Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета




Скачать 13.06 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета
страница1/10
Дата03.02.2016
Размер13.06 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская

академия

Федерального агентства по здравоохранению и

социальному развитию».


Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета.


Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию

вузов России в качестве учебного пособия

для студентов медицинских вузов

по специальности 14.00.01 – акушерство и гинекология


Ставрополь 2012


УДК: УДК: 019.922:618.2/4:618.1

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета.

Ставрополь: Изд. Ставропольской государственной медицинской академии. 2012.

Составитель: доц. Можейко Л.Н., асс. Назарова Т.А., доц. Нехаева О.И., асс. Павлов Р.В.




Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии СГМА в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при подготовке врача общей практики.


Общая редакция проф. В.А. Аксененко


Рецензент: доцент кафедры акушерства и гинекологии ФПО В.М. Рогов

Введение



Демографическая ситуация и показатели здоровья населения нашей страны на сегодняшний день, к сожалению, признаются неудовлетворительными. В настоящее время смертность в России на 60-80% превышает европейские показатели, а общая продолжительность жизни на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 12,9 – по сравнению с Финляндией, на 12 лет - по сравнению с США. Такое положение дел, отчасти, связано с социально-экономической ситуацией, но, главным образом, со снижением доступности и качества медицинской помощи. Для улучшения состояния здоровья населения требуются системные преобразования здравоохранения. Важным этапом этих преобразований стал приоритетный национальный проект «Здоровье». В центре его внимания – усиление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации, повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи. Основой реализации новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи является врач первичного звена, в том числе и врач общей практики.

Врач общей практики – специалист широко ориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях.

Подготовка врачей общей практики осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требования стандарта включают осуществление профилактики и улучшение здоровья, диагностику, лечение и реабилитацию больных в лечебно- профилактических учреждениях любой формы собственности; планирование, организацию и управление оказанием медицинской помощи населению, проведение научных исследований.

В системе подготовки врача общей практики дисциплина акушерство и гинекология занимает одно из ведущих мест. Проблема охраны здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного здоровья является на сегодняшний день проблемой общегосударственной значимости. Основные направления данной проблемы, пути их разрешения регламентированы программой ВОЗ «Безопасное материнство», проектом «Мать и дитя». Главной целью программы является дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, рождение здорового потомства, снижение материнской и перинатальной смертности и гинекологической заболеваемости. Немаловажны при этом роль и значение врача общей практики как высококвалифицированного специалиста первичного звена, обладающего уровнем теоретических знаний, необходимым для проведения первичного обследования женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, владеющего навыками оказания врачебной помощи на догоспитальном этапе и проведения реабилитационных мероприятий.

В предлагаемом учебно-методическом пособии раскрывается содержание всех видов занятий с выпускниками лечебного факультета, приведены планы и краткое содержание лекций по акушерству и гинекологии, темы семинаров и практических занятий, разработаны контрольные вопросы к занятиям, указана необходимая литература.

Методическое пособие составлено в соответствии с учебным планом и программой подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «060101 – Лечебное дело».

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.


Цель преподавания дисциплины.

Врач общей практики по роду своей деятельности может осуществлять как наблюдение беременных на догоспитальном этапе, так и работать в родовспомогательных лечебных учреждениях. В связи с этим целью преподавания акушерства и гинекологии в программе подготовки врача общей практики является проблемно-ориентированный профессионализм. Достижение данной цели требует перехода от поддерживающего образования к альтернативному инновационному образованию. Основными параметрами последнего являются междисциплинарная организация содержания образования, формирование у выпускников культуры системного мышления, способность создавать принципиально новые знания и технологии, возрастание духовности в структуре личностных характеристик будущих врачей..


Задачи изучения дисциплины.

Задачи изучения дисциплины вытекают из общих задач по улучшению состояния здоровья и демографических показателей. Исходя из этого, преподавание на кафедре акушерства и гинекологии строится по принципу приобретения студентами необходимого, для сохранения жизни, соматического и репродуктивного здоровья объема теоретических знаний, а также практических навыков.

В результате изучения дисциплины выпускник должен

знать:

  • основы организации акушерской амбулаторно-поликлинической помощи населению;

  • физиологию беременности и родового акта, признаки беременности;

  • общие принципы обследования, методы клинического обследования беременных и гинекологических больных;

  • наиболее опасные осложнения беременности и родов, их ранние симптомы и меры профилактики;

  • особенности ведения беременности при экстрагенитальных заболеваниях;

  • принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной акушерской патологии;

  • принципы диспансеризации беременных при физиологическом, патологическом течении беременности, экстрагенитальных заболеваниях; реабилитации больных;

  • семиотику и диагностику гинекологических заболеваний; противопоказания к гормонотерапии;

  • физиологию и патологию менструальной функции;

  • вопросы контрацепции и планирования семьи;

  • порядок направления на консультацию к специалисту.

  • объем первой врачебной помощи при основных неотложных и жизнеопасных состояниях в акушерстве и гинекологии в догоспитальных и госпитального условиях.

УМЕТЬ:

  • рассчитывать основные показатели деятельности женской консультации и родильного дома (материнская, перинатальная смертность, осложнения и т.д.);

  • обследовать беременных в ранних и поздних сроках беременности, рожениц и родильниц (сбор анамнеза, специальное акушерское исследование – наружное и внутреннее), гинекологических больных;

  • оценить данные лабораторных методов исследования, УЗИ, КТГ, лапароскопии гистероскопии;

  • сформулировать клинический диагноз и разработать план ведения беременности, родов при различных осложнениях беременности;

  • назначить и обосновать фармакотерапию у беременных, родильниц, гинекологических больных при осложнениях беременности, экстрагенитальных заболеваниях, гинекологической патологии;

  • составить план диспансерного наблюдения беременных при различных формах экстрагенитальной патологии;

  • поставить предварительный диагноз, наметить план лечения при основных видах патологии женских половых органов;

  • заполнять типовую медицинскую документацию;

  • выписать направление на консультацию к специалисту.



ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

  • о показаниях, противопоказаниях, осложнениях родоразрешающих операций (акушерские щипцы, плодоразрушающие операции);

  • о новых технологиях в акушерстве (биопсия хориона, кордоцентез, амниоцентез, плазмаферез);

  • о современных вспомогательных репродуктивных технологиях (ЭКО, искусствен-ная инсеминация);

  • об особенностях основной гинекологической патологии детского возраста.

Владеть:

  • методами общеклинического исследования беременных и гинекологических больных (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • приемами целенаправленного сбора жалоб, анамнеза, проведения специального исследования беременной и гинекологической больной;

  • приемами построения оптимальной программы дополнительного обследования для постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики;

  • методикой интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики в акушерстве и гинекологии;

  • алгоритмом развернутого клинического диагноза при акушерской и гинекологической патологии;

  • навыком приема физиологических родов;

  • методикой осмотра и оценки состояния последа;

  • методикой проведения профилактики кровотечений;

  • методикой обработки швов на промежности;

  • навыком проведения первого туалета новорожденного, оценки состояния плода;

  • методикой забора отделяемого из уретры, цервикального канала, влагалища для бактериоскопического и кольпоцитологического исследования;

  • методикой зондирования полости матки;

  • методикой пункции брюшной полости через задний свод;

  • методикой снятия швов у послеоперационных больных;

Обладать набором компетенций:

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по акушерству и гинекологии;

  • способность владеть компьютерной техникой, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области акушерства и гинекологии;

  • способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

  • способность и готовность к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных осложнений беременности, гинекологических заболеваний;

  • способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления осложнений беременности и гинекологических заболеваний на ранних стадиях при типичных и при атипичных их проявлениях, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в необходимом объеме;

  • способность и готовность правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ – 10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение беременной;

  • способность и готовность оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, оценить эффективность диспансерного наблюдения беременной, оценить прогноз беременности и родов, оформлять текущую и первичную медицинскую документацию;

  • способность и готовность оценить возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики осложнений беременности с учетом возможного тератогенного и токсического воздействия на плод;

  • способность и готовность интерпретировать результаты современных диагностических технологий, применяемых в акушерско-гинекологической практике (амнио- ; кордоцентез; биопсия хориона и т.д.), понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов (репродуктивные технологии и т.д.);

  • способность и готовность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях в акушерстве (эклампсия, шок, ТЭЛА, разрыв матки и т.д.);

  • способность и готовность к диагностике и ведению физиологической беременности, приему родов;

  • способность и готовность к анализу показателей акушерско-гинекологической службы с целью оптимизации ее функционирования;



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconКалендарно-тематический план лекций по акушерству и гинекологии для студентов 4-го курса Педиатрического факультета
Календарно-тематический план лекций по акушерству и гинекологии для студентов 4-го курса Педиатрического факультета на 2010-2011...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов 5 курса лечебного и медико-профилактического факультетов к практическим занятиям по циклу «офтальмология»
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов 5 курса лечебного и медико-профилактического факультетов к практическим занятиям
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconФедерального агентства по здравоохранению и социальному развитию кафедра факультетской терапии №1 лечебного факультета методическое
Методическое руководство для студентов 4 курса по подготовке к занятиям по курсу «Факультетская терапия», организованного по модульному...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов III курса английского отделения факультета иностранных языков и предназначено...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие «Медицинская психология и психотерапия» для практических занятий для студентов 3 курса медико-диагностического факультета
Гомельского государственного медицинского университета, врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, кандидат медицинских...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений....
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconСписок литературы, рекомендуемый для подготовки к практическим занятиям по педиатрии для студентов 5 курса

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconКалендарно-тематический план практических занятий по акушерству для студентов 4-го курса медико-педагогического факультета 2010-2011 учебный год

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница