Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону




Скачать 30.36 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер30.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии


Седых Н.С.


Учебно-методический комплекс дисциплины


«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Ростов-на-Дону

2010


Седых Н. С.

Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- Дону.- Издательство ЮФУ. - 28 с.


Учебно – методический комплекс разработан ст. преподавателем кафедры психологии развития и акмеологии факультета психологии ЮФУ, к. философ. н. Седых Н. С.


Печатается в соответствии с решением кафедры психологии развития и акмеологии факультета психологии ЮФУ, протокол №8 от 1.02.10.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цель курса

Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний, умений и навыков в области экономической психологии в соответствии с современными научными представлениями. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом широкого спектра задач, связанных с оценкой, анализом и прогнозированием экономического поведения личности и социальных групп.

2. Задачи курса

  • рассмотреть предметное поле экономической психологии;

  • представить теоретические модели экономической психологии;

  • проанализировать систему категорий и понятий, описывающих закономерности экономического поведения личности и социальных групп;

  • изучить основы прикладной экономической психологии.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина является логическим продолжением курса «Организационная психология», читаемого на уровне подготовки бакалавров. Она также тесно связана с рядом дисциплин, таких как психология труда, акмеология, социальная психология, психология управления. Знания и навыки, получаемые по дисциплине «Экономическая психология», позволяют развивать системное мышление специалиста – психолога.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

а) Студенты должны знать:

  • основные понятия и их взаимосвязь;

  • предметное поле и основные методологические принципы экономической психологии;

  • современные теоретические модели, принятые в экономической психологии;

  • подходы к пониманию экономического поведения;

  • социально – психологическую природу и специфику экономической деятельности на макро и микро уровнях,

  • систему категорий и понятий описывающих проявления экономической жизни человека.

б) Студенты должны уметь:

  • свободно и адекватно использовать специальные термины;

  • выявлять основные тенденции социально- психологического восприятия макроэкономических процессов;

  • анализировать особенности экономического поведения индивидов и социальных групп;

  • составлять социально- психологические рекомендации и консультировать по ведению деловых коммерческих переговоров;

  • анализировать особенности потребительского и манитарного поведения;

  • разрабатывать модели нематериального стимулирования сотрудников организации;

  • предлагать методы повышения лояльности персонала организации



II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

I. Учебно-тематический план курса



п/п

Наименование модулей

и тем

ВСЕГО

(часов)

Аудитор. занятия

Самост.

работа

лекции

семин.

практ.

I

Модуль «Введение в экономическую психологию»
















1

Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований

4

1







1

2

Этапы развития экономической психологии как науки

4

1







2

3

Общие закономерности экономического поведения

4

2

1

1

5

4

Психология предпринимательства как раздел экономической психологии

4

2

1




5




Тест рубежного контроля

1




1







II

Модуль «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований»
















5.

Основания экономического благополучия

4

2

1




4

6.

Психология денег как раздел экономической психологии

4

2

1

1

4

7.

Влияние психологических факторов на финансы и деятельность бирж


4

1

1




5

8.

Общие закономерности потребительского поведения

4

2

1




5




Тест рубежного контроля

1




1







III

Модуль «Прикладные аспекты экономической психологии»
















9.

Исследование делового поведения

8

1

1







10.

Ведение деловых и коммерческих переговоров

3

2




2

5

11.

Проблемы стимулирования и лояльности сотрудников организации

7

1

1

2

5




Тест рубежного контроля

1




1










ИТОГО:

75

17

11

6

41



МОДУЛЬ I. «Введение в экономическую психологию»

1.1. Комплексная цель модуля: сформировать у магистров систематизированное представление о теоретических подходах и концептуальных системах, принятых в экономической психологии.
1.2. Изложение программного материала:

Тема 1. Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований

Экономическая психология как наука: объект и предмет, направления исследований

Экономическая психология в системе гуманитарных наук. Соотношение между экономической и общей психологией. Соотношение между экономической психологией и социологией. Соотношение между экономической психологией и экономической теорией.

Методы исследования в экономической психологии: организационные, экспериментальные, психодиагностические.

Тема 2. Этапы развития экономической психологии как науки

Эволюция представлений о психических особенностях «экономического человека». Классический этап (А. Смит, Д. Риккардо, Д. Миль, К. Маркс). Неоклассический этап (И. Бентам, Г. Госсен, Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршал, В. Парето). Этап профессиональной зрелости (Д. Кейнс, Ф. Хайек, Б. Беккер и другие). Этап кризиса и экспансии(М. Фридмен, Д. Стиглер, Д. Бьюкенен и другие).

Этапы развития собственно экономической психологии (начало xx). Первый этап - начало XX в. – изучение психологических основ микроэкономики. (Тард Г., Мюнстерберн Х.). Второй этап – 50 – 70г. XX в. (Дж. Катон, Ренольд, Шмельдерс, Штромпель ) изучение психологических основ макроэкономики. Третий этап – 80 – 90 г. г. XX в. - становление комплексного подхода. Волна исследовательских работ учёных США, Англии, Голландии, ФРГ. Появление первых работ в СССР и России. Появление первых учебников и журналов.


Тема 3. Общие закономерности экономического поведения

Понятие экономического поведения. Базовая экономико – психологическая парадигма Дж. Катона, демонстрирующая в обобщённом виде факторы, влияющие на экономическое поведение.

Структурная парадигма экономического поведения Х. Антонидес. Структура экономического поведения в объективном и субъективном плане (Х. Антонидес, 1991г.).

Компоненты экономического поведения: когнитивные (познавательные); аффективные (эмоциональные); конативные (действенно - динамические).

Тема 4. Психология предпринимательства как раздел экономической психологии

Объективные психологические предпосылки развития предпринимательства. Концепция предпринимательства Й. Шумпетера.

Психологические предпосылки предпринимательства. Основные категории условий развития предпри­нимательства: политика государства в отношении частного бизнеса; культура, или система ценностей общества, которая психологиче­ски поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы; склонности и способности людей к предпринимательству.

Основные психологические проблемы предпринимательст­ва: политико-психологическая проблема взаимоотношений предприни­мательства с государством, проблема образа предпринимателя в массовом сознании, проблема изучения психологического портрета предпринимателя.
1.3. Проектное задание:

  1. Проанализировать, опираясь на концептуальную схему экономической психологии Ф. Ван Рая (1981г.), психологическое восприятие какого-либо социально- экономического события.

  2. Произвести сравнительный анализ научных концепций, описывающих экономическое поведение.

  3. Опираясь на структурную парадигму Х. Антонидеса, объясните особенности психологических реакций, сопровождающих экономические явления. Например, если мы рассматриваем не одного индивида, а определённую совокупность людей, то на какой принцип мы должны опираться: эмоциональные колебания каждого индивида в общей массе взаимно погашаются или же, наоборот, взаимно усиливаются? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры.


1.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля:

1.Экономическая психология изучает:

а) социоэкономические парадигмы развития;

б) психологические основы экономического поведения *;

в) психологические характеристики финансовых операций;

г) управление социальными системами.

2. Одним направлений исследований экономической психологии является:

а) психология предпринимательства*;

б) психология экономической активности;

в) психология политической активности;

г) психология деловой активности.

3. Особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонностью к риску:

а) экономическое сознание;

б) экономичекие риски;

в) экономические интересы *;

г) экономические отношения.

4. Система теоретических и практических знаний, оценок, настроений, чувств, посредством которых происходит осознание сферы экономики социальными субъектами (индивидами, группами, классами):

а) экономичекие риски;

б) экономические отношения;

в) экономическое сознание *;

г) экономическое поведение.

5. Первых учебников и журналов по экономической психологии в России появились в:

а) 80 – 90 г. г. XX в.*;

б) 40-50 г. г. XX в;

в) 90 г. г. XX в;

г) 60 – 90 г. г. XX в.


МОДУЛЬ II. «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований»

2.1. Комплексная цель: рассмотреть особенности социально-психологического восприятия экономического благополучия у индивидов и социальных групп.
2.2. Изложение программного материала:

Тема 5. Основания экономического благополучия


Удовлетворение трудом и доходом, удовлетворение потреблением и гражданское удовлетворение ( системой экономической политики) как основание экономического благополучия (Т. Пойез и В. Грумков).

Социально-психологические последствия экономической депривации. Проблема богатства и бедности в психологии.
Тема 6. Психология денег как раздел экономической психологии

Варианты рассмотрения денежного инструментария в психологии. Интерпретация денег с точки зрения восприятия на различных этапах жизни человека. Интерпретация денег с точки зрения восприятия на различных этапах жизни человека. Рассмотрение денег в качестве символического средства обмена. Характеристика денежного феномена одного из принятых в психологии подходов, связанных с обучающим эффектом.

Факторы, влияющие на социальное восприятие денег: состояние жизненного уровня; развитие взглядов на ценность окружающих человека благ; графическое оформление денежных знаков.

Сберегающее и долговое поведение. Факторы, влияющие на отношение к оттоку денег: влияние ситуации (праздничная распродажа товаров; инфляция); особенности личности; форма денег; степень доступности, лёгкости получения денег. Влияние социальных установок (аттитюдов) на сберегающее и долговое поведение.

Тема 7. Влияние психологических факторов на финансы и деятельность бирж

Управление финансовыми рисками на макроэкономическом уровне. Возможности регуляции риска при стабильной экономики с помощью создания эффективных "портфелей риска", т.е. набора взаимоподстраховывающих решений, ко­торые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Использование механизма "раннего опо­вещения" при нестабильной экономической ситуации.

Риск -менеджмент как механизм управления рисками на мезоуровне (уровень фирмы, предприятия, учреждения). Формы контроля риска на микро­экономическом уровне (на уровне домашнего хозяйства).

Тема 8. Общие закономерности потребительского поведения

Клас­сификация факторов, влияющих на принятие решения о покупке. Ж. Ф. Кролару предлагает опираться на совокупность потребностей, сокращенно обозначенную как SABONE (Securite— безопасность, Affection— привязанность, Bien etre — комфорт, Orgueil — гордость, Economic — экономия).

Типичные эффекты потребительского поведения: эффект «бэндвэгон»; эффект «сноба»; эффект «Веблена»; эффект «цена - качество» ; эффект «верность качеству».
2.3. Проектное задание:

1). Проанализировать социально - психологические факторы, влияющие на манитарное поведение представителей различных социальных групп.

2). Проиллюстрировать примерами типичные эффекты потребительского поведения.

3). Охарактеризовать основания экономического благополучия и особенности социально- психологического самочувствия представителей различных социальных групп в период кризисных явлений в экономике.


2.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля:

1. Набора взаимоподстраховывающих решений, ко­торые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций:

а) "раннее опо­вещение";

б) "портфели рисков и гарантий";

в) "портфели риска"*;

г) "портфели гарантий";.

2. Ориентация потребителя на определённую социальную норму:

а) эффект «бэндвэгон»*;

б эффект «цена - качество»;

в) эффект «сноба»;

г) эффект «Веблена».

3. Устойчивая предрасположенность к определённой торговой марке, фирме:

а) эффект «верность качеству»*;

б) эффект «цена - качество»;

в) эффект «сноба»;

г) эффект «Веблена».

4. Вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности:

а) бедность;

б) экономическая пассивность;

в) экономический альтруизм;

г) экономическая депривация*.

5. Субъективно – оценочное, осознанно - избирательное представление о деньгах, проявляющееся в экономическом поведении.:

а) долговое поведение;

б) восприятие ценности денег;

в) отношение к деньгам*;

г) экономическая активность.
МОДУЛЬ III. «Прикладные аспекты экономической психологии»
3.1. Комплексная цель: формирование компетенций в области консультирования по ведению переговорного процесса; а также повышению лояльности сотрудников организации
3.2. Изложение программного материала:
Тема 9. Исследование делового поведения

Возможности исследования закономерностей, проявляющихся в ходе экономического взаимодействия людей.

Ситуация сделки как взаимодействие, в котором стороны, имеющие определённые интересы ведут переговоры и обмениваются мнениями относительно возможного решения до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.

Факторы, влияющие на поведение человека при заключении сделки. Личностные качества и субъективное восприятие ситуации как факторы, влияющие на поведение человека при заключении сделки. Влияние социальных и ситуационных факторов на поведение человека при заключении сделки.


Тема 10. Ведение деловых и коммерческих переговоров

Соотношение понятий деловая беседа, деловые и коммерческие переговоры. Закономерности и этапы переговорного процесса. Особенности переговоров в конфликтных ситуациях. Медиация как технология урегулирования конфликтов посредством переговоров.

Коммерческие переговоры как переговоры по поводу любых ре­сурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.).

Тема 11. Проблемы стимулирования и лояльности сотрудников организации

Соотношение понятий мотивация: стимулирование, лояльность персонала. Стимулирование труда как способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии. Причины неэффективности системы стимулирования персонала. Факторы, определяющие удовлетворённость трудом.

Лояльность как приверженность делу фирмы, появляющаяся бла­годаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интере­сов с успехом компании. Три аксиомы справедливости, способствующие повышению лояльности персонала.
3.3. Проектное задание:

1). Предложите варианты организации и проведения анкетного и экспертного опроса для сотрудников отдела по работе с клиентами банка, нацеленного на выявление демотиваторов.

2). Разработайте программу тренинга, нацеленного на развития навыков ведения деловых и коммерческих переговоров.

3). Сформулируйте базовые положения программы стимулирования сотрудников какой-либо организации.

4). Предложите мероприятия по повышению лояльности сотрудников какой-либо организации.

3.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля:

1. Приверженность делу фирмы, появляющаяся бла­годаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интере­сов с успехом компании:

а) стимулирование;

б) трудовая мотивация;

в) лояльность*;

г) мотивирование.

2. Процесс поиска соглашения между людьми, имею­щими, на первый взгляд, различные интересы:

а) переговоры *;

б) деловая беседа;

в) коммерческие переговоры;

г) деловые переговоры.

3. Переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.):

а) коммерческие переговоры *;

б) деловая беседа;

в) сделка;

г) экономическое поведение.

4. Внешняя побудительная причина, побуждение к какому – либо действию:

а) мотив;

б) реакция;

в) стимулирование;

г) стимул*.

5. Разумное, сознательное, но не всегда соответствующее действительности объяснение и понимание самим человеком мотивов собственного поведения и поведения других людей:

а) стимул;

б) мотив;

в) мотивировка*;

г) экономический интерес.


II. Перечень рекомендованной литературы

Основная литература:

  1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке.- Спб.., 1998

  2. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства.- М.,2003

  3. Бертенев С. А. История экономических учений. М., 2000

  4. Бункина М. К., Семёнов А. М. Экономический человек. М., 2000

  5. Дейнека О. С. Экономическая психология СПб., 2000

  1. Китов А. И. Экономическая психология. М. 1987

  2. Малахов С. В. Экономический человек и рациональность экономической деятельности // Психологический журнал.- 1990.- № 6

  3. Радуев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1998

  4. Соколинский В. М. Основы экономической психологии. –М. 1999

  5. Соколинский В. М. Психологические основы экономики. – М. – 1999

  6. Соколинский В. М Психологические аспекты экономической политики// РЭЖ. -1997 - № 8

  7. Соколинский В. М, Васильева Е. Н. Лидеры в экономике: основы противостояния// Бизнес и политика.- 1997.- №6

  8. Экономическая психология. Социокультурный подход / Под ред. Андреевой И. В., СПб. 2000

  9. Твид Л. Психология финансов. М., 2002

Дополнительная литература:


  1. В.Х. Беленький Российский высший класс: проблема идентификации, Социс, 2007, №5

  2. Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социс, 2007, №11

  3. Бессонова О.Э. Вектор институционального развития России: от квазирынка к либеральному раздатку // Экономическая социология. Т.9, №2, март 2008

  4. Зарубина Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности //Социс, 2005, №7

  5. Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социс, 2006, №6

  6. Лунин В. Поощрение и наказание: инструкция по созданию системы мотивации персонала // Журнал управление компанией № 46 2005 г

  7. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – Спб. – 2005

  8. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Экономическая социология, 2006, Т.7, №5, 2007, Т.8, №1

  9. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социс, 2004, №4

  10. Силласте Г.Г. Социология общественного мнения и финансово-банковская сфера- М.: ФА, 1999.

  11. Стребков Д.О. Модели кредитного поведения и факторы, определяющие их выбор // Социс, 2007, №3

  12. Фенько А. Б. Психологический анализ отношения москвичей к деньгам// Психологический журнал, 2004, том 25, № 2

  13. Шабанова М.А. «Успешные экономические акторы: адаптационное и протестное поведение в противоправном поле // Социс, 2007, №10

  14. Шабанова М.А. «Новое поколение российского бизнес-сообщества: особенности профессионализации и адаптации // Социс, 2006, №12


III. Методические рекомендации студентам по самостоятельной

работе

1. Учебно-тематический план семинарских, практических занятий

МОДУЛЬ I. Модуль «Введение в экономическую психологию»

Тема 1. Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований

  1. Соотношение понятий: экономическая психология и психологическая экономика.

  2. Методы исследований в экономической психологии (эмпирические, организационные, экспериментальные, психодиагностические) и их характеристика.

  3. Основные определения экономической деятельности, её мотивы и цели.

Литература:

  1. Бертенев С. А. История экономических учений. М., 2000

  2. Бункина М. К., Семёнов А. М. Экономический человек. М., 2000

  3. Дейнека О. С. Экономическая психология СПб., 2000

  4. Китов А. И. Экономическая психология. М. 1987


Тема 3. Общие закономерности экономического поведения

  1. Классический и тип и неоклассический тип «экономического» человека. Этап профессиональной зрелости. Этап кризиса и экспансии. Теории рационального выбора. Новая институциональная экономика. Экономический империализм.

  2. Оппортунистическое поведение: понятие, сущность, цели.


Литература:

  1. Экономическая психология. Социокультурный подход / Под ред. Андреевой И. В., СПб. 2000

  2. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – Спб. – 2005

  3. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Экономическая социология, 2006, Т.7, №5, 2007, Т.8, №1

Тема 4. Психология предпринимательства как раздел экономической психологии

  1. Бизнес как социокультурный феномен.

  2. Предпринимательство как компонент бизнеса.

  3. Теоретические и методологические подходы к изучению психологии предпринимательства.

Литература:

  1. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства.- М.,2003

  2. Дейнека О. С. Экономическая психология СПб., 2000

  3. Экономическая психология. Социокультурный подход / Под ред. Андреевой И. В., СПб. 2000



МОДУЛЬ II. «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований»

  1   2

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «страхование» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс дисциплины «Страхование» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconДисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает
Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconПсихогенетика ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический комплекс включает
Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология» для студентов заочного отделения всех специальностей0503 ростов-на-дону
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Культурология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «таможенное оформление товаров и транспортных средств с применением гтд» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс дисциплины «Таможенное оформление товаров и транспортных средств» подготовлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-меодический комплекс дисциплины психофизиология ростов-на-Дону
Опд. Ф. 18 «Психофизиология» разработан в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта вые- ' шего образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационная безопасность» г. Ростов-на-Дону
«Прикладная информатика». Рекомендован к изданию кафедрой «Информационные технологии» Института Управления, Бизнеса и Права
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница