Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников




Скачать 22.45 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников
Дата03.02.2016
Размер22.45 Kb.
ТипИсследовательская работа





Исследовательская работа по биологии

Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников


I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, эндо- и экзокринных желез, кровеносных и лимфатических сосудов, гладко и, отчасти, поперечнополосатой мускулатуры, а также органов чувств и трофику тканей. Она также обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды) на тканевом, органном и системном уровнях. Есть немало людей, страдающих нарушением вегетативной нервной системы, что сказывается на их реакциях, на раздражения, а значит и на здоровье. Я хотела бы в своей работе проследить, как влияет нарушение вегетативной нервной системы на успеваемость учащихся и выбор профессии.

Цель: исследовать влияние нарушения вегетативной нервной системы на успеваемость учащихся «Лицея №17»

Задачи: 1. Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы

2. Рассмотреть методики исследования вегетативной нервной системы

3. Исследовать реакции на раздражения учащихся Лицея №17

5. Сравнить успеваемость учащихся, состоящих на диспансерном учете с

вегетососудистой дистонией и здоровых учащихся (по табелю годовых оценок)

6. Сравнить успеваемость учащихся, состоящих на диспансерном учете с

вегетососудистой дистонией с преобладанием реакций симпатического или

парасимпатического типа (по табелю годовых оценок)

Методы: практикум (опыты), сравнение, анализ

Объект исследования: вегетативная нервная система

Предмет исследования: реакции учащихся на внешние раздражители

Гипотеза: поддерживая постоянство внутренней среды вегетативная нервная система может влиять и на отделы головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь и т. д., и в стрессовых ситуациях, которые часто возникают на уроках, экзаменах мобилизуют все внутренние резервы организма для достижения наивысшего результата, а в спокойных условиях дает возможность учащимся самостоятельно работать над изучением нового материала.

Научная новизна: данное исследование не проводилось ранее в нашем городе

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретическая часть работы

Краткий анатомо-физиологический очерк.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, эндо- и экзокринных желез, кровеносных и лимфатических сосудов, гладко и, отчасти, поперечнополосатой мускулатуры, а также органов чувств и трофику тканей. Она также обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды) на тканевом, органном и системном уровнях. Анатомически вегетативная нервная система подразделяется на центральный и периферический отделы. Центральный отдел-это совокупность нервных клеток и волокон, заложенных в головном и спинном мозге. К периферическому относятся пограничный симпатический ствол с узлам, вне- и внутриорганные сплетения, отдельные клетки и их скопления в нервных стволах и сплетениях. Вегетативная нервная система состоит из двух частей: СИМПАТИЧЕСКОЙ И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОЙ, которые отличаются и в морфологическом, и в функциональном отношении. В

парасимпатической части выявляются обратные взаимоотношения. Узлы симпатического ствола находятся вне иннервируемого органа, а парасимпатические узлы – в стенке или около соответствующего органа. Имеются различия и в специфической хемотропности: возбуждающим медиатором симпатической системы является адреналин, тормозными - эрготамин, а в парасимпатической нервной системе - соответственно ацетилхолин и атропин.

Гипоталамус имеет богатые связи с различными отделами головного мозга. Он получает обширную информацию и обеспечивает сложную нервно-рефлекторную и нейрогуморальную регуляцию.

Периферический отдел вегетативной нервной системы

Основной формой её деятельности, так же как и соматической нервной системы, является рефлекс. Симпатическая нервная система (периферическая часть)

Состоит из нейронов боковых рогов грудных и L1-L3 сегментов спинного мозга (интермедиолатеральное) ядро Якубовича. Симпатический ствол имеет около 24 пар узлов (3 пары шейных – верхние, средние и нижние; 12 пар грудных, 5 поясничных и 4 – крестцовых). Парасимпатическая нервная система(периферический отдел) Состоит из нейронов, расположенных в сером веществе ствола мозга (ядра 3,7,9 и 10 пар) и в крестцовых сегментах (S1 – S4).

Симпатикотония

При функциональном (обычно врожденном, конституциональном) преобладании возбудимости симпатической нервной системы отмечается

Бледность и сухость кожи, холодные конечности, блеск глаз и легкий экзофтальм. Неустойчивость температуры, склонность к тахикардии и тахипноэ, тенденция к повышению артериального давления, запор. Повышенная работоспособность, инициативность, физическая выносливость, понижение способности к запоминанию и сосредоточенности, тревожность, неспокойный сон, мышечная дрожь, парестезии.

При преобладании влияния парасимпатической системы отмечается

Холодная, влажная, бледная кожа, гипергидроз, гиперсаливация (избыточное выделение слюны), яркий красный дермографизм, брадикардия, тенденция к артериальной. Гипотензии, дыхательная аритмия, склонность к обморокам и увеличению массы тела,

апатичность, астения. Малая выносливость, низкая инициатива, нерешительность, боязливость, склонность к депрессии.

Исследование вегетативно-висцеральной иннервации основывается, прежде всего, на оценке состояния и функции соответствующих органов и систем

«Общей» симпатикотонии и ваготонии не существует; можно говорить лишь о частных случаях возбуждения или торможения, например о «ваготоническом приступе» при бронхиальной астме или крапивнице, о «симпатикотоническом кризе» при ангионевротических спазмах в конечностях и т. д.

Для исследования применяются в стандартных дозах фармакологические средства или гормоны, обладающие более или менее избирательным действием (возбуждающим или тормозящим) на один из отделов – симпатический или парасимпатический.

Таблица средств, возбуждающих или тормозящих симпатический и парасимпатический отделы.

Возбуждает

симпатикус

Тормозит

симпатикус

Возбуждает

парасимпатикус

Тормозит

парасимпатикус

Адреналин

Хлоргидрат

Пилокарпин

Атропин

Эфедрин

Бром

Эзерин

Скополамин

Кальций




Ацетилхолин




Тиреодин




Калий










Инсулин




Значительно большее применение и большую практическую ценность имеют другие методы исследованияклинические, клинико-физиологические и биохимические.

Пиломоторные (пилоарректорные) рефлексы кожи вызываются щипковыми или Холодовыми (льдом, эфиром, реже фарадическим током) раздражениями кожи, обычно в области надплечья или затылка (с одной и другой стороны). Ограниченную (местную) или распространенную, разливающуюся на груди до области соска и ниже «гусиную кожу» (спинальный рефлекс) следует рассматривать как рефлекс симпатический; реакция при этом возникает на стороне, подвергающейся раздражению.

Потовые рефлексы кожи имеют, несомненно, большое диагностическое значение. Одно время считалось, что потовые железы кожи имеют двойную иннервацию; вызываемый парасимпатической иннервацией пот – жидкий, обильный, а симпатический - густой, «липкий», необильный, богатый солями. Однако следует считать установленным, что потовые железы имеют лишь симпатическую иннервацию, особенности пота – обилие его, концентрация в нем солей и пр. зависят от ряда других условий, предшествующих и обуславливающих секрецию.

Механизм потоотделительного рефлекса может быть различным: нарушения потоотделения может возникать при разных локализациях болезненного процесса – в церебральных, спинальных и периферических приборах.

Рефлекс Щербака, изменения которого сигнализируют о центральных нарушениях терморегуляции. После определения температуры в прямой кишке руку исследуемого погружают на 20 минут в воду с температурой 32 градуса Цельсия; в течение 10 минут эту воду постепенно нагревают до 42 градусов и затем снова измеряют ректальную температуру – сразу после согревания и через 50 минут.

Для исследования гидрофильности кожи вводится внутрикожно (шприцем хорошо притертым поршнем и тонкой иглой) 0,2 мл физиологического раствора и учитывается время исчезновения (рассасывания) полученной папулки (метод Мак-Клюра-Олдрича). В среднем быстрота исчезновения пузырька равняется 50-90 мин. Довольно широкое распространение получило исследование сердечно-сосудистых рефлексов.

Глазосердечный рефлекс (феномен Даньини-Ашнера) вызывается следующим образом. Исследуемый лежит на спине в свободном положении, спустя некоторое время у него сосчитывается пульс. После этого исследующий производит давление, лучше на оба глазных яблока одновременно большим и указательным пальцами руки (или указательным и средним). Давление рекомендуется производить не на переднюю камеру, на боковые отделы глазного яблока, причем оно должно быть достаточно интенсивным, но не болезненным для исследуемого. Через 20-30 секунд, не прекращая давления, считают пульс в течение 20 или 20 секунд. После пересчета на минуту сравнивается частота пульса до и после давления. В норме происходит замедление пульса на несколько ударов в минуту (до 10 ударов). Большее замедление расценивается как ваготонический эффект, отсутствие замедления или парадоксальное ускорение – как симпатикотанический.

Шейный рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем исследующего (или указательным и средним пальцами вместе) на область кпереди от грудино-ключично-сосцевидной мышцы, на уровне её верхней трети, ниже угла нижней челюсти – до ощущения пульсации сонной артерии. В норме происходит замедление пульса на 6-12 ударов в минуту.

Ортоклиностатическая проба состоит по сути из двух приемов. Ортоклиностатический рефлекс возникает при переходе исследуемого из горизонтального положения (лежа) в вертикальное (стоя) и выражается в норме учащением пульса, обычно на 10-12 ударов в минуту (пульс считают до пробы и в первую минуту после перемены положения).

Эпигастральный (солнечно-узловой) рефлекс вызывается при положении исследуемого на спине с максимально расслабленной мускулатурой брюшного пресса; производится измерение кровяного давления и пульса. Исследующий надавливает пальцами на область между мечевидным отростком и пупком, усиливая постепенно давление до ощущения ясной пульсации брюшной аорты. Результатом является замедление пульса и понижение кровяного давления; резкая степень этих рефлекторных явлений расценивается как показатель повышенной возбудимости парасимпатического отдела.

Глава 2. Исследовательская часть работы

КОНТИНГЕНТ исследуемых:

учащиеся 8-11 классов МОУ «Лицей № 17» г.Славгорода.

Количество учащихся: 8 классы 50 человек

9 классы 48 человек

10 классы 53 человека

11 классы 53 человека

Всего: 204 человека

1. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТНОГО ДЕРМОГРАФИЗМА:

30 человек разлитой, возвышенный, красный - преобладание парасимпатической нервной системы.150 человек красный, обычный - нормальная реакция

24 человека - белый дермографизм - преобладание симпатической нервной системы.

(см. Приложение 1)

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ.

Пиломоторные реакции исследовались у учащихся 10 Б класса МОУ «Лицей № 17» (30 человек).Пилоаррекция у всех учащихся распространенная, разливающаяся на груди и ниже. Особо легкое возникновение, широкое распространение и интенсивность отмечены у 5 учениц, т.е. у них в данном случае преобладает возбудимость симпатической н.с.

СЛЕДУЕТ отметить, что рефлексы дермаграфизма и пилоаррекции не всегда отчетливо определяют степень поражения вегетативной нервной системы.

3. ПОТОВЫЕ РЕФЛЕКСЫ КОЖИ, аспириновая проба, согревание исследуемого, проба с пилокарпином, метод Минора, электрометрический метод НЕ ИССЛЕДОВАЛИСЬ из-за сложности их проведения в условиях школы.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОКОЖНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОЖНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КОЖИ К УЛЬТРОФИОЛЕТОВЫМ ЛУЧАМ, ГИДРОФИЛЬНОСТИ КОЖИ НЕ ПРОВДИЛОСЬ из-за сложности проведения проб в условиях школы.

5. ПРОБЫ С СИМПАТКОТРОПНЫМИ И ВАГОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (адреналин, ацетилхолин, гистаминовая пробы) НЕ ПРОВОДИЛИСЬ из-зи сложности их проведения в условиях школы. Довольно широкое распространение в клинической практике получило исследование сердечно-сосудистых рефлексов.

6. ГЛАЗОСЕРДЕЧНЫЙ РЕФЛЕКС ( феномен Даньини-Ашнера).

Пульс до исследования, за 1 минуту.

От 60 до 65 - 70 учащихся

От 66 до 70 - 100 учащихся

От 71 до 75 - 34 учащихся.

После исследования: урежение пульса на

4-5 ударов в 1 мин 5 учащихся

6-8 ударов в 1 мин 92 учащихся

9-10 ударов в 1 мин 84 учащихся

более 10 ударов в 1 мин 10 учащихся - сильное замедление, характерно для ваготонии, повышенной вегетореактивности. Учащение пульса выявлено у 3 учащихся, отсутствие замедления 10 учащихся - характерно для симпатикотонии. (см. Приложение № 2)

ВЫВОД: У большей части учащихся при проведении пробы Ашнера установлена нормальная вегетореактивность.

7. СИНОКАРОТИДНЫЙ РЕФЛЕКС (рефлекс Чермана-Геринга)

До исследования: пульс

    1. 26 учащихся

    1. 138 учащихся

    1. 40 учащихся

После исследования: в норме урежение пульса на 6-12 ударов в 1 мин

    1. 6 учащихся

    1. 77 учащихся

10-12  103 учащихся

более 12 8 учащихся (см. Приложение № 3)

8. ЭПИГАСТРАЛЬНЫЙ (солнечно-узловой) РЕФЛЕКС

До исследования: пульс

    1. 56 учащихся

    1. 109 учащихся

    1. 39 учащихся

После надавливания пальцам на область солнечного сплетения в норме учащение на 4-12 ударов в мин

Менее 4 7 учащихся - симпатикотония

    1. 97 учащихся

    1. 83 ученика

Более 12 10 учеников ваготония, повышена вегетореактивность

(см. Приложение № 4)

9. ОРТОКЛИНОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА

Артериальное давление не учитывалось, подсчитывалась только частота пульса.

-Ортостатитический рефлекс:

До исследования: пульс

    1. 49 учащихся

    1. 120 учащихся

    1. 35 учащихся

При переходе из горизонтального положения в вертикальное положение учащение пульса на Менее10 7 учащихся

    1. 185 учащихся

Более 11 12 учащихся (повышенная вегетореактивность) (см. Приложение № 5)

-Клиностатический рефлекс

При переходе из вертикального положения в горизонтальное через 3 минуты частота сердечных сокращений должна вернуться к исходной

    1. 32 учащихся

    1. 138 учащихся

    1. 34 учащихся

Замедление через3 мин на

Менее 10 9 учащихся

10-12 185 учащихся -норма

Более 12 10 учащихся -повышенная вегетореактивность

ВЫВОД: Показатель возбудимости нервно-мышечных приборов сердца у большей части учащихся нормальный.

ИЗУЧЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ ЗДОРОВЫХ УЧАЩИХСЯ И УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ДИСПАНСЕРНОМ УЧЕТЕ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ г. СЛАВГОРОДА

В г. Славгороде проживает 6 тыс. 008 детей от 0 до 18 лет. Из них учащихся 2780 детей. В возрасте от 15 до 18лет 1777. Состоят на Д учете с вегетососудистой дистонией 150 человек, что составляет 2.4% от общего количества детей и 5.4% от учащихся в школах города. В МОУ Лицей №17 учится 628 детей, учащихся 8-11 классов 204.

Состоит на диспансерном учете с диагнозом вегетососудистая дистония 35 детей, учащихся в Лице №17.Из них в начальной школе (1-4классы)-0 человек, с 5 по7 классы -12 человек, с 8 по11 классы - 23 человека. При исследовании сравнивались средние значения годовых оценок по предметам у учащихся, состоящих на учете с вегетососудистой дистониейи у здоровых детей, выявлены следующие закономерности:

  1. Средний балл по физической культуре у здоровых детей выше, чем у детей с вегетососудистой дистонией (4,5 и 4,1 соответственно)

  2. Средний балл по гуманитарным предметам (литература, русский язык, биология, история, география и т. д.) практически не отличается (4.7и 4.9)

  3. Средний балл по математике, физике, химии, также мало отличается у детей здоровых и детей, состоящих на учете с ВСД (4.6 и 4.3 соответственно)

  4. Общий средний балл по предметам у здоровых детей и у детей состоящих на Д-учете с ВСД выше, (4.4и 4.2) но незначительно. (см. Приложение №7)

ИЗУЧЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ДИСПАНСЕРНОМ УЧЕТЕ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ г. СЛАВГОРОДА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РЕАКЦИЙ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ТИПА. Проведено сравнение средних значений годовых оценок по предметам у учащихся, состоящих на диспансерном учете с вегетососудистой дистонией с преобладанием реакций симпатического типа (26 человек) и парасимпатического типа ( 9 человек)

  1. Средний балл по физической культуре у детей с симпатической реакцией нервной системы несколько выше, чем у детей с парасимпатической(4,0 и 3,9 соответственно)

  2. Средний балл по гуманитарным предметам одинаковый(4.7 и 4.7)

  3. Средний балл по математике, физике, химии у детей с симпатикотонией выше, чем у детей с парасимпатикотонией (4.4 и 4.2 соответственно)

  4. Общий средний балл по предметам при симпатикотонии несколько выше, чем у детей с парасимпатикотонией (4.3 и 4.2) (см. Приложение №8)

III. Заключение

Выводы:

1. При исследовании вегетативных реакций у отличников учебы и учащихся со средними способностями сколько-нибудь явных различий не выявлено. У них показатели укладывались в диапазон нормальной вегетативной реактивности.

2. При исследовании вегетативных реакций у здоровых учащихся и учащихся, состоящих на Д-учете с ВСД, выявлено, что у детей с вегетодистонией значение результатов при проведении проб были либо с повышением вегетореактивности, либо с пониженной вегетореактивностью и выходили за рамки нормальной вегетореакции.

3. Успеваемость учащихся, состоящих на Д-учете с ВСД, незначительно отличается от успеваемости здоровых детей, может быть только по предметам, требующим физической выносливости, она несколько ниже.

4. В группе учащихся, состоящих на диспансерном учете с вегетососудистой дистонией успеваемость детей с симпатикотонической и парасимпатикотонической реакцей вегетативной нервной системы мало отличаются друг от друга.

5. Проведенными исследованиями заявленная гипотеза подтверждается. У основной массы учащихся выявлена нормальная вегетореактивность, что позволяет им быстро адаптироваться к различным, в том числе стрессовым, ситуациям на уроках и экзаменах, более полно запоминать изученный материал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вейн А. М., Вегетативные расстройства ООО «Медицинское информационное агентство» Москва, 1998

  2. Елесеева Ю. Ю Полный справочник невролога, «Эксмо», 2007

  3. Скоромец А. А., Топическая диагностика заболеваний нервной системы «Политехника», 1996

  4. Триумфов А. В., Топическая диагностика заболеваний нервной системы МЕДпресс- информ, 2007

  5. Материалы сайтов http://www.wikepedia.ru//

Похожие:

Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconПроект по биологии на тему: «Влияние биологической активности на успеваемость школьников»

Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconИсследовательская работа. Авторы работы
...
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconИсследовательская работа по биологии «Влияние курения на организм человека»
Факт, что курение наносит человеку огромный вред уже давно доказан и не подвергается сомнению. Эта проблема сначала касалась только...
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconИсследовательская работа на тему: Влияние нефтепродуктов на рост и развитие растений
Исследовано влияние одного из нефтепродуктов(бензина) на рост и развитие фасоли в домашних условиях
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconИсследовательская работа по биологии
Причем лечение методами классической медицины не всегда оказывается эффективным
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconИсследовательская работа по биологии. Тема: «Сосна обыкновенная биоиндикатор загрязнения воздуха»
Основная часть 4-18
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconПрофилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся
Ий, выявляемых у учащихся при профи­лактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппара­та, главным образом функциональные...
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconИсследовательская работа районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»
Исследовательская работа районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –...
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconДоклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести...
Исследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Научно-исследовательская деятельность воспитанников в Городской экологической школе»
Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница