Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей»




Скачать 21.21 Kb.
НазваниеМетодическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей»
Дата03.02.2016
Размер21.21 Kb.
ТипМетодическая разработка
НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром»

Детский сад № 22


Методическая разработка:

«Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей»


Халиуллина

Елена Павловна

Педагог-психолог


Соликамск, 2011 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. План работы школы успешных родителей «Навстречу малышу»

  3. Список литературы

  4. Приложения

  • Положение о школе успешных родителей «Навстречу малышу»

  • Конспект первой встречи «Привыкаем к детскому саду: проблемы адаптации»



Пояснительная записка

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

В организации работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Анализ современной практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия.

Цели работы:


  • Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья»

  • Создание условий через сотрудничество с семьёй для формирования у детей социальной компетентности.

  • Обогащение развивающей среды социально-значимыми объектами.

Задачи:


  • Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

  • Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями.

  • Сохранение физического и психологического здоровья детей.

Для решения поставленных целей и задач в детском саду организована школа для родителей «Навстречу малышу». Данная школа создана для родителей детей раннего возраста. Мы организуем для них общение по обмену опытом, мыслями, идеями по вопросам воспитания детей, знакомим с возрастными особенностями и трудностями, учим взаимодействию с детьми (что предполагает участие в некоторых встречах детей). В проведении занятий активно привлекаются педагоги раннего возраста, медицинская сестра, и другие специалисты детского сада.

В результате деятельности школы мы предполагаем, что родители и педагоги детского сада могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.


План работы школы успешных родителей «Навстречу малышу»



Мероприятие

Месяц

Ответственный

Категория участников

Предполагаемый результат

Продукт деятельности

Семинар с элементами тренинга «Привыкаем к детскому саду: проблемы адаптации»


октябрь

Медицинская сестра, педагоги, педагог-психолог

Родители групп № 1, № 2.

Повешение педагогических и психологических знаний и умений

Конспект

Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики»



январь

Логопед, педагог-психолог

Родители, дети, педагоги

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме встречи, картотека игр и упражнений

Практикум для пап «Папины дочки – сыночки»


февраль

Педагог-психолог, ст. воспитатель

Родители (папы), дети, педагоги

Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата

Разработки по теме практикума

Семинар с элементами тренинга «Кризис 3х лет или Как устанавливать запреты»



март

Педагог-психолог, педагоги

Родители групп № 1, № 3.

Повешение педагогических и психологических знаний и умений

Конспект

Практикум «Вместе с папой, вместе с мамой»


апрель

Педагог-психолог, педагоги, рук. физ. культуры

Родители, дети

Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата

Сценарий



Литература

 

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.

5. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2004.

6. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. 2001. № 4.

7. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.

8. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М , 2005.

12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.

14. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.

15. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.

16. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. № 3–4.

17. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

18. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.

19.  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

20. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

21. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2004.

22. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М .; Ставрополь, 1997


Положение

о школе успешных родителей «Навстречу малышу»

  1. Общее положение

  1. Школа успешных родителей «Навстречу малышу» (далее – школа) является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

  2. Работа школы осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми положениями в сфере образования в Российской Федерации, законами об обеспечении прав и развития детей.

  3. Участниками школы являются воспитатели раннего возраста, логопед, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, медицинская сестра, родители воспитанников.

  4. Руководство работой школы осуществляет педагог-психолог НДОУ.

  1. Основные направления деятельности школы:

  1. пропаганда положительного семейного воспитания;

  2. развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;

  3. повешение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста;

  4. оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

  1. Содержание работы школы

Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

  • сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

  • достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

  • сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

  1. Задачи школы

  1. убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;

  2. познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии;

  3. оказывать педагогическую поддержку семье в воспитании ребенка;

  4. создать условия для полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

  5. Организация работы школы

  1. Деятельность школы осуществляется в соответствии с годовым планом НДОУ.

  2. Работа школы организуется с учетом возраста детей.

  3. Заседания школы проводится согласно плану.

  4. Решения школы для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

  5. Руководитель школы:

  • составляет план работы;

  • оформляет материалы встреч;

  • организует деятельность школы;

  • информирует участников школы о предстоящих мероприятиях.

  1. Права и обязанности сторон

  1. Деятельность школы осуществляется на добровольной основе.

  2. Детский сад предоставляет помещение для встреч школы.

  3. Участники школы имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.



Семинар с элементами тренинга

«Привыкаем к детскому саду: проблемы адаптации»


Цели:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.

  2. Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.

  3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).


Оборудование и материалы:

  1. Бумага, карандаши.

  2. Памятка для родителей.



УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА


«Здравствуйте, ладошки»

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладошки)

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ! (топают ножками)

Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх! (дотрагиваются ручками до щечек)

Пухленькие щечки!

Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щечкам)

Здравствуйте, губки!

Чмок, чмок, чмок! (вытягивают губки вперед и чмокают)

Здравствуйте, зубки!

Цок, цок, цок! (стучат зубками)

Здравствуй, мой носик!

Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)

Здравствуйте, родители!

Привет! (машут рукой)

(автор М. Картушина)


«Что в имени тебе моем…»

(Создание контакта, прояснение цели)

Каждый представляется, рассказывает об имени своем и своего ребенка.

- Чего ожидаете от встречи?


«Кто здесь собрался?»

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь собрался?".

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Сообщение о работе школы успешных родителей «Навстречу малышу». Определение общих целей, идеи и форм встреч.

«Ассоциации»

Скажите, какие ассоциации у вас возникают на слово «адаптация».

Давайте поговорим об этом процессе. Хотя адаптация к детскому саду уже благополучно заканчивается, а у кого-то уже малыш адаптировался полностью – но мы сталкиваемся постоянно с ним. Когда приходим в гости, в больницу, т.е. когда ребенок попадает в незнакомую ситуацию. Как же ему помочь пережить это без серьезных последствий?


  1. Следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения с взрослыми и развивать его деятельность с предметами. Прежде всего, вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.

  2. С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру драматизацию. В начале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Летели комарики,

З-з-з! (Сложили пальцы рук в щепоть)

Вились, вились, (Обе руки совершают круговые движения)

Вились, вились,
В НОСИК вцепились! («комарики» вцепляются в носик)

(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)

  1. Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения. Регулярные 10-15 – минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность будет расти, и, в конце концов, он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.

  2. Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.


Выступление мед. сестры по вопросу адаптации к детскому саду


«Моя семья - Мое солнышко»

Нарисуйте свою семью «кружочками», обозначьте каждого члена семьи.

После завершения работы дается краткая интерпретация теста.

Пририсуйте к одному из кругов лучики, напишите на лучиках качества этого человека.


  1. Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствует адаптации ребенка в детском учреждении.

  2. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними (ходите в гости и принимайте гостей).


Обратить внимание на приготовленные памятки для родителей.


  1. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужими» взрослыми, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.


«Рефлексия»

- Получили ли Вы то, за чем пришли на встречу?


«Родителей, психологически готовых к родительству, не бывает. Родительство – не работа, не функция, которую нам надлежит исполнить, а Путь Исканий – судьба, которую мы выбираем… Ребенок – наш проявитель, при встрече с ним мы обнаруживаем в себе уже готовые отпечатки того, что в нас есть, что «отснято». И более того! – этот жизненный реактив рождает в нас новые качества! – Невозможно свести жизнь с ребенком к схеме, что мы только действуем, мы дитя «делаем», а оно «получается». И Ребенок нас делает, и дитя нас творит…». Эти замечательные слова принадлежат психологу Владимиру Леви. И я с ним абсолютно согласна.


Желаем вам, родители, расти и учиться с малышами, вместе с ними совершенствоваться, открывать в своей душе новые, еще неведомые вам самим, но очень добрые и теплые чувства. И по какой бы методике вы не занимались, в какие бы игры не играли, забудьте про свои родительские амбиции. Не ждите и не требуйте от ребенка результатов. Ведь жить не рядом с ребенком, а ВМЕСТЕ с ним – самый значимый, самый ценный результат. Давайте все вместе стремиться к «понимающему миру» родителей и детей. А мы будем стараться вам в этом помочь.


Оранжевого вам настроения, до новой встречи!

Похожие:

Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconПрограммы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012
Г на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconУчебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы
Ка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconМетодическая разработка 2013
Методическая разработка предназначена для логопедов, может быть использована воспитателями детских садов и родителями дошкольников...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии»
Тема: «Сестринский процесс в планировании семьи при вич позитивном статусе пациентки»
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconМетодическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби»
Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби». Создана на основе...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconПрограмма «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей»
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский областной детский...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconАнализ методической работы школы за 2008- 2009 учебный год
В октябре 2008 года школа провела творческий отчет для заместителей директоров школы района по теме «Повышение качества образования...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconМетодическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»
Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела»
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» icon«Первые шаги ребёнка в школе»
Создание условий для включения родителей первоклассников в процесс внедрения фгос, вовлечь в жизнь классного коллектива не отдельных...
Методическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей» iconУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница