Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения




Скачать 22.25 Kb.
НазваниеПрофилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения
страница1/15
Дата03.02.2016
Размер22.25 Kb.
ТипПамятка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Департамент образования и науки

Краснодарского края


Краснодарский краевой институт

дополнительного профессионального

педагогического образования


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ


Методические рекомендации


Краснодар 2012


Кузма Левонас Прано


Рыженко Светлана Кронидовна


Методические рекомендации посвящены рассмотрению проблемы суицидального поведения в детском и подростковом возрасте и организации системы профилактики в условиях образовательного учреждения. Рекомендации предназначены для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей и других участников воспитательно-образовательного процесса.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.Историко-культурные аспекты самоубийства.

2.Основные понятия: суицид и суицидальное поведение.


3.Классификации суицидального поведения.

4.Стадии и мотивы суицидального поведения.


5.Клинико-психологические аспекты суицидального

поведения детей и подростков.


6.Основные принципы профилактики суицидов у детей

и подростков.


7.Рекомендации по профилактике суицидального поведения

у детей в образовательных учреждениях.

8.Оценка факторов и индикаторов суицидального риска

у подростков.


9.Организация социально-психологической работы

с суицидентами и их окружением.


Приложения


Приложение 1. «Психосоциальные и диагностико –

коррекционные технологии»


Приложение 2. Психодиагностика суицидального поведения

в детско-подростковых и подростково-молодежных коллективах.

Приложение 3. «Как надо с ним говорить…»


Приложение 4. «Информация для педагогов и родителей

(законных представителей)»


Приложение 5. «Информация для подростков»


Приложение 6. «Важная информация для всех»


Приложение 7. «Всемирный день предотвращения

самоубийств»


Приложение 8. «Примерный алгоритм исследования

причин и особенностей суицидального поведения

в детско-подростковых и молодежных коллективах»


Приложение 9. «Памятка тем, кого трогает судьба подростка

с суицидальными наклонностями»


Приложение 10. Курс «Внутренний мир личности» (для

подростков и старшеклассников)


Глоссарий

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ



«Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки».

Байер



Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями. Согласно мировой статистике, ежедневно около 1200 человек ставят точку в своей жизни и еще 7500 пытаются это сделать. Имеющиеся данные показывают, что каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян. Суицидально опасными являются три возраста: юношеский (15 – 24 года), средний (45 – 50 лет) и старческий – после 70 лет. Суицид рассматривается как ведущая причина смерти не только в России, но и во всех странах мира.

Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти, а в подростковом возрасте он представляет собой значительно большую проблему. Суициды обусловливают примерно 12 % обшей летальности в детско-подростковой возрастной группе. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором - третьем месте среди причин смерти.

Данные государственной статистики в России свидетельствуют, что частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась и составляет около 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. При этом, данные об их числе могут быть занижены из-за того, что не всегда удается отличить самоубийства от несчастного случая. При значительном числе скрытых случаев считается, что суицидальные попытки наблюдаются в 8 – 10 раз чаще, чем суициды.

По мнению психологов, в 10 % случаев суицидальное поведение ребенка имеет цель покончить с собой, в 90% – суицидальное поведение подростка – это стремление привлечение к себе внимания. Иногда эти попытки ребенка привлечь к себе внимание взрослых таким страшным образом заканчиваются «благополучно» и не выходят за границы домашнего круга, оставаясь вне поля зрения специалистов. Следует отметить, что среди подростков и юношей у 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Так среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Учитывая сложность проблемы детско-подросткового суицида, многообразие его причин, необходим комплексный подход к оценке суицидального поведения и его профилактики. В представленном пособии подобран материал, позволяющий психологу и педагогу понять психологические механизмы суицидального поведения и предпринять необходимые действия для его предупреждения у детей и подростков.


Историко-культурные аспекты самоубийства


Известно, что суицидальное поведение было распространено еще в доисторические времена. В суровых условиях существования, когда речь шла о выживании рода, самоубийство превратилось практически в норму поведения. Как правило, добровольно уходили из жизни старики и калеки, не желавшие обременять соплеменников. Так, престарелые вестготы бросались с особой Скалы предков, а старики острова Кеос украшали головы венками, устраивали праздник и в конце его пили цикуту. Старые немощные японцы требовали, чтобы их погребли заживо или унесли умирать в горы (название японской горы Обасутэяма буквально переводится как "гора, где оставляют бабушек").

Повышение уровня жизни общины отражалось и в изменении к суициду. Так, в племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство уже считалось безусловным злом. При этом отвечать за злодеяние приходилось родственникам усопшего, которые должны были принести искупительную жертву (быка или овцу) и провести обряд очищения - сжечь жилище "преступника". До трупа убившего себя человека запрещалось дотрагиваться.

В Римской империи запрет на самоубийство был закреплен законодательно, хотя законы охотно признавали обстоятельства, оправдывающие суицид, а именно: "горе, болезнь, скорбь" и - еще шире - "невыносимость жизни". Однако возможность распоряжаться собственной смертью предоставлялась только свободным римлянам. Рабы права на суицид не имели. Чтобы при продаже живого товара покупателю не подсунули брак - раба, намеревающегося свести счеты с жизнью, - существовал "гарантийный срок": если купленный раб кончал с собой в течение полугода после совершения сделки, продавец обязывался вернуть покупателю деньги. Меж тем из всех жителей Рима именно рабы чаще всего накладывали на себя руки.

Становление христианства как государственной религии отразилось в формировании негативного отношения в обществе к суициду. Между тем, по мнению некоторых исследователей, в первые века своего существования тогда еще гонимое христианство относилось к суициду терпимо, а уж к альтруистическому самоубиению во имя веры и вовсе с благоговением. В Священном Писании не содержится прямого осуждения суицида. Более того, в Библии можно найти семь случаев очевидного самоубийства, и ни один из них не порицается. Вот как описывается кончина богатыря Самсона, который обрушил на головы врагов-филистимлян строение и погиб под руинами вместе с ними: "И сказал Самсон: умри, душа моя, вместе с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушил дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей". Даже самоповешение Иуды не осуждается (в отличие от его предательства), а лишь констатируется как факт: "И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился".

С V века отношение христианства к добровольному уходу человека из жизни меняется. Один из почитаемых в христианстве святых, Блаженный Августин называет самоубийство"худшим из грехов, ибо в нем нет возможности раскаяться". Фома Аквинский объявляет суицид трижды грехом: против Господа, дарующего жизнь, против общественного закона и против человеческого естества (инстинкта самосохранения). Всем без исключения самоубийцам отказывают в церковном отпевании и погребении. Тех, кто пытался покончить с собой, но остался жив, предают анафеме.

Так, в Британии самоубийц хоронили на перекрестке дорог, предварительно протащив по улицам, положив на лицо камень и проткнув сердце осиновым колом (покончившие с собой считались "кадрами" для вампиров). В Дании самоубийц выносили из дома через окно и сжигали - огонь символизировал адское пламя, куда уже отправилась душа грешника. По всей средневековой Европе тела покончивших с собой кромсали в анатомических театрах и... перерабатывали в мумми - лекарство, якобы укрепляющее жизненную силу. Имущество "преступников" начиная с XIII века конфисковалось в пользу государства.

Следует отметить, что в мировых религиях отношение к суициду весьма неоднозначно. Если в иудаизме и исламе суицид как и христианстве осуждается, то индуизм и буддизм воспринимают самоубийство куда более спокойно (что подтверждают традиции стран, исповедующих эти религии, например сати (Приложение) - обычай, по которому индийские женщины после смерти мужа бросались в костер, где сжигался труп их благоверного).

В Европе изменение к суициду стало ощущаться в восемнадцатом столетии, когда влияние церкви на государственную жизнь и общественную мораль уменьшилось. Самоубийство постепенно стали вычеркивать из списка уголовных преступлений. Первой это сделала Франция, последней - Великобритания, где антисуицидная статья сохранялась в уголовном кодексе до 1961 года.

Вытеснение из общественного сознания религиозных и культурных негативных установок на суицид и распространение идей о том, что человек вправе сам осуществлять свой выбор в сложных жизненных обстоятельствах, не руководствуясь, чужим мнением или предписанием, привело к тому, что с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Дисбаланс между материально-техническим развитием и духовно-нравственным состоянием общества, в условиях экзистенциального кризиса привел к росту суицида в европейских странах и США. Суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х. Интенсивность склонности к самоубийству измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к 100 тысячам жителей без различия возраста и пола в данном обществе. По мнению социологов, этот общий процент смертности-самоубийства оказывается постоянным для длительного временного периода для каждого конкретного общества, причем его константа оказывается большею, чем у главных демографических явлений. Между тем, сравнительный анализ показывает, что за последние тридцать - сорок лет масштаб этого явления в социальной жизни, прежде всего развитых стран Европы и США, стал неумолимо возрастать. Рост суицида является опасной тенденцией и для современной России: по газетным публикациям на 1994 год пришлось 61.900 добровольных смертей, а в 1995 году показатель суицидальной смертности был 45 человек на 100 тыс. жителей.

Между тем частота суицида в различных странах неодинакова. Исследования последних лет показывают, что в факте неодинаковой распространенности суицидального поведения в различных регионах мира находят отражения культурологические и этнопсихологические факторы. Известно, что на протяжении более сотни лет первое место в мире по распространенности суицидов удерживает население Венгрии, в России – Удмуртии и Марий Эл. Роднит представителей данных регионов их финно-угорские корни. Данный факт позволяет трактовать и выбор суицидального поведения как признак влияния этнокультуральных особенностей.

Сложность и многофакторность проблемы суицида, особенно в детско-подростковом возрасте, требует ее всестороннего и внимательного изучения.


Основные понятия и классификация суицидального поведения


В научной литературе различаются понятия суицида и суицидального поведения.

Под суицидом понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, умышленное лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Не признается суицидом лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемость, дети в возрасте до пяти лет), и в этом случае фиксируется смерть от несчастного случая. Таким образом, суицид это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта; в снятии эмоционального напряжения; в уходе от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение — термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь.

Иногда суицид и суицидальное рассматриваются как стадии или же проявления одного феномена. Однако некоторые авторы относят завершенный и незавершенный суицид к различным, относительно самостоятельным явлениям, исходя, в частности, из того, что в ряде случаев покушения носят шантажный характер при отсутствии умысла на реальный уход из жизни.

В самом широком смысле суицидальное поведение – вид саморазрушительного поведения (наряду с пьянством, курением, потреблением наркотиков и т.д.). В более узком, медико-правовом смысле суицидальное поведение и суицид означают совершившийся акт или попытку насильственной смерти.

Человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности называется суицидентом.

Как индивидуальный поступок суицид служит предметом психологии, этики, медицины; как социальное явление – предметом социологии и социальной психологии.

Существует множество классификаций суицидального поведения, различающим его по причинам, стадиям, мотивам и др. основаниям.

Одна из известных классификаций суицидального поведения представлена в фундаментальном социологическом труде Э. Дюркгейма «Le Suiside» (1897). В своей работе автор показывает, что не существует никакой императивной связи между индивидуальными состояниями, такими как психические болезни, алкоголизм и т.п., и суицидом. При этом, Э. Дюркгейм, исследуя возможные социальные причины, такие как вероисповедание, семейное положение, экономическая ситуация в обществе, политическое состояние и др., пришел к выводу, что между уровнем самоубийств и степенью интеграции индивидуумов в религиозные общины, семью и государство существует тесная взаимозависимость.

Э. Дюркгейм выделяет три типа самоубийства: 1) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых человеком обществу; 2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей; 3) «аномическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями.

Типичной социальной причиной так называемого «эгоистичного» самоубийства в социальных обществах, по мнению Э. Дюркгейма, является ослабление социальных связей и индивидуальная изоляция. Автор пишет, что «эгоистичное самоубийство» известно с античных времен и распространено по сей день. Характерная черта его – меланхолия, парализующая любую деятельность человека. Жизнь для человека лишается смысла, и расстаться с ней ничего не значит. К этому типу относятся самоубийства, совершаемые по религиозным мотивам, или из-за неблагополучных семейных взаимоотношений (например, потеря супруга или ребенка, неудачный брак и др.).

Эгоистическому самоубийству противопоставляется альтруистическое самоубийство. Э. Дюркгейм считает, что сильные социальные связи, существующие в других типах общества, могут также толкать человека к самоубийству. В этом случае для человека индивидуальная жизнь имеет малое значение. Дюркгейм писал: «Если мы называем эгоизмом то состояние, когда человеческое «Я» живет только личной жизнью и следует только своей личной воле, то слово «альтруизм» также точно выражает обратное состояние, когда «Я» не принадлежит самому человеку… и когда центр его деятельности находится вне его существа, а внутри той группы, к которой данный индивид относится. Наиболее часто встречаемые мотивы альтруистического самоубийства – желание освободить семью от «лишнего рта» или самоубийства неизлечимо больных, не желающих быть обузой родственникам.

Еще одной разновидностью самоубийств является «анемическое» самоубийство, причиной которого Дюркгейм считал «общественную анемию», которая заключается в слабости социальных барьеров и недостаточном общественном регулировании и контроле. Анемическое самоубийство совершает, как правило, человек разочарованный, доведенный до отчаяния. Это люди, внезапно вырванные из привычных условий, не способные адаптироваться к новым условиям. Например, непризнанные поэты; знаменитости, на которых прошла мода; люди, которые по каким-либо причинам не способны достичь поставленной цели и др. Противоположностью анемического самоубийства является так называемое «фаталистическое» самоубийство, причина которого слишком сильная социальная регламентация и контроль.

Последователь Э. Дюркгейма М. Хальбвакс предлагает различать:

- самоубийство искупительное (самообвинение);

- самоубийство проклинающее (протестное);

- самоубийство дезиллюзионное (результат разочарования, неудовлетворенности своим статусом и др.).

Е. Шнайдман выделяет три типа самоубийств: эротическое (самопорицающая депрессия), дуалистическое (следствие фрустрации, ненависти, стыда, гнева и т.п.) и «выламывающееся» - результат «выпадения» из поколенческих, родственных связей.

Классификация Л. Векштайна насчитывает тридцать видов суицидального поведения и включает, например, хронический суицид лиц, имеющих алкогольные или наркотические проблемы, суицид «по небрежности» (когда суицидент игнорирует реальные факторы), рациональный суицид; экзистенциальный и др.

Таким образом, уже из этого небольшого перечня видов суицида можно сделать вывод, что это весьма сложный, многоаспектный (философский, психологический, нравственный, юридический, религиозный, культурологический, медицинский и пр.) междисциплинарный феномен. Каждый индивидуальный суицидальный акт имеет свои причины, мотивы, может объясняться социально-психологической дезадаптацией личности, депривацией, фрустрацией, психическими отклонениями и т.п.


Стадии и мотивы

суицидального поведения


Психологическими составляющими суицидального мышление являются: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения.

Пассивное суицидальное мышление характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти. В целом это стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период наблюдается снижение адаптационных способностей личности, что может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д. Именно тогда начинают формироваться суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. При этом значение таких высказываний, как правило, недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это бывают едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Активной формой суицидального мышления являются суицидальные замыслы, когда продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconУполномоченный по правам ребенка в новгородской области специальный
«Особенности региональных аспектов суицидального поведения подростков и проблемы его профилактики»
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconПсихокоррекция школьников группы риска в начальных классах как ранняя профилактика девиантного поведения
Опубликовано: Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков: монография /Е. В. Яровенко, А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина [и...
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconПрограмма Intel® Курс «Обучение для будущего»
Пав у детей и подростков аддиктивного поведения с помощью профилактических мероприятий, вовлечения подростков в позитивную деятельность,...
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconРекомендации родителям по успешной профилактике табакокурения среди детей и подростков
Укции, – все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет ли профилактика табакокурения детей...
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconМетодические рекомендации «Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении»
Организация воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении. Научно-методические...
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconМонография предназначена для судей, работников правоохранительных органов, преподавателей, а также студентов (курсантов) юридических вузов
Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография / Ф. К....
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconГосударственный стандарт
...
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения icon2 детские внешкольные учреждения, летние оздоровительные учреждения гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул сп 4 969-00
Ора в г. Москве (Синякова Н. В., Зайцева Т. П.); Центром госсанэпиднадзора в Московской области (Черныш Е. В.); Центром госсанэпиднадзора...
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconПлан работы государственного казенного образовательного учреждения владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Государственного казенного образовательного учреждения владимирской области для детей-сирот и детей
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения iconРазвитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница