Скачать 20.48 Kb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТимени И.М.СЕЧЕНОВА Кафедра фармакогнозии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» по специальности 060108 «Фармация» Общая трудоемкость: 54 учебных часов В т.ч. аудиторных: 36 Лекции: 36 Форма итогового контроля: зачет Москва – 2010 Введение Актуальность использования лекарственных растений и лекарственных средств, полученных на основе лекарственного сырья, неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что и сегодня мы являемся свидетелями терапевтических неудач и ятрогенных осложнений. Фитотерапия и особенно фитопрофилактика сегодня все шире и прочнее внедряются в медицинскую практику. В настоящее время в РФ зарегистрировано более 300 комплексных гомеопатических препаратов, которые назначаются по утвержденным показаниям (клиническому диагнозу) и сохраняют все преимущества гомеопатического метода лечения (малые дозы, а следовательно отсутствие токсичности, эффективность и безопасность, отсутствие привыкания и др.). При рациональном и умелом сочетании фармакотерапии, фитотерапии и гомеопатии их терапевтические возможности существенно расширяются. Лечение острых и хронических процессов требует совершенно различных подходов к использованию лекарственных средств, в том числе и растительного происхождения, и гомеопатических препаратов . Наиболее целесообразным является применение лекарственных растений и лекарственных средств, полученных на основе лекарственного сырья, а также гомеопатических препаратов при первичной профилактике ряда заболеваний, поддерживающей или курсовой терапии при их вторичной профилактике. В этой связи обобщенный научно-практический опыт изучения и применения лекарственных растений и лекарственных средств, полученных на основе лекарственного сырья, имеет уже не только медицинское значение, но и социальные корни. В основном курсе фармакогнозии рассматривается вопрос по использованию лекарственных растений и препаратов, полученных на их основе, однако лекционно-лабораторных часов, выделенных учебным планом для изучения фармакогнозии, недостаточно для овладения знаниями в области лечебно-профилактического применения лекарственных растительных средств и зарегистрированных гомеопатических препаратов. Цель освоения дисциплины по выбору Целью дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» является закрепление и совершенствование теоретических знаний о лекарственных растениях и лекарственных средствах, полученных на основе лекарственного сырья, а также совершенствование теоретических знаний и норм профессиональной этики, полученных студентами в лекционно-лабораторном курсе, формирование профессионализма, правовой грамотности будущего провизора и развитие навыков в пропаганде знаний для усиления значения таких ценностей, как здоровье человека. В результате освоения дисциплины по выбору обучающийся должен знать: - современные лекарственные растительные средства и гомеопатические препараты, применяемые для лечения и профилактики некоторых заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и др. - возможные пути развития методов естественного оздоровления человека в свете достижений современной медицины. МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Лекционный курс дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» направлен на выполнение таких профессиональных задач, записанных в Государственном образовательном стандарте, как знание номенклатуры лекарственных средств. В план дисциплины по выбору включены также вопросы, касающиеся возможных путей развития методов естественного оздоровления человека. СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ Тематический план лекций
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ Цель дисциплины по выбору – сформировать у студентов знания по вопросам применения лекарственных растений и препаратов, полученных на основе лекарственного сырья, разрешенных к применению в России, а также повысить готовность выпускников к самостоятельной работе, расширить знания студентов по актуальным вопросам фармакогнозии. Раздел 1. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания и используемые при ОРВИ и в ЛОР-практике. Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, применяемых для лечения заболеваний органов дыхания и носоглотки. Содержание: лекарственные средства, используемые в терапии ОРВИ, бронхита, пневмонии, синуситах, ринитах, острых и хронических тонзиллитах. В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств и гомеопатических препаратов, используемых в терапии данных заболеваний. Раздел 2. Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, применяемых для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Содержание: лекарственные растительные средства, используемые в терапии ИБС, гипертонической болезни, нейро-циркулярной дистонии (НЦД), заболевании вен. В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств, используемых в терапии данных заболеваний. Раздел 3. Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения. Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, применяемых для лечения заболеваний органов пищеварения. Содержание: лекарственные растительные средства, используемые в терапии некоторых заболеваний желудка, кишечника, поджелудочной железы и желчевыводящих путей. В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств, используемых в терапии данных заболеваний. Раздел 4. Лекарственные средства, применяемые для лечения заболеваний мочеполовой системы. Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, усиливающих выделительную функцию почек, и гомеопатических лекарственных средствах, используемых при климаксе и предменструальном синдроме. Содержание: диуретические средства; средства, тормозящие образование мочевых конкрементов и облегчающие их выведение с мочой и гомеопатические препараты, применяемые при климаксе и предменструальном синдроме. В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру диуретических средств растительного происхождения, средств, тормозящих образование мочевых конкрементов и облегчающих их выведение с мочой, а также гомеопатических препаратов, используемых при климаксе и предменструальном синдроме. Раздел 5. Лекарственные средства, регулирующие метаболические процессы. Цель: сформировать у студентов знания о лекарственных средствах, регулирующих метаболические процессы. Содержание: противодиабетические средства; средства, стимулирующие кору надпочечников, эстрогенные средства; витамины и родственные препараты, ферментные препараты; препараты, применяемые для коррекции кислотно-основного состояния и ионного равновесия в организме, разные биогенные препараты. В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру лекарственных растительных средств, используемых в качестве средств, регулирующих метаболические процессы. Раздел 6. Гомеопатические мягкие лекарственные формы, применяемые в дерматологии, ревматологии, флебологии. Цель: сформировать у студентов знания о гомеопатических мягких лекарственных формах, применяемых в дерматологии, ревматологии, флебологии. Содержание: гомеопатические мягкие лекарственные формы, применяемые в дерматологии, ревматологии, флебологии. В результате освоения темы студент должен знать номенклатуру гомеопатических мягких лекарственных форм, применяемых в дерматологии, ревматологии, флебологии. Раздел 7. Раздельное питание и голодание. Цель: познакомить студентов с возможными путями развития методов естественного оздоровления человека. Содержание: раздельное питание и голодание – естественные методы поддержки и улучшения здоровья человека. Проведение итогового контроля. Цель: контроль полученных студентом знаний на лекционном курсе дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства». Содержание: по окончании лекционного курса дисциплины по выбору студент представляет свои конспекты лекций и проходит собеседование с лектором по основным темам дисциплины. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Обязательная литература: 1. Государственная фармакопея Российской Федерации. – 12 изд. – Т. 1. – М.: Изд-во «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2008. – 704 с. 2. Государственная фармакопея СССР: вып. 1, Общие методы анализа / МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. - 336 с. 3. Государственная фармакопея СССР: вып. 2, Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье / МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1989. - 400 с. 4. Государственный реестр лекарственных средств. Официальное издание (по состоянию на 1 апреля 2008 г.) – М., 2008. – Т. I. – 1398 с., Т. II. – 1208 с. 5. Муравьева Д.А., Яковлев Г.П., Самылина И.А. Фармакогнозия. Учебник., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Медицина», 2002. – 656 с. 6. Лекарственные средства: пособие для врачей / М. Д. Машковский.-15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Новая Волна», 2008. - 1206 с. 7. Пронченко Г.Е. Лекарственные растительные средства. Справочник.-М., Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2002. 8. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М.: АстраФармСервис, 2009 г. – 1760 с. 9. Лекарственные растения Государственной фармакопеи. Ч. 1, 2. (под ред. И.А.Самылиной, В.А.Северцева) – М.: «АНМИ», 1999. - 488 с., 2003.-534с. 10. Соколов С.Я. Фитотерапия и фитофармакология. Руководство для врачей. Медицинское информационное агенство. М., 2000 11. Фитопрепараты ВИЛАР: научно-справочное издание/ под общей редакцией профессора, доктора фармацевтических наук Т.А.Сокольской. М.: Борус-Пресс.-2009. - 256 с. 12. Крендаль Ф.П., Козин С.В., Левина Л.В. Сравнительная характеристика препаратов из группы фитоадаптогенов - женьшеня, элеутерококка и родиолы розовой. / Под ред. акад. С.В.Грачева. - М., Профиль, 2007, - 392 с. 13. Гомеопатическая фармация: введение и руководство // Сборник учебных пособий для системы послевузовского образования провизоров/ Составители: Киселева Т.Л., Карпеев А.А.; под ред. член-корр. РАМН, проф. Самылиной И.А. – М.: Издательство ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава, 2005. – 438 с. 14. Киселева Т.Л., Карпеев А.А., Самылина И.А., Нефедова А.В. Лекарственные растения, используемые в гомеопатии, и отечественная сырьевая база для производства гомеопатических лекарственных средств. Учебное пособие // В кн. Гомеопатическая фармация: введение и руководство // Сборник учебных пособий для системы послевузовского образования провизоров/ Составители: Киселева Т.Л., Карпеев А.А.; под ред. член-корр. РАМН, проф. Самылиной И.А. – М.: Издательство ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава, 2005. – 438 с. 15. Николаев Ю.С., Нилов Е.И. Голодание ради здоровья. – М.: Советская Россия, 1973. - 192 с. 16. Герберт Шелтон. Голодание и здоровье./Пер. с англ. М.: Грэгори-Пэйдж, 1998. – 208 с. 17. Шелтон Г. Здоровье для всех / Пер. с англ. Л.А. Владимирского. — М.: Советский спорт, 2001. — 288 с. 18. Шелтон Герберт. Ортотрофия: основы правильного питания и лечебного голодания. / Пер. с англ. Л.А. Владимирского. - М.: Советский спорт/ 2002. – 448 с. 19. Поль Брэгг. Лучшие методики оздоровления. — М.: АСТ, Сова, Харвест, 2007. — 224 с. 20. Поль Брэгг. Голодание ради здоровья. – М.: АСТ, Сова, 2007. – 128 с. 21. Weiss R.F. Lehrbuch der Phytotherapie. Krankheiten der verdauungsorgane. - Stuttgart; Hippokrates. - Verlag, 1985. – 443 s. Дополнительная литература: 1. Киселева Т.Л., Смирнова Ю.А. Лекарственные растения в мировой медицинской практике: государственное регулирование номенклатуры и качества.- Издательство Профессиональной ассоциации натуротерапевтов. М., 2009.- 295 с. 2. Литвина И.И. Три пользы. – М., Физкультура и спорт., 1989, 208 с. 3. Д. Бирхер-Беннер М. Основы лечения питанием на началах энергетики. / Пер. с нем. С-Петербург, типография главного Управления, 1914. 4. Поль Брэгг. Новая наука о здоровье (пер. с англ. Горошина О.И.). – Изд. «Невский проспект», 2001. – 128 с. 5. Поль Брэгг. Чудо голодания: очищение и омоложение организма с помощью лечебного голодания (пер. с англ. Новиковой Т.). – Изд. «Фаир-Пресс», 2000. – 320 с. 6. Герберт Шелтон. Раздельное питание. Сборник. – Изд. «Вектор, Невский проспект», 2007. – 176 с. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ При проведении лекционного курса дисциплины по выбору «Лекарственные растительные средства» необходимы средства демонстрации слайдов (оверхет и т.д.). УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для проведения лекционного курса дисциплины по выбору используется лекционная аудитория фармацевтического факультета. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Контроль освоения знаний осуществляется посредством проведения собеседования, в процессе которого студент представляет свои конспекты лекций и отвечает на вопросы по основным темам дисциплины.
|