Содержани е




Скачать 13.01 Kb.
НазваниеСодержани е
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер13.01 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Средневековое монашество и рыцарство как два образа жизни


С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение 1

Глава I. Общая характеристика средневековья 2

Глава II. Религия в социальной жизни Средних веков 8

Глава III. Рыцарство как класс светских феодалов 17

Заключение 24

Список источников: 26



Введение




Падение Западной Римской империи в 476 году завершило период истории Древнего мира и положило начало истории средних веков.

В странах Западной Европы периода раннего Средневековья постепенно складывался сословно-феодальный строй.

К IX-X вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров.

Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.

Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.

Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре.

Среди сословий средневековья особое место занимали церковь и ее представители, а также рыцарство.

Рассмотрим в данной работе статус монашества и рыцарства в Средние века.

В работе использованы учебные материалы, монографии и статьи авторов по истории Средневековья, а также отдельные труды, посвященные монашеству и рыцарству Средних веков.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I. Общая характеристика средневековья




Средневековье – период в истории, который длился приблизительно с 350 годов до 1450 годов нашей эры.

Сам термин был открыт в период Ренессанса, в период культурных и литературных изменений в XIV, XV и XVI столетиях.

Исторически принято делить Средневековье на три части:

- Раннее Средневековье (IV-X века);

- Высокое Средневековье (XI-XIII века);

- Позднее Средневековье (XIV-XV века).

Историки полагают, что большинство культурных, экономических и политических достижений средневековья приходятся на второй период и его назвали периодом «высокого» средневековья. Позже историки оценили по достоинству достижения Раннего и Позднего средневековья. На сегодняшний день историки используют нейтральное название – срединным периодом.

Столетия римского владычества в Западной Европе закончилось крахом в конце 476 года, когда императора свергли с престола варвары, пришедшие из северных земель.

Вскоре после этого, на землях, некогда принадлежавших римлянам, стали формироваться крошечные королевства. Последующие вторжения Викингов, Готов и мавров, а также борьба между соседними королевствами полностью изменили уклад европейской жизни.

Средневековые времена, Средневековье, Средние века – все эти понятия используемые историками описывают период, который охватывает многие века, целое тысячелетие.

Церкви принадлежала огромная власть. Замедлилось общественное развитие; наука вызывала подозрения и часто рассматривалась как ересь. Информация передавалась по средствам устных контактов, и этот процесс был достаточно усложнен. Книги были большой редкостью, а письмо воспринималось как нечто сверхъестественное. Искусство и литература были в упадке.

Средневековая Европа была очень разрозненной, все же общества в те времена были поразительно схожи1.

Повседневную средневековую жизнь бывает понять сложно. Популярная культура фокусирует внимание на рассказах о средневековых рыцарях, облаченных в доспехи; любовных связях между королевскими особами и простолюдинами; о сделанных открытиях и крупных достижениях.

Но жизнь для обычного человека того времени была обыденной и вся его деятельность вращалась вокруг аграрного календаря.

Много времени уходило на то, чтобы вырастить как можно больше урожая, и обеспечить себя пропитанием на следующий год. Церковные празднества отмечали дни начала посева и жатвы, а также дни, когда крестьянин и его лорд могли отдохнуть от своих трудов.

Средневековое хозяйство было разделенным на усадьбы-домохозяйства. Такие усадьбы, причем порой с четко очерченными полями известны уже в начале I тыс. н.э.

Хозяйственный опыт переносился на социальную практику. В процессе германских захватов римских провинций, при необходимости создавать территориальные организации на завоеванных землях, общины превращались в объединения самостоятельных хозяйственных субъектов, а большинство варваров к середине I тыс. н.э. становилось крестьянами, то есть от завоеваний перешло к освоению угодий2. В результате возник новый феномен – работающий собственник. Это сыграло огромную роль в дальнейшем динамичном развитии западноевропейского общества, особенно с эпохи развитого средневековья.

Тогда же происходило и юридическое оформление частновладельческих прав на наследственные наделы – аллоды. Влияние римского законодательства на этот процесс несомненно3. Но ведь далеко не все народы, сталкиваясь с римлянами, воспринимали их законодательные нормы в таком существенном вопросе, как земельный.

Аппарат насилия в первое время отсутствовал, власть опиралась на силу традиции. То есть был период, когда уже можно видеть отделившуюся от рядового населения власть, но она еще не носила феодального характера. В королевствах V-VI вв. не было еще ни государственной эксплуатации, ни классового общества. Они близки союзам племен. Е.А.Мельникова назвала их дружинными государствами. Дружина в таких образованиях формирует органы центральной власти при своем вожде – монархе4.

Наиболее динамично феодальные отношения формировались в северной Галлии, где расселились франки. Здесь происходил так называемый уравновешенный синтез античных и варварских порядков. При расселении на чужой территории у франков окончательно разрушились родовые связи. Необходимость управлять обширными землями потребовала быстрой консолидации правящего слоя у завоевателей. Так варварские дружинно-демократические порядки сомкнулись с еще сохранившимися остатками римского административного опыта: появились королевства с наместниками-графами в бывших провинциях, поместья знати с неполноправным (из рабов) обслуживающим населением, элементы налоговой системы, в сельских общинах под влиянием римского частного землевладения укреплялся, как отмечалось, аллод. Перенимание римских агротехнических достижений еще больше увеличило индивидуальные возможности крестьян-аллодистов, а римские традиции гражданских прав у свободных способствовали усилению самостоятельности землевладельцев. Запустевшие города не оказывали никакого воздействия на происходившие процессы.

В итоге преобладание свободных крестьян с гарантированными правами, с одной стороны, предотвращало произвол правителей, а с другой – заставляло выделявшуюся знать консолидироваться, что происходило на договорной основе (сеньор-вассал), восходившей к традиции варварской дружины.

В течение VII-IХ вв. правящий слой превращался в господствующее сословие – феодалов, монопольные права которых на власть позволили им, начиная с VIII в., подчинять мелких земельных собственников-аллодистов. Последние в IХ-Х вв. попали в полную зависимость от господ. Но слабость государственного аппарата заставляла феодалов-сеньоров учитывать традиционные права рядовых соотечественников, и формы крестьянской зависимости здесь оказывались, в итоге, довольно умеренными.

Данные процессы происходили плавно, без серьезных потрясений и не разрушали хозяйственную жизнь. Более того, хозяйственная самостоятельность крестьян и невмешательство сеньоров во внутрипоместную деятельность их вассалов создавали определенный уровень экономической свободы. В итоге становление феодализма у франков каролингской эпохи сопровождались хозяйственным подъемом, что ускорило общественное развитие5.

Определенным рубежом в развитии средневековой Европы принято считать начало II тыс. Особенно это относится к западному ее региону: именно с того времени рассмотренная выше франкская модель феодализма активно распространялась (или воспринималась) в Англии, германских землях, Скандинавии, северо-западном Средиземноморье6.

В ХI-ХIII вв. здесь сложились четко оформленные частновладельческие сеньории с частной же формой эксплуатации крестьян, за которыми, однако, сохранялась определенная самостоятельность хозяйственной деятельности на полученных от феодалов наделах, что было производным от сложившейся в раннем средневековье специфической крестьянской общины как формы производственного сотрудничества и социальной организации мелких собственников-земледельцев. Раннее упрочение индивидуальных крестьянских хозяйств стимулировало появление частной собственности на землю и возможности ее концентрации, что создало условия для формирования крупной феодальной земельной собственности и складывания своеобразного типа государственности, которому практически не были свойственны хозяйственно-экономические функции. Отсюда центр тяжести развития всегда был «внизу» – в крестьянском хозяйстве, затем – в хозяйстве горожанина-ремесленника и купца. Устройство и феодальной сеньории, и городской коммуны способствовало максимальному развитию индивидуальной активности, бурному развитию культуры, искусств, сравнительно раннему развитию науки, уже не говоря о раннем капитализме.

Разраставшиеся города стимулировали укрепление внутреннего рынка, в который постепенно втягивалась и деревня. Развитие ремесел и торговли стимулировали потребности феодалов, которых уже перестает интересовать натуральное обеспечение, получаемое от зависимых крестьян в их поместьях. Землевладельцы почувствовали роль и значение денег, что привело к усилению роли денежной ренты и к перестройке всей поместной системы. Стало выгоднее переводить крестьян на денежный чинш и продавать им личную свободу. В ХIII-ХV вв., в условиях сворачивания домениального хозяйства, утверждения денежной ренты и массового личного освобождения крестьянства происходит политическая консолидация, завершившаяся созданием сословно-представительных монархий в Англии и Франции.

У городского населения существенно меняются стереотипы поведения (ментальность): труд уже не божье наказание за грехи, он полезен, необходим для жизни. Происходила и реабилитация торговой деятельности из-за нарастания всеобщей потребности в деньгах. Даже церковь с ХIII в. начинает оправдывать торговцев, хотя христианская доктрина продолжала исходить из того, что хозяйственная деятельность должна ограничиваться моральными ценностями, независимыми от экономических интересов. То есть торговец должен быть честным и скромным в своих устремлениях. Осуждались ростовщики, но не ссуды, векселя, залоги и т.п.

Постепенно главным для горожанина становится не искать покровителя (что типично для феодального менталитета), а заниматься предпринимательством. Стремление к этому начинают проявлять и появляющиеся в деревне после освобождения крестьян «кулаки» – будущая сельская буржуазия. В русле происходивших изменений появились, а затем развивались сословно-представительные собрания.

В целом, к ХIV-ХVI вв. и западноевропейское Средиземноморье и скандинавские народы сливаются в единую западноевропейскую цивилизацию, хотя юг Италии и Испания в силу ряда местных особенностей выглядели более застойно, там дольше сохранялись традиционные феодальные порядки.

К середине II тыс. завершается формирование единой западноевропейской цивилизации. В ней уже к ХI-ХII вв. сложились общие нормы существования правящего сословия – рыцарства, выросшего из общего для региона корня – древнегерманских дружинных порядков. Из них выросла и получила развитие вассально-ленная система и феодальная иерархия. К началу II тыс., с распространением христианства в Скандинавии, оформляется и культурно-религиозное единство региона. К этому следует добавить и общие основы ментальности, опиравшиеся на древние германские традиции ведения обособленных, аллодиальных хозяйств, подкрепленные затем распространением основ римского права.

Все это стало основой и для развития специфической культуры западноевропейского средневековья. Это было сформировано уникальной городской культурой, свободным купечеством, из которых выросли и интеллектуалы-гуманисты, и христианские реформаторы, примирившие церковь с предпринимательством.

  1   2   3   4

Похожие:

Содержани е icon1 2005 содержани е
Ю. Ципкин. Являлось ли Белое движение буржуазно-демократической альтернативы советской власти?
Содержани е iconСодержани е
Русское государство в эпоху Средневековья стала важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии
Содержани е iconСодержани е
Трс в аэропорту Шереметьево, ориентированные на современных решениях в области профессиональной подвижной радиосвязи цифрового стандарта...
Содержани е iconПоложени е об аппарате Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) содержани е
Положение об аппарате Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница