Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




НазваниеВоспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
страница1/15
Дата03.02.2016
Размер17.3 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Московский педагогический государственный университет


На правах рукописи


Плешивцев Виктор Владимирович


ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


Научный руководитель –

кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник

В.И. Максакова


Москва – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..…………………3

Глава I. Теоретические основы воспитания самостоятельности……….…….12

1.1. Самостоятельность как предмет научного изучения….…………..……...12

1.2. Психолого-педагогические аспекты развития и

воспитания самостоятельности детей…......………………………………...…30

1.3. Факторы, влияющие на воспитание самостоятельности

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………..……...43

Глава II. Анализ опыта Детской деревни-SOS Томилино

по воспитанию самостоятельности детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей…..…………………………..………… 57

2.1. Психолого-педагогическая характеристика базы исследования……..… 57

2.2. Исследование процесса воспитания самостоятельности

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...…………....…..70

2.3. Условия, способствующие воспитанию самостоятельности

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...…………….… 84

Заключение...........................................................................................................131

Список литературы……………………………………………………..……... 136

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.

В обществе имеется потребность активного изучения мировой педагогической практики в отношении воспитания детей-сирот. Во многих существующих учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изучаются и используются новые формы и методы работы. Интерес практических работников к новым подходам решения проблем сиротства обусловливает расширение психологических и педагогических исследований на эту тему (А.А. Васильев, И.Ф. Дементьева, М.И. Лисина, С.А. Левин, Л.Л. Митяев, Е.В. Орлова, А.И. Панов, А.М. Прихожан, С.В. Савенкова, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых, Н.Н. Юдинцева и др.). В то же время, пути и средства развития самостоятельности как качества личности рассмотрены в работах Л.В. Катковой, Н.А. Курочкиной, Е.А. Латий, В.В. Нексовской, Н.О. Никоновой, М.Н. Силаевой и др. Проблема воспитания самостоятельности в процессе занятий физической культурой представлена в работах Г.И. Антоник, И.М. Воротилкиной, Л.В. Граф, Т. А. Лопатик и др., в освоении учебных предметов - Л.И. Губаревой, О.Н. Королевой, И.Д. Ракиной и др. Особенности формирования самостоятельности у студентов вузов рассмотрены В.А. Зиновьевым, А.Е. Капаевой, Н. В. Перьковой, Н.С. Часовских и др., у учащихся учреждений дополнительного образования - А.Г. Васильевой, Н.А. Горлинской и др. Формирование навыков самостоятельной деятельности умственно отсталых детей нашло свое отражение в работах И.А. Архип, А.И. Иваницкого, Н.В. Москоленко и др.

В научной литературе определены причины неуспешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной, взрослой жизни. В качестве основной из этих причин исследователи называют отсутствие возможности воспитываться в семейных условиях. Между тем особенности воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях, приближенных к семейным, практически не исследованы.

В педагогической науке нет единого понятия «самостоятельность», не раскрыта специфика самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не разработаны критерии, по которым можно определять уровень самостоятельности этих детей, не сформулированы условия, способствующие воспитанию самостоятельности этой категории детей.

Вышесказанное позволяет определить наличие противоречия исследования. Оно состоит в следующем. С одной стороны, существует потребность в том, чтобы самостоятельность была характерна для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С другой стороны, педагогическая наука недостаточно вооружает практиков обоснованными технологиями воспитания самостоятельности у данной категории детей.

Данное противоречие обусловили выбор темы исследования «Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проблема которого сформулирована следующим образом: при каких организационно-педагогических условиях можно воспитать самостоятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является воспитание детей-сирот.

Предметом исследования является процесс воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

  1. Уточнить психолого-педагогическое содержание понятия «самостоятельность»;

  2. Разработать критерии, показатели и уровни самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  3. Охарактеризовать особенности проявления самостоятельности воспитанниками учреждений разного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  4. Выявить факторы, препятствующие и способствующие воспитанию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гипотезой исследования служило предположение о том, что воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет происходить успешно, если:

- ребенок воспитывается в условиях, приближенных к семейным;

- самостоятельность ребенка признается воспитателями в качестве ценности, а ее совершенствование – в качестве цели педагогической деятельности;

- организуются специальные ситуации и деятельность, требующая проявления ребенком самостоятельности;

- воспитателями осуществляется педагогическое проектирование развития ребенка.

Методологической основой исследования являются: аксиологический, антроплогический, дифференцированный, системный и личностно-ориентированный подходы.

Теоретической основой исследования являются:

- философские представления о человеке как целостном и противоречивом существе, объекте и субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.);

- социально-философские и психолого-педагогические теории развития, воспитания и социализации ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.);

- система научных положений, представленных в педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, В.И. Максакова, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.).

В исследовании применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; изучение массового и передового педагогического опыта; организация опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа включала в себя педагогическое наблюдение, в том числе включенное; метод экспертных оценок; проведение диагностических срезов, фиксирующих состояние самостоятельности воспитанника на разных этапах его развития и осуществление специальных педагогических действий, влияющих на повышение уровня самостоятельности воспитанников.

База исследования – НОУ «Детская деревня-SOS Томилино», расположенное в пос. Томилино Люберецкого района Московской области. В опытно-экспериментальной работе участвовало: 91 воспитанник в возрасте от 5 до 19 лет, 45 выпускников в возрасте от 18 до 27 лет, 26 педагогических сотрудников.

Этапы исследования.

На первом этапе (2006-2007 гг.) были определены исходные параметры исследования, его категориальный аппарат, проблема, цель, задачи, сформулирована гипотеза, выявлено современное состояние изученности проблемы, осмыслена методология и методы исследования.

На втором этапе (2007-2008 гг.) была разработана программа опытно-экспериментальной работы; апробировались организационно-педагогические условия воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; уточнялась и обобщалась общая гипотеза, осуществлялась ее верификация.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) обрабатывались и систематизировались результаты исследования, проводилось их оформление в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Научная новизна исследования:

- применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дано определение понятия «самостоятельность», описаны его структура, виды, функции, уровни, области проявления, выявлена его связь с другими качествами личности;

- разработана методика исследования самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- охарактеризованы особенности и динамика проявления самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специфических условиях Детской деревни-SOS;

- обоснованы условия воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщается современное педагогическое знание о воспитании самостоятельности детей; теоретически обосновывается и эмпирически подтверждается необходимость и возможность воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявляются факторы, препятствующие и способствующие воспитанию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании определены условия и методы воспитания самостоятельности, а также критерии и показатели, на основании которых руководители и педагоги учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут фиксировать уровень проявления самостоятельности конкретного ребенка. Выводы исследования, его теоретические положения могут быть использованы в практической деятельности образовательных учреждений, в работе с родителями, а также в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими положениями, отвечающими современным достижениям философской и психолого-педагогической науки; применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования; сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных; апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

- Самостоятельность выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне, ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т.ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.

Структурными компонентами этого качества личности являются: мотивационно-целевой, функциональный, ценностно-смысловой.

- Критериями самостоятельности являются: умение сформулировать свою цель и обосновать необходимость её достижения, независимость деятельности, поведения от постоянного руководства и посторонней помощи извне, социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов её достижения. Регулярность проявления названных критериев: всегда, иногда, никогда) позволяет определять ее уровень (высокий, средний, низкий).

- Самостоятельность обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, успешность во всех областях жизни: образовании, организации быта, социальной жизни, профессиональной самореализации, семейной жизни. При этом каждая область жизнедеятельности требует от воспитанника конкретных самостоятельных действий. Например, в области образования важно самостоятельно выполнять домашние задания, в области организации быта – самостоятельно поддерживать чистоту и уют в комнате, в социальной жизни – оформлять личные документы, в области профессиональной самореализации – закрепится на работе, а в семейной жизни - поддерживать доверительные отношения с супругом(й).

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, не обладают тем уровнем самостоятельности, который необходим им для полноценного существования в обществе. Особенности внутриутробного развития, отрыв ребенка от родной семьи, специфика организации жизни большинства учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают объективные трудности воспитания их самостоятельности.

- Организационно-педагогическими условиями воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие: организация жизнедеятельности и воспитания ребенка по семейному типу, при которой воспитатель занимает материнскую позицию по отношению к ребенку; признание воспитателями самостоятельности ребенка в качестве ценности, а ее совершенствование – в качестве цели педагогической деятельности; использование технологий, адекватных особенностям воспитанников и специфике организации воспитания в учреждении и предоставляющих каждому ребенку возможность выбора своих решений и действий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикаций статей по теме исследования, общим объемом 1,82 п.л. (1 из них опубликованы в изданиях, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ); в ходе выступлений диссертанта на Международной конференции по вопросам деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Москва, 2006), на Межрегиональной конференции по вопросам подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и организации межведомственного взаимодействия по поддержке выпускников (Москва, 2006), на методологическом семинаре аспирантов факультета психологии и педагогики МПГУ (Москва, 2008), конференции директоров и педагогических сотрудников Детских деревень-SOS Прибалтики и России (Латвия, 2008), на научной сессии факультета психологии и педагогики МПГУ (Москва, 2009).

Результаты исследования внедрены в воспитательный процесс в Детских деревнях-SOS: пос. Томилино (Московская обл.), дер. Лаврово (Орловская обл.), г. Пушкин (Ленинградская обл.) и г. Кандалакша (Мурманская обл.).

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Основной текст занимает 135 страниц, список литературы содержит 169 наименований, в 8 приложениях представлены материалы эмпирического исследования.

Во введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические основы и теоретическая база исследования, раскрыты этапы исследования, охарактеризованы его теоретическая новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы воспитания «самостоятельности» рассматривается самостоятельность как предмет научного изучения, осмысляются психолого-педагогические аспекты воспитания самостоятельности, выявляются факторы, влияющие на воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе «Анализ опыта Детской деревни-SOS Томилино по воспитанию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представлена психолого-педагогическая характеристика базы исследования, описано исследование процесса воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализированы материалы и результаты эмпирического исследования, определены условия, способствующие воспитанию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В заключении приведены основные выводы, подтверждающие гипотезу, определены направления дальнейших исследований по проблеме.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПроекта
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная)...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей icon3. Конкурсы, олимпиады
Гоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПрограмма по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце»
Тное государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «астраханская специальная...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПредставление инновационного педагогического опыта Ватрушкиной Валентины Андреевны, победителя областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»
Г. Новокузнецк, ул. Левитана, №1, муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconДоклад Государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» за 2012 год
«Камышинский детский дом». В декабре 2011 года детский дом получил статус казенного учреждения и стал именоваться Государственное...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей icon«Улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Челябинской области» на 2012-2014 годы

Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconФормирование культурно гигиенических навыков у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей icon«Изготовление кораблика из бумаги (оригами)»
Гбоу «красногордская специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПрограмма «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей»
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский областной детский...
Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconОб утверждении типового положения об образовательном
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница