Серафимовский детский дом-интернат




Скачать 39.65 Kb.
НазваниеСерафимовский детский дом-интернат
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер39.65 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ

 

 

 

Реферат

«Специфика логопедической работы в условиях детского дома для умственно отсталых детей»


Выполнила: Логопед Шагиахметова Т.М.


с. Серафимовский 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………..……..……………………..3

Глава I. Теоретические аспекты изучения умственно отсталых детей в Серафимовском детском доме интернате

    1. Особенности медико-педагогической работы с детьми-инвалидами в детском доме интернате для умственно отсталых детей……………………………………..………………………….6

    2. Клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…..…………..………11

Глава II Экспериментально-педагогическое исследование выявление особенности речи у детей с умственной отсталостью проживающих в условиях специализированного интерната

2.1. Организация и методы экспериментального исследования…………………………………..……………………24

2.2. Выявление особенностей речи у детей с умственной отсталостью …………………………………..……………………29

Выводы ..……………………………...………………………………………40

Заключение………………………………………………………...…………42

Список литературы………………………………………………………….44


Введение

Актуальность исследования

Одним из многих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям- инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Уральский регион, на территории которого находиться Республика Башкортостан, по уровню инвалидности детей находиться на втором месте (после Калининградской области) (Государственный доклад 1996). Стационарных учреждений для инвалидов, в том числе и для детей- инвалидов в Республике Башкортостан более пяти тысяч. Однако специализированное для глубоко умственно отсталых детей-инвалидов одно, это Серафимовский детский дом -интернат.

Актуальной проблемой в деятельности современного детского дома интерната для глубоко умственно отсталых детей является построение адекватного процесса комплексной реабилитации, включающего коррекционные, медицинские, психологические, педагогические мероприятия, подготовку специалистов, владеющих современными методиками реабилитационного процесса, оснащение реабилитационным оборудованием для формирования физиологических, двигательных навыков коррекции и нарушений, и пособиями для логопедической и психологической работы.

По мнению Лалаевой Р.И. (2001) у детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, диафония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Осо­бенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

Нарушения речи у умственно отсталых детей исследовались многими, однако до настоящего времени не проводилось комплексного изучения экспрессивной речи у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома- интерната для умственно отсталых детей.

Проанализировав данные научно методической литературы, посвященные особенностям нарушения и коррекции речи у умственно отсталых детей, можно сделать вывод о том, что проблема является мало изученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции речи у таких детей являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность.

Цель исследования: разработать содержание деятельности логопеда по выявлению, профилактике и коррекции нарушений экспрессивной речи у детей с умеренной степенью умственной отсталости в условиях детского дома интерната для глубоко умственно отсталых детей.

Объект исследования: процесс изучения особенностей нарушения экспрессивной речи у детей в возрасте от 7 до 14 лет с умственной отсталостью.

Предмет исследования: специфика логопедической работы по коррекции недостатков в экспрессивной речи у детей с умственной отсталостью проживающих в условиях интерната.

Гипотеза: Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми проживающих в специализированном детском доме интернате по преодолению недостатков экспрессивной речи, будет эффективнее если:

- процесс коррекции осуществляется на основе правильно подобранных средств и методических приемов;

- сочетать теоретические аспекты с практической деятельностью;

- работать над улучшением микросоциальной ситуации в коллективе;

- осуществлять комплексное воздействие.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методологическую литературу по данной проблеме.

2.Изучить наиболее характерные нарушения в устной речи у умственно отсталых детей.

3.Подобрать диагностический комплекс для проведения обследования нарушений в устной речи.

4.Определить основные направления и содержание коррекционной помощи детям в условиях специализированного детского дома для глубоко умственно отсталых детей.

5. Оценка эффективности экспериментального исследования.

6. Индивидуальная программа.

Методологической основой является теоретически знания и позиции отечественных логопедов и специальных психологов в области исследования экспрессивной речи. В своей работе мы опирались на исследования. Лалаевой Р.И., Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Забрамная С.Д., Дементьева Н.Ф.

Методы исследования:

1.Изучение научной и методической литературы по данной проблеме, медицинской документации;

2. Анализ медицинской и педагогической документации;

3. Наблюдение за умственно отсталыми детьми проживающих в детском доме интернате;

4. Беседа с воспитателями, медицинским персоналом;

5. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

6. Качественно-количественный анализ.

Практическая значимость:

Особую значимость проблема формирования устной речи приобретает в условиях специализированного детского дома интерната для глубоко умственно отсталых детей, как подготовительный этап в обучении грамоте.

Материалы квалификационной работы могут быть использованы логопедами и воспитателями для коррекционного обучения в качестве рекомендаций.

Новизна исследования: новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучения экспрессивной речи у детей с умственной отсталостью поживающих в условиях детского дома – интерната для умственно отсталых детей.

Организация исследования: экспериментальным изучением было охвачено 20 детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 7-14лет проживающих в 4-м отделении реабилитации Серафимовского детского дома интерната для глубоко умственно отсталых детей.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения умственно отсталых детей в Серафимовском детском доме интернате.

    1. Особенности медико-педагогической работы с детьми-инвалидами в детском доме интернате для умственно отсталых детей

В настоящее время в России создана сеть специализированных детских учреждений, которая позволяет детям и подросткам с умственной отсталостью выработать трудовые навыки, адаптироваться к условиям жизни в обществе. Задачами специализированного учреждения являются обеспечение медицинского обслуживания, начального образовательного развития и формирования трудовых навыков (Государственный доклад 1996) Формирование жизненно-необходимых навыков, подготовка к посильной трудовой деятельности занимает ведущее место в учебно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми в детских домах-интернатах.

Авторы Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Забрамная С.Д.(2002) определяют реабилитацию как целенаправленную деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальном и экономическом аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в общественной жизни. Всемирная организация здравоохранения характеризует реабилитацию как комплекс скоординировано проводимых мероприятий лечебного, физического, психологического и педагогического характера, направленных на возможно достижимое для данного индивидуума восстановление здоровья, физического, психологического и социального (включая трудоспособность) статусов, утраченных в результате заболеваний или травм.

Как отмечают авторы Дементьева Н.Ф., Поперечная Л.Н., Устинова Э.В.(1998) детский дом-интернат для умственно отсталых детей имеет существенные отличия от стационарных учреждений иного профиля (психоневрологических интернатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов). Помимо общих функций, направленных на осуществление медико-социального обслуживания проживающих в нем детей, на нем возложена организация воспитания и обучения. Поэтому четко вырисовываются два организационных направления в системе обслуживания: медицинская помощь и социально-бытовая адаптация.

Организация медицинского обслуживания умственно отсталых детей в домах-интернатах представляет собой систему мероприятий, направленных на устранение соматических заболеваний и психопатологических расстройств, сопровождающих умственную отсталость в каждом конкретном случае, с одной стороны, и на проведение широкого круга лечебно-оздоровительных мероприятий во всем контингенте умственно отсталых детей, с другой. Весь комплекс медицинских мероприятий создает условия для проведения социально-трудовой адаптации.

Мы разделяем точку зрения многих ученых и практиков Бгажнокова И.М.(1987), Дементьева Н.В.(1998), Маллер А.Р.(1990), и другие, считающих, что обучение в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения должны быть дифференцировано в зависимости от степени интеллектуального недоразвития. Обычно выделяют группы «обучаемых», «частично обучаемых» и «необучаемых» детей. Обучаемые дети способны усвоить специальную школьную программу, овладеть трудовыми и даже элементарными профессиональными навыками. «Частично обучаемые» дети способны к овладению санитарно-гигиеническими навыками, простыми трудовыми операциями, усвоению элементарных представлений об окружающем. «Необучаемые» дети обычно составляют палатную группу, находящуюся на постельном режиме. Такая дифференцировка контингента положена в основу введения в штат детских домов-интернатов ставок педагогов.

В процессе обучения в специализированном детском доме-интернате дети овладевают навыками личной гигиены и самообслуживания, получают определенный образовательный курс знаний по обучению чтению, письму и счету. Обучение осуществляется по группам, в основу дифференциации которых положены такие критерии, как возраст и степень интеллектуальной недостаточности. Доминирующим критерием при формировании групп обучения является степень интеллектуального дефекта, в связи с чем в группе могут быть дети разного возраста, хотя и не рекомендуется возрастные различия более чем в 2-3 года, наполняемость групп 15-20 человек.

В программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста (ЦИЭТИН, 1993) отмечено, что в дошкольном возрасте проводится воспитательная работа, направленная на формирование санитарно-гигиенических навыков, на развитие моторики и координации движений. Детей обучают правильному поведению в группе, в общественных местах интерната. Уделяется внимание формированию навыков общения и развитию коммуникативных возможностей. Предусматривается также развитие представлений об окружающих лицах, ведется подготовка детей к школьному обучению.

Бгажнокова И.М. (2007) указывала: в возрасте от 8 до 12 лет закрепляются и совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания, начинается вовлечение воспитанников в обслуживание хозяйства дома-интерната. В этот период проводится работа по обучению детей элементарной грамоте с занятиями по письму, чтению, развитию речи, элементарному счету.

Обучение проводится по специальной программе, рассчитанной на 8 лет. Она представлена десятью предметами. Среди них, помимо обучения чтению, письму, счету есть предметы, направленные на подготовку детей к трудовому обучению, на гармоничное развитие всех сфер их психической деятельности: пение, ритмика, уроки физической культуры, рисование и лепка, предметно-практическая деятельность, ручной и хозяйственно-бытовой труд.

Третий период обучения имеет довольно большой возрастной диапазон - от 12 до 18 лет. В связи с различными возможностями, обусловленными возрастом, его разделяют на 2 этапа. 12-15-летнем возрасте, когда дети еще продолжают обучаться грамоте, начинается и трудовое обучение. Вначале их обучают элементарным трудовым операциям в группе, развивают моторику рук, координацию движений. В этом возрасте осуществляется и трудовое обучение в учебно-производственных мастерских.

Для контингента умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах, расположенных в сельской местности, большое значение имеют программы обучения умственно отсталых подростков сельскохозяйственным видам труда. Эти учреждения имеют подсобные хозяйства, которые используются в качестве базы трудового обучения. Для первоначального обучения подростков ручным сельскохозяйственным операциям выделяется специальный учебный участок для выращивания цветочно-декоративных, овощных культур. Закрепление полученных навыков осуществляется на огороде, в саду, в поле. Программы обучения сельскохозяйственным видам труда включают обучение огородничеству, полеводству, цветоводству, животноводству.

Широкое внедрение обучения умственно отсталых подростков профессиональным навыкам влечет за собой решение вопроса об их трудоустройстве, что зависит в значительной степени от социальных условий. По достижению 18-летнего возраста у умственно отсталого подростка два пути: либо быть выписанным в семью, либо быть переведенным во взрослый психоневрологический интернат.

По данным детских домов-интернатов указанных в Государственном докладе 1996 в семью выписываются 16,8%, а большая часть (83,2%) из бывших подростков переводится в психоневрологический интернат системы социальной защиты населения. Возможности трудоустройства умственно отсталых подростков, переведенных в психоневрологический интернат, ограничены преимущественно учреждениями социальной защиты. Из всех умственно отсталых лиц, переведенных в психоневрологический интернат, трудоустроено 20,4%. Из числа выписанных в семью трудоустроено 34% умственно отсталых детей. Значительно больший процент трудоустроенных объясняется тем, что среди выписанных в семью преобладают умственно отсталые, способные к адаптации в здоровой среде, овладевшие профессиональными навыками и некоторым социальны опытом. Кроме того, в процессе трудоустройства им помогают родственники, что в значительной степени облегчает им интеграцию в обществе. Так, под опекой здоровых членов семьи умственно отсталые работают в качестве скотников, дворников, грузчиков, уборщиц и т.д.

Выше изложенное ставит проблему относительно максимально возможной и своевременной адаптации, интеграции ребенка с умственной отсталостью в социальную среду и создания оптимальных условий для нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей. Решение такой многогранной проблемы, какой является детская инвалидность, в том числе в связи с умственной отсталостью, возможно лишь при наличии полноценной информационной базы о данном контингенте.


1.2.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможно­стями здоровья, имеющих выраженную степень умственной отсталости

Среди всех категорий детей с отклонениями в развитии наибольшее число составля­ют дети, страдающие умственной отсталостью. Очень важно не рас­ширять это понятие и отграничивать истинно отсталых детей от тех, которые по разным причинам имеют лишь незначительное снижение умственных способностей и могут быть успешно скорректированы в массовых школах при правильно организованном обучении и воспи­тании.

По мнению Лебединской К.С. (1983): под умственной отсталостью следует понимать такое состоя­ние, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и не­обратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы.

Только при наличии этих признаков (выраженность, стойкость, органическое поражение) можно говорить о наличии у ребенка умст­венной отсталости. Отсутствие или незначительная выраженность да­же одного из признаков ставит под сомнение состояние умственного развития ребенка.

В работе авторов Петрова В.Г., Белякова И.В. (2002) находим следующее описание причин умственной отсталости.

На психическое развитие ребенка влияют как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических факторов, влияющих на развитие и приводящих к умственной отсталости, выделяют следующие: генетические поражения, хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.;

- внутриутробных нарушений (тяжелый токсикоз, интоксикации раз­ного характера, краснуха и др. заболевания матери в тяжелой форме);

- родовые травмы (асфиксия - кислородная недостаточность, внутри­
черепная травма);

- заболевания перенесенные в раннем детском возрасте (менингиты,
энцефалиты, травмы и др.);

- посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и другая деменция.

Среди социальных факторов, утяжеляющих состояние и отрицательно влияющих на развитие ребенка Худенко Е.Д. (2007) выделяла:

- неблагоприятные социальные условия (тяжелое материальное положение в семье, конфликтные ситуации, аморальные семьи с низким
уровнем развития и т.д.);

- длительная депривация (пребывание с раннего возраста в больнице,
детском доме), приводящая к дефициту информации, обеднению жиз­ненного опыта и т.п.;

- отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы с ре­бенком.

Выготский Л.С. (1983) ука­зывает, что надо отличать ядерные признаки умственной отсталости (слабость замыкательных функций коры головного мозга, затрудне­ния в выработке новых условных связей, инертность нервных процес­сов и т.п.) от вторичных и третичных наслоений, которые надстраи­ваются над этими ядерными признаками.

Из биологического характера (нарушения центральной нерв­ной системы) вытекают системы первичного характера (первичные дефекты развития). Эти первичные дефекты осложняют созревание высших психических функций (память, словесно-логическое мышление и др.), которое идет в про­цессе социального развития и создают тем самым вторичные, третич­ные симптомы умственной отсталости.

Отличая связь первичных и вторичных дефектов развития, Выготский Л.С. подчеркивает, что вторичные, третичные признаки легче поддаются коррекции, т.к. они более молоды по времени возникнове­ния и более гибкие, податливые в работе. В то же время любые воз­никшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший путь раз­вития ребенка.

Так же нам близка его точка зрения, что умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органи­ческих повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, во­ля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умст­венно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

В книге Бгажнокова И.М (1987) отмечены исследования Лурия А.Р., Лубовского В.И., Мещерякова А.И., Певзнер М.С. и др. отмечавших что у умственно отсталых имеются до­вольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является фи­зиологической основой для аномального психического развития ре­бенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Этиология органической деменции имеет частичное сходство с этиологией олигофрении Власова Т.А., Лебединская К.С. (1983) рассматривали умственную отсталость - как нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного поражением центральной нервной системы. Умственная отсталость - понятие ши­рокое, включающее состояния различной этиологии и различных по своим клиническим проявлениям. Выделяют два основных состояния нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.

Мастюкова Е.М. (1992) указывала: что олигофрения (малоумие) - это стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического пораже­ния центральной нервной системы на ранних этапах развития. При олигофрении отмечается главным образом недоразвитие познава­тельной деятельности и в первую очередь мышления. Однако имеют место и недоразвитие эмоционально-волевой сферы, личности в це­лом. Для олигофрении характерна тотальность нервно-психического недоразвития, т.е. недоразвито все (начиная с сенсорики, моторики и кончая высшими психическими функциями). Отмечается также иерар­хичность, выражающаяся в том, что недостаточность сенсомоторной среды, речи, простейших эмоций, памяти проявляется в меньшей мере, чем недоразвитие мышления, а при недоразвитии определенных психических процессов сильнее всего страдают высшие функции: произ­вольная и опосредованная память, словесно-логическое мышление (операции абстрагирования, обобщения), сложные двигательные на­выки и т.п.

Выготский Л.С. (1983), отмечает, что олигофрения может быть обусловлена эндогенными (внутренними) причинами та­кими, как наследственные генетические факторы, хромосомные абер­рации и экзогенными (внешними) причинами, которые действуют на разных этапах пренатального (до родов), интранатального (в период родов) и постнатального (после родов) развития. Олигофрения - это непрогредиентное состояние, характеризующееся тем, что болезнен­ный процесс в центральной нервной системе окончился.

Деменция (слабоумие) - это нарушение уже сформировавшегося интеллекта, поражение на более поздних этапах развития. В отличии от олигофрении деменция возникает или начинает выражение прояв­ляться в возрасте 2-3 лет и старше. К приобретенному слабоумию приводят поздние черепно-мозговые травмы и менингоэнцефалиты, шизофрения, эпилепсия, ревматическое поражение центральной нерв­ной системы и др. При деменции идет оскудение интеллекта. В пер­вую очередь нарушается память. Одновременно уменьшается запас слов, затрудняются процессы осмысления. Утрачивается критическое отношение к ситуациям. Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Забрамная С.Д. (2002)

Необходимо всегда помнить, что все умственно отсталые дети в процессе жизни развиваются. Даже при самых тяжелых степенях умст­венной отсталости идет развитие. Безусловно, при прогрессирующих заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и т.д.) характер развития иной. Динамика развития зависит в первую очередь от биологических при­чин, но на нее большое влияние оказывает адекватность коррекционного обучения и воспитания, которое обеспечивается педагогами.

Слепович Е.С., Полякова А.М. (2008) указывали закономерности психического развития:

Развитие умственно отсталых детей идет по тем же общим за­конам, что и развитие нормальных сверстников. В то же время имеют­ся и специфические закономерности развития.

К общим закономерностям развития относят: 1 .Поступательный, поэтапный характер развития психики; 2.Наличие сензитивных (наиболее благоприятных) периодов в разви­тии каждой психической функции;

3.Прохождение детьми всех периодов развития (возрастные границы могут быть разные).

Шиф Ж.И. (1965) отмечала специфические закономерности умственной отсталости:

1. Замедленный темп психического развития;

2. 3амедленый прием и переработка информации;

3. Неравномерность физического и психического развития;

4. Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функ­ции

менее развиты);

5. Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).

Все указанные особенности в каждом индивидуальном случае зависят от таких показателей, как время поражения, структура дефек­та, взаимоотношение между первичными и вторичными дефектами.

Например, характер развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием отличается от развития детей, у которых повреждение произошло на более поздних этапах развития, когда психические процессы ребенка уже достигли опреде­ленного уровня сформированности. Дети с поздними нарушениями не только больше знают, больше умеют, но имеют и ряд характерологи­ческих особенностей. Существенное влияние на развитие умственно отсталого ребенка оказывает и структура дефекта. В исследованиях Власовой Т.А. и Певзнер М.С. (1973) дается характеристика детей - оли­гофренов, имеющих разную структуру дефекта. В зависимости от того, как поражен головной мозг, они выде­ляют четыре группы олигофрении.

К первой группе относятся те состояния, при которых имеет ме­сто относительно поверхностное (не глубокое), диффузное поражение коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых об­разований и отсутствии нарушений ликвообращения. У детей этой группы нет грубых нарушений органов чувств, двигательной среды, познавательной и эмоционально-волевой сферы. Эти дети наиболее благополучны в обучении и поведении. Они адаптируются в жизни, создают семью.

Ко второй группе относятся состояния, при которых отличается нарушение взаимодействия основных нервных процессов. Среди детей этой группы есть дети быстро возбудимые, расторможенные, с резким снижением работоспособности, нарушением деятельности. На труд­ности в обучении влияет не столько интеллектуальное снижение, сколько слабая фиксация детей на предлагаемых заданиях. У этих де­тей преобладает процесс возбуждения. Противоположная категория детей - с преобладанием процесса торможения. Их отличают выра­женная медлительность, вялость, двигательная заторможенность, инактивность познавательной деятельности. Дети нуждаются в посто­янной стимуляции, поощрении. Нарушения нейродинамики возника­ют чаще вследствие родовых травм, тяжелых нейроинфекций и уши­бов в раннем возрасте.

К третьей группе относятся состояния, при которых нарушены лобные отделы коры головного мозга. У детей с этими нарушениями имеет место выраженное, грубое нарушение личности, проявляющееся в неадекватном, аффективном поведении. Недоразвитие познаватель­ной деятельности сочетается с несформированностью мотивации, потребностей, интересов, эмоционально-волевой сферы. Дети некритич­ны в ситуациях. Требуют постоянного контроля и внимания со сторо­ны взрослых. Важно предупреждать возможные состояния аффекта. У этих детей имеются нарушения моторики. Она стереотипна, слабы и вялы руки, а поэтому им трудно научиться простейшим бытовым на­выкам (одеваться, умываться, пользоваться вилкой, ложкой, ножом и т.д.); управлять своими движениями.

К четвертой группе относятся состояния, характеризующиеся локальными (в отдельных отделах) поражениями коры головного мозга. В зависимости от места поражения коры (теменная, затылоч­ная, височная области) у детей страдают анализаторы и психические процессы. Так при нарушении теменно-затылочной области к нару­шению мышления добавляются трудности пространственного вос­приятия, овладение счетными операциями и др. Поражение височных областей влияет на слух, затрудняя общение с окружающими. Пора­жение затылочных областей влияет на зрение, обедняя представление об окружающем мире и т.п. При поражении речевых зон коры голов­ного мозга затруднено понимание речи, искажается произношение, поздно формируется фразовая речь. Эти дети нуждаются в квалифи­цированной помощи логопеда. Поражение двигательных зон может привести к детскому церебральному параличу, а это осложняет формирование практических навыков при обучении труду, письму и т.д.

В тяжелых случаях нарушения анализаторов (слуха, зрения, речи, дви­гательной сферы) умственно отсталые дети направляются в соответст­вующие специальные школы в класс для умственно отсталых. Дети с осложненным дефектом имеют свои специфические особенности и требуют особых методических приемов в коррекционной работе с ними.

Петрова В.Г., Белякова И.В. (2002)

Лебединская К.С. (1983) указывает классификацию олигофрении по МКБ-9: для правильной работы с умственно отсталыми детьми, выбо­ре адекватных методов обучения и воспитания необходимо знать не только структуру поражения центральной нервной системы, но и сте­пень интеллектуального снижения. При олигофрении различают че­тыре степени тяжести умственного недоразвития: слабо выраженная степень умственной отсталости (дебильность), умеренная умственная отсталость (не резко выраженная имбецильность), выраженная умст­венная отсталость (резко выраженная имбецильность), глубокая умст­венная отсталость (идиотия).

Дебильность - наиболее распространенная степень умственной отсталости. Дети-дебилы способны к обучению лишь по специальной, рассчитанной на их возможности, программе коррекционной школы 8-го типа (вспомогательной школы). Они являются основным контин­гентом этого типа школ. Недоразвитие психики при дебильности про­является в высших формах познавательной деятельности: речи, памя­ти, абстрактно-логическом мышлении.

Выготский Л.С.(1983) отмечал, что наряду с интеллектуальным недоразвитием имеется и незрелость эмо­ционально-волевой сферы и личности. Они некритичны в своих суж­дениях, безынициативны, испытывают трудности в общении со свер­стниками и взрослыми, нет глубины чувств и переживаний, недоста­точны волевые усилия.

Тем не менее, дети с умственной отсталостью в степени дебиль­ности могут быть подготовлены к самостоятельной жизни. Они овла­девают навыками чтения, письма, счета, несложными рабочими спе­циальностями. Могут иметь семью. Их жизненная адаптация во мно­гом зависит от социальной среды, в которой они оказываются после окончания школы.

Имбецильность и ее характеристика описаны в трудах Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Забрамной С.Д. (2002.- том 1). Имбецильность - средняя и выраженная степень умственной отстало­сти. Мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, тугоподвижно. Образование отвлеченных понятий по существу недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бы­товых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь ограничена, звукопроизношение на­рушено, дети общаются небольшим количеством общеупотребитель­ных слов и выражений. Развитие статических и локомоторных функ­ций резко задержано и они недостаточно дифференцированы. При относительно хорошей механической памяти некоторые из детей мо­гут овладеть написанием и чтением букв, порядковым счетом, но пользуются знаниями механически, как заученными штампами. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые про­цессы, но к самостоятельной трудовой деятельности они неспособны.

У имбецилов легко развиваются неадекватные реакции, иногда дети бывают злобными и агрессивными. У некоторых отмечается по­вышение и извращение влечений. Повышенная внушаемость и подра­жательность в неблагоприятной среде способствуют появлению асо­циальных форм поведения.

У детей с умственной отсталостью могут быть эпизодические приступы психических расстройств (психозов), которые характеризу­ются особенностями в состоянии возбуждения или заторможенности.

Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Шаховская С.Н. (2007) выделяют:

1. Психозы с преобладанием аффективных расстройств, проявляю­щиеся в форме дисфорических и депрессивных состояний (расстройство настроения).

Дисфорические психозы проявляются расстройствами настрое­ния тоскливо-злобного оттенка, раздражительностью, склонностью к агрессивным действиям. В эти периоды дети напряжены, негативистичны, нередко испытывают страх, тревогу. Отмечается выраженная головная боль, головокружение, расстройство сна. При выраженных дисфорических состояниях могут наблюдаться кратковременное рас­стройство сознания по типу сумеречных состояний с последующей амнезией этого периода.

Депрессивные состояния обычно неглубоки, характеризуются монотонно-пониженным настроением с дисфорическим оттенком. Нередко депрессивные эпизоды сопровождаются тревогой, недиффе­ренцированными страхами и боязливостью, растерянностью. У под­ростков с неглубоким интеллектуальным дефектом выявляются не­стойкие, неоформленные идеи отношения и самообвинения: дети счи­тают себя "плохими", "дураками", им кажется, что на них смотрят, "хотят сглазить", иногда возможно суицидальное поведение. Характерно обилие ипохондрических высказываний и сенестопатий. Ипохондрические жалобы больных характеризуются поли­морфизмом, изменчивостью, колебаниями насыщенности неопреде­ленных ощущений. По своему содержанию они просты, примитивны, конкретны, часто сопровождаются поисками помощи окружающих, жалобы предъявляются в виде назойливой приставучести, причита­ний.

2.Психозы с преимущественно психомоторными нарушениями чаще
возникают при более глубокой умственной отсталости. Они проявляются состояниями психомоторного возбуждения или затормо­женностью (ступора). Состояние психомоторного возбуждения характеризуется эпи­зодически возникающим нецеленаправленным, немотивированным возбуждением, сопровождающимся импульсивностью и агрессией, направленной на окружающих или на себя. Больные набрасываются на окружающих, избивают их, наносят себе повреждения, кусают себе руки, царапают лицо, бьются головой о стенку.

Ступорозные состояния отличаются двигательной заторможен­ностью, повышением мышечного тонуса, проявлениями каталепсии, мутизмом, отказом от пищи. Часто наблюдается смена состояний воз­буждения, заторможенностью. Во время приступа могут быть аффек­тивные колебания, страхи, тревожность, расстройства сна. Состояния возбуждения обычно кратковременные (от нескольких часов до не­скольких дней), заканчиваются вялостью, адинамией. Повторные приступы повторяют проявление первой психотической вспышки. По выходе из психоза дети обнаруживают довольно живые и адекватные эмоциональные реакции, а также типичные особенности олигофренического мышления, узкий круг интересов и представлений, слабость критики.

3. Галлюцинаторные эпизоды у умственно отсталых детей носят элементарный характер (шумы, стуки, оклики). Дети не всегда могут
их описать. Часто галлюцинации возникают на фоне делириозно помраченного сознания. В этих случаях они сопровождаются двигательным возбуждением, страхом, тревогой, расстройством сна.

4. Бредовые психозы у умственно отсталых детей встречаются редко.
Высказывания детей носят грубо чувственный характер, примитив­ны по содержанию. Часто наблюдаются рудиментарные идеи от­
ношения, преследования, психондрические бредовые высказывания, характеризующиеся крайней обыденностью, малым размахом ин­терпретации тех или иных реальных событий. По выходе из психотического состояния у детей долго отсутствует критическое отношение к пережитому, остается убежденность в его реальности.

Как указывают авторы Слепович Е.С., Поляков А.М. (2008) по современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 49-69),умеренную (IQ в пределах 35-49), тяжелую(IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).

Согласно МКБ-10, умственная отсталость - это состояние задержанного или не полного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, появляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных.

Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Шаховская С.Н. (2007) указывали что, в Международной статистической классификации болезней 10-го пересмотра, адаптированной для использования в нашей стране, выделяют следующие степени умственной отсталости:

F70 легкая умственная отсталость

F71 умеренная умственная отсталость

F72 тяжелая умственная отсталость

F73 глубокая умственная отсталость

Легкая степень умственной отсталости – наиболее распространенная. Эти дети способны к обучению по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Они являются основным контингентом этого типа школ. Недоразвитие психики проявляется в высших формах познавательной деятельности. Наряду с интеллектуальным недоразвитием имеется и не зрелость эмоционально - волевой сферы и личности. Они не критичны в своих суждениях, безынициативны, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, нет глубины чувств и переживаний, недостаточны волевые усилия. Тем не менее дети с легкой степенью умственной отсталости могут быть подготовлены к самостоятельной жизни. Они овладевают навыками чтения, письма, счета, не сложными рабочими специальностями. Могут иметь семью. Их жизненная адаптация во многом зависит от социальной среды, в которой они оказываются после окончания школы.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости – могут обучаться в школах 8 вида, но нуждаются в дополнительной помощи и в специальном педагогическом сопровождении.

Дети с тяжелой умственной отсталостью – могут быть интегрированы в классы специальных (коррекционных) школ 8 вида или в отдельные классы «Особый ребенок» этих школ. У детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается значительное недоразвитие всех высших психических функций. Образование отвлеченных понятий по существу недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Дети в общении пользуются небольшим количеством общеупотребительных слов и выражений, звукопроизношение нарушено. Развитие статических и локомоторных функций резко задержано и они недостаточно дифференцированы. Некоторые из детей могут овладеть элементами письма и чтения, порядковым счетом, но пользуются знаниями механически, как заученными штампами. Им доступны навыки самообслуживания и простейшие трудовые операции, но к самостоятельной трудовой деятельности они неспособны. Отмечается тугоподвижность всех психических процессов, грубое недоразвитие эмоционально-волевой сферы, поведение чаще неадекватно. Для этих детей разработаны специальные учебные программы.

У детей с глубокой умственной отсталостью недоразвиты не только психические процессы (отсутствует членораздельная речь, не осмысляют окружающую обстановку, формы выражения примитивны и сводятся к крику, гримасам, двигательному возбуждению и т.д.), но часты различные физические уродства, заболевания внутренних органов. Может быть нарушена реакция на внешние раздражители: температурные, болевые, вкусовые, световые, звуковые и пр. Эти дети не обучаемы даже элементарным гигиеническим навыкам и содержаться специализированных домах интернатах Министерства труда и социального развития Российской Федерации.


  1   2   3

Похожие:

Серафимовский детский дом-интернат iconФ едеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
В результате проверки Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканский Дом-интернат для престарелых и инвалидов №3» (Бюджетное...
Серафимовский детский дом-интернат icon«Детский дом «Аистенок» Калтанского городского округа
...
Серафимовский детский дом-интернат iconДоклад Государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» за 2012 год
«Камышинский детский дом». В декабре 2011 года детский дом получил статус казенного учреждения и стал именоваться Государственное...
Серафимовский детский дом-интернат iconОсновная образовательная программа начального общего образования г. Советск 2011 год Коллектив разработчиков основной образовательной программы начальной школы моу «Детский дом-школа»
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «детский дом-школа» советского городского округа
Серафимовский детский дом-интернат iconДетский сад функционирует с 1957 года, расположен по адресу: 300026, город Тула, проспект Ленина, дом 103
Мкдоу, зарегистрировано Главным управлением образования Управы г. Тулы 19 августа 1997г., регистрационное удостоверение №321, как...
Серафимовский детский дом-интернат iconДоклад огкоу «Вичугская школа-интернат V вида»
Питирим Сорокин, и экономист, Николай Кондратьев. В советские годы семинария была преобразована в педагогическое училище. Затем здесь...
Серафимовский детский дом-интернат iconПрограмма развития Муниципальной общеобразовательной школы-интернат «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Педагогический коллектив школы-интерната, методический совет, администрация Муниципальной общеобразовательной школы-интернат «Салемальская...
Серафимовский детский дом-интернат iconМуниципальная общеобразовательная школа-интернат Лыкошинская школа-интернат полного (среднего) общего образования №2

Серафимовский детский дом-интернат iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе «Столярное дело»
Гоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей «Коряжемский детский дом-школа»
Серафимовский детский дом-интернат iconПрограмма «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей»
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский областной детский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница