Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик




Скачать 12.56 Kb.
НазваниеЮ. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик
Дата03.02.2016
Размер12.56 Kb.
ТипДокументы
Надруковано: Слободяник, Ю. Б. Актуальные проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики в Украине [Электронный ресурс] / Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. – М. : Креативная экономика, 2011. – 496 с.: ил. – c. 115-121. – http://www.creativeconomy.ru/articles/21950/


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В УКРАИНЕ


Основой фундаментальных изменений процесса воспроизводства на современном этапе развития человечества стали инновации. Раскрытие новых возможностей обработки информации и знаний привело к тому, что общественное богатство сегодня производится преимущественно при помощи информационных ресурсов. Вследствие этого повышается ценность фундаментальных исследований, являющихся источником принципиально новых уникальных знаний о природе, человеке, обществе.

Тип экономики, в которой знания играют ведущую роль, а их производство является источником экономического роста, получил название «экономика знаний». Также часто используют близкие по смыслу термины «общество знаний», «информационное общество», «инновационная экономика».

Профессиональное управление знаниями сегодня становится более сложной задачей, чем управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в настоящее время рост инвестиций в знания происходит гораздо быстрее, чем рост инвестиций в основной капитал. Для исследования процессов, сопровождающих построение нового типа экономики, OECD были предложены следующие индикаторы:

  • развитие высокотехнологического сектора экономики, инновационная активность;

  • размер инвестиций в сектор знаний – расходы на высшее образование, разработка программного обеспечения, научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

  • разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программных продуктов и услуг;

  • увеличение численности занятых в сфере науки и высоких технологий;

  • объемы и структура венчурного капитала;

  • участие частного капитала в финансировании научно-исследовательских и конструкторских работ;

  • структура затрат на научно-исследовательские и конструкторские работы по стадиям научных исследований (фундаментальные и прикладные);

  • международное сотрудничество в сфере науки и инноваций;

  • усиление кооперации между предпринимательскими структурами, научно-исследовательскими организациями и университетами;

  • межгосударственный обмен результатами изобретений;

  • мобильность ученых, профессионалов и студентов;

  • увеличение объемов финансовых операций;

  • распространение информационно-коммуникационных технологий;

  • доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных услуг и прочее.

Кроме этого, широкое применение получил предложенный Всемирным банком индекс экономики знаний, при помощи которого оценивается степень готовности страны к переходу на экономику знаний. Расчет данного индекса основан на определении среднеарифметического четырех агрегированных индексов – экономического стимулирования и институционного режима, инновационной системы, образования и человеческого капитала, информационных и коммуникационных технологий. Нормализованный показатель для каждой страны рассчитывается как соотношение количества стран, показатели которых хуже данной страны, к количеству всех рассматриваемых стран. Рассчитанный показатель варьирует от 0 до 10. Расчет индекса экономики знаний проводится с 1995 года. Информация по данным 145 стран размещена и постоянно обновляется на официальном сайте Всемирного банка [1].

В рейтинге 145 стран мира Украина занимает 51 место с показателем 6,0. Для сравнения – лидером рейтинга является Дания с показателем 9,52. Анализ приведенных на сайте данных свидетельствует о том, что по показателю образования и человеческого капитала Украина приближается к развитым странам (8,15). В тоже время показатель институционального режима очень низок (4,27) [1]. По мнению специалистов, это связано с низким качеством таких институтов, как защита прав собственности (в том числе интеллектуальной), независимость судебной системы, прозрачность принятия правительственных решений, сложность государственного регулирования, эффективность корпоративного управления, организованная преступность [2].

В построении экономики знаний ведущую роль играет государство, которое должно создать соответствующую правовую, налоговую и организационно-экономическую среду, а также способствовать изменениям общественного сознания, отношению граждан к образованию и знаниям, их популяризации. Возникает потребность в механизмах, которые бы позволили обеспечивать устойчивость институциональной среды, развивать стабилизирующие и регулирующие ее институты.

Необходимо отметить, что Украина унаследовала от бывшего СССР достаточно мощную производственную и научно-техническую базу, значительные запасы природных ресурсов, квалифицированные кадры. Это позволило Украине долгое время оставаться мировым лидером в машиностроении, металлургии, химической промышленности, производстве военной техники, авиастроении, космических технологиях. Но с годами факторы, предоставляющие конкурентные преимущества, постепенно исчерпываются. Возникает необходимость поддержки стратегически важных отраслей народного хозяйства со стороны государства, ведь именно ему должна принадлежать ведущая роль в организации инновационного развития национальной экономики.

К сожалению, инновационная составляющая украинской экономики из года в год сокращается и на сегодняшний день, по оценкам специалистов, не превышает 6 %. В Европейском Союзе этот показатель составляет более 60%, а в США – 78 %. Так, по данным Государственного комитета статистики Украины, количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки, в 2010 году по сравнению с 2000 годом сократилось на 12,6 %. Количество ученых за тот же период времени сократилось на 25,9 %. При этом количество докторов наук в экономике возросло на 39,5 %, а кандидатов наук – на 43,0 % [3].

Из года в год уменьшается и инновационная активность предприятий. Так, в 2000 году удельный вес предприятий, занимавшихся инновациями, составлял 18,0 %, а в 2010 году – лишь 13,8 %. Удельный вес финансирования технологических инноваций за счет средств государственного бюджета в 2010 году составлял 1,1 %. Основным источником финансирования технологических инноваций продолжают оставаться собственные средства предприятий.

Следует отметить, что развитие экономики знаний постепенно оттесняет традиционные факторы успеха – наличие и качество природных ресурсов, географическое расположение, развитость инфраструктуры и прочее. На первый план выходит человеческий капитал, творческие способности личности. Такие тенденции привели к возникновению термина «креативная экономика», то есть экономика, основанная на творчестве и интеллектуальном капитале. На наш взгляд, это вполне соответствует концепции устойчивого развития, в основу которой была положена гармонизация экономической, экологической и социальной подсистем с целью удовлетворения потребностей и обеспечения высокого качества жизни современного и будущего поколений. Ведь переход к устойчивому развитию возможен при эффективном использовании всех видов ресурсов, структурной и технологической модернизации производства, а главное – при максимальном использовании творческого потенциала членов общества.

Использование творческого потенциала личности с целью создания оригинальных инновационных идей позволит не только повысить занятость в экономике. При адекватной государственной поддержке развитие креативной экономики может стать источником устойчивого социально-экономического роста, приобретения конкурентных преимуществ на мировых рынках и т.д. О широких возможностях, открываемых успешным использованием креативных отраслей экономики, свидетельствует опыт таких стран, как Великобритания, Германия, Китай, США и др. При этом к креативным отраслям экономики относят производство креативной продукции и услуг – модной одежды, книг, фильмов, музыки, картин и других предметов искусств, компьютерных игр, дизайнерских, туристических услуг и прочее. Как отмечают специалисты, креативные отрасли экономики не только развиваются быстрыми темпами, но и устойчивы к влиянию экономических и финансовых кризисов.

К сожалению, статистических данных о развитии креативного сектора в экономике Украины нет. Тем не менее, по имеющимся данным можно выявить косвенные признаки развития креативной экономики в Украине. Так, за период с 2000 по 2010 годы количество профессиональных театров возросло на 6,9 %, концертных организаций – на 36,1 %, музеев – на 44,4 %. Количество книжных изданий за тот же период времени увеличилось на 191%, журналов и периодики – на 127 %. Значительным является увеличение туристических потоков. Так, количество иностранных граждан, посетивших Украину в 2010 году, составило 21 млн. 203 тыс. человек, что на 230 % больше, чем в 2000 году [3]. Кроме того, необходимо учитывать открывающиеся возможности развития креативных отраслей украинской экономики в связи с проведением чемпионата Европы по футболу Евро-2012.

Таким образом, Украина, безусловно, должна адаптироваться к условиям экономики, основанной на знании, творчестве и инновациях. И начинать надо, по нашему мнению, с модернизации и развития современных политических и общественных структур. Расширение и активизация инновационной научной и образовательной деятельности, поддержка новых идей, знаний и технологий, готовность к созданию и внедрению в научно-образовательную практику инноваций различного функционального назначения напрямую зависят от практической реализации государственной инновационной политики. Ведь государство не только в состоянии, но и обязано принимать действенные меры, которые обеспечат условия для построения национальной инновационно-креативной экономики. Для этого, по нашему мнению, необходимо предпринять следующее:

1. Законодательно определить стратегические направления и сконцентрировать на них инновационно-инвестиционную политику.

2. Создать конкурентоспособный сектор исследований и разработок, обеспечить условия для его расширенного воспроизводства.

3. Ввести систему экономических стимулов комплексной модернизации экономики на основе технологических и творческих инноваций.

4. Разработать меры государственной поддержки малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги.

5. Усовершенствовать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы использования научно-технической информации, в т.ч. защиту авторских прав на неопубликованные результаты научных исследований (научно-технических отчетов, документации и т.п.).

6. Разработать нормативно-правовые условия использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности, полученных с использованием бюджетных средств, что ускорит процессы коммерциализации результатов научных исследований.

7. Обеспечить необходимые условия для развития венчурного предпринимательства.

8. Разработать меры налогового стимулирования, антимонопольного, таможенного, финансового контроля и технического регулирования инновационно-инвестиционной деятельности.

9. Усовершенствовать систему бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности, статистической отчетности в области инновационно-инвестиционной деятельности.

10. Разработать систему оценки эффективности инновационно-инвестиционной деятельности.

11. Обеспечить и реализовать контрольные функции государства в отношении законности и эффективности использования средств, направленных на инновационно-инвестиционную деятельность.


Список литературы

1. http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp.

2. Пенькова И. Экономика знаний: институциональные трансформации [Электронный ресурс] / И. Пенькова. – Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/eprom/2009_44/st_44_02.pdf.

3. http://www.ukrstat.gov.ua.

Похожие:

Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconДоклад Стр. 1 Ковалева Анастасия, ученица гоу «Средняя общеобразовательная школа №1 г п. Хотимска»
Молодежь против наркотиков: Сборник материалов международной научно-практической конференции 16 апреля 2010 г. / Под общей ред. Старостенков...
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconПрограмма 68-ой научно-практической конференции студентов
Сборник тезисов 68-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений бгу....
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconПрограмма шестой международной молодежной научно-практической конференции «Инновационные технологии в металлургии и машиностроении. Уральская научно-педагогическая школа по обработке металлов давлением имени профессора А. Ф. Головина»
Шестой международной молодежной научно-практической конференции «Инновационные технологии в металлургии и машиностроении. Уральская...
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconОздания и возделывания сельскохозяйственных растений материалы Международной научно-практической конференции Саратов 2012
Инновационные технологии создания и возделывания сельскохозяйственных растений: Материалы Международной научно-практической конференции....
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconФундаментальные и прикладные исследования: Труды III международной научно-практической конференции. Мгу им. М. В. Ломоносова, географический факультет, Москва
Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды III международной научно-практической конференции. Мгу им. М....
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик icon«Технология социально-личностного развития и воспитания дошкольников»: материалы городской научно-практической конференции/ под редакцией Т. М. Бабуновой, Н. И
«Технология социально-личностного развития и воспитания дошкольников»: материалы городской научно-практической конференции/ под редакцией...
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconСписок печатных работ сотрудников школы в 2011-2012 учебном году
Дьякова З. Ф., Сайгушева С. Ю. «Скаутское движение как ресурс развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы». Сборник...
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconРоссийский государственный социальный университет
Научное творчество студенческой молодежи: социально педагогический аспект. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции...
Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. М. Креативная экономик iconРешение международной научно-практической конференции по инженерному мерзлотоведению, посвященной xx-летию ООО нпо «Фундаментстройаркос»
Международной научно-практической конференции по инженерному мерзлотоведению, посвященной xx-летию ООО нпо «Фундаментстройаркос»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница