Бережная Ольга Николаевна




Скачать 10.81 Kb.
НазваниеБережная Ольга Николаевна
Дата03.02.2016
Размер10.81 Kb.
ТипЭлективный курс
Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания высшей категории

БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 135»





Элективный курс для учащихся 8 – 9-х классов

общеобразовательной школы


«Вместе мы –

одна семья»


Омск-2013 г.


Пояснительная записка.


Данный элективный курс является курсом по истории, изучающим положение народов на территории России, как в историческом контексте, так и на современном этапе. Основной акцент курса делается не на изучении культуры и исторических особенностей того или иного этноса, а на общей концепции многонационального государства. Отсюда основное внимание уделяется проблемам межнационального единства народов России на определенных исторических этапах, политике правительства относительно отдельных народов в определенную историческую эпоху, а также проблемам межнациональных отношений в современной России. Отдельно выделена тема: «Народы России в Великой Отечественной войне».

Основу элективного курса составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время – хронология событий и процессов;

  2. Историческое пространство – историческая карта России;

  3. Историческое движение:

  • формирование и развитие этнонациональных человеческих общностей, динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • развитие отношений между народами.

Сквозная линия курса, пронизывающая и связывающая все сказанное выше – проблема межнационального единства народов России. Она предполагает: а) характеристику основных этапов формирования многонационального государства; б) изучение вклада различных народов в победу СССР в Великой Отечественной войне и в строительство современного государства; в) характеристику потребностей, интересов, мотивов действий народов в различных исторических условиях; г) характеристику особенностей национального восприятия мира, ценностей.

Курс рассчитан на 18 часов и предполагает большое количество практической, творческой работы для школьников, как индивидуальной, так и групповой.


Цели и задачи курса.


На ступени основного общего образования цели и задачи курса формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.


Задачи:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об этапах и особенностях формирования многонационального государства в политической, духовной и нравственных сферах;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Требования к результатам обучения и освоения содержания курса


Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности:

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Основное содержание


Тема 1. Россия – многонациональная страна – 4 часа.

Основные этнические источники и этапы формирования Русского государства. Геополитические особенности и исторические территории народов России. Взаимоотношения русского и других народов России в историческом контексте.

Практическая работа: «Национальное древо моего рода».

Понятия темы: многонациональное государство, межнациональные отношения, толерантность, веротерпимость, межнациональная интеграция.


Тема 2. Народы России в Великой отечественной войне – 5 часов.

Начало Великой отечественной войны и мобилизация всех народов СССР для борьбы с захватчиками. Партизанское движение на оккупированных территориях. Национальная церковь в годы войны. Способы расправы фашистов с народным сопротивлением. Холокост на территории СССР. Единство тыла для победы над врагом.

Практическая работа: «Боевой отряд моего деда».

Понятия темы: мобилизация, партизанская война, Холокост, тотальное уничтожение.


Тема 3. Преследование различных народов период СССР – 5 часов.

«Неугодные народы». Преследование казачества и уничтожение его как отдельного сословия. Гонения крымских татар. Переселенческая политика для «неугодных» национальных меньшинств. Ассимиляционная национальная политика правительства СССР. Начало «еврейской истории» в СССР. Гонения евреев в период сталинизма. Положение евреев в 60-70-е гг. Основание Биробиджанской области. Массовые отъезды евреев в Израиль в 70-80-е гг. Советская пропаганда о положении советских граждан за рубежом.

Практическая работа: «О чем рассказал семейный альбом?».

Понятия темы: «неугодные народы», этнические меньшинства, переселенческая политика, пропаганда.


Тема 4. Современная Россия – наш общий дом – 4 часа.

Истоки и проявления межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР. Причины межнациональной розни в современной России. Толерантность как основа будущего мирного сосуществования народов. Современные интеграционные межнациональные процессы в России и мире.

Национальная политика правительства Российской Федерации, ее цели, задачи и пути претворения в жизнь.

Практическая работа: «Изучаем Конституцию Российской Федерации».

Понятия темы: межнациональный конфликт, мирное сосуществование, межнациональная интеграция.


Источники:

  1. Конституция СССР 1936 г.

  2. Конституция СССР 1977 г.

  3. Конституция Российской Федерации 1993 г.

  4. Декларация прав народов СССР 1917 г.

  5. Декларация прав и свобод человека 1949 г.


Интернет – источники:

  1. Бердников А.Г. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.// www.proshkolu.ru/user/alex73/file/1054633/

  2. Вебер М. Холокост: нужно выслушать обе стороны. //warrax.net/81/veber.html

  3. Геноцид. Реферат.// www.istorya.ru/referat/referat2/22878.php

  4. Горбачев М.С. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства. // www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/66.htm;

  5. Ефимов Г.К. Народы СССР в борьбе с фашизмом.// www.rusedu.ru/detail_6056.html

  6. Распад СССР – Википедия. // ru.wikipedia.org/wiki

  7. Холокост - Википедия.// ru.wikipedia.org/wiki



Литература:

  1. Бородай Ю. От этнического многообразия к национальному единству// Россия на новом рубеже. -М., - 1991.;

  2. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы. -М., - 1995;

  3. Дробижева Л.M. Духовная общность народов СССР (Историко-социологический очерк межнациональных отношений). - М., 1981;

  4. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России - М., 1993;

  5. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972;

  6. Лихолат A.B., Панибудьласка В.Ф. В единой семье народов. - М., 1989;

  7. Михалин В.А. Национальная политика как фактор государственного строительства. - М , 1995.;

  8. Росенко М.Н. Патриотизм и общенациональная гордость советского народа. - Л., 1977;

Похожие:

Бережная Ольга Николаевна iconЛитература: 25
Разработчик – Пащенко Ольга Николаевна, учитель информатики моу новогородковской средней общеобразовательной школы Одинцовского района...
Бережная Ольга Николаевна iconПрограмма экспериментальной работы по информатизации учебно-воспитательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения
Разработчик – Пащенко Ольга Николаевна, учитель информатики моу новогородковской средней общеобразовательной школы Одинцовского района...
Бережная Ольга Николаевна iconНет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем
Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям,...
Бережная Ольга Николаевна iconПреподаватели кафедры управления персоналом: Байдалова Ольга Васильевна
Байдалова Ольга Васильевна доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом. В настоящее время преподает...
Бережная Ольга Николаевна iconОльга Петина «Современное декоративное садоводство. Деревья и кустарники»
Ольга Петина «Современное декоративное садоводство. Деревья и кустарники» (+ cd-rom). Эксмо
Бережная Ольга Николаевна iconПояснительная записка Автор : Яцишин Ольга Александровна, учитель начальных классов моу сош №9 г. Новый Уренгой
Автор: Яцишин Ольга Александровна, учитель начальных классов моу сош №9 г. Новый Уренгой
Бережная Ольга Николаевна iconСегодня гость рубрики «Визитка» Людмила Николаевна Максимовская -авторитетный врач-стоматолог России с активной профессиональ­ной позицией, посол
Сегодня гость рубрики «Визитка» – Людмила Николаевна Максимовская –авторитетный врач-стоматолог России с активной профессиональ­ной...
Бережная Ольга Николаевна iconРецепты из черного ящика
Ольга Бруковская: «В самое ближайшее время произойдет интеграция Webby и HeadHunter» 6
Бережная Ольга Николаевна iconО создании аттестационной
Голенкова Ольга Александровна – аспирантка 3 года обучения (заочно) Руководитель – профессор Мирошников В. В
Бережная Ольга Николаевна iconСтолярова Ольга Евгеньевна, 5 сентября 1970
Доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии философско-социологического факультета ранхиГС
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница