Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края




Скачать 16.51 Kb.
НазваниеМифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер16.51 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


ШЕВЧЕНКО Михаил Сергеевич


МИФОТВОРЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

философских наук


Чита – 2012

Работа выполнена на кафедре философии, теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»


Научный руководитель доктор философских наук, доцент

Жуков Артем Вадимович

Официальные оппоненты: Бейдина Татьяна Евгеньевна, доктор политических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Забайкальского государственного университета», заведующая кафедры государственного, муниципального управления и политики.

Манзанов Георгий Евгеньевич, доктор философских наук ведущий научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН

Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Защита состоится "24" апреля 2012 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.299.04 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, зал заседаний ученого совета


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Забайкальского государственного университета по адресу: г. Чита, ул. Кастринская, 1

Автореферат разослан 23 марта 2012 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета, Бернюкевич

доктор философских наук, доцент Татьяна Владимировна


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современное развитие конфессиональной сферы России характеризуется усиливающимся влиянием религии на культуру, политику, экономику и межнациональные отношения. Этот процесс сопровождается ростом напряженности между российским государством и религиозными объединениями, действующими на его территории. Актуализация научного интереса к религиозной сфере объясняется нерешенностью многих проблем, вызываемых распространением современного религиозного мифотворчества, которое многие из религиозных организаций используют в качестве инструмента распространения своих идей. Многие из идей, имеющих форму религиозного мифа, привлекают интенсивное внимание общества. Они обеспечивают религиозное объединение неофитами, иногда приводящее к судебным процессам.

Важный материал для размышлений о проблемах и перспективах развития государственно-конфессиональных отношений дает история организации «Свидетели Иеговы», которая известна тем, что неуклонно сохраняет высокую степень привлекательности для последователей. Это подтверждают судебные процессы, проходившие в начале XXI в. в Российской Федерации, результатами которых является регулярное изменение правового статуса региональных объединений иеговистов, что, однако, не приводит к ограничению их деятельности. Актуальность исследованию данной темы придает осознание того факта, что в религиоведении до сих пор не существует признанной типологической характеристики «Свидетелей Иеговы». Кроме этого, необходимость теоретической концептуализации иеговизма обусловлена практической неспособностью существующих теорий адекватно представить их сущность и проявления в обществе. Важную проблему представляет вопрос, почему, несмотря на господство концепций, осуждающих иеговизм, его деятельность в России продолжается? И, с другой стороны, почему, несмотря на выход в свет научных работ и судебных решений, оправдывающих социальные и религиозные практики иеговистов, в обществе продолжается рост недовольства их деятельностью, приводящий к новым судебным разбирательствам? Актуализирует проблему теоретическая и правовая неразрешенность вопроса о причинах распространения религиозных объединений в обществах, где они встречают сопротивление практически на всех структурных уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление особенностей явления религиозного мифотворчества осуществлено в кон-

тексте проблем философии религии такими авторами, как В.М. Вундт,

Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.1. В контексте философии мифа эта тема представлена в трудах Й.Г. Гердера, Я. Гримма, В.Ф. Миллера, Ф. Ницше, Ф.В. Шеллинга, В. Шмидта и др.2. Специфика сознания, составляющая фундамент для распространения религиозного мифотворчества, раскрыта в трудах Р. Барта, М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, А.Н. Елсукова, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.Я. Режабека М. Элиаде и др.3. Различные аспекты распространения религиозных объединений и их мифотворчества в обществе исследуются в трудах Р.А. Лопаткина, М.П. Мчедлова, Ю.Ю. Синелиной и др., где разрабатываются и уточняются характеристики и параметры современного конфессионального пространства4. Вопросы влияния религиозных объединений на сознание их участников в условиях современного конфессионального пространства рассмотрены в произведениях таких авторов, как Е.Г. Балагушкин, А. Баркер, П.С. Гуревич, Ю.В. Рыжов, В. Штепа1 и др. Проблемы современного состояния конфессионального пространства Забайкалья раскрываются в работах И.А. Арзуманова, А.О. Баринова, А.В. Дроботушенко, Н.С. Кондаковой, В.П. Секерина, А.В. Тиваненко2, которые создают картину целостного развития конфессиональной сферы региона, в то же время они не выделяют в качестве особого предмета исследования религиозную организацию «Свидетели Иеговы»

Труды, посвященные исследованию истории вероучения, основ социальной практики «Свидетелей Иеговы» можно подразделить на несколько направлений. Наиболее представительным из них является критика иеговизма, в рамках которой освещается история, вероучения и деятельность организации «Свидетели Иеговы» в рамках традиции атеистического религиоведения. Она характерна для таких отечественных исследователей, как А.В. Белов, В.В. Коник, А.Т. Москаленко3, относящих иеговистов к одной из наиболее опасных тоталитарных религиозных организаций. У большинства исследователей, таких как А.Ю. Егорцев, Д.А. Таевский, В.П. Римский4, в отношении конфессиональной и типологической принадлежности организации «Свидетели Иеговы» не возникает сомнений. Они определяют данную организацию как тоталитарную, деструктивную и нехристианскую. Как основанные на насилии и обмане оценивают социальную и культовую практику, и ценности иеговизма В.П. Арзамасов, Н.В. Кривельская, С.В. Мансанарес, Р. Франц1, использующие данные практических исследований.

Критически рассматривают содержание иеговистского вероучения В.Н. Никитин и В.Л. Обухов2. Осмыслению феномена «Свидетелей Иеговы» как финансовой корпорации, оказывающей деструктивное влияние на последователей, посвящены труды А.Н. Швечикова и Р.В. Шилишпанова3. Методы психологической обработки у «Свидетелей Иеговы» рассмотрены А.И. Осиповым, Э.М. Бартошевичем и Е.И. Борисоглебским4. Позиции социальной критики иеговизма развиты Д.В. Горюновым5, который обращает внимание на феномен «закрытости» организации «Свидетели Иеговы», распространяющей деформированное мировосприятие, приводящее к негативизму восприятия мира и, в конечном итоге, культурной «обедненности».

Созвучна данной точке зрения конфессиональная критика иеговизма, которая отражается в трудах, связанных с так называемым «антикультизмом». Среди православных, пишущих об организации «Свидетели Иеговы», такие авторы, как О. Казаков, И. Ефимов, Г. Дворцов, В. Троицкий, Д. Евменов, О. Стеняев, Д. Сысоев, В.М. Чернышев, А.И. Хвыля-Олинтер и С.А. Лукьянов6.

У А.Л. Дворкина1 иеговизм выступает как прообраз и архетип современного религиозного сектантства. Конфессиональная точка зрения на исследуемый объект представлена в справочных изданиях Русской Православной Церкви2. К этому же направлению можно отнести и западных авторов, имеющих конфессиональную направленность, таких как Д. Мак Дауэлл, Д. Стюарт, У. Мартин и Е. Прайс3, дающих негативную, но обстоятельную оценку «Свидетелям Иеговы». Представляемые этими авторами труды выражают точку зрения протестантизма но, тем не менее, обладают значительной ценностью. В них нашли отражение многие важные аспекты вероучения, идеологии и деятельности организации «Свидетели Иеговы». Предлагаемый в них анализ вероучения ориентирован на поиск причин успеха иеговистов и предлагает собственные пути противодействия данной организации.

В то же время существует группа отечественных религиоведов, психологов, специалистов в области юриспруденции, филологии, медицины, которые по-иному оценивают результаты деятельности организации «Свидетели Иеговы». Так, Н.С. Гордиенко и С.И. Иваненко4 доказывают, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения. М.И. Одинцов (Советов)5 отстаивает мнение, в соответствии с которым, «Свидетели Иеговы» в России прошли путь от преследуемой секты до признаваемой современными законами организа-

ции.

О нейтральном и даже позитивном влиянии иеговизма на институт семьи и его ценности пишут А.И. Антонов, В.И. Каган, А.И. Воробьев, А.П. Зильбе, В.К. Калнберз, В.Д. Слепушкин1. М.П. Мчедлов, А.Б. Баранов и А.Е. Наговицин2, которые на основании экспертиз делают вывод том, что нет оснований для утверждения, что предусмотренные вероучением «Свидетелей Иеговы» ограничения и запреты представляют угрозу психике и нравственности участников и последователей организации.

Тема, в которой «Свидетели Иеговы» рассматриваются как одна из протестантских конфессий, появившаяся на территории Забайкалья в течение ХХ в., исследуется в работах И.А. Арзуманова, А.О. Баринова, М.Н. Фоминой, Н.Н. Константиновой, А.В. Жукова, А.Г. Янкова, А.В. Дроботушенко, В.П. Секерина, О.В. Волковой, Н.С. Кондаковой3. Кроме того, данные о забайкальских иеговистах находятся в биографических описании

ях Г.Е. Доду и С.Н. Виноградова1.

Подводя итог обзору перечисленных точек зрения на иеговизм, необходимо отметить, что в целом они представлены двумя противоположными концепциями, исходящими из взаимоисключающих оценок – резко отрицательной и резко положительной. Обе стороны так и не дают ответа на вопрос о причинах возникновения негативного отношения к религиозному объединению под названием «Свидетели Иеговы» и не рассматривают факторы, способствующие продолжению успешного функционирования иеговистов в современном мире.

Объект исследования – религиозное объединение «Свидетели Иеговы».

Предметом исследования являются процессы распространения религиозного мифотворчества организации «Свидетели Иеговы» на территории Забайкалья.

Целью исследования является анализ взаимодействия религиозной организации «Свидетели Иеговы» с обществом, осуществляемого в контексте процессов конструирования, распространения и взаимодействия иеговистских образов и образов иеговизма.

Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

1) осуществить сравнительный анализ основных философско-методологических точек зрения на иеговизм как феномен духовной и социальной культуры;

2) определить особенности неиеговистских взглядов на историю религиозной организации «Свидетели Иеговы» и иеговистской концепции истории иеговизма в Забайкалье в аспекте сравнения их мифотворчества;

3) раскрыть содержание образов вероучения и вероучительных образов религиозной организации «Свидетели Иеговы» через сравнение содержания литературы, издаваемой Обществом «Сторожевая Башня», с одной

стороны, и конфессиональной и светской критики иеговизма, с другой;

4) выявить особенности образов иеговизма и иеговистской образности, конструируемых в процессе социального функционирования организации «Свидетели Иеговы» в Забайкалье на современном этапе;

5) охарактеризовать сущностные механизмы и закономерности выживания иеговизма в условиях современного общества в контексте судебных процессов, направленных на ограничение деятельности этой организации.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что важным инструментом выживания иеговизма является конструирование и распространение им религиозного мифотворчества, содержанием которого является намеренное противопоставление обществу, в котором оно стремится распространить свое влияние. Модель взаимодействия иеговизма и окружающего общества включает намеренный вызов, провоцирующий противостояние различных социальных групп, которое, в конечном итоге, побуждает к широкой дискуссии, способствующей организации притока последователей и поддержанию стабильной численности последователей «Свидетелей Иеговы» за счет критики ими общественных устоев.

Источниковая база исследования. В качестве источника использованы вероучительные, «рекламные» издания организации «Свидетелей Иеговы», публикуемые издательством «Сторожевая башня»; материалы, посвященные описанию истории, структуры, деятельности и вероучению организации «Свидетели Иеговы», издаваемые иными конфессиями, в частности Центром сщмч. Иринея, епископа Лионского. В исследовании использованы материалы судебного делопроизводства, государственных экспертиз, парламентские документы, публицистические материалы и публикации в СМИ, посвященные освещению отдельных аспектов деятельности и вероучения организации «Свидетели Иеговы».

В исследование использованы материалы включенного наблюдения, полученные диссертантом в процессе работы в читинском отделении организации «Свидетели Иеговы» в течении 2009-2012 гг. . Использованы материалы и дневниковые записи, полученные в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами организации, с бывшими «свидетелями», а также родителями и близкими иеговистов. Широко использовались материалы сети Интернет.

Теоретико-методологические основы исследования составили основные положения религиоведения, разрабатываемые начиная с Ф.Д. Шлеермахера1, продолженные в трудах М. Хайдеггера2, полагавшего, что религии есть сущности, сообщающие о себе миру, а также у таких представителей философии, как Л. Фейербах, Э. Тэйлор, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, в феноменах религии видевших социальные причины3. В диссертации автор исходил из концепции, сформулированной на основании трудов Р. Барта, С.Н. Булгакова, В. Иванова, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренского4, исходящей из понимания религиозного явления и религиозного сообщения в культуре социума как продуктов мифотворчества, укореняющихся в сознании населения.

Методологию исследования составляют положения, концепции и понятия, разработанные в религиоведении в отношении истоков, генезиса и трансформаций религиозных объединений в культуре общества.

Междисциплинарный характер исследования предполагает синтез социокультурного подхода, исторического и компаративистского методов. Социокультурный подход обеспечивает видение явления религиозного объединения как элемента социокультурного пространства. Исторический подход способствует выявлению фундаментальных оснований происхождения протестантизма, постпротестантизма и генетически связанных с ними религиозных объединений. Компаративистский подход позволяет провести исследование процессов и закономерностей историко-культурного становления, вероучительной и социальной доктрины, а также социальных практик иеговизма в контексте их сравнения с социальным мифотворчеством о иеговизме. Получение эмпирических данных стало возможно благодаря исследовательскому методу антропологии религии, связанному с погружением исследователя в среду верующих, где диссертантом на протяжении 2009-2012 гг. проводились наблюдения, описания, опросы, интервью.

  1   2   3   4

Похожие:

Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconЗабайкальского края распоряжение
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, с целью совершенствования организации производства судебно-медицинских...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края icon1. Общие положения
Устава Забайкальского края, статьей 2 Закона Забайкальского края "Об инновационной деятельности в Забайкальском крае", в целях реализации...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconПрограмма государственных гарантий оказания гражданам
Устава Забайкальского края, статьей 2 Закона Забайкальского края "О некоторых вопросах в области здравоохранения", в целях оказания...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconЗабайкальского края распоряжение
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, с целью организации оказания медицинской помощи
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconПостановление Правительства Забайкальского края от 13 марта 2012 г. N 113 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на возмещение части затрат, связанных с реализацией приоритетных инновационных проектов"
Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, статьей 5 Закона Забайкальского края "Об инновационной...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconПротестантизм на конфессиональном поле забайкальского края
Работа выполнена на кафедре социальной антропологии, религиоведения и философии гоу впо «Читинский государственный университет»
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconЗабайкальского края распоряжение
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, с целью организации оказания медицинской помощи детям,...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconЗабайкальского края распоряжение
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, с целью организации оказания медицинской помощи населению...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconЗабайкальского края распоряжение
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, с целью организации оказания медицинской помощи больным...
Мифотворчество религиозной организации «свидетели иеговы» в конфессиональном пространстве забайкальского края iconЗабайкальского края распоряжение
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, с целью организации оказания медицинской помощи больным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница