Пояснительная записка к курсу «Россия и мир в XX веке» Рабочая учебная программа по курсу истории в 11 классе составлена на основе Программы Минобрнауки России для общеобразовательных школ по соответствующему федеральному базисному плану, утвержденному Министерством образования РФ 2004г. и соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. На изучение данного курса отведено 68 часов, 2 часа в неделю. Особенности изучения истории в 11 классе: более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, привлечение исторической литературы и источников. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам. использование знаний и умений, полученных на уроках обществознания. изучение истории на более высоком уровне, чем в основной школе. построение курса по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. История России излагается в специальных темах - 49 часов. В то же время проводится сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории – 19 часов. наличие тем, отведенных для изучения исторических событий родного края, что дает возможность учителю использовать этот вариант и планировать собственное содержание истории Чувашии – 4 часа Широкое использование ИКТ Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, проверочные работы, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы, электронные презентации и сообщения учащихся. Формы итоговой аттестации: контрольная работа -7 часов. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы и, соответственно, тематического планирования, находятся в соответствии с Примерной программой на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочие программы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями, толерантности применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран. совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов изучения. При составлений рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс: 1) Россия и мир. Учебник для 11кл. О.В.Волобуев. Москва, 2001 2) История Чувашии. В.Д.Данилов, Б.И.Павлов- Чув.кн. изд., 2003 Разработал программу учитель истории Илларионова Любовь Юрьевна
№ | Наименование раздела | Тема урока | Кол час | Тип урока
| Элементы содержания. Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | ЦОР. Используемое оборудование | Вид контроля. Из-мерители | Элементы доп. Содержан. | Домашнее задание | Дата проведения | План | Факт. | 1, 4-5 | Россия и мир в начале XX века 8ч. | Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада в начале XX века | 3 | Лекция, семинар | Особенности промышленного, аграрного, политического развития, внешней политики ведущих стран мира и России на рубеже веков. Политика модернизации Основные понятия: индуст-риальное общество, модернизация. образ жизни, социальная структура | Знать особенности промышленного, аграрного, политического развития, внешней политики ведущих стран мира и России на рубеже веков. Уметь сравнить развитие России и стран Запада в н.XXв. | Карта №24 (1) | Тесты, устный опрос, работа по карте | Япония в нач. 20в. | П.1, подг. к пров. | |
| 2-3 | Первая российская революция | 2 | Эвристическая беседа,самост.работа | Причины революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905г. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Формирование монархических и либерально-политических партий. Декабрьское вооруженное восстание. Полит. реформа 1906 г.Деятельность 1 и 2 Гос. думы. Итоги революции. | Знать причины, этапы и итоги революции 1905-1907 гг, основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Гос. Думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии | ЭУ-№1, Карта №12 (1) | Проверочная работа | Манифест 17 октяб- ря. Мо- нархиче- ское и черносотенное движения | П..2-3, итоги революции | |
| 6 | Российское общество и реформы | 1 | Комбинир. | П. А. Столыпин: личность, деятельность. Оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и ее итоги. Разрушение общины и переселенческая политика. | Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху». | Карта №12 (1) | Тесты, устный опрос |
| П.4, итоги столып. реформы | |
| 7 | Россия в системе мирового рынка и международных союзов | 1 | Комб. | Основные направления внешней политики. Россия на рубеже XIX-XX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны. Сближение России и Англии. Экономический подъем 1910-1913гг. Основные понятия: агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция. | Иметь представление об основных внешне-политических приоритетах в начале XX в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе. Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполит. ситуацию в стране | Карта №13 (1) ЭУ №1 | Тесты, устный опрос |
| П.5, подг. к контр. работе по гл.1 | |
| 8 | Кон. раб. «Россия и мир в н.20в.» | 1 | Повтор. гл.1 | Материал раздела «Россия и мир в н.20в.» | Знать основные понятия раздела «Россия и мир в н.20в.» | ЭУ №4 | Контрольная работа |
|
| |
| 9 | Мировая война и рев. потрясения 8ч. | Первая мировая война | 1 | Лекция с элементами беседы | Межд. отношения в кон. Х1Х –нач. XX в. Завершение колониального раздела мира. Складывание межгос-ных блоков – Тройственного союза и Антанты. Причины, начало 1 мировой войны. Война и общество. Основные военные действия на Вост. и Зап. фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Окончание войны. Брусиловский прорыв, позиционная война, кризис власти | Знать причины втягивания России в мировую войну.Уметь анализировать отношения партий к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Вост. и Зап. фронте в 1914-1916г., анализировать влияние 1мир. войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад | ЭУ-№1, Карта №15(1) | Работа по карте |
| П.6-7, заполнить таблицу»Военные действия на Вост. фронте» | |
| 10-11 | Российская революция 1917 г. | 2 | Комбинированный | Причины Фев. революции. Револ. события 1917 г. в Петрограде. Образование новых органов власти.Отречение Николая II. Падение монархии.Двоевластие. Политика Временного Прави-тельства. Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Лени- на. Апрельский, июньский, июльский кризис. Корниловский «мятеж», коалиционное правительство. Соц.-эконом. ситуация в стране. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. 2 съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Аннексия ,декрет, контрибуция | Знать причины Февр. революции, причины установления и суть двоевластия. Уметь характеризовать внутр.и внеш. Политику Времен. правительства, ход, характер и итоги революции. Знать альтернативы развития страны. Уметь показать своеобразие и противоречия развития полит. процесссов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактич. линии большевиков. Знать причины их победы, Знать содержание 1-х декретов | ЭУ-№1,2 Карта №14 (1) |
| А. Ф. Ке- ренский. Положе- ние на на- циональ- ных ок- раинах. Начало распада россий- ской госу- дарствен- ности | П.8-9, подг. к пров. | |
| 12-13 | Гражданская война в России | 2 | Комбинированный | Причины и основные этапы Граждан. войны. Первые выступления против сов.власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Выступление чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Вост.фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны. Политика военного коммунизма. Эконом. политика белых. Реформ. деятельность Врангеля. | Знать причины и сущность Гражданской войны, ее ос-новные этапы, события.Уметь характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы построения пролетарских вооружен. сил, раскрывать цели и полит.программу Белого движения. Уметь определять социальный состав Белого движения. Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров. Знать специфику войны России с Польшей. Знать итоги войны | ЭУ-№1,2 Карта №14(1) | Проверочная работа | Л, В. Фрунзе. С. М. Бу- дённый. А. В. Кол- чак. А. И. Де- никин. П.Н.Вран- гель. Н. И. Махно | П.10-11, заполнить таблицу «Белые и красные» | |
| 14 | От Российской республики Советов к СССР | 1 | Комб. | Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения соц.республик. Две формы объедине-ния: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924г. Национальная политика и межнациональные отношения. Автономия, суверенитет, федерация | Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны. Знать положения 1 Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг. | Карта №16 (1) | Тесты,устный опрос |
| П.12, отв.ра вопр. | |
| 15 | Послевоен. уре-гулирование и рев.события в Европе | 1 | Комб. | Парижская конференция, Версальский мир, большая четверка, заключение мирных договоров, революции в Европе | Знать последствия и итоги 1 мировой войны, условия Версальского мира и его последствия | Карта №25 (1) | Тесты,устный опрос |
| П.13, подг. к контр. работе | |
| 16 | Кон.раб.Миров.война и рев.пот-рясения | 1 | Повторение гл. 2 | Материал раздела «Россия и мир в н.20в.» | Знать основные понятия раздела «Россия и мир в н.20в.» | ЭУ №4 | Контрольная работа |
|
| |
| 17 | Чувашия в нач.XX века.Чу-вашия в 1917г. | 1 | Урок-исследов. | Особенности развития чувашского народа. Города Чувашии. Социально-экономическое, культурное, политическое развитие | Знать особ. развития чув. народа, основные достижения культуры и главные задачи в развитии | Карта №12 (1),10 (4) | Самостоятельная работа |
| История Чувашии | |
| 18 | Мир в межвоенный период | Мировой экономический кризис | 1 | Изучение нов.матер. | Стабилизация 20-хгг. Мировой экономический кризис, великая депрессия, циклическое развитие, пути выхода из кризиса. Теория Д.Кейнса. Борьба с кризисом в странах Запада. «Новый курс» Ф.Рузвельта | Знать особенности стабилизации, причины, сущность, особенности, последствия мирового экономического кризиса, пути выхода из кризиса | Карта №25 (1) | Работа по карте | «Новый курс» Ф.Рузвельта | П.14, заполн. Таблицу, подг. к семинару | |
| 19 | Тоталитарные режимы в Европе | 1 | семинар | Тоталитаризм, фашизм. А.Гитлер, Б.Муссолини, Ф.Франко. Милитаризм, расизм | Знать причины, сущность, характерные черты тоталитаризма | Карта №25(1) През.учащихся ЭУ №5 | Тесты, устный опрос | Диктатура Франко | П. 15, подг. к пров. | |
| |