Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью




Скачать 21.24 Kb.
НазваниеКомпьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер21.24 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3


ГБС(К)ОУ специальная (коррекционная) школа №4

Василеостровского района Санкт-Петербурга


Методическая работа


КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Выполнила:

Форостенко Елена Николаевна


Санкт-Петербург

2012

Содержание

стр.

Введение

3

1. Компьютерная грамотность в образовательном процессе

5

2. Теоретические основы процесса социализации

14

3. Психолого-педагогические особенности детей с легкой умственной отсталостью


19

4. Формирование компьютерной грамотности у учащихся с легкой умственной отсталостью


25

Литература

32



Введение


Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать современными умениями, планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, эффективно использовать новые технологии. Информационные технологии завоевывают новые сферы человеческой деятельности, владение информационными технологиями становится необходимостью и потребностью каждого человека.

Изменения в жизни России, поставили педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Социализация умственно отсталых лиц предполагает возможность ориентироваться в окружающей жизни. Специальные (коррекционные) школы призваны решать задачи коррекции и компенсации психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья, создавать условия для их социализации с целью, по возможности, максимально подготовить их к самостоятельной жизни.

В современных условиях жизни общества информационная подготовка детей с нарушением интеллекта приобретает важнейшее значение. В последние годы и специальные коррекционные учреждения активно оборудуются компьютерной техникой. В школах уже накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения компьютерных технологий, как на уроках при изучении новых тем, на индивидуальных коррекционных занятиях, так и во внеклассной работе, на общешкольных мероприятиях для учащихся с лёгкой умственной отсталостью.

Современное информационное общество требует определенной информационной подготовки выпускников коррекционных школ. Под информационной подготовкой данной категории учащихся подразумевается формирование у них совокупности элементарных информационных знаний и умений.

Учащиеся получают основные информационные знания и оттачивают практические умения на уроках информатики. Учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида не могут освоить данный общеобразовательный предмет в полном объеме. Но, тем не менее, для успешной социализации их в современном информационном обществе они должны обладать минимальной совокупностью информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у лиц с нарушением интеллекта. Поэтому, проблема обучения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида элементам компьютерной грамотности с целью успешной социализации этой категории детей представляется важной и актуальной.

Таким образом, возникает потребность практического решения проблемы обучения учащихся с умственной отсталостью элементам компьютерной грамотности с целью формирования надпредметных, общедеятельных информационных знаний и умений, необходимых для жизни в современном информационном обществе.

1. Компьютерная грамотность в образовательном процессе.

В компьютерной истории нашей страны 1985 год стал этапным. Весной 1985 года было принято партийно-правительственное постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» [3].

С 1985г. начался процесс компьютеризации учебных заведений и информатизация образования, что соответствовало объективным интересам развития общества – экономики, науки и техники, образования и культуры.

У истоков информатизации образования стояли выдающиеся ученые – академики А.П. Ершов, Е.П. Велихов, Н.Н. Красовский, В.А. Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли – Ф.И. Перегудов, В.Н. Афанасьев, М.Р. Леонтьева, А.Ю. Уваров, усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития на годы вперед.

С 1985 г. в школах был введен предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Это решение одной из основных задач реформы школы «…вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе» [2, С.45] . Курс информатики был введен в школу постановлением съезда партии, как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе.

Что же такое компьютерная гра­мотность?

Сама грамотность традиционно и до последнего времени относилась к умению читать и писать. В словаре С.И. Ожегова слово «грамотный» обозначает:

«1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела» [41].

Компьютерная грамотность понимается современными людьми, как умение пользоваться персональным компьютером. Академик А.П. Ершов описывает понятие «компьютерной грамотности» школьников следующими определениями:

1. Умения: понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, основы программирования на одном из языков программирования, практические навыки общения с ПК;

2. Знания: принцип действия и устройство ПК и его основных элементов;

3. Знание дела: применение и роль компьютеров в учебном процессе, производстве и других отраслях деятельности человека. [12, С.7]

В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г., толкование компьютерной грамотности дано не столько из тех­нических, сколько из дидактических сообра­жений и определялось, как умение читать и писать, считать и рисовать, искать ин­формацию и работать с помощью ПК.

Следующий уровень компьютерной гра­мотности связан с умениями искать, на­капливать и перерабатывать в ПК инфор­мацию самого различного рода: в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний. Оформлять их в виде текстов, таблиц, графических объектов и передавать по компьютерным сетям, находить и по­лучать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и ис­пользовать для решения различных прак­тических задач.

Сегодня формирование компьютерной грамотности начинается уже на начальной ступени обучения. В новых образовательных стандартах, по которым будут обучаться учащиеся начальной школы с 2011 года, отмечено, что в «результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения». [43]

Направления изучения информатики и информационных технологий совпадают с действующим стандартом.

В соответствии с действующим стандартом среднего (полного) общего образования [39] изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • использование элементов алгоритмической деятельности;

  • развитие образного и логического мышления;

  • освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

  • овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

  • привитие бережного отношения к техническим устройствам и этических норм работы с информацией.

В начальной школе обучение азам компьютерной грамотности идет в трех направлениях:

1. Информация в окружающем мире. Информация в жизни человека. Примеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых. Источники информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет, устное сообщение). Этические нормы работы с информацией.

2. Работа с информацией: передача, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере). Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Построение простейших логических выражений с использованием связок: «и», «для всех», «или», «не». Команда, исполнитель команд, алгоритм. Примеры простейших алгоритмов (в том числе компьютерных).

3. Практика работы на компьютере. Компьютер, назначение основных устройств. Правила поведения и техника безопасности. Умения работать с наглядно представленными на экране информационными объектами с применением мыши и клавиатуры. Работа с простыми информационными объектами: текст, звук, таблица, изображение. Цифровое фото- и видео изображение в учебной деятельности. Набор текстов, конструирование изображений.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик начальной школы должен знать и уметь:

  • источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера (для ввода, вывода и обработки информации);

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

  • выполнять инструкцию при решении учебных задач;

  • выполнять несложные алгоритмы;

  • работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

  • набирать небольшой текст и конструировать простое изображение на мониторе. [39]

После прохождения ознакомительного курса компьютерной грамотности в рамках предмета информатики ученик уже должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации. Например, набирая текст на клавиатуре, выбирая графические объекты из коллекций или создавая свое;

  • использовать доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видеозаписей в папках с данными, созданных самим учеником.

Преподавание информатики в рамках среднего образования определено в стандартах среднего (полного) общего образования [40] и направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, социальных, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов. Но, теперь используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • более интенсивное развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и передовых средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности. В том числе соблюдение авторских и смежных прав на интеллектуальную собственность (программное обеспечение);

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе творческой деятельности.

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Вторая ступень образования позволяет использовать перечисленные выше приобретённые теоретические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Все эти знания и умения формируют компьютерную грамотность, как составную часть информационной культуры личности. Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель – формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения [39].

Курс общеобразовательной школы, целями и задачами которого является обеспечение компьютерной грамотности учащихся, сегодня имеет следующие характеристики:

  • компьютерная грамотность обеспечивается изучением уже не одного курса информатики, а комплекса учебных предметов. Поэтому при разработке содержания курса «компьютерная грамотность» учитываются функции и вклад в компьютерную грамотность других предметов;

  • курс основ информатики и вычислительной техники, ставший фундаментальной компонентой общего среднего образования, решает задачи не только подготовки учащихся к практической деятельности, но и умственного развития, формирования научного мировоззрения, воспитания учащихся и др. Кроме того, общеобразовательный характер этого учебного предмета требует доступности его содержания для всех школьников, учащихся ПТУ и техникумов; т.к. компьютеры используются почти во всех сферах жизнедеятельности человека;

  • курс информатики имеет межпредметный характер;

  • информатика как наука является «молодой» отраслью научного знания, поэтому имеется немало различных позиций относительно круга вопросов, составляющих ее предмет, а также удельного веса каждого из этих вопросов в содержании этой науки;

  • курс школьной информатики как основы данной отрасли знаний отражает ту инвариантную часть этой науки, которая содержится в самом определении предмета информатики;

  • как любой другой школьный предмет «основы информатики» не только знакомит учащихся с кругом вопросов, изучаемых этой наукой, но и формирует определенный комплекс практических умений и навыков. Основное внимание в содержании курса сосредоточено на формировании алгоритмической культуры, развитии навыков программирования;

  • учащиеся знакомятся с такими важнейшими сферами использования вычислительной техники в производстве, как станки с программным управлением, бытовые и полупромышленные машины со встроенными микропроцессорами, автоматизированные рабочие места на рабочей сетке и в офисах. Школьники получают представление об АСУ и автоматизации проектирования, применения ПК в науке, медицине, образовании.

Из характеристик курса информатики в общеобразовате6льной школе видно, что основной целью обучения компьютерной грамотности учащихся является формирование и развитие у них общеучебных, общедеятельных умений и навыков, которые являются универсальными для многих школьных предметов.

Можно выделить следующие общеучебные навыки, формируемые в процессе изучения курса информатики:

1. Учебно-технологические. Они обеспечивается образовательной линией “Прикладные технологии”.

2. Учебно-информационные (познавательные универсальные учебные действия). Развитие умений этой группы предполагает формирование навыков поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

3. Учебно-организационные. Развитие таких умений достигается во время выполнения самостоятельных практических работ и разработки и реализации индивидуального или группового проекта, когда особенно важно не только правильно спланировать работу и рационально распределить время на выполнение отдельных этапов, но и суметь организовать себя, регулировать свою деятельность в соответствии с задуманным.

4. Учебно-коммуникативные. (Коммуникативные универсальные учебные действия), Развитие умений этой группы предполагает адекватно е использование коммуникативных, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Есть ряд тем, при изучении которых возможны дискуссии, обсуждения. Например, “Что такое информация”, “Место информатики в научном познании человека”, “Информационные услуги Интернета”, “Электронная почта”.

5. Учебно-интеллектуальные. Развитие этих умений происходит, при изучении всех тем образовательной линии. [9]

Таким образом, в процессе изучения предмета информатика ученик не только формирует собственный багаж знаний по предмету, но и получает сопутствующую информацию о правилах и нормах этического и морального аспектов информационной деятельности с юридической, экономической и нравственной стороны. Умение создавать электронный документ, который может быть принят в предприятиях торговли, коммунального хозяйства, почтовой службы и т.д. также соответствует современному уровню образованности человека. Формируются и развиваются надпредметные знания и умения, компетентность учащихся, общественный социальный опыт, что способствует социализации ученика.

  1   2   3

Похожие:

Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconМатериалы по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью icon«Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
Раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных...
Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconКомпьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры

Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconКамышинская средняя общеобразовательная школа
Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья....
Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconРеферат на тему: Современная игрушка как средство социализации

Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconГлава I
Ii. Процедуры опытно- экспериментального исследования школьников с лёгкой степенью умственной отсталости
Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconСведения о выпускниках школы-интерната 2008-2010 годов
Специальный коррекционный класс для обучающихся с умственной отсталостью 9 б 5 человек
Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconЛакизо Ирина Леонидовна г. Новосибирск
Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconАбилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью iconПрограмма специльной (корррекционной)
Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница