ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса МОУ лицей №5 разработана на основе авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В. (Программы четырехлетней начальной школы Москва Академкнига/Учебник 2005), которая рассчитана на 2 часа в неделю-68часов в год. Содержание программы дополнено темами по краеведению и основам безопасности жизнедеятельности (интегрировано). Количество часов в неделю - 2. Количество часов в I четверти - 18. Количество часов во II четверти - 14. Количество часов в III четверти - 20. Количество часов в IV четверти - 16.
Цели и задачи обучения: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, парная. Специальные приемы и методы: использование информационно-коммуникативных технологий методы диагностики и самодиагностики. Приёмы и методы работы: разъяснения, рассуждения, общая характеристика, словесные (рассказ, беседа, объяснение, доклады), наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные, компьютерные), практические (разнообразные упражнения), объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемно-диалогический контроль Система контроля знаний. умений и навыков предполагает следующее: Контрольная работа. Самостоятельная работа. Практическая работа. Тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения Учащиеся должны знать/понимать: различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире; название нашей планеты; форму Земли; глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия; смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси; смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца; Солнце — ближайшая к Земле звезда; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; основные, легко определяемые свойства воздуха и воды; разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности; группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли); дикорастущие и культурные растения своей местности; сельскохозяйственные растения своей местности; названия растений Красной книги (не менее 2-3); группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); об особенностях диких и домашних животных; названия животных Красной книги России (не менее 2-3); о значении природы для здоровья и жизни человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;- средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура); фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение ,составлять свою родословную; основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших), традиции лицея; названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества),традиции своего города; название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города ,название улиц; государственную символику России; правила безопасного поведения в природе; историю Московского Кремля и Зарайского, биографию А.С.Голубкиной. Уметь: работать с оглавлением и справочниками учебника; различать объекты неживой и живой природы; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности; раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3); приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных; называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России; называть своих ближайших родственников; описать портрет своего друга; проводить простейшие опыты; выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад); описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); отобразить в рисунках то ,что видели на экскурсиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Источник информации об окружающем нас мире-6 часов. Планеты и звёзды -9 часов. Живая природа Земли - 33 часа. Человек разумный -6 часов. Младший школьник и семья -4 часа. Родная страна Россия -8 часов. Обобщение знаний -2 часа Краеведение - 10 часов(интегрировано).
Источники информации об окружающем нас мире(6ч) Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая (повторение) Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник «Наш мир»: оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик в учебнике. Иллюстрированный словарик. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение. Практические работы, экскурсии: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, Тетрадью для самостоятельной работы из учебного комплекта по окружающему миру. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсия на учебно-опытный пришкольный участок, экскурсия в школьную библиотеку «Книги — наши друзья». Планеты и звезды (9 ч) Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Созвездия. Планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смень сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля вода, воздух, свет, тепло. Общие представления о воздухе как смеси газов. Легко определяемые свойства воздуха (прозрачный, бесцветен, не имеет запаха плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи). Вода — источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода — растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия). Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа). Живая природа Земли (33 ч) Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень стебель, лист растения. Дыхание и питание растений. Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности. Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах). Животные Земли. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своей местности. Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсия на животноводческую ферму, экскурсия в заповедник, заказник родного края. Человек разумный (6 ч) Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга. Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Режим питания. Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места). Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний. Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения). Младший школьник и семья (4 ч) Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми. Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. Родная страна — Россия (8 ч) Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России: флаг, герб, гимн. Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая — День Победы. 12 декабря — День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля. Родной город (село): название, основные предприятия города, достопримечательности. Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу. Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности. Заключительные уроки (2 ч) — обобщение изученного материала. Краеведение(10ч---интегрировано) Понятие о географических особенностях нашего края: расположение города, овраги, леса ,поля.; традиции нашего лицея, города; улицы нашего города; история кремля; понятие о родословном древе; посещение музея А.С.Голубкиной, кремля; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси; демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца; нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока; ухода за комнатными растениями; ухода за домашними животными; соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой; узнавания в окружающей природе изученных растений и животных; выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном городе Согласовано Утверждаю
Тематическое планирование учебного материала на 2011/2012 учебный год Предмет: Окружающий мир. Учитель : Сергеева Н.В. Кол-во часов в неделю 2ч., 68ч. в год Программарабочая программа на основе авторской, автор: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., 2005 Учебный комплект для учащихся: Наш мир 2 класс, учебник в 2 частях, М.Академкнига/Учебник 2005 Тетрадь для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» в 2 частях Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В. М./Академкнига/Учебник 2008 Наличие мет. разработок для учителей: Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Методическое пособие для учителя М./Академкнига/Учебник 2005 Планирование № урока | Тема урока | Колич -во часов | Дата | Планируемые результаты | тФр | 1 | Письмо экологов школьникам | 1 | 01.09 | определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту):
| комбинированный | 2 | Мир живой и неживой природы | 1 | 03.09 | обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
| урок- экскурсия | 3 | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | 08.09 | обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
| урок- экскурсия | 4 | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | 10.09 | урок- экскурсия | 5 | Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья | 1 | 15.09 | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
| практический | 6 | Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья | 1 | 17.09 | групповая работа | 7 | Земля. Модель Земли. | 1 | 22.09 | описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов:
| наблюдение | 8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | 24.09 | урок-практикум | 9 | Звезды и созвездия | 1 | 29.09 | наблюдение | 10 | Планеты | 1 | 01.10 | беседа | 11 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | 06.10 | урок-практикум -------------------------- | 12 | Как связаны живая и неживая природы? | 1 | 08.10 | использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
| групповая | 13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | 13.10 | описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
| фронтальная | 14 | Свойства воздуха | 1 | 15.10 | практический | 15 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | 20.10 | заседание клуба | 16 | Вода и ее свойства.
| 1 | 22.10 | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:
| практический | 17 | Условия; необходимы для жизни растений | 1 | 27.10 | описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания:
| комбинированный | 18 | Корень; стебель; лист | 1 | 29.11 | исследование | 19 | Питание растений | 1 | 10.11 | комбинированный | 20 | Цветковые и хвойные растения | 1 | 12.11 | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
| наблюдение | 21 | Папоротники; мхи и водоросли | 1 | 17.11 | использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации | исследование | 22 | Красная книга России. Правила поведения в природе .Конкурс рисунков «Что я видел на экскурсии» | 1 | 19.11 | Фронтальная | 23 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | 24.11 | заседание клуба | 24 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | 26.12 | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
| заседание клуба | 25 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | 01.12 | использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации | заседание клуба | 26 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | 03.12 | заседание клуба | 27 | Знакомство с сельскохозяйственными машинами | 1 | 08.12 | урок- экскурсия | 28 | Растения сада. Традиции нашего лицея. | 1 | 10.12 | групповая работа | 29 | Сколько живут растения? | 1 | 15.12 | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы: использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации
| заседание клуба | 30 | Размножение растений своими частями | 1 | 17.12 | проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания:
| исследование, заседание клуба | 31 | Размножение комнатных растений с помощью черенков | 1 | 22.12 | практический парное | 32 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | 24.12 | исследование | 33 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 | 29.12 | урок-путешествие | 34 | Как правильно собирать грибы? | 1 | | урок-игра | 35 | Разнообразие животных | 1 | | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
| беседа, наблюдение | 36 | Насекомые | 1 | | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания:
| комбинированный | 37 | Рыбы | 1 | | работа в группах | 38 | Земноводные | 1 | | комбинированный | 39 | Пресмыкающиеся | 1 | | групповая работа | 40 | Птицы | 1 | | комбинированный | 41 | Звери | 1 | | групповая работа | 42 | Как животные защищаются | 1 | | групповая работа | 43 | Домашние животные | 1 | | урок-игра | 44 | Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» | 1 | | заседание клуба | 45 | Животноводческая ферма | 1 | | урок- экскурсия | 46 | Значение диких животных | 1 | | исследование | 47 | Человек в ответе за тех; кого приручил! | 1 | | использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации | беседа | 48 | Заповедник; заказник родного края | 1 | | урок- экскурсия | 49 | Заповедник; заказник родного края | 1 | | | 50 | Про тебя | 1 | | определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту): – Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях:
| исследование | 51 | Что умеет человек? | 1 | | наблюдение | 52 | Расти здоровым | 1 | | практический | 53 | Питание и здоровье | 1 | | практический | 54 | От кого зависит твой режим дня? | 1 | | заседание клуба | 55 | Чистота – залог здоровья | 1 | | урок-практикум | 56 | Берегись простуды! | 1 | | урок-практикум | 57 | Твоя безопасность на улице .Краеведение. Улицы нашего города | 1 | | - оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество): соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни:
работать с картой: использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов:
различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, своего края: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»:
| заседание клуба | 58 | Твоя безопасность дома . Краеведение. Составить рассказ о своей улице. | 1 | | практический | 59 | Имя города; села; поселка. Краеведение. Традиции нашего города. | 1 | | групповая работа | 60 | История Московского Кремля. Краеведение. Зарайский кремль | 1 | | беседа | 61 | Экскурсия в город. Краеведение. Музей А.С.Голубкиной | 1 | | экскурсия | 62 | Родной город; село; поселок Краеведение. | 1 | | заседание клуба | 63 | Общий дедушка. Краеведение. Ими гордится наш город. | 1 | | фронтальная | 64 | Я и мои близкие Краеведение. Составить родословное древо. | 1 | | индивидуальная | 65 | День Победы Краеведение. Краеведение. Боевое прошлое нашего города. | 1 | | комбинированный | 66 | Краеведение. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда.. | 1 | | урок-встреча | 67 | День Конституции России | 1 | | праздник | 68 | Заключительный урок Обобщение по курсу «Окружающий мир» | 1 | | смотр знаний | Литература для учащегося:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2005. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Учебник-хрестоматия. — М,: Академкнига/Учебник, 2008.
|