Нашего исследования




Скачать 21.11 Kb.
НазваниеНашего исследования
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер21.11 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


Содержание:

Введение

Глава I История фестивалей в Республике Тыва.

    1. Становление и развитие ламаизма в Туве и Верхне-Чаданского монастыря «Устуу-Хурээ».

    2. История фестивалей «Устуу-Хурээ» в Дзун-Хемчикском кожууне Республики Тыва.

Глава II История фестивалей Устуу-Хурээ: и их влияние на возрождение ламаизма в Туве.

2.1 Легенда карнавальных шествий и открытие фестивалей.

2.2 Традиционные религиозные ритуалы и обряды.

2.3 История фестивально-концертной программы «Устуу-Хурээ».

II Заключение.

III Список использованный литературы.

Приложение.




Введение.

Актуальность темы настоящей дипломной работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождение самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.

Не менее значимым фактором духовного развития общества являются памятники культурного наследия народа - храмы, монастыри и даже их руины. Если мы будем бережно относится к памятникам истории нашего народа, у нас будет, чем гордиться и что передать подрастающему поколению, что бы они могли опереться на этот корень, и пойти по нему дальше.

Начавшийся 1999 году музыкальный фестиваль «Устуу-Хурээ» стал отправной точкой для поиска решений данной проблемы и дал хоть немного, но значительные результаты с помощью историко-краеведческих исследований и практических работ.

Тема нашего исследования посвящена изучению развития фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», как всеобщего массового праздника, способствующего возрождению храма «Устуу-Хурээ» и духовной культуры тувинского народа. Проект фестиваля лишь начинается с музыки, но его стратегия – через музыку восстановить Верхне-Чаданский монастырь как очаг нравственности, сначала оздоровить, а затем духовно возрождать жителей республики.

Основная цель настоящей работы в следующем: на основе имеющихся материалов дать общий очерк истории ламаизма в Туве, его «забвение и ново рождения», а также осветить новое явление в культурной жизни республики – фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», возникшей как предпосылка для возрождения «старой веры», но уже с новым содержанием.

Целью исследования продиктовано следующая постановка задач:

  • Сбор архивных материалов и источников, их систематизация.

  • Поиск информации, воспоминаний очевидцев событий.

  • Дать полное описание традиций, ритуалов и обрядов фестиваля «Устуу-Хурээ».

  • Выявить специфические особенности проведения фестиваля, определить перспективы развития данного явления.

  • Обобщение и анализ зафиксированного материала.

Предметом исследование (являются) стало прослеживание становление и развития буддизма в форме ламаизма, как основополагающего средства социального духовного развития тувинского общества.

Объектом исследования работы являются аспекты развития фестивалей «Устуу-Хурээ», как всеобщего массового праздника способствующего возрождение храма «Устуу-Хурээ» и духовной культуры тувинского народа. Проект фестиваля лишь начинается с музыки, но его стратегия, через музыку восстановить Верхне-Чаданский монастырь, как очаг нравственности начала оздоровить, а затем духовно возрождать жителей республики.

В методологическом плане работа опирается на принципах научной объективности, историзма и многофакторного подхода истории. Факты и события рассматриваются в проблемно хронологическом плане.

Степень изученности темы. Фестиваль живой музыки и веры Устуу-Хурээ, как всеобщего массового праздника способствующего возрождение храма Устуу-Хурээ и духовной культуры тувинцев малоизучен. Специальных исследований по данной теме не проводилось. Однако отдельные вопросы, касающиеся фестивалю живой музыки и веры Устуу-Хурээ и восстановление Верхне-Чаданского монастыря рассматривались в статьях, печатавшихся на страницах периодических изданий. Актуальность раскрываемой наши темы определяется ее не изученностью, отсутствием обобщающего, комплексного исследование, изучение фестиваля живой музыки и веры Устуу-Хурээ, способствующего возрождение храма Устуу-Хурээ и духовной культуры тувинцев до сих пор не стало объектом самостоятельного научного исследования. Отдельные аспекты этой проблемы только затрагиваются в отдельных научных исследованиях, в работах некоторых историков и

Научная новизна исследования состоит в том, что тема рассматривается комплексно в качестве самостоятельного объекта научного исследования.

Историография дипломной работы. В исторической работе по Туве фактически отсутствует системный и комплексный анализ фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», как всеобщего массового праздникак, способствующего возрождению храма «Устуу-Хурээ» и духовной культуры тувинского народа.

В исторической литературе, в этнографии явно преуменьшался очерк истории ламаизма в Туве, его забвения и нового рождения, а также фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», их влияние на возрождения ламаизма в Туве.

Источниковая база исследования. В работе использованы материалы взятые взятые из Центрального государственного архива РТ (ЦГА РТ), рукописного фонда института гуманитарных исследований (ИГИ РТ), музея имени «Буян-Бадыргы» города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна, архивного фонда центра «Наследие культуры» Дзун-Хемчикского кожууна, свидетельства и фотографии с разных этапов проведения фестивалей, информации организаторов и участников фестивалей. К основным источникам работы относятся книги и справочники известных авторов, историков-Монгуш М.В, Дулова В.И, Дьяконовой В.Г, Кужугет А.К, Кабо Р.М, Потапов Л.Т, Родевич В, Сузукей В.Ю, Самбуу И.У.

Хронологические времена исследование: 2003-2009.

Территориальные рамки: Дзун-Хемчикский кожуун Верхне-Чаданский Хурээ.

Для написания данной работы применялись следующие методы исследования: описательный, сопоставительный и сравнительный.

Практическое применение. Дипломная работа может служить справочником фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», а также в качестве справочного материала о традиционных религиозных обрядов и ритуалов в современной культуре тувинцев. Результаты работы могут быть использованы для написания реферативных исследований школьниками и студентами. Некоторые части этой работы могут стать хорошим материалом для выпуска журнала, брошюры или буклета о фестивале «Устуу-Хурээ».

Основные источники: В настоящей работе использованы материалы из архива оргкомитета фестиваля «Устуу-Хурээ», а также из архивного фонда центра «Наследие культуры» Дзун-Хемчикского кожуунного отдела культуры. Интересные данные были заимствованы из материалов кожуунного краеведческого музея имени Монгуша Буян-Бадыргы. К основным источникам работы относятся книги и справочники известных авторов, этнографов и искусствоведов – Монгуш М.В., Дулова В.И., Дьяконоой В.П., Кужугет А.К., Сузукей В.Ю., Самбу И.У. Весьма полезный материал был почерпнут из статей, очерков и репортажей вышедших на страницах республиканских газет «Шын», «Тувинская правда», «Центр Азии» и др.

Значение всех перечисленных источников велико, так как они помогли раскрыть различные аспекты возрождения «желтой религии» в Туве под лозунгом фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».

Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В приложениях представлены фотографии с разных этапов проведения фестиваля – репетиционные моменты на природе, карнавальное шествие, национальная борьба хуреш и др.Кроме фотографий представлены копии документов связанных с организацией фестиваля.

В первой главе описывается процесс возникновения и распространения буддизма в форме ламаизма в Туве, о создании первых монастырей и монастырского хозяйства, в частности о создании Устуу-Хурээ (Верхне-Чаданское хурээ), варварски разрушенного в 30-е годы прошлого века и ставшего впоследствии главной темой идеи проведения фестиваля «Устуу-Хурээ».

Вторая глава полностью посвящена описанию культурной программы и организации фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Фестиваль- новое явление в культурной жизни республики. Он отличается от других фестивалей тем, что включает в себя не только концертную программу участников, а является праздничным массовым действом с традиционными ритуалами и обрядами, карнавальным шествием и спортивными массовыми играми.

Вот уже седьмой год подряд в небольшом провинциальном городке Чадан республики Тува проходит необычный фестиваль. Это - фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», девиз которого «От живой музыки к живой вере».

Идея о проведении I-го Республиканского фестиваля живой музыки «Устуу-Хурээ-1999» родилась в 1998 году в кругах творческой интеллигенции. Автором идеи и организатором был музыкант симфонического оркестра Тувинской филармонии Игорь Дулуш. Родившись по движению души, этот фестиваль стал символом того, что так необходимо сегодня Туве- объединения и понимания.

Итак…

Что же такое Устуу-Хурээ?

Из небытия, из памяти людской, из пыльных страниц архивов живым словом возвращается святое для буддистов слово «Устуу-Хурээ», буквально «Верхнее Хурээ», один из двух крупнейших храмов комплексов, находившихся на территории Даа кожууна , который включал в себя больше половины территории Тувы и считался колыбелью государственности тувинского народа. Это единственный храм, построенный по тибетскому проекту со строгим соблюдением всех канонов буддийской архитектуры. Состав раствора из которого были вылиты стены – уникален: речной песок, рубленый багульник, глина, яйца страуса. Даже по сегодняшним меркам это было грандиозное строительство.

Речной песок возили из долины реки Хондергей 9 арбанов . Багульник из верховьев реки Алдыы-Ишкин, что в устье Хемчика 6 арбанов. Глина из долины реки Чадаана 3-4 арбана. А яйца экзотического страуса из пустыни Гоби 15 арбанов. (арбан-десятка представителей одной семьи или рода). На тяжелых строительных работах, в частности при размешивании раствора, в работала вся знать огромного Даа. Верховный правитель Даа кожууна Хайдып Угер-Даа считал справедливым привлечение в строительные работы именно знати и чиновников. Устуу-Хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве.

По данным госархива в 1929 году в Устуу-Хурээ работало 470 лам, не считая рядовых монахов. По слоавм очевидца, в ежегодной церемонии принятия монашеского обета количество хуураков достигало 600. Получается не менее полутора тысячи человек жило, постигало и служило Учению Будды, в этом огромном комплексе, состоящем из главного храма, шести дацанов, не считая 60 юрт, которые вели все хозяйство Устуу-Хурээ.

По праздничным дням окрестности Орта-Алаак наполнялись звуками оркестра «Бурээ-Бушкуур». Странными звуками для тувинцев, которые музицировали исключительно сольно. Музыка из глубины веков, в которой мощь и величие Гималаев, смирение и мудрость Тибета, просветленность Будды ...

О чем пела та музыка?

О чем плакала та музыка?

Плакала, предвидя разрушение храмов, пепелища из костров священных книг и крови учителей-лам.

Отговаривала наших отцов и дедов, призывая их к добру, свету, мудрости и любви.

Все существа Нирваны и Сансары были свидетелями варварского разрушения 27 храмов по всей Туве. Они присутствовали и видели все-допросы энкаведэшников, пытки,истязания-тос эрээ (девять степеней пыток) и физическое уничтожение представителей духовенства, начиная от самых рядовых хуураков до состава первого правительства Тувинской Народной Республики, в подавляющем большинстве своем состоявшего из лам. Среди них были геше, по современным понятиям доктора философии, санскрита, астрологии, медицины. Представителями Устуу-Хурээ были такие выдающиеся личности тувинской истории как основатель Тувинской Народной Республики хун-нойон Буян-Бадыргы Монгуш, его брат Чамзы Камбы, а также основатель тувинской письменности Лопсан-Чимит Монгуш.

Достижение больших, неведомых для мирского понимания высот в понимании мироздания, они сумели создать независимый от Монголии и Китая - Танну-Туву, исключительно искусством дипломатии, не проливая крови своего народа. Для западных политиков и в особенности, их молодых и активных последователей-тувинцев, наспех закончивших партийные учебные заведения, они оказались слишком неподатливыми и мудрыми, чем подписали себе окончательный приговор - физическое уничтожение!.

Что созерцали боги и духи, вызванные музыкой «Бурээ-Бушкуур»?

Да! И расстрелы были. Были гнев, неведение и зависть…

Но боги созерцали, предвидя возрождение «желтой» религии, возрождение Устуу-Хурээ даже после такого глумления и забвения.

Фестиваль живой музыки «Устуу-Хурээ» стал колоколом веры. Главная цель фестиваля это привлечение общества к вопросам возрождения буддизма и в частности реставрации Верхне-Чаданского хурээ. Фестиваль ведет большую историко-краеведческую работу. Сбор информации из архивных материалов и воспоминаний очевидцев. История наглядно показывает уникальность создания Устуу-Хурээ, его миротворческую деятельность и трагическое разрушение. Поэтому фестиваль называется «Устуу-Хурээ» подчеркивая тем самым, что буддизм – это одно из основополагающих ценностей нашей духовности.

Что такое живая музыка?

Это живой звук, живое исполнение!

Музыканты говорят: « Нет фонограммам! Нет компьютерной записи!».

Это то, чего не хватает сегодня не только музыкантам, но и зрителям. Всех нас волнует вопрос духовности нашего общества. Поэтому очень часто именно музыканты начинали акции против наркомании, алкоголизма, СПИДа. И это не случайно, ведь в большинстве они молоды, а значит за ними будущее.

Ежегодно фестиваль живой музыки веры «Устуу-Хурээ» объединяет свыше триста участников и гостей из разных городов и стран. Фестиваль начавшийся несколько лет назад как мероприятие республиканского масштаба, вот уже третий год подряд имеет статус международного. Набирающий с каждым годом силу фестиваль собирает много журналистов, участников-музыкантов, и гостей из разных стран, чтобы они стали посланниками голоса - голоса «Устуу-Хурээ» во всем мире.


Глава 1. Истоия фестивалей «Устуу-Хурээ» в Республике Тыва.

1.1. Становление и развитие ламаизма в Туве и Верхне-Чаданского монастыря «Устуу-Хурээ».

Религия – сложное и многогранное явление в истории и культуре любого народа, любой страны. Она одновременно содержит в себе целый ряд негативных и некоторые позитивные стороны.

Вопрос о распространении буддизма в форме ламаизма в Тувы следует рассматривать в связи с распространением и утверждением его в соседней Монголии. То, что ламаизм проник в Туву непосредственно через Монголию, обусловлено во многом тем, что монголы и тувинцы обитали на смежных территориях, находились в составе одних и тех же государственных образований, имели общие черты материальной и духовной культуры.

Прочно утвердившись в Монголии ламаизм широко распространился и на соседних с ней территориях, в частности на территории современной Тувы. Архивное его распространение среди тувинских племен происходило в период их политического подчинения монгольскому государству Алтын-Ханов и Джунгарскому ханству. В это время население Тувы представляло собой относительно многочисленные родоплеменные группы, их кочевья охватывали огромную территорию, включавшую ряд горных систем и хребтов. Алтай, Западный и восточный Саяны, Танну – Ола и др1. Исторические предки современных тувинцев в начале XVII в. входили в состав государства Алтын-Ханов, включавшего в то время Северо – Западную Монголию и кочевья урянхайских племен, ближайших предков тувинцев.

Положение тувинских племен в составе государства Алтын-Ханов было крайне тяжелым. Жизнь их определялась характерными для монгольского феодализма отношениями – албату. Эти отношения вменяли в обязанность арату платить феодалу натуральные налоги (скотом, пушниной и тд.), участвовать в ополчении феодала, в его облавных охотах и тп. Зависимое от Алтын-Ханов население не имело права выбирать кочевья по своему усмотрению, это делалось только с разрешения сюзерена; не могли рядовые кочевники и самовольно откочевывать с закрепленной за ними территории. Алтын-Хан считал себя полноправным владельцем жизни и имущества подвластных ему людей.

Угнетенное положение тувинских племен еще более отягощалось ойратскими ханами, которые, завоевав часть тувинского населения, во второй половине XVII в. образовали Джунгарское ханство в Западной Монголии. После подчинения западной части Тувы Джунгарскому ханству покоренное население стало платить дань джунгарам.

Для более прочного утверждения своего господства над покоренными племенами Алтын - ханы использовали ламаистскую религию. Она активно устанавливали связи с монастырями Тибета, неоднократно вели переговоры с главой Тибетской ламаистской церкви Далай-Ламой III Соднамджамцо (1543-1588гг.) относительно вопросов организации ламаистских монастырей и духовенства. В 1578 году верховный лама Тибета посетил ставку Алтын-хана, помог решить многие религиозные вопросы, за что был признан главой не только в тибетской, но и монгольской церкви.2 В знак благодарности Содномджамцо провозгласил династию Алтын-ханов Великими ханами. Алтын-ханы также оказывали большую поддержку внедрению и укреплению ламаизма не только среди самих монголов, но и среди немонгольских племен.

В этот период ламаизм считался официальной религией, но широкие народные массы из-за своей неграмотности были не в состоянии самостоятельно усвоить основы религиозно – философской концепции буддизма; поэтому главным методом приобщения народных масс к буддийскому учению были проповеди. Ламы широко использовали устные проповеди для доступного объяснения основных положений ламаизма. Они выделили три важных моральных требования, без которых спасение объявлялось невозможным: первое – почитание и поколение «трем драгоценностям», т.е. Будде, его учению и общине монахов; второе – смирение и покорность судьбе, которая является результатом поступков и промыслов, совершенных в предыдущих перерождениях; третье – необходимость почитания ламы как посредника на пути к освобождению от страданий.

Таким образом, ламы выступали идеологами нового общественно – политического строя, в котором закреплялся союз правящей верхушки и ламаистской церкви. В это время в ламаизм были обращены частично и некоторые тувинские родоплеменные группы, кочевавшие при ставках феодальных правителей, где, как правила, находились большие войлочные юрты, выполнявшие функцию ламаистских монастырей.

В период государства Алтын-ханов на территории Тувы были войлочно-разборные молельни. В этот период большие монастыри строили западные монголы. Это были стационарные ламаистские монастыри из сырцового и жженого кирпича. Остатки этих зданий назывались по-монгольски «лоозан кит». Все эти монастыри были не только местом святого поколения, но и одновременно служили крепостями, имевшими нередко стратегическое значение.3

Высшее ламаистское духовенство при Алтын-хане играло значительную роль в политической жизни государства. В решении вопросов внутренней жизни и внешней политики ламы выступали в роли главных советников. Нередко они принимали участие и в дипломатических отношениях Алтын-хана с другими государствами, например, с Россией и Джунгарией. Ламаистское духовенство как в период государства Алтын-хана, так и в период пребывания тувинцев в состав Джунгарского ханства являлось крупным собственником земельных угодий и скота. Некоторые тувинские родоплеменные группы управлялись феодалами духовного звания, и они, находясь под властью таких правителей, конечно, должны были исповедовать ламаизм. Таковыми были, например, тувинцы, жившие вместе с дархатами и другими этническими группами в районе озера Хубсугул. Они в первой половине XVIII в. принадлежали ведомству Шавардана, но управлялись непосредственно Даин-Ламой, который жил в ламаистском монастыре близ озеры Чагаан-нур. После смерти Шадар-вана эта группа тувинцев была передана первому главе ламаистской церкви Монголии хутухте Ундур гэгэну4.

В период государства Алтын-ханов и Джунгарии на территории Тувы не существовало оседлых ламаистских монастырей, не было также лам из среды самих тувинцев, но факт распространения ламаизма среди населения Тувы бесспорен.

В это же время в массе кочевников тувинцев продолжали существовать древние религиозные верования. И несмотря на то, что в этот период тувинцы официально считались ламаистами, большинство сохраняло шаманистские представления, проводило различные древние обряды и моления.

Наивысшего расцвета ламаизм у тувинцев достиг значительно позднее – в конце XVIII – начале XIX вв.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Нашего исследования iconРусский мир как духовно-нравственная категория
Это имя не только требует осмысления и особого исследования как хранилище огромного исторического опыта, но и, что важнее всего –...
Нашего исследования iconСтановление училища
Целью нашего исследования является составление летописи училища. Для достижения этой цели необходимо было решить несколько задач:...
Нашего исследования iconУченый-антрополог, автор мировых бестселлеров «Странности нашего тела» и«Странности нашего мозга». Родился и вырос в сша, сейчас живет в Австралии, где

Нашего исследования iconГ. флобер и г. Де мопассан: лекарство от боваризма
Матильда Луазель из новеллы «Ожерелье», у которой изначально присутствуют, выражаясь медицинским языком, все симптомы боваризма и...
Нашего исследования iconВласть, народ, демократия, солидарность, противостояние, долг, прогресс
Материалом для нашего исследования послужила речь Барака Обамы в период его деятельности ещё в качестве Сенатора Конгресса США в...
Нашего исследования iconСравнение влияния режимов длительной вентиляции на динамику маркеров системного воспаления
Целью нашего исследования является изучение влияния двух режимов "протективной" ивл с контролем по объему и с контролем по давлению...
Нашего исследования iconД. Косачёва (Новосибирский государственный педагогический университет)
Целью нашего исследования является анализ стилистических и лексических средств, употребляемых Э. Ионеско и С. Беккетом в авторских...
Нашего исследования iconТема: Ядовитые растения нашего района
Цель: Познакомить учащихся с ядовитыми растениями нашего района, научить узновать их в природе, ознакомить с правилами обращения...
Нашего исследования iconОбраз медведя в хантыйских и русских народных сказках
Запечатлелся он своим неуклюжим обликом во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру...
Нашего исследования iconЖанр нонсенса и поэтика любви: проблемы перевода
Имеются в виду многочисленные исследования, посвящённые рассматриваемому феномену. При этом исследования ведутся в рамках достаточно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница