Рабочая программа дисциплины по выбору




Скачать 20.48 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины по выбору
Дата03.02.2016
Размер20.48 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа дисциплины по выбору




Министерство здравоохранения и социального развития

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени И.М.СЕЧЕНОВА


Кафедра фармакогнозии


ОДОБРЕНО

учебно-методической конференцией кафедры

« 14 »декабря 2010г., протокол № 15

Заведующий кафедрой фармакогнозии,

член-корр РАМН, профессор


_________________ /И.А.Самылина /

(подпись) (ФИО)

УтверждЕНО

на заседании Учебно-методического

совета по специальности 060108

«Фармация»

«27» декабря 2010 г., протокол № 4

Зам. председателя УМС, доцент

_________________ /В.Н.Кузина/

(подпись) (ФИО)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины по выбору

«Лекарственные растительные средства»


по специальности 060108

«Фармация»


Общая трудоемкость: 54 учебных часов

В т.ч. аудиторных: 36

Лекции: 36

Форма итогового контроля: зачет


Москва – 2010

Введение


Актуальность использования лекарственных растений и лекарственных средств, полученных на основе лекарственного сырья, неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что и сегодня мы являемся свидетелями терапевтических неудач и ятрогенных осложнений.

Фитотерапия и особенно фитопрофилактика сегодня все шире и прочнее внедряются в медицинскую практику.

В настоящее время в РФ зарегистрировано более 300 комплексных гомеопатических препаратов, которые назначаются по утвержденным показаниям (клиническому диагнозу) и сохраняют все преимущества гомеопатического метода лечения (малые дозы, а следовательно отсутствие токсичности, эффективность и безопасность, отсутствие привыкания и др.).

При рациональном и умелом сочетании фармакотерапии, фитотерапии и гомеопатии их терапевтические возможности существенно расширяются. Лечение острых и хронических процессов требует совершенно различных подходов к использованию лекарственных средств, в том числе и растительного происхождения, и гомеопатических препаратов .

Наиболее целесообразным является применение лекарственных растений и лекарственных средств, полученных на основе лекарственного сырья, а также гомеопатических препаратов при первичной профилактике ряда заболеваний, поддерживающей или курсовой терапии при их вторичной профилактике.

В этой связи обобщенный научно-практический опыт изучения и применения лекарственных растений и лекарственных средств, полученных на основе лекарственного сырья, имеет уже не только медицинское значение, но и социальные корни.

В основном курсе фармакогнозии рассматривается вопрос по использованию лекарственных растений и препаратов, полученных на их основе, однако лекционно-лабораторных часов, выделенных учебным планом для изучения фармакогнозии, недостаточно для овладения знаниями в области лечебно-профилактического применения лекарственных растительных средств и зарегистрированных гомеопатических препаратов.


Цель освоения дисциплины по выбору


Целью дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» является закрепление и совершенствование теоретических знаний о лекарственных растениях и лекарственных средствах, полученных на основе лекарственного сырья, а также совершенствование теоретических знаний и норм профессиональной этики, полученных студентами в лекционно-лабораторном курсе, формирование профессионализма, правовой грамотности будущего провизора и развитие навыков в пропаганде знаний для усиления значения таких ценностей, как здоровье человека.

В результате освоения дисциплины по выбору

обучающийся должен знать:

- современные лекарственные растительные средства и гомеопатические препараты, применяемые для лечения и профилактики некоторых заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и др.

- возможные пути развития методов естественного оздоровления человека в свете достижений современной медицины.


МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Лекционный курс дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» направлен на выполнение таких профессиональных задач, записанных в Государственном образовательном стандарте, как знание номенклатуры лекарственных средств.

В план дисциплины по выбору включены также вопросы, касающиеся возможных путей развития методов естественного оздоровления человека.

СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ


Тематический план лекций




п\п

Раздел дисциплины по выбору

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма текущего контроля

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего (общая трудоемкость)

Всего

Лекции

Занятия

1.

Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания.

6

6

6



3

9




2.

Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.

6

6

6



2

8




3.

Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения.

6

6

6



2

8




4.

Лекарственные средства, применяемые для лечения заболеваний мочеполовой системы.

6

6

6



2

8




5.

Лекарственные средства, регулирующие метаболические процессы.

6

6

6



2

8




6.

Гомеопатические мягкие лекарственные формы, применяемые в дерматологии, ревматологии, флебологии.

6

3

3



1

4




7.

Раздельное питание и голодание.

Зачет.


6

3

3



6

9

Собеседо-вание




ВСЕГО



36







54




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ


Цель дисциплины по выбору – сформировать у студентов знания по вопросам применения лекарственных растений и препаратов, полученных на основе лекарственного сырья, разрешенных к применению в России, а также повысить готовность выпускников к самостоятельной работе, расширить знания студентов по актуальным вопросам фармакогнозии.


Раздел 1. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания и используемые при ОРВИ и в ЛОР-практике.

Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, применяемых для лечения заболеваний органов дыхания и носоглотки.

Содержание: лекарственные средства, используемые в терапии ОРВИ, бронхита, пневмонии, синуситах, ринитах, острых и хронических тонзиллитах.

В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств и гомеопатических препаратов, используемых в терапии данных заболеваний.


Раздел 2. Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.

Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, применяемых для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Содержание: лекарственные растительные средства, используемые в терапии ИБС, гипертонической болезни, нейро-циркулярной дистонии (НЦД), заболевании вен.

В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств, используемых в терапии данных заболеваний.


Раздел 3. Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения.

Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, применяемых для лечения заболеваний органов пищеварения.

Содержание: лекарственные растительные средства, используемые в терапии некоторых заболеваний желудка, кишечника, поджелудочной железы и желчевыводящих путей.

В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств, используемых в терапии данных заболеваний.


Раздел 4. Лекарственные средства, применяемые для лечения заболеваний мочеполовой системы.

Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, усиливающих выделительную функцию почек, и гомеопатических лекарственных средствах, используемых при климаксе и предменструальном синдроме.

Содержание: диуретические средства; средства, тормозящие образование мочевых конкрементов и облегчающие их выведение с мочой и гомеопатические препараты, применяемые при климаксе и предменструальном синдроме.

В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру диуретических средств растительного происхождения, средств, тормозящих образование мочевых конкрементов и облегчающих их выведение с мочой, а также гомеопатических препаратов, используемых при климаксе и предменструальном синдроме.


Раздел 5. Лекарственные средства, регулирующие метаболические процессы.

Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, регулирующих метаболические процессы.

Содержание: противодиабетические средства; средства, стимулирующие кору надпочечников, эстрогенные средства; витамины и родственные препараты, ферментные препараты; препараты, применяемые для коррекции кислотно-основного состояния и ионного равновесия в организме, разные биогенные препараты.

В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств, используемых в качестве средств, регулирующих метаболические процессы.


Раздел 6. Гомеопатические мягкие лекарственные формы, применяемые в дерматологии, ревматологии, флебологии.

Цель: сформировать у студентов знания о гомеопатических мягких лекарственных формах, применяемых в дерматологии, ревматологии, флебологии.

Содержание: гомеопатические мягкие лекарственные формы, применяемые в дерматологии, ревматологии, флебологии.

В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру гомеопатических мягких лекарственных форм, применяемых в дерматологии, ревматологии, флебологии.


Раздел 7. Раздельное питание и голодание.

Цель: познакомить студентов с возможными путями развития методов естественного оздоровления человека.

Содержание: раздельное питание и голодание – естественные методы поддержки и улучшения здоровья человека.

Проведение итогового контроля.

Цель: контроль полученных студентом знаний на лекционном курсе дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства».

Содержание: по окончании лекционного курса дисциплины по выбору студент представляет свои конспекты лекций и проходит собеседование с лектором по основным темам дисциплины.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Обязательная литература:

1. Государственная фармакопея Российской Федерации. – 12 изд. – Т. 1. – М.: Изд-во «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2008. – 704 с.

2. Государственная фармакопея СССР: вып. 1, Общие методы анализа / МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. - 336 с.

3. Государственная фармакопея СССР: вып. 2, Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье / МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1989. - 400 с.

4. Государственный реестр лекарственных средств. Официальное издание (по состоянию на 1 апреля 2008 г.) – М., 2008. – Т. I. – 1398 с., Т. II. – 1208 с.

5. Муравьева Д.А., Яковлев Г.П., Самылина И.А. Фармакогнозия. Учебник., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Медицина», 2002. – 656 с.

6. Лекарственные средства: пособие для врачей / М. Д. Машковский.-15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Новая Волна», 2008. - 1206 с.

7. Пронченко Г.Е. Лекарственные растительные средства. Справочник.-М., Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

8. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М.: АстраФармСервис, 2009 г. – 1760 с.

9. Лекарственные растения Государственной фармакопеи. Ч. 1, 2. (под ред. И.А.Самылиной, В.А.Северцева) – М.: «АНМИ», 1999. - 488 с., 2003.-534с.

10. Соколов С.Я. Фитотерапия и фитофармакология. Руководство для врачей. Медицинское информационное агенство. М., 2000

11. Фитопрепараты ВИЛАР: научно-справочное издание/ под общей редакцией профессора, доктора фармацевтических наук Т.А.Сокольской. М.: Борус-Пресс.-2009. - 256 с.

12. Крендаль Ф.П., Козин С.В., Левина Л.В. Сравнительная характеристика препаратов из группы фитоадаптогенов - женьшеня, элеутерококка и родиолы розовой. / Под ред. акад. С.В.Грачева. - М., Профиль, 2007, - 392 с.

13. Гомеопатическая фармация: введение и руководство // Сборник учебных пособий для системы послевузовского образования провизоров/ Составители: Киселева Т.Л., Карпеев А.А.; под ред. член-корр. РАМН, проф. Самылиной И.А. – М.: Издательство ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава, 2005. – 438 с.

14. Киселева Т.Л., Карпеев А.А., Самылина И.А., Нефедова А.В. Лекарственные растения, используемые в гомеопатии, и отечественная сырьевая база для производства гомеопатических лекарственных средств. Учебное пособие // В кн. Гомеопатическая фармация: введение и руководство // Сборник учебных пособий для системы послевузовского образования провизоров/ Составители: Киселева Т.Л., Карпеев А.А.; под ред. член-корр. РАМН, проф. Самылиной И.А. – М.: Издательство ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава, 2005. – 438 с.

15. Николаев Ю.С., Нилов Е.И. Голодание ради здоровья. – М.: Советская Россия, 1973. - 192 с.

16. Герберт Шелтон. Голодание и здоровье./Пер. с англ. М.: Грэгори-Пэйдж, 1998. – 208 с.

17. Шелтон Г. Здоровье для всех / Пер. с англ. Л.А. Владимирского. — М.: Советский спорт, 2001. — 288 с.

18. Шелтон Герберт. Ортотрофия: основы правильного питания и лечебного голодания. / Пер. с англ. Л.А. Владимирского. - М.: Совет­ский спорт/ 2002. – 448 с.

19. Поль Брэгг. Лучшие методики оздоровления. — М.: АСТ, Сова, Харвест, 2007. — 224 с.

20. Поль Брэгг. Голодание ради здоровья. – М.: АСТ, Сова, 2007. – 128 с.

21. Weiss R.F. Lehrbuch der Phytotherapie. Krankheiten der verdauungsorgane. - Stuttgart; Hippokrates. - Verlag, 1985. – 443 s.


Дополнительная литература:

1. Киселева Т.Л., Смирнова Ю.А. Лекарственные растения в мировой медицинской практике: государственное регулирование номенклатуры и качества.- Издательство Профессиональной ассоциации натуротерапевтов. М., 2009.- 295 с.

2. Литвина И.И. Три пользы. – М., Физкультура и спорт., 1989, 208 с.

3. Д. Бирхер-Беннер М. Основы лечения питанием на началах энергетики. / Пер. с нем.

С-Петербург, типография главного Управления, 1914.

4. Поль Брэгг. Новая наука о здоровье (пер. с англ. Горошина О.И.). – Изд. «Невский проспект», 2001. – 128 с.

5. Поль Брэгг. Чудо голодания: очищение и омоложение организма с помощью лечебного голодания (пер. с англ. Новиковой Т.). – Изд. «Фаир-Пресс», 2000. – 320 с.

6. Герберт Шелтон. Раздельное питание. Сборник. – Изд. «Вектор, Невский проспект», 2007. – 176 с.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


При проведении лекционного курса дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» необходимы средства демонстрации слайдов (оверхет и т.д.).


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для проведения лекционного курса дисциплины по выбору используется лекционная аудитория фармацевтического факультета.


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль освоения знаний осуществляется посредством проведения собеседования, в процессе которого студент представляет свои конспекты лекций и отвечает на вопросы по основным темам дисциплины.



ММА-СМК-Ф-031




Стр. из

Версия 2.0






Похожие:

Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа дисциплины «Математика»
Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ок-1)
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа учебной дисциплины «Социология личности»
Данный спецкурс относится к числу курсов по выбору и предназначен для студентов по специальности социология
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору современная экономическая социология код и направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору принципы и практика государственного управления код и направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору геополитические проблемы современной россии код и направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору основы межкультурных отношений в международном бизнесе код и направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийская академия внешней торговли
Рабочая программа дисциплины по выбору iconПрограмма учебной дисциплины ближневосточная политика США middle-Eastern policy of the usa специальный курс по выбору из цикла специальных дисциплин по выбору магистранта cдм. В. 05 Направление «Регионоведение»
Цель данного курса состоит в том, чтобы дать студентам целостное представление о политике Соединенных Штатов Америки в Ближневосточном...
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы трибологии и триботехники»
Учебная дисциплина «Основы трибологии и триботехники» вариативная часть дисциплин по выбору студентов математического и естественнонаучного...
Рабочая программа дисциплины по выбору iconРабочая программа дисциплины (модуля) «теплотехника и нагревательные устройства»
Учебная дисциплина "Теплотехника и нагревательные устройства" — вариативная часть дисциплин по выбору студентов математического и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница