств;

- различать и называть основные части расте­ний;

- узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить при­меры;

- использовать иллюст­ративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и гло­бусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цвет­ковые растения;

- различать животных раз­ных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие­ся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение орга­нов чувств для познания окру­жающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведе­ния в доме, на улице, в природ­ной среде;

- соблюдать правила орга­низации учебного труда дома и в школе, понимать роль учи­теля;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, живот­ным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания ок­ружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюде­ние, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаи­моотношений людей в клас­сном, школьном коллективах.


3. Содержание учебного предмета.

Содержание курса выстраивается по принципу деления целого объёма учебного материала на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

Отбор содержания материала осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведенческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далёкого и близкого конкретизирует это далёкое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Общий взгляд на Землю (5 часов)

Наша Родина. Семья и труд. Загадки Земли.

Связь прошлого с настоящим. Россия - родина космонавтики. Материки. Мировой океан. Северный Ледовитый океан.

Как изучают окружающий мир (9 часов)

Сто наук. Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, выводы. Инструменты и приборы. Книги и другие средства информации. Тела и вещества. Свойства веществ. Человек и природа.

Космос (4 часов)

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце. Планеты.

Звезды и созвездия. Луна - спутник Земли. Не верь глазам своим!

Планета Земля (10 часов)

Наш общий дом. Горизонт. Строение Земли. Ориентирование. Компас.

Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта. Рельеф Земли. Ландшафт.

Взаимодействие сил природы (22 часов)

Тепловые пояса Земли. Смена времен года. Особенности Земли как планеты. Суша под Солнцем. Внутренние силы Земли. Воды Земли. Воздух.

Движение воздуха. Круговорот воды в природе. Человек и неживая природа.

Живая природа (18 часов)

Жизнь - особенность нашей планеты. Растения. Грибы. Животные. Бактерии. Гигиена.


4. Учебно-тематический план





п\п

  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconРабочая программа по предмету: «Окружающий мир»
Учебники: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочая тетрадь в двух частях, Москва, Просвещение, 2012 г
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века»...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconПрограмма «окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconПрограмма «окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д....
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса моу лицей №5 разработана на основе авторской программы Федотовой О. Н.,...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconКурсовая работа: «Сравнительный анализ метапредметных технологий при изучении курса «Окружающий мир» во 2 классе»
Сравнить освоение учащимися ууд при работе в различных технологиях при изучении курса «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconПояснительная записка тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа учебного курса окружающий мир iconПояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом»
Модульная программа «Мой край – мой дом» составлена с учетом фгос на основе программы учебного курса «Окружающий мир» («Мир вокруг...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница