Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель




Скачать 24.66 Kb.
НазваниеПрограмма элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер24.66 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


СУДЬБА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭМИГРАЦИИ


Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса.


Автор – составитель:

Федякина Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории ГБОУ СОШ № 1

г. Чапаевска


2012

Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………………….4

  2. Учебный план………………………………………………………………7

  3. Программа курса……………………………………………………………11

  4. Список литературы……………………………………………………… 15

  5. Приложение 1……………………………………………………………….17

  6. Приложение 2…………………………………………………………… ..23

  7. Приложение 3……………………………………………………………… 29



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Курс «Судьба русской литературной эмиграции» предназначен для учащихся 11 класса гуманитарного профиля средней школы.

Русская зарубежная литература XX века - эта одна из блестящих страниц отечественной культуры, созданная крупнейшими ее мастерами, оказавшимися в силу тех или иных обстоятельств в эмиграции. Ими были созданы многие шедевры русского живописного, музыкального, словесного искусства. Долгие годы они были закрыты для изучения в школе, и в современных программах им отводится немного места, что не позволяет раскрыть особенности литературы русского зарубежья в полной мере.

Элективный курс позволит раскрыть трагические страницы русской истории, по-новому взглянуть на известные исторические факты и литературный процесс в России XX века.

Важно учитывать, что официальная литература и запрещенная русская литература – это не две разных литературы, «русская зарубежная литература есть временный отведенный в сторону поток общерусской литературы, который вольется в общее русло этой литературы» (Струве Г. «Русская литература в изгнании»). К счастью, «неизвестная» долгие годы для русского читателя литература стала открытой и вызывает искренний интерес.

Элективный курс «Судьба русской литературной эмиграции» позволит расширить рамки школьной программы, рассмотреть литературное творчество русских писателей независимо от того, где, в какой стране, было оно создано. Литература русской эмиграции является реальной частью нашей национальной культуры, оно опирается на те же, что и советская литература, классические традиции, без которых невозможно творчество, поскольку это были русские художники по своим истокам и связям с родиной.

В основе содержания и структуры курса лежит концепция литературного образования. Курс литературы 11 класса предполагает изучение литературного процесса XX века. Элективный курс позволит более подробно остановиться на литературном процессе русского зарубежья, творчестве писателей-эмигрантов, на изучение творчества которых в программе отведено недостаточно времени, оно дается обзорно: несколько десятков имен, из которых учителю предлагается отобрать для изучения 2 - 3 произведения.

Отбор и изучение материала элективного курса подчинены нескольким принципам:

  • отобранные произведения призваны создать целостную картину литературы русского зарубежья;

  • должны базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью;

  • формы проведения занятий должны быть разнообразными, приоритетная роль отводится творческим методам обучения, позволяющим включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных произведений.

  • выбор формы творческого задания, исходя из возможностей, интереса и психологических особенностей учащихся

При составлении данной программы учитывались следующие аспекты:

  1. эстетический, так как литература – искусство слова, поэтому большое внимание уделяется работе по постижению законов литературы, так как постижение их и есть важное условие понимания литературного произведения, способствует развитию читательских умений, помогает отличить подлинно художественное произведение от явлений «массовой литературы»;

  2. нравственный, так как изучаемые произведения заставляют задуматься

молодого читателя над коренными вопросами бытия, убеждают, что вечные нравственные ценности неизменны, формируют убеждения, определяют качества личности, направленность её жизненных интересов;

  1. речевой, так как используется путь «медленного вчитывания» в художественный текст, подразумевает большое количество творческих работ. Результатом такой работы является совершенствование культуры речи учащихся, как письменной, так и устной;

  2. культурологический: изученные произведения русской зарубежной литературы отражают многие вопросы русской истории, социальной, политической, духовной жизни России, расширяют представление о жизни, включают читателей в широкое историческое пространство;

  3. формирует стойкий личный интерес к чтению.



ЦЕЛИ КУРСА:

    1. Сформировать представление о русской литературе XX века как едином творческом процессе, рассматривать историко-культурные традиции, понимать их внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения.

    2. Совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения.

    3. Формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

    4. Прививать навыки работы с периодическими изданиями, критической литературой.

    5. Формировать умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.


Отсюда вытекают следующие задачи:

  • совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям русского зарубежья;

  • формировать основные эстетические и теоретико-литературные понятия как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения;

  • продемонстрировать возможности литературно – критических жанров (аннотация, рецензия, эссе, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими:

  • показать национальное своеобразие, связь с традициями классической русской литературы и новаторство литературы русского зарубежья.


ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.

Учащиеся должны знать:

  • сведения по теории и истории литературы, особенности построения и языка художественного произведения;

  • сведения о жизни и творчестве писателей, по той или иной причине эмигрировавших из России;

  • тексты художественных произведений и критические работы на эти произведения;

  • общую историческую и политическую обстановку, в которой создавались произведения русского зарубежья.


Учащиеся должны уметь:

  • анализировать изучаемое произведение с точки зрения содержания и формы;

  • охарактеризовать и оценить главных героев;

  • связать идеи художественных произведений с исторической эпохой и литературными процессами;

  • видеть традиции классической русской и европейской литературы и художественное новаторство писателей;

  • давать оценку произведения на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия;

  • грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров, выразительно читать отдельные произведения или их фрагменты;

  • работать с информацией, подбирать материал по заданной теме из разных источников, в том числе электронных, уметь сопоставлять различные художественные и критические интерпретации.



Учебный план

программы элективного курса для учащихся 11 класса

«Судьба русской литературной эмиграции»




Наименование разделов,

тем

Всего

часов

Типы уроков


Формы

контроля


лекция


практикум


семинар

1.



Три волны русской литературной эмиграции. Возникновение понятия «литература русского зарубежья» Периодизация, предпосылки появления, многообразие литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм и т.д.



2




1




1




-




Тезисы лекции


Конспект статьи



2

«Первая волна» русской литературной эмиграции.

«Золотое десятилетие» эмигрантской литературы 1925 – 1935 годов. Поэты и прозаики модернистских направлений начала века в эмиграции. Русские литературно-обществ. издания за границей, воскресные чтения у Мережковского, «Зеленая лампа», поэзия «парижской ноты»).

«Старшие» эмигранты–неореалисты (И.Бунин, Л.Андреев, И.Шмелев, В.Ремизов, Б.Зайцев и др.)

И.А.Бунин в эмиграции. Основные этапы творчества после 1924 г. «Темные аллеи» - итог мировоззренческих и эстетических размышлений о загадочной тайне любви. «Чистый понедельник» - метафорический рассказ о судьбе России.

Л.Н.Андреев. Трагическое ощущение времени в рассказе «Иуда Искариот». Историческая основа рассказа. Проблематика, особенности сюжета и композиции. Критические статьи о рассказе «Иуда Искариот»

Б.К.Зайцев – «поэт прозы». Традиции Владимира Соловьева в творчестве Зайцева. Повесть «Голубая звезда» о связи человека со всем окружающим миром.


И.С.Шмелев как художник старой России, «бытописатель русского благочестия» (архиепис-коп Серафим). Повесть «Лето Господне» - идеализация старой патриархальной России


А.М.Ремизов «Слово о погибели земли Русской».


Современная Россия глазами сатириков. «Сатириконцы» Саша Черный, Тэффи, Аркадий Авер-ченко. Политическая злободнев-ность, публицистичность, широ-кое использование сатирического символа. (А.Т.Аверченко «Осколки разбитого вдребезги», «Дюжина ножей в спину революции», Саша Черный «Сатира и лирика», «Жажда», Тэффи «Маркита»)



11

1


1


1



1


1


1


1


1



1


1


1


1

Выступление с сообщением, чтение наизусть стихотворений


Конспект лекции, комплексный анализ художест. текста, рецензия на сочинения, подготовка альманаха


Вопросы к тексту рассказа


Конспект критических статей


Сочинение-отзыв


Проект «Как играли праздники на Руси»


Таблица «худож.-изобразительные средства» в романе


Презентация книги



3

«Вторая волна» русской литературной эмиграции.

Германия и Америка как культурные центры русского Зарубежья. Творчество Е.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, Б.Ширяева – неизвестный материк русской литературы.


1

1







Тезисы лекции

4

«Третья волна» русской литературной эмиграции.

Поколение «шестидесятников». Причудливое соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы XX века.


Владимир Набоков как русский и иноязычный писатель. «Другие берега» - автобиографический роман.


Александр Солженицын. Роман «В круге первом». Особенности сюжета и композиции. Система характеров как основа изображе-ния общественного устройства в произведении.


Иосиф Бродский. Особенности поэтики. Поиски новых форм.


5



1



1


2


1





Тезисы лекции


Сочинение-отзыв


Самостоятельный анализ эпизода


Анализ стихотворения

5

Жанр антиутопии в литературе русского зарубежья

Василий Аксенов. Переплетение фантастики с реальными истори-ческими событиями в романе – антиутопии «Остров Крым»

Катастрофичное мироощущение и идеологическая борьба в антиутопиях литературы русского Зарубежья. Особенности антиутопии как жанра. Активное обращение к антиутопии в литературе эмиграции как своеобразный отклик на давление авторитарной политической системы.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Ю.Даниэля «Говорит Москва», В.Войновича «Москва», В.Аксенова «Остров Крым», А.Гладилина «ФССР».

Сочетание гиперболизированных деталей реальной жизни с фантастикой.


3






1



2



Анализ эпизода


Презентация книги

6

Тема войны в творчестве писателей – эмигрантов.

Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» - трагический рассказ о «будничной» войне.

Георгий Владимов. Образ России в романе «Генерал и его армия». Толстовское толкование народной войны и русского национального характера, утверждение высокой нравствен-ности..

Владимир Войнович. Изображение войны глазами прос-того солдата в романе – анекдоте «Необычайные похождения Ивана Чонкина». Разрушение официальных мифов о войне. Юмористические приемы в изображении главного героя Чонкина. Сатира в изображении представителей официальной власти.

Два разных толкования войны. Трагическая и гротесковая формы повествования.


5





1



2


1


1


Доклад на читательской конференции


Сочинение-рецензия


Работа с эпизодом

7

Сатирические традиции в творчестве писателей-эмигрантов.

Владимир Войнович. «Шапка» - сатирическая повесть о судьбе русской интеллигенции. Развитие гоголевских традиций в повести, образ «маленького человека» Ефима Семеновича Рахлина. Тема нравственного выбора.


Сергей Довлатов. Чеховские традиции в творчестве Довлатова.


Саша Соколов «Школа для дураков». Сквозные мотивы (река, железная дорога, сумерки, детство) в творчестве С.Соколова. Картина мира, предчувствие перемен.

4






2


1



1





Сопоставительный анализ (традиции Гоголя в повести)


Отзыв на рассказ


Сочинение-миниатюра

8

Подведение итогов элективного курса.

Место литературы русского зарубежья в едином литературном процессе России XX века.


3



1






2

Тезисы лекции


Защита рефератов



Учебная программа элективного курса для учащихся 11 класса

«Судьба русской литературной эмиграции»


Раздел 1.

Три волны русской литературной эмиграции.

Великое русское «рассеяние» как историко – литературный факт. Исторические предпосылки возникновения литературы русского зарубежья. «Центры» русской эмиграции: Берлин (1921 – 23 гг.), Париж (1924 – 39 гг.), Нью–Йорк (1050 – 80 гг.).

Художественные литературные издания за границей на русском языке: «Грядущая Россия» (Париж), «Русская мысль» (София – Прага – Париж), «Современные записки» (Париж), «Новый журнал» (Нью – Йорк), «Новая русская книга» (Нью – Йорк). Политическая жизнь русских эмигрантов. Идеологические фракции эмигрантов и конфликт поколений

Основная тематика литературы русского зарубежья в разные периоды. Образ России в эмигрантской литературе.

Возникновение понятия «русское зарубежье». Эмиграция как «Россия в миниатюре» (З. Гиппиус). Осознание писателями-эмигрантами своей роли как хранителей и продолжателей русской национальной культуры. Споры о роли русской литературы среди писателей-эмигрантов.


Раздел 2.

«Первая волна» русской литературной эмиграции.

«Золотое десятилетие» эмигрантской литературы 1925 – 1935 годов. Поэты и прозаики модернистских направлений начала века в эмиграции: символисты

( Д.Мережковский, Н.Минский, К.Бальмонт, З.Гиппиус), акмеисты (Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич), футуристы (И.Северянин). Русский литературный Париж (литературно–общественные издания, воскресные чтения у Мережковского, «Зеленая лампа», поэзия «парижской ноты»).

«Старшие» эмигранты–неореалисты (И.Бунин, Л.Андреев, И.Шмелев, В.Ремизов, Б.Зайцев и др.)

Тема осмысления революции и исторического пути России (Р.Гуль, П.Корнилов, М.Алданов и др.).

Тема ностальгии как сквозная тема русского литературного зарубежья. Рефлексия по поводу судьбы эмигранта (И.Шмелев, И.Бунин, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Г.Адамович и др.)

И.А.Бунин в эмиграции. Основные этапы творчества после 1924 г. Трагические ощущения после разрыва с родиной. «Темные аллеи» - итог мировоззренческих и эстетических размышлений о загадочной тайне любви. «Чистый понедельник» - метафорический рассказ о судьбе России: тематика, проблематика, образная системе, особенности поэтики.

Л.Н.Андреев. Трагическое ощущение времени в рассказе «Иуда Искариот». Историческая основа рассказа. Проблематика, особенности сюжета и композиции. Критические статьи о рассказе «Иуда Искариот»

Историческая проза М.Алданова. Тетралогия «Мыслитель» («Святая Елена, маленький остров», 1923; «Девятое Термидора», 1923; «Чертов мост, 1925; «Заговор», 1927), романы о русской революции («Ключ», 1929; «Бегство», 1931, «Пещера», 1935, «Истоки», 1945). Пушкинская традиция в изображении столкновения маленького человека с волей истории. Скрытая полемика с авторами советских исторических романов.


Б.К.Зайцев – «поэт прозы». Традиции Владимира Соловьева в творчестве Зайцева. Повесть «Голубая звезда» о связи человека со всем окружающим миром.


И.С.Шмелев как художник старой России, «бытописатель русского благочестия» (архиепископ Серафим). Повесть «Лето Господне» - идеализация старой патриархальной России. Становление русской души, тема детства в повести. Индивидуальный стиль писателя, особенности языка: «живая, подлинная речь народа со всех концов России».


А.М.Ремизов «Слово о погибели земли Русской» - размышления писателя о трагической исторической судьбе России. Субъективное, «сновидческое» преображение бытового – от вещного, от «скарба и запахов» к действительности преображенной, идеальной.


Современная Россия глазами сатириков. «Сатириконцы» Саша Черный, Тэффи, Аркадий Аверченко. Политическая злободневность, публицистичность, широкое использование сатирического символа. (А.Т.Аверченко «Осколки разбитого вдребезги», «Дюжина ножей в спину революции», Саша Черный «Сатира и лирика», «Жажда», Тэффи «Маркита»)


Раздел 3.

«Вторая волна» русской литературной эмиграции.

Причины послевоенной эмиграции. Германия и Америка как культурные центры русского зарубежья. Творчество Е.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, Б.Ширяева – неизвестный материк русской литературы. Основная проблематика творчества: изображение трагедии XX века, преодоление страха и освобождение сознания человека, искусство как способ преодоления трагического раскола мира.


Раздел 4.

«Третья волна» русской литературной эмиграции.

Поколение «шестидесятников». Неприятие советской государственной системы и советского государства. Причудливое соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы XX века.


Владимир Набоков как русский и иноязычный писатель. «Другие берега» - автобиографический роман. Воссоздание прошлой патриархальной России на страницах романа, ощущение потерянного рая, ностальгия по прошлому дореволюционной России: «Кончилась навсегда Россия». Неповторимый стиль писателя: мистификация, игра, пародии, словесные кроссворды, «цветные» ощущения – литературные находки Набокова.


Александр Солженицын. Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына. Роман «В круге первом». Творческая история, различные редакции. Особенности сюжета и композиции. Прием «чрезвычайного сжатия» художественного времени. Хронотоп как важнейший организующий элемент. Способы построения системы персонажей. Синхроническая природа эпоса Солженицына.


Иосиф Бродский. Особенности поэтики. Поиски новых форм. Творческий путь. Нобелевская лекция – поэтический манифест Бродского. Примат эстетического над этическим. Творчество – «впадение в зависимость от языка». Книги стихов «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохе». Трагический характер мировосприятия, предчувствие мировой катастрофы. Книга стихов «Урания». Проблема соотношения времени и языка. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, усложненность поэтического синтаксиса. Движение от точных метров к интонационному стиху.


Раздел 5.

Жанр антиутопии в литературе русского зарубежья

Катастрофичное мироощущение и идеологическая борьба в антиутопиях литературы русского Зарубежья. Особенности антиутопии как жанра. Активное обращение к антиутопии в литературе эмиграции как своеобразный отклик на давление авторитарной политической системы.


Развитие жанра антиутопии в творчестве Ю.Даниэля «Говорит Москва», В.Войновича «Москва», В.Аксенова «Остров Крым», А.Гладилина «ФССР».

Сочетание гиперболизированных деталей реальной жизни с фантастикой.

Василий Аксенов. Обзор жизни и творчества. Мотив дороги как главный организующий мотив прозы Аксенова. Общая характеристика творчества в эмиграции.

Роман – антиутопия «Остров Крым» (1981 г.) Переплетение фантастики с реальными историческими событиями Гражданской войны. Остров Крым – страна благоденствия, благополучия и золотого века. Открытость острова всеми миру, его космополитичность.

Развенчание в романе идеи Общей Судьбы и утопических принципов социалистического государственного устройства. Спор в романе о двух путях развития России: славянофильский идеал общины, державности и «западнический» суверенитет личности.

Герои романа. Марлен Михайлович Кузенков – советский идеолог и Лучников – рыцарь идеи Общей Судьбы.

Убежденность автора, что русское возрождение и русский социализм не совместимы.

Раздел 6.

  1   2   3

Похожие:

Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса по математике «Мир алгебры»
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Химия вокруг нас»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, она рассчитана на ориентацию учащихся в выборе естественно научного профиля обучения...
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса «Экология и здоровье» для учащихся 9 класса Автор: Зеленова Елена Владимировна
Предлагаемый элективный курс является межпредметным. Он предназначен для обучающихся 9-х классов, проявляющих интерес к изучению...
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса по литературе для 11 класса «Основные темы творчества Марины Цветаевой»
Авторская программа элективного курса «Основные темы творчества Марины Цветаевой» предназначена для учащихся 11 класса
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах
...
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса по математике для учащихся 9 класса Автор программы: Пучнина Татьяна Павловна г. Нижневартовск 2011 г. Пояснительная записка Элективный курс «Мир графиков функций»
Ценность данного курса состоит в целостном рассмотрении функций и их графического представления и возможности учащимися сравнивать,...
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса для 11 класса «Химия и окружающий мир человека»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconПрограмма элективного курса для обучающихся 10 класса средней школы Тип элективного курса: межпредметный
Мбоу «Нелюбинская сош» Томского района Томской области, высшая квалификационная категория, 2012 г
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель iconМодифицированная программа элективного курса по английскому языку для 7 класса. Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7 классов, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах
Программа элективного профильного курса для учащихся 11 класса. Автор составитель icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса по математике
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница