Иммунитет




НазваниеИммунитет
Дата03.02.2016
Размер9.12 Kb.
ТипУрок

Филина Елена Валерьевна

Тема урока: Иммунитет.





ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ


1.Образовательные


2.Развивающие

- способствовать углублению знаний обучающихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, аллергия;

- содействовать формированию умений самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информацию


Используемое оборудование: таблица "Кровь", компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Иммунитет", CD-диск: 1С: Школа. Биология, Человек..


Структурно-логическая схема урока


Основные части урока

Методы и методические приёмы

Пособия

Время

1.Орг.момент


2. Проверка знаний


3.Изучение нового материала


4.Закрепление знаний


5.Домашнее задание

Словесный


устный опрос

работа по карточкам


вступительное слово учителя

сообщения обуч-ся


Самостоятельная работа по рабочим тетрадям


Инструктаж



презентация


3'


10'


25'


10'


2'



Обучающиеся должны:

Знать:

  • что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, прививки, аллергия.

Давать

  • определения «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»

Уметь:

  • сравнивать между собой типы иммунитета.


Развёрнутый конспект урока:


1. Организационный момент:

Проверка готовности обучающихся к уроку.


2. Проверка знаний:

Группа обучающихся работают на местах по карточкам:

Карточка 1:

Заполните схему:

Состав крови


Плазма Клетки крови

Карточка 2:

Как осуществляется процесс свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёртывания крови?


Карточка 3:

Зарисуйте эритроцит и лейкоцит. Объясните, как строение этих клеток обеспечивает выполнение их функций.


Во время работы на местах у доски обучающиеся дают ответы на вопросы:

- Каковы основные функции крови?


На доске показать выполнение задания 113 страница 75 в Рабочей тетради к учебнику

"Форменные элементы крови".


3. Изучение нового материала:

Актуализация знаний:

Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Пир во время чумы":

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

- ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного.

Одним из таких барьеров являются "Защитные свойства крови"

- сообщения обучающегося.

В нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфациты и лейкоциты.

Итак, тема сегодняшнего урока "Иммунитет".

слайд 1: определение иммунитета: иммунитет-способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

слайд 2 - 3: существует целая наука иммунология.

слайд 4 - 5: виды иммунитета.

- разбор и запись схемы в тетради.

Иммунитет




Врождённый Приобретённый




Активный Пассивный Лимфоциты


Клетки иммунной памяти


В крови существуют две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки.

слайд 6: Клеточный иммунитет:

Т- клетки находят и пораженные клетки и уничтожают их. Они отвечают за клеточный иммунитет, который изучал наш соотечественник И.И.Мечников (фото И.И.Мечникова на слайде). При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз).

слайд 7: фото клетки Т-киллера.

слайд 8: фото клетки фагоцита.

слайд 9 - 10: В-клетки образуют особые вещества - антитела. Отвечают за гуморальный иммунитет, теорию которого сформулировал П.Эрлих.

Каков физиологический механизм иммунитета?

слайды 11 - 13.

- разбор механизма действия иммунитета.

Искусственный иммунитет возникает после введения вакцин - убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не болеет. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулёза, полиомиелита и т.д. Первым предложил проводить вакцинацию Э.Дженнер, который заметил, что доярки, которые контактировали с животными больным оспой, практически не болеют человеческой оспой.

- чтение слайда 14.

слайд 15: запись определения "вакцина", "вакцинация".

В настоящее время достаточно распространённым неизлечимым заболеванием является СПИД - слайд 16. Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий и грибков, которые здоровому человеку абсолютно безопасны.

Другим недугом века является аллергия - повышенная реакция организма на определённые факторы внешней среды.

слайды 17 - 20.


4. Закрепление изученного материала:

задание 117, 118 в Рабочей тетради.

В чём заслуга Э.Дженнера?


5. Задание на дом:

стр.136-137, 141 (последний абзац)-142

Опережающее задание: сообщения "История учения о переливании крови", "Группы крови", "Донорство в России".


Литература:

1. Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287с.

2. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»/ Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. – М.: Дрофа, 2010.- 154 с.

3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб: «Паритет», 2006.

  • Интернет-ресурсы:

- http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

- www.bio.nature.ru – научные новости биологии

- www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

  • CD-диск:

- 1С: Школа. Биология, Человек.


Похожие:

Иммунитет iconИммунитет. Профилактика спида
Сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности вич/спиде и личной ответственности за свое поведение....
Иммунитет iconПрезентация в системе Power Point; записи музыкальных произведений, ноутбук, мультимедийная установка; раздаточный материал: таблицы «Антигены»
«иммунитет», «инфекционные заболевания», «вакцина», «лечебная сыворотка»; познакомить с системами и видами иммунитета; изучить механизмы...
Иммунитет iconПроектно-исследовательская работа Работу
Нередко, выброс выхлопных паров ведет к ухудшению экологии и здоровью людей. Вредные примеси и соли тяжелых металлов, содержащиеся...
Иммунитет iconКнига от автора бестселлера «Клиника С…»
Виноградово-ЮжноеПобеда энергии над разумомПодлог как средство борьбы с ложьюПришить бы вас, да возиться некогда!Умеющий говорить...
Иммунитет iconА Методика обследования больных с заболеваниями, которые передаються половым путем. Сифилис: возбудитель, пути заражения, общее течение, иммунитет, классификация
Филитических папул и псориаза, сифилитических папул и красного плоского лишая: широких сифилитических кондилом и остроконечных кондилом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница