Скачать 21.44 Kb.
|
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ учителя химии и биологии первой квалификационной категории МКОУ-Теренгульская СОШ НЕЗНАХИНОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 2012г Тема самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» Цель. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в условиях информационного общества через использование информационных технологий Задачи. 1. Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности. 2. Формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности. 3. Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий. 4. Максимально использовать субъектный опыт учащихся для получения ими новых знаний. Основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе. Отсюда вытекает и задача, в первую очередь, стоящая передо мною, как перед учителем – не только насыщение учеников определённым объёмом знаний, но и развитие творчества, стремление к поиск и уверенности в себе. А уверенным человек может быть тогда, когда он хорошо знает или представляет устройство окружающей действительности, т.е. естественнонаучную картину мира. Естественнонаучная картина мира – это идеальная модель природы, включающая общие понятия, принципы, законы и теории естествознания на определённом этапе его развития. Основная задача курсов химии и биологии, как дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предметов, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем. Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров? Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов? Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и значимость для каждого мыслящего человека? Эти вопросы волнуют меня как педагога уже не один десяток лет. Я всё время ищу новые, наиболее оптимальные формы и методы обучения, помогающие ответить на эти вопросы. Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Я считаю, что успешно двигаться вперёд можно лишь основываясь на всём многообразии предыдущего педагогического опыта. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс не должно отрицать традиционных форм обучения, если они направлены на развитие личности ребёнка. Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению. Таким образом, актуальность моего педагогического опыта заключается в поиске наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Как бы то ни было, но урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому и необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, ресурсов Интернет и др. представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Мною поэтапно в течение предшествующих лет осуществлялась опытная работа по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя в образовательном процессе. Современные ученики средней школы – это поколение, полностью воспитанное под влиянием средств массовой информации и сети Интернет. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает СМИ в формировании естественнонаучной картины мира. Выход - активно использовать на уроке те источники информации, которые наиболее привлекательны для учащихся: видео- и аудиозаписи, ресурсы сети Интернет, ЭОРы, CD и DVD-диски с готовыми программами или уроками. Ведь многие учащиеся, имея приличный багаж знаний и решая даже самые трудные контрольные работы на отлично, не умеют переносить полученные знания на окружающую их реальность. Они не видят, что полученные знания – это знания об окружающим их мире, которые можно использовать в повседневной жизни. Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показал, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при формировании у учащихся при проектировании уроков биологии и химии. К таким объектам относятся:
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Формы использования информационных технологий: 1. Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков) 2. Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися) 3. Использование ресурсов сети Интернет 4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) 5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов или кейс-технологии. 6. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач. Основа моей работы - уроки с использованием ИТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
Презентации на уроках В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере. Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше с презентацией, созданной учеником, познакомиться заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке. Учебный материал обогащаю презентациями об истории открытия законов, химических элементов, о жизни и деятельности ученых. Урок - электронная лабораторная работа Химия – экспериментальная наука. Важность моей миссии как учителя здесь в том, что в моих руках эксперимент связан с жизнью. Учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки, убеждаются, что мир материален и его познание возможно. Но не всякий эксперимент возможен стенах школы, здесь и приходит на выручку компьютер. Ведь с его помощью можно легко моделировать химические процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира). Использую видеофрагменты опытов из электронных учебников, если их нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, которые представляют непосредственную опасность для здоровья учащихся. Урок с использованием кейс-технологии Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации: «Домашние птицы п.Теренгуль», «Портреты ученых» и др. Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков, ЦОРов, ЭОРов) Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, которые развивают пространственное мышление школьников. Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка. Готовые ресурсы позволяет демонстрировать на уроке: -фотографии животных, растений, известных людей и др., - физические или химические явления, -отсканированные иллюстрации книг, карты и др., -схемы и таблицы, -тесты, кроссворды для проверки знаний, -видеоматериалы на различные темы, -аудиозаписи; -музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда. Электронное тестирование Компьютерное онлайн - тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Особенно актуальным становится такое тестирование при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Использование ресурсов сети Интернет Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Интернет позволяет реализовать три задачи:
Следует отметить, что представленные на Интернет-сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Они позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений. Особое внимание поиску и отбору необходимой информации уделяю с учащимися при работе над рефератами по химии в 11 классе. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач В старших классах при изучении различных тем активно использую телевизионную рекламную информацию (рекламные ролики), с целью либо её анализа, либо примера применения в жизни. Например, в 11 классе при изучении темы «Растворы. Среда растворов» (рН кожи, ротовой полости, желудка), в 10 классе при изучении темы «Мыла и синтетические моющие средства» (рекламы жидкого и твёрдого мыла, различных СМС). Основная цель использования видеофильмов или их отрывков на уроках – обучение школьников установлению логических связей в учебном материале и формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Например, фрагмент из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» можно использовать при изучении «Химических свойств глюкозы» в 10 классе. Фрагмент из фильма «Собака Баскервилей» можно использовать при изучении темы «Фосфор и его соединения» в 9 классе. Проекты Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Этапы работы над проектом:
Роль учителя при работе над проектом: помощь учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; координация процесса, поддержка и поощрение учеников, обеспечение непрерывной обратной связи для продвижения школьников в работе над проектом. Роль ученика в создании проекта: намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность. Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Использование интерактивной доски Программное обеспечение SMART Board, предназначенное для интерактивной доски для учащихся делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Внеурочная деятельность Использовать ИТ можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Информационные технологии особенно помогли мне при проведении «Недели химии» в школе, игры по химии «Что?Где?Когда?», интегрированной «Недели естествознания» в школе, воспитательного мероприятия для 5-7 классов по пропаганде здорового образа жизни «Сам себе я помогу и здоровье сберегу!». Использование ИТ непосредственно учителем
В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИТ на уроках:
|
![]() | Доклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка» Тема моего доклада «Применение икт на уроках английского языка» на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование... | ![]() | Доклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся» «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений... |
![]() | Использование икт на уроках химии в архитектурных классах Роль школы очень важна в формировании оптимальной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала учащихся. Использование... | ![]() | Использование информационных технологий на уроках географии Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса.... |
![]() | Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» | ![]() | Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой... |
![]() | Икт на уроках химии и во внеурочное время Учитель химии – Тутукова Елизавета Леонидовна В этой связи необходимость использования эффективных педагогических технологий формирования познавательной самостоятельности школьников... | ![]() | Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся Компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня... |
![]() | Цель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи Использование современных образовательных технологий Федоровой В. П., учителем химии и биологии | ![]() | Моу «Гимназия №1 п. Навля» Блиновой Марины Владимировны «Использование информационных технологий и мультимедиа на уроках географии и во внеурочной деятельности» |