Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг




Скачать 19.32 Kb.
НазваниеМаркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер19.32 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Морозова Ирина Анатольевна




Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством


(3. Маркетинг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук


Волгоград – 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» и ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Сафронов Николай Александрович.


доктор экономических наук, профессор

Мордовченков Николай Васильевич.


доктор экономических наук, профессор

Скопина Ирина Васильевна.


Ведушая организация ГОУ ВПО «Ставропольский государственный

университет»


Защита состоится 16 декабря 2008 года в 9 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.028.07 при ГОУВПО «Волгоградский государственный технический университет» по адресу: 400131, г. Волгоград, проспект Ленина 28, ауд.209


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»


Автореферат разослан ноября 2008 года





Ученый секретарь

диссертационного совета Попкова Е.Г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Новая геополитическая ситуация, процессы глобализации, происходящие в мире, усиление взаимозависимости экономик разных стран значительно обострили проблему конкурентоспособности российской экономики и достижения устойчивого экономического роста. Последние отчеты Мирового экономического форума о развитии глобальной конкурентоспособности неизменно ставят транспортную систему в число восьми важнейших факторов формирования конкурентных преимуществ и достижения устойчивого экономического роста. При этом развитие транспортной системы является первоочередным в системе факторов, обеспечивающих условия развития других отраслей, осуществления реформ во всех без исключения сферах экономики.

На современном этапе развития в транспортной сфере наметился ряд нерешенных системных проблем, заключающихся главным образом в отсутствии необходимой комплексности инструментария управления развитием и функционированием транспортной системы, и в усилении неравномерности в использовании производственных мощностей действующих инфраструктурных объектов. Совокупность указанных тенденций на фоне прогнозируемого роста спроса на рынке транспортных услуг создают угрозу экономическому росту отдельных регионов и ослабляют позиции России на мировом рынке транспортных услуг, что в условиях глобализации влечет за собой потерю конкурентоспособности страны на мировой арене.

Проблемы развития транспортной системы России, рассматриваемой в качестве важнейшей функциональной подсистемы системы управления экономикой страны или отдельного региона, в контексте поиска и принятия наиболее целесообразных решений на всех иерархических уровнях, являются на сегодняшний день первостепенными, что тесно сопряжено с выполняемой транспортом ролью как важнейшей инфраструктурной отраслью экономики, от эффективного функционирования которой зависит благосостояние населения и экономический рост всей национальной экономики.

В таких условиях актуальной становиться разработка новых, адаптивных, главным образом, маркетинговых механизмов развития транспортной системы, а так же использование маркетингового подхода при исследовании проблем развития инфраструктуры рынка транспортных услуг (РТУ) и формировании стратегических программ развития, предопределяющего изучение уровня адекватности инфраструктурного комплекса на рынке транспортных услуг и характера его реагирования на социально-экономические требования. Маркетинговое обеспечение исследования проблемы развития инфраструктуры на рынке транспортных услуг в современных условиях развития позволит оперативно выявлять фактическое состояние транспортной системы и ее прогнозные значения, формировать подсистему стратегического маркетингового планирования, формирующую рациональный уровень сервиса на рынке транспортных услуг.

Несмотря на значительное число трудов, в которых осуществляется исследование проблем развития транспортной инфраструктуры, специфика маркетингового подхода с позиции применения всего спектра маркетингового инструментария развития транспортной инфраструктуры учтена в них недостаточно, что и требует дополнительных исследований в области формирования маркетингового обеспечения развития транспортной инфраструктуры.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы функционирования инфраструктуры рынка транспортных услуг являются в последние годы объектом активных исследований как зарубежных, так и российских ученых. Предлагаемая автором концепция основывается на методологии системно-эволюционного, функционально-целевого и комплексного подхода к исследованиям транспортной инфраструктуры в рамках достижения устойчивого социально-экономического развития народного хозяйства на основе использования стратегических инструментов модернизации транспортного комплекса. Данные подходы применялись Л. Абалкиным, А. Бузгалиным, А. Гранбергом, А. Дьяченко, В. Иноземцевым, О. Иншаковым, Д. Львовым, В. Лившицем, Ю. Осиповым, А. Сидорович, Е. Ясиным.

Понимание взаимообусловленности социально-экономических проблем и проблем функционирования инфраструктуры сложилось на основе изучения работ Г. Богданова, В. Власова, Е. Володина, Е. .Гребнева, Г. Гольца, Е. Деружинского, Е. Жукова, Г. Журавлевой, Р. Иохимсена, Д. Канторовича, В. Кистанова, Н. Ковалева, А. Комарова, Н. Копылова, К. Конкорда, Т. Морозовой, В. Персианова, Х. Сейгца, Х. Требинга, Р. Форда, Л. Шаховской, Л. Шишкиной.

При исследовании тенденций развития, выборе методов оценки эффективности функционирования, при разработке методологии формирования стратегии развития инфраструктуры на рынке транспортных услуг автор опирался на работы Г. Амстронга, Г. Багиева, Н. Блейна, В. Брусиловского, Н. Герчиковой, Дж. Дениелса, И. Кублина, М. Кунявского, А. Пигу, Ю. Рихтера, Дж. Сондерса, Р. Фатхутдинова, Х. Хершгена.

Непосредственно исследованию особенностей развития конкурентоспособности транспортной инфраструктуры, маркетинговые аспекты исследования проблем развития транспортной инфраструктуры освещены в работах В.И. Братцева, В.Г. Галабурды, В.А. Персианова, А.А. Тимошина, Ф.И. Хусаинова, Н.Н. Громова, Т.А. Панченко, А.Д. Чудновскго, Д.А. Мачерета, И.А. Чернигина, В.В. Мацкевича.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблемам функционирования транспортной инфраструктуры, вопросы рассмотрения транспортной системы как части социально-коммуникационной системы общества, влияющей на устойчивость экономического развития, главным образом маркетинговый поход в исследовании транспортной инфраструктуры и формирования стратегии ее развития еще не изучены в полной мере.

В современных условиях стратегической модернизации экономики значимость дальнейшего развития методологии и теории функционирования транспортной инфраструктуры на основе маркетингового подхода формирования стратегий развития инфраструктуры и отрасли в целом многократно возрастает. Стратегия развития транспортного комплекса, дающая возможность повысить конкурентоспособность транспортной отрасли, интегрироваться в мировой рынок транспортных услуг, решить целый комплекс социально-экономических проблем народного хозяйства, приобретает особое значение, становится инструментом модернизации не только транспортной инфраструктуры, но и экономики в целом. При этом маркетинговый подход в стратегическом развитии позволяет учесть всю совокупность потенциальных преимуществ и возможных угроз функционирования транспортной инфраструктуры, влияющих на конкурентоспособность и устойчивый экономический рост.

Актуальность маркетингового подхода в исследовании проблем транспортной инфраструктуры и формировании стратегии ее развития, его теоретическая и практическая значимость, многоаспектность и недостаточная степень разработанности обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в исследовании теоретических, методологических и методических основ формирования маркетингового обеспечения развития инфраструктуры рынка транспортных услуг, выбора стратегических альтернативных направлений ее развития и путей повышения конкурентоспособности на основе механизмов государственного регулирования (государственно-частного партнерства), максимально учитывающих социально-экономические условия и ресурсы.

Исходя из цели исследования, возникает необходимость решения теоретических, методологических и прикладных задач, а именно:

  • проанализировать основные маркетинговые аспекты теоретической и методологической основы формирования и функционирования транспортной инфраструктуры, выступающей объектом маркетингового анализа;

  • определить основные направления формирования рыночных объектов в сфере транспортной инфраструктуры, факторы, определяющие спрос на ее услуги, а также основополагающие принципы и закономерности удовлетворения спроса;

  • изучить мировой и отечественный опыт функционирования рынка транспортных услуг (РТУ);

  • в рамках маркетингового анализа выявить существующие методы территориальной организации транспортной инфраструктуры, тенденции развития транспортной инфраструктуры на федеральном и региональном уровне;

  • осуществить многофакторный анализ функционирования конкурентного рынка транспортных услуг (РТУ);

  • сформировать маркетинговую модель оценки конкурентоспособности транспортной системы с точки зрения развития объектов транспортной инфраструктуры;

  • исследовать проблему эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, определить ее экономическую и социальную эффективность, проанализировать методики оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры;

  • используя метод многофакторного анализа оценить функционирование рынка транспортных услуг (РТУ) и проанализировать перспективы функционирования рынка транспортных услуг в России;

  • определить подходы к разработке маркетинговых стратегий развития инфраструктуры рынка транспортных услуг, выделив при этом этапы и ключевые ресурсы реализации выбранной стратегии развития и модернизации транспортной инфраструктуры;

  • разработать концептуальную модель реализации проектов в сфере транспортной инфраструктуры, на основе формирования маркетинговых процедур привлечения инвесторов с учетом перспектив развития государственно-частного партнерства в транспортной сфере.

Объектом исследования является процесс формирования маркетингового обеспечения развития инфраструктуры рынка транспортных услуг, выступающей составной частью экономической системы, акселератором ее роста и последующей мультипликации распространения инновационной и инвестиционной активности в другие отрасли экономики.

Предметом исследования выступают социально-экономические и управленческие отношения, складывающиеся в ходе маркетингового обеспечения инфраструктуры рынка транспортных услуг, а также закономерности и тенденции стратегического обеспечения конкурентоспособности транспортной инфраструктуры и механизмы реализации данной стратегии.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили концепции и гипотезы, подходы и методики, представленные в работах российских и зарубежных ученых по различным аспектам развития транспортной инфраструктуры и формированию маркетингового инструментария ее исследования, научно-практические разработки в области формирования маркетингового инструментария исследования развития транспортной инфраструктуры.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы историко-логического, системного, структурно-функционального и многофакторного анализа, современный маркетинговый инструментарий, базирующийся на использовании экономико-статистических методов, методов экспертной оценки, сравнительного, функционально-структурного анализа, методы маркетинговых и социологических исследований и другие общенаучные и специальные методы исследований.

Информационно–эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, статистические и экономические издания России и других стран; Министерство транспорта РФ, областных статистических комитетов; материалы, опубликованные в периодической печати и специальной научной литературе, размещенные в Интернет; эмпирические данные, полученные диссертантом по результатам проведенных исследований, авторские расчеты. Нормативно-правовой базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Президента, Правительства РФ и законодательных органов субъектов РФ.

Концепция диссертационного исследования. Рассмотрение транспортной инфраструктуры как акселератора устойчивого социально-экономического развития субъектов хозяйствования национального рынка транспортных услуг, обуславливает необходимость формирования маркетингового обеспечения развития транспортной инфраструктуры как системообразующего звена исследуемого рынка, что позволяет разработать стратегию ее модернизации и механизмы реализации данной стратегии. Рыночный подход позволит повысить адаптивность управления транспортными услугами к динамическим изменениям внешней (рыночной) среды, приобрести новые конкурентные преимущества предприятиям транспортной инфраструктуры, успешно интегрироваться в мировой рынок транспортных услуг, а также - дать мощный импульс межотраслевой мультипликации и территориальной интеграции в рамках национальной экономики.

Положения, выносимые на защиту:

1.Современная концепция развития инфраструктуры рынка транспортных услуг (РТУ) должна основываться на маркетинговом исследовании транспортных систем, их функций, характеристик и потенциальных возможностей на основе адаптационных возможностей к условиям жизнеобеспечения человека и меняющимся социально-экономическим реалиям. Адаптация транспортной инфраструктуры – организационно-технические, экономические и управленческие процессы, направленные на гармонизацию взаимоотношений транспорта с окружающей природной и социально-экономической средой и способствующие приспособлению внутренней инфраструктуры РТУ к особенностям и потребностям этого рынка.

2.Достижение конкурентного преимущества транспортной инфраструктуры поддерживается системой маркетингового обеспечения, которая представляет комплекс взаимодействия рыночных отношений и информационных потоков, включающий выявление и использование производственных и организационных резервов предприятий транспортной инфраструктуры и связывающий их с рынками сбыта продукции и услуг.

3.Интеграционный подход к маркетинговому обеспечению конкурентоспособности включает в себя совокупность принципов, методов и форм интеграционного взаимодействия. Одним из основных принципов маркетингового обеспечения интеграционных структур является принцип специализации, который заключается в сосредоточении деятельности отдельных организаций (предприятий) транспортной системы на одном технологическом процессе выполнения присущих им функций.

4. К основным задачам маркетингового обеспечения транспортно- информационной службы могут быть отнесены: мониторинг динамики и конъюнктуры РТУ; формирование модели потребительских ожиданий; условия формирование «идеальной» модели продукции; сбор и обработка информации о конкурентах и товарах-аналогах, имеющих место на РТУ; разработка бизнес-планов для предприятий транспортной инфраструктуры; информационное обеспечение (ИО) их рекламной деятельности; предложения по совершенствованию продукции и ее ассортименту; динамика объемов производства и организация системы товародвижения на РТУ; разработка предложений по сервисному обеспечению пользователей производимой продукции и услуг.

5.Маркетинговая деятельность, как важнейшая функция в управлении транспортной инфраструктурой, должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение предприятий и организаций, функционирующих на РТУ с учетом состояния внутренней и внешней среды их функционирования. С этих позиций маркетинговая деятельность транспортных предприятий и организаций предполагает проведение исследований РТУ и разработку программы продвижения транспортных услуг, которая используется в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребительских предпочтений клиентов.

6. Маркетинговая стратегия развития инфраструктуры на РТУ должна опираться на развитие международных транспортных коридоров, функционирование которых способствует преодолению организационной раздробленности транспортных систем, путем создания в их сетях интермодальных и мультимодальных комплексов как узлов распределения и перераспределения грузопотоков, что позволит обеспечить конкурентоспособное экономическое развитие территорий и устойчивый рост экономики.

7. Существенной чертой транспортной инфраструктуры как системы является ее постоянное развитие и совершенстование от этапа к этапу. В процессе развития РТУ происходит все большее сближение государственных, коллективных, частных и личных интересов, что проявляется в форме оптимизации пропорций между децентрализацией и централизацией транспортного процесса.

8. Учитывая важность интеграции российских рынков в мировые (РТУ – здесь не исключение), необходимо создание региональных транспортно-распределительных систем с развитой рыночной инфраструктурой, что позволит на основе кооперации усилий исполнительной власти, производителей, оптово-посреднических организаций значительно сократить издержки, связанные с распределением товаров внутри и между регионами России, создать единое информационное пространство и оперативно производить мониторинг сложившихся экономических взаимоотношений между регионами, увеличить уровень занятости и благосостояния населения.

9. С помощью транспортной инфраструктуры в пространстве перемещаются не просто материальные ценности и люди, а объекты, несущие информацию, реализующие при перемещении разнообразные коммуникационные связи, укрепляющие коммерческие, институциональные, социальные и другие отношения, как на внутренних, так и на международных рынках. Одной из целевых задач управления транспортной инфраструктурой является не производство, а развитие среды обитания и деятельности людей, использующих транспорт для самоорганизации, взаимосвязи и взаимодействия общества с окружающей средой. Экономическая политика развития транспортной инфраструктуры должна быть направлена на минимизацию различий в персональной территориальной мобильности субъектов хозяйствования, что возможно только при формировании и углублении рыночных отношений в сфере транспортных услуг.

  1   2   3

Похожие:

Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconПерспективы развития модели взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на основе использования рамки квалификаций
Едставляющейся нам чрезвычайно актуальной, мало изученной, но требующей своего научного осмысления как наиболее востребованной в...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconОбеспечение конкурентоспособности субъектов регионального рынка информационно-правовых услуг
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconМетодические рекомендации субъектам транспортной инфраструктуры по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта
Методические рекомендации являются методическим документом, предлагающим в качестве варианта структуру и содержание планов обеспечения...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconПостановление
В связи с необходимостью развития современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconФормирование стратегии развития рынка риэлтерских услуг в регионе (на материалах ростовской области)
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconДепартамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства Администрации города Нижнего Новгорода
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconДисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем)
Нтам, обеспечивающим безопасность, основные направления обеспечения безопасности транспортных средств, расчетные и расчетно-экспериментальные...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconО государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных
В целях государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства,...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconФункционирование и механизмы развития регионального рынка стоматологических услуг (на примере Республики Дагестан)
...
Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг iconИван Владимирович современные тенденции формирования рынка жилищно-коммунальных услуг муниципальных образований городских округов
Специальность 08. 00. 05. – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница