Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»




НазваниеМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер21.7 Kb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4
Составитель:

Панова Е. А., ст. преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

Методическое письмо
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2011/2012 уч. г.»

1. Организационные аспекты обучения



В 2011/2012 уч.г. начинается переход 1-х классов на ФГОС общего образования второго поколения 2009 г. по изобразительному искусству. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения в 1-х классах отводится 1 час в неделю (33 часа в год). На изучение изобразительного искусства в 1-4-х классах заложено 134 часа в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

2. Выполнение требований стандарта и рекомендаций примерных программ


Примерная программа начального общего образования (стандарты второго поколения) содержит два варианта тематического планирования по изобразительному искусству в начальной школе:

I вариант направлен на освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения в 1-х классах – 1 час в неделю; состоит из следующих блоков: «Виды художественно-творческой деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.

II вариант интегрирует учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 часа в неделю; включает следующие блоки: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.

Для выполнения ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству общеобразовательные учреждения могут выбрать любой вариант тематического планирования в 1-ом классе. Мы рекомендуем использовать первый вариант тематического планирования для реализации ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству, потому что он позволяет учителям ИЗО самостоятельно отследить выполнение государственного стандарта 2009 г. по названному учебному предмету.

Для организации обучения школьников по изобразительному искусству в 1-ом классе общеобразовательные учреждения могут выбрать любую авторскую программу по изобразительному искусству (независимо от образовательной системы обучения). В связи с полной обеспеченностью УМК в начальной школе и с целью сохранения единой авторской линии с 1-го по 9-й классы мы рекомендуем использовать следующие авторские программы: Неменского Б. М., Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я. Наиболее широко учителями ИЗО Ярославской области используется авторская программа и тематическое планирование по изобразительному искусству автора Неменского Б. М. – около 70% ярославских школ.

Обращаем внимание учителей ИЗО, а также руководителей образовательных учреждений на то, что при разработке и реализации рабочих программ по изобразительному искусству, в первую очередь, следует руководствоваться федеральным государственным образовательным стандартом и примерными программами. Для реализации ФГОС начального общего образования второго поколения по изобразительному искусству при составлении рабочей программы для 1-ого класса необходимо вводить в авторские программы недостающие темы (смотри методическое письмо 2010/2011 уч.г.).

В таблице 1 мы представляем сравнительный анализ Государственного стандарта общего образования 2004 г. и ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству, который поможет педагогам самостоятельно определить преемственность стандартов и новизну тематики.


Сравнительный анализ государственных стандартов общего

образования по изобразительному искусству

Таблица 1

Государственный стандарт общего

образования 2004 г.

ФГОС общего образования

второго поколения 2009 г.

Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-9 кл.).

Содержит: цели, задачи, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников

Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: два варианта планирования для начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-8 кл.).

Содержит: цели, задачи, функции, содержание образования, универсальные учебные действия, результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; систему оценивания

Виды пластических искусств

Изобразительное искусства – как способ познания и отражения окружающего мира.


Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.


Графика. Основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция). Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная);


Живопись (основные, составные, теплые, холод-ные цвета, изменение цвета). Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная)

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, условность, реальность, воображение, идеи, чувства. Выражение отношения к природе, человеку и обществу, произведениям искусства. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор). Роль искусства в жизни общества.

Пластические искусства их возникновение, развитие и виды: графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Образная сущность искусства. Сюжет и содержание.

Графика. Линия – основа рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно, тон, тональные отношения. Роль рисунка в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Силуэт. Трансформация форм. Виды графики.

Живопись. Цвет – основа живописи. Основные, составные, теплые и холодные цвета. Основы цветоведения

Виды дизайна. Развитие дизайна, его значение в обществе. Многообразие видов дизайна.


Декоративно-прикладное и народное искусство. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая)


Дизайн, художественное конструирование и моделирование. Художественный язык и образ дизайна. Искусство дизайна в современном мире. Графический, бытовой, промышленный дизайн, организация материальной среды. Художественное конструирование и оформление. Трансформация форм.

Декоративно-прикладное искусство, его истоки, роль в жизни человека. Синтетический характер народной культуры в украшении жилища, предметов быта, одежды, орудий руда. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Геометрические и природные формы в орнаменте. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Орнамент – основа декоративного украшения. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве

Архитектура. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн)

Архитектура. Художественный образ в архитектуре. Выразительные средства архитектуры. Виды архитектуры. Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиции на темы городской жизни античности, средневековья. Изображение и украшение крестьянской избы с использованием элементов декора


Скульптура (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

Народное художественное творчество: древние корни народного творчества, различные произведения народного и декоративно-при-кладного искусства, орнамент, национальный орнамент, народные промыслы (Гжель, Жостово, Городец, Хохлома, дымковская и Филимоновская игрушки).

Введение краеведческого компонента в содержание образования по изобразительному искусству в 8 классах (17 часов в год).

Скульптура. Объем в пространстве и на плоскости. Выразительность объемных композиций. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Макет мемориального комплекса.

Народные промыслы. Произведения народных художественных промыслов России (с учетом местных условий). Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов, народной культуры. Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т.д.)

Национальное и общечеловеческое на примере культуры своего региона (местные народные художественные промыслы, музеи, выставки). Образы национальной культуры. Проявление художественной культуры вокруг нас: в музее, доме, на улице, в театре

Жанры изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусства


Жанр пейзажа.


Жанр портрета.


Жанр натюрморта.


Бытовой жанр.


Исторический жанр.


Батальный жанр.


Анималистический жанр.

Жанры в изобразительном искусстве. Национальные особенности в произведениях изобразительного искусства и мировые шедевры.

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояния. Цвет – основа языка живописи. Изучение свойств цвета: теплые и холодные цвета, черные и белые краски.

Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Красота человека, отраженная в изобразительном искусстве, сказках и песнях. Пропорции фигуры и лица человека. Женский и мужской портретов в русских народных сказках, песнях. Портрет современника.

Жанр натюрморта. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа и характера предметов.

Бытовой жанр.

Исторический жанр.

Батальный жанр.

Анималистический жанр

Язык изобразительного искусства

Средства изображения (тон, колорит, цвет, линейная и воздушная перспектива, пропорции, фактура, формат, композиция).

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Композиция на плоскости и в пространстве. Плановость.

Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.

Язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.

Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Законы композиции (ритм, пространство, статика, динамика, симметрия, асимметрия).

Визуальный и художественный образ. Оптические прин-ципы построения пространства: линейная и воздушная перспектива.

Пропорции и пропорциональные отношения.

Язык изобразительного искусства




Стили и направления в изобразительном искусстве

Музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им. А.С.Пушкина), краеведческие музеи, музеи народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Музеи мира: Лувр, Ватикан, Прадо, Дрезденская галерея и др.

Изобразительное искусство России: культура живопись, графика, скульптура России XVII-XX вв. Художественные объединения (Товарищество передвижников, Мир искусства и др.). Тема войны в русском искусстве.

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство. Художественные направления в искусстве XX в. (реализм, авангард, сюрреализм, посмодернизм).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура: этапы развития, виды, жанры, стили.

Знать произведения: В. М.Васнецова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова; К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Рафаэля, Рембрандта ван Рейна, К. Моне, А. Рублева, Дионисия, В. В.Растрелли, Э. М. Фальконе, В. И. Баженова, Ф. С. Рокотова, И. Мартоса, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского; Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджило, А. Дюрера, Рембранта, Ф. Гойя, К. Моне, П. Сезана, В. Ван Гога, Ф. Гойи, О. Родена, П.Пикассо, Корбюзье. П.Сезанна, К. П. Брюллова, В. И. Баженова, А. А. Иванова, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им.А.С.Пушкина, региональные и художественные и краеведческие музеи. Их внешний вид, характер интерьеров, специфика коллекций.


Современные направления и стили в изобразительном искусстве. Направления в изобразительном искусстве (романтизм, реализм, абстракционизм и др.). Принципы разных стилей (античность, готика, барроко, классицизм, модерн).


Знать произведения художников: Леонардо да Винчи, Рембранта, А. Дюррера, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, В. А. Серова, К. А. Коровина, К. С. Петрова-Водкина, П. Сезана, В. Ван Гога, К. Моне, П. Пикассо и др.



История изобразительного искусства

Искусство Древней Руси. Искусства России XVIII-XX вв.,

История искусств в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн).

Искусство XX в.

Первобытное искусство.

Искусство Древнего мира.

Искусство средневековья.

Искусство эпохи Возрождения.

Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в.

Искусство XX века – начала XXI века

Синтез искусств. Взаимосвязь разных видов искусства

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя в различных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре и дизайне. Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера...).

Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия картины и сцены. Сценография.

Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Телевизионное изображение.

Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии, выразительные средства (композиция, план, свет, ракурс, ритм). Художественного образа в фотоискусстве.

Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Компьютерная графика в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

Эволюция визуального художественного образа на примерах современного искусства (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерное искусство).


Театр как зрелищное искусство. декорация. Сценография. Костюмы. Пластический образ спектакля.

Кинематограф. Специфика экранного образа. Телевидиние.


Образность фотографии. Жанры фотоискусства.


Представление о современном компьютерном (электронном) искусстве и его особенностях.

Художественно-творческая деятельность

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Изображение с натуры и по памяти отдельных натюрморта, человека, природы, интерьера, архитектуры.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов

Восприятие и анализ произведений искусства.

Воссоздание образов архитектуры в различных техниках. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Выполнение творческих работ в разных видах и жанрах, в различных художественных материалах.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов

Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта

Практический опыт работы в различных видах изобразительной и художественно-конструк-тивной деятельности.

Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Анализ и оценка процесса и результатов собственного творчества. Работа на пленере.

Создание композиции на заданные темы, иллюстрирующих различные стили и направления в изобразительном искусстве.

Создание творческих работ в разных видах дизайна, дизайн-макет различных объектов.

Съемка и монтаж учебного видеосюжета. Просмотр и анализ фильма, спектакля, выставки.

Создание макета театральной декорации.

Выполнение творческих работ по фотографии.


Анализ собственной творческой деятельности.

Работа на пленере. Изображение с натуры человека, природы, интерьера, архитектуры в разных техниках.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, экслибриса, товарного знака, сайта, разворота журнала, художественно-декоративных проектов, оформление школы, декораций к спек-таклю, макета оформления сцены, эскизов костюмов



Проекты: выполнение творческих мультимедиапроектов по материалам современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерная анимация, реклама и др.). Выполнение исследовательских проектов по искусству с использованием средств новых информационно-коммуникативных технологий.

Обобщение пройденного материала в форме выставок работ, викторин, экскурсий на природу, по городу, в музей. Создание музейных экспозиций



  1   2   3   4

Похожие:

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература»
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconПрограмма рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т е. 34 часа в год, согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004, согласно учебного плана моу «Шамординской оош»
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconНаиболее распространенные программы Изобразительное искусство Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б.
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б. М. Мдо, 1995
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconУчебник создан по программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд»
В данном сборнике представлены материалы по итогам апробации учебника «Изобразительное искусство», «Каждый народ – художник», в 4...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconПрограмма «Изобразительное искусство и художественный труд»
Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под руководством...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconРабочая учебная программа по учебной дисциплине «изобразительное искусство» для 1 «г» класса
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству Индивидуальное обучение
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница