Учебно-методический комплект




Скачать 42.47 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплект
Дата03.02.2016
Размер42.47 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская гимназия № 5


УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________

Болмазова Е.В.

«___» _________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По обществознанию________________________________________________

Класс 10-в_________ _______________________________________________

Учитель Овчаренко Лина Сергеевна_________________________________


Срок реализации 2012 – 2013 учебный год____________________________

Количество часов в неделю 3________________________________________

Количество часов в год 102_________________________________________


Тип школы гимназия______________________________________________

Особенность класса 10-б- социально-гуманитарный профиль___________


Автор программы Л.Н.Боголюбов, Н.Л. Городецкая, Л.Ф.Иванова». «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторы: - М.: «Просвещение, 2010.


УМК Учебник «Обществознание. 10 класс. Профильный уровень Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009; Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова; Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. – М.: Просвещение, 2007._____________________________________________________________


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.

При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

- Учебник «Обществознание. 10 класс: профильный уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;

- Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

- Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2010 – 2011 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
      Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Данная Рабочая программа предназначена для использования в 10Б (социально-гуманитарном) классе средней общеобразовательной школы, изучающего обществознание на профильном уровне.

Программа составлена на основе вышеупомянутой авторской программы с изменениями:

- сокращение на 3 часа (с 105 до 102 часов, предусмотренных учебным планом),

- использование резервного времени, предусмотренного автором (25 часов):

Расширение программы



Тема

Кол-во часов в авторской

программе

Кол-во часов

в рабочей

программе

Цель изменения

1

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

12

15

Уделить особое внимание основным этапам развития общества и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии.


2

«Общество и человек»

20

24

Сконцентрировать внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический.

3

«Деятельность как способ существования людей»

8

13

С опорой на философию, социологию и политологию охарактеризовать многообразие деятельности. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.


4

«Сознание и познание»

14

21

Изучить специфику социального познания, опираясь на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.



5

«Личность. Межличностные отношения»

26

29

Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Раскрыть проблему общения - через показ ее информационной, перцептивной и интерактивной функции. Уделить внимание специфике общения в современном мире.





Резервное время

25

-







Итого:

105

102






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (102 ч.)

10 класс (профильный уровень)


Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12ч.+3 ч.=15ч.)

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

      Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

      Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.


Добавлены темы: «Специфика философского знания», «Мотивы выбора профессии», «Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность»


Т е м а  2. Общество и человек (20ч.+4 ч.=24ч.)

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

      Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
      Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

      Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
      Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
      Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

      Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.


Добавлены темы: «Общественные отношения», «Сферы общественной жизни», «Восток и Запад в диалоге культур», «Факторы изменения социума».

Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (8ч.+5 ч.=13ч.)

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
      Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

      Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.



Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».

Т е м а  4. Сознание и познание (14ч.+7 ч.=21ч.)

      Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
      Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

      Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

      Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

      Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

      Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

      Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.


Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».

Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (26ч.+3 ч.=29ч.)

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

      Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

      Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

      Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

      Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

      Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

      Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
      Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
      Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

      Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

      Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

      Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.


Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


10 класс (профильный уровень)


Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки п прохождения


Скорректированные сроки прохождения

1

Т е м а 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.) Наука и философия



3.09-8.09






2

Специфика философского знания




3

Человек и общество в ранних мифах




4

Человек и общество в первых философских учениях

10.09-15-09





5

Философия и общественные науки в Новое время




6

Философия и общественные науки в Новейшее время




7

История русской философской мысли

17.09-22.09





8

Философские искания XIX века




9

Философская мысль XX века




10

Деятельность в социально-гуманитарной сфере.

24.09-29.09






11

Мотивы выбора профессии




12

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности




13

Профессиональный выбор

01.10-06.10





14

Повторительно-обобщающий урок:

Социально-гуманитарные знания




15

Повторительно-обобщающий урок:

Профессиональная деятельность




16

Т е м а 2. Общество и человек (24 ч.)

Происхождение человека

08.10-13.10




17

Становление общества




18

Сущность человека как проблема философии




19

Социальная сущность деятельности

15.10-20.10





20

Общество как среда обитания человека




21

Общественные отношения




22

Общество как развивающаяся система


22.10-27.10





23

Сферы общественной жизни




24

Типология обществ: Традиционное общество




25

Индустриальное общество

29.10-03.11






26

Контуры современного общества




27

Восток и Запад в диалоге культур




28


Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций

12.11-17.11





29

Теория общественно-экономических формаций




30

Теория постиндустриального общества




31

Исторический процесс

19.11-24.11






32

Факторы изменения социума




33

Прогресс и регресс




34

Критерии прогресса

26.11-01.12





35

Многообразие путей и форм общественного развития




36

Свобода в деятельности человека




37

Свободное общество

03.12-08.12





38

Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек




39

Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек





41

Т е м а 3. Деятельность как способ существования людей (13 ч)

Деятельность людей

10.12-15.12




42

Виды деятельности




43

Создание и освоение духовных ценностей




44

Духовная жизнь общества

15.04-20.04





45

Трудовая деятельность




46

Человеческий фактор производства




47

Социальное партнерство

17.12-22.12





48

Политическая деятельность




49

Политические действия




50

Легитимность власти

24.12-29.12






51

Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей




52

Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей




53

Т е м а 4. Сознание и познание (21 ч)

Проблема познаваемости мира


14.01-19.01





54

Познание как деятельность




55

Сущность и формы рационального познания




56

Объективность истины

21.01-26.01






57

Критерии истины




58

Истина и заблуждения




59

Многообразие путей познания мира.

Миф и познание мира

28.01-02.02






60

Народная мудрость и здравый смысл




61

Познание средствами искусства




62

Особенности научного познания

04.02-09.02





63

Методы научного познания




64

Научные революции




65

Социальное познание

11.02-16.02





66

Основные принципы социального познания




67

Социальные науки




68

Что такое сознание

18.02-23.02





69

Сущность и особенности общественного сознания




70

Что такое самосознание




71

Самопознание и развитие личности

25.02-02.03






72

Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание




73

Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание




74

Т е м а 5. Личность. Межличностные отношения (29 ч)

Индивид, индивидуальность, личность

04.03-09.03





75

Структура личности




76

Периодизация развития личности




77

Возраст и становление личности

11.03-16.03





78

Социальное поведение




79

Жизненные цели




80

Социальная установка

18.03-23.03





81

Коммуникация или общение




82

Общение как обмен информацией





83

Общение как взаимодействие







84

Общение в юношеском возрасте

01.04-06.04





85

Общение как понимание




86

Стереотипы и «эффекты восприятия»




87

Малые группы

08.04-13.04





88

Референтные группы




89

Интеграция в группах разного уровня развития




90

Межличностная совместимость

22.04-27.04





91

Конформное поведение




92

Групповая дифференциация




93

Лидерство

29.04-04.05





94

Семья как малая группа




95

Гендерное поведение




96

Неформальные молодежные группы

06.05-11.05





97

Криминальные группы




98

Структура и динамика конфликта




99

Поведение личности в конфликте

13.04-18.05





100

Как разрешать конфликты




101

Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения




102

Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

20.05-25.05










102 часа






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Учебно-методический комплект

  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru

  • Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;

  • Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;

  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.

  • Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.


Литература для учителя

  1. Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.

  2. Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.

  3. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.


Литература для учащихся

1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.

3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г.

4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методической

кафедры гуманитарных наук

от 30 августа 2012г. №1

СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР

______________Е.В. Фурина

от 31 августа 2012г.




Похожие:

Учебно-методический комплект iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей экономического профиля «Государственное и муниципальное управление»
Результаты конкурса в номинации «Учебно-методический комплекс. Комплект учебно-методических материалов»
Учебно-методический комплект iconУчебно-методический комплект
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Учебно-методический комплект iconУчебной литературы, входящий в учебно-методический комплект
А. Н. Колмогоров и др. «Алгебра и начала математического анализа» 10,11 кл. Просвещение 2006 г
Учебно-методический комплект iconТическое планирование составлено на основе
Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект iconКалендарно-тематическое планирование подгрупповых занятий в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению онр у дошкольников»
Учебно-методический комплект iconМеждународный институт трудовых и социальных отношений «Основы идеологии белорусского государства» учебно-методический комплект составитель
В. Н. Пинчук, доцент кафедры профсоюзного движения и гуманитарно-экономических дисциплин, кандидат исторических наук
Учебно-методический комплект iconКниги и учебники, рекомендуемые учащимся и их родителям, для которых русский язык является неродным
Рекомендуется учебно-методический комплект по русскому языку для национальных образовательных учреждений с родным (нерусским) языком...
Учебно-методический комплект iconТематическое планирование по испанскому языку в 7-м классе на 2009-2010 учебный год (170 часов 5 часов в неделю)
...
Учебно-методический комплект iconМетодическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
Задачи и предмет курса, материал, основной метод обучения, учебно-методический комплект. Содержание курса. Место третьего класса...
Учебно-методический комплект iconОбразовательная программа «Учись учиться» (Коррекция мыслительных и речевых навыков) по авторскому учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения»
В связи с этим предложен авторский учебно-методический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», разнообразные практические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница