Конкурс для педагогов и учащихся




Скачать 27.31 Kb.
НазваниеКонкурс для педагогов и учащихся
Дата03.02.2016
Размер27.31 Kb.
ТипКонкурс
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

«Недаром помнит вся Россия»

Внеклассное мероприятие на тему:

«Памятный 1812 год»


Подготовила:

Бамбурова Ольга Викторовна

учитель истории и обществознания

Бахиловского филиала ГБОУ СОШ с. Александровка


Памятный 1812 год.

Цель: Ознакомить с героическими страницами истории России.

Задачи:

1.Отразить основные события Отечественной войны 1812 года.

2. Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы.

3.Воспитывать любовь к Родине через изучение памятных страниц истории.

Форма проведения: Заочное путешествие по дороге войны.

Подготовка к мероприятию: работа в группах по разным событиям.

Оформление: Карта, плакат с названием мероприятия, портреты героев войны и командующих армии музыка, эпиграфы, рисунки детей , презентация,  декорации к сценкам


Эпиграфы: «Потомство моё прошу брать мой пример…до издыхания быть верным…Отечеству».

А.В.Суворов.

«Бессмертны мы вовек, России исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод».

А.С.Пушкин

Ход мероприятия.

Музыкальное оформление


Вступительное слово на фоне музыки.

1 ведущий.

Здравствуйте. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести вечер памяти, посвященный участникам Отечественной войны 1812 года, воинам, павшим в боях за нашу Родину.


2 ведущий .

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать его. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают. От какого крепкого корня ведут свой род

1 ведущий. «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...»
В. Г. Белинский

1812 год был значимым годом, переломным моментом в истории человечества, поскольку между великими европейскими государствами определялась судьба будущего мироустройства. Она решалась как на полях сражения, так и в ходе закулисных дипломатических переговоров. На сцене политической истории появился ряд ярких личностей- образцов для подражания. Тогда царил настоящий культ «героев»

2 ведущий. В центре исторической драмы начала 19 столетия оказались два человека, имена которых олицетворяли эту бурную эпоху,- французский император Наполеон Бонапарт и российский монарх Александр I, получивший после войны титул «Благословенного».

1 ведущий. Французский полководец планировал поставить Россию на колени и подписать выгодный для французской империи мир. Перед вступлением он отдал приказ войску, в котором говорил: «Россию преследует рок! Судьба её должна исполниться». Так он заранее говорил о своей победе и погибели России.

2 ведущий. Александр I занял твёрдую и непоколебимую позицию. Император, объявив народу о вторжении неприятеля, прибавил: «Не остается нам ничего иного , как, призвать на помощь Свидетеля и Заступника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы наши против сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На зачинающего Бог. Я не положу оружия , доколь ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем».


Начало Отечественной войны


1 гусар: 12 июня 1812 года армия Наполеона Бонапарта переправилась через реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года.

Бой барабанов.

2 гусар: В этой войне столкнулись две силы. С одной стороны – полумиллионная армия Наполеона, опьяненная многочисленными победами.

3 гусар: Ей противостояла русская армия, численность которой в начале войны составляла одну треть французской.

4 гусар: Перейдя Неман, Наполеон заявил маршалам: «Армии Багратиона и Барклая никогда не встретятся

1гусар. Действительно русские армии находились в тяжелейшем положении. Над ними нависла угроза окружения.

2 гусар. Александр1 заранее назначил каждому из наших генералов, куда отступить в случае нападения неприятеля, если он будет гораздо сильнее.

3 гусар. Багратион и Барклай-де Толли соединились только под Смоленском.

4 гусар: Многие русской армии прошли суворовскую школу, девизом которой было: (все вместе) воюют не числом, а уменьем.

5 г. С первых дней война носила всенародный характер.

Сценка Памятник Энциклоп 278

1гусар Положение русской армии было тяжёлым. Она отступала от западных границ. До Москвы осталось чуть более 200 верст. Солдаты роптали. Рвались в бой.И тогда Александр понял , что ситуация требует назначения другого главнокомандующего, который пользовался большим авторитетом. Таким полководцем мог быть только Михаил Илларионович Кутузов.

2 гусар. Имя М.И.Кутузова в истории России навсегда останется связанным прежде всего с Отечественной войной 1812 года. «когда народный веры глас воззвал к святой твоей седине: «Иди, спаси!» Ты встал- и спас..» писал о подвиге русского полководца Кутузова А.С.Пушкин.

3 гусар.17 августа 67-летний генерал Кутузов прибыл в расположение русских войск. Солдаты восторженно приветствовали нового главнокомандующего, прославленного во многих сражениях и походах. По армии разлетелась присказка : «Приехал Кутузов бить Французов».

4 гусар. Кутузов был смелым полководцем и мудрым политиком. Многие его современники считали, что немыслимо, преступно даже вести разговоры о сдаче Москвы. Какую же смелость надо было иметь, чтобы издать приказ о сдаче Москвы во имя спасения Армии. Что пережил Кутузов? Многие офицеры плакали от стыда и горя, рвали на себе мундиры. Но Кутузов не мог так поступить. Это были самые горькие дни его жизни и самые великие дни его славы: «Да нет же! Будут они лошадиное мясо жрать, как турки!». Эти его слова оказались пророческими. 1гусар. За Бородинское сражение М.И.Кутузов удостоен звания фельдмаршал.


Сценка.


Кутузов.(Сам с собой) Плохи ,плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непривычно для русских солдат этакое. Орлы! Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Смерть без армии государству Российскому. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать.

Солдаты. Ура! (кричат). Веди нас , батюшка, в бой. Утомились, Заждались.

Кутузов. Правда ваша, правда. Пора унять супостата.

Солдаты. (перемигиваются) Вот он настоящий боевой генерал.

Кутузов. Что мы нерусские? Что нам ,в силе господь отказал? Что нам, храбрости не хватает? Сколько же нам отступать!

Солдат. Вот это слова.

Солдаты. Ура генералу Кутузову!

Солдат. Ну, братцы,- ни шагу назад. Не сегодня- завтра решительный бой.

(Уснули. На следующий день. Приказ.)

Генерал Продолжать отступление

Солдаты ( зароптали) А бой?

Солдат Что – то непонятное ( разводят руками)

Солдат. Может, приказ от старых времен остался?

Выехал Кутузов

Солдат. Ваша светлость так что же, опять отступление?

Кутузов( хитро прищурив единственный глаз) Кто сказал отступлении? Сие есть военный манёвр.


Бородинская битва.


«Только тот подвиг красив, который совершается для Родины и народа».
Нина Онилова


1 гусар. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны 1812 года, находится недалеко от села Бородина, в 125 километрах от Москвы.

2гусар. Здесь на равнинах и полях решались судьбы России и всей Европы. Заняв здесь оборону, русская армия преграждала движение французской армии к Москве.

3гусар. В утренней мгле гасли костры и двигались люди. Над Бородинским полем прогремел первый орудийный выстрел. И сразу загрохотало по всему фронту.


Чтение отрывка из стихотворения В. Степанова:


...Металась битвы злая ярость, 
Как вихрь, на запад и восток…
В единый грохот все сливалось, 
Сплеталось все в один клубок…
В одном ряду – отцы и дети, 
Дерзать и детям, и отцам!
И бил в лицо бессмертья ветер
На смерть идущим храбрецам…
И, жертвуя собою, смело
В огне сходились грудь на грудь…
“Ура!”– раскатисто гремело, 
Победе расчищая путь!
Степанов В. Люблю и верю: Стихотворения и поэмы.

4гусар. Из воспоминаний Наполеона .“Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…гремели залпы 1200 орудий” .


“Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”.

2 гусар. Из воспоминаний М.И.Кутузова. “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество” (И.М.Кутузов)


3 гусар. Убитые тысячами лежали вокруг укреплений. С каждой стороны было убито и ранено более чем по 50000 тысяч человек. У русской армии выбыло из строя двадцать три русских генерала. Убит генерал Кутайсов, братья Тучковы, унесён с поля боя тяжелораненый Багратион.

Выходят дамы по две с каждой стороны.

(Стихотворение М. Цветаевой «Генералам 12 года»).

1-я дама:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

2-я дама:

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след,-

Очаровательные франты

Минувших лет!


3-я дама:

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,-

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

4-я дама:

Вас охраняла дань Господня

И сердце матери,- вчера

Малютки – мальчики, сегодня –

Офицера!

1-я дама:

Вам все вершины были малы

И мягок самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

3-я дама:

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

4-я дама:

Три сотни побеждали – трое!

Лишь мертвый не вставал с земли

Вы были дети и герои,

Вы все могли!

2-я дама:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили в небытие!

Барабанный бой. Дамы уходят.


Герои Бородинской битвы


П.И.Багратион.

Солдаты называли Багратиона «Орел». « Бог рати он»- так объясняли его фамилию. Беспредельная храбрость его была легендарна. Он брался за самые рискованные операции и часто своей храбростью исправлял ошибки других. Там, где грозила явная гибель, появлялся этот удивительный человек, и русские солдаты под его руководством совершали чудеса: Багратион всегда находился на самых опасных местах боя. Это видели и ценили солдаты и любили его так, как они любили Суворова. Служить под началом Багратиона было почетно, но и опасно — Багратионовы адъютанты считались обреченными людьми. В Бородинской битве его войска оборонялись в Семёновских укреплениях- флешах. Когда французы были уже близко, Багратион приказал атаковать их всеми войсками. Сам первым на коне поскакал вперёд. И тут осколком ядра Петру Ивановичу раздробило ногу. Его вынесли с поля-боя. Придя в сознание, пытался по грохоту битвы понять, что там и как. Но… рана оказалась смертельной.


Генералы Тучковы.

В Отечественной войне участвовали четверо братьев, четверо генералов Тучковых. Под Смоленском семья Тучковых понесла первую потерю: генерал-майор Павел Тучков 3-й был тяжело ранен и попал в плен к французам.
А потом настал день Бородина - 26 августа. Так случилось, что Александр и его старший брат -генерал-лейтенант Николай Тучков 1-й — оказались на левом фланге русской армии, у Семеновских флешей, где было жарче всего. На исходе Дня почти одновременно неподалеку друг от друга оба брата были смертельно ранены.
Николая вынесли с поля битвы, и он скончался уже после нее, а судьба Александра была еще страшнее. Роты Ревельского полка редели на глазах, казалось, не было силы, способной поднять людей в контратаку. Александр схватил древко знамени, обернулся к своим пехотинцам: «Трусите, ребята? Так я один пойду …» Поднялся и пошел, вслед за ним поднялись в атаку солдаты. Вскоре раненый Тучков упал на их руки. Они попытались вынести тело командира, но тут их всех настигло ядро. Начиненный порохом чугунный шар попал в носилки, на которых солдаты выносили командира, и от его тела ничего не осталось - оно исчезло, растворилось в этом аду…
Узнав о судьбе своих сыновей, матушка их, Елена Яковлевна, опустилась на колени, сказала: «Твоя, Господи, воля…» Потом попросила поднять ее: глаза больше не видели. Отыскали лучшего лекаря. Но она сказала: «Не надо. Мне не на кого больше смотреть…»


Н.Н.Раевский

Необыкновенный героизм проявил генерал Раевский в Бородинской битве. Батарея из 18 орудий стояла на Курганной высоте на правом фланге. Она была обнесена бруствером высотой более двух метров, окружена широким рвом глубиной в два метра. Оборонял высоту пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали «батареей Раевского». Французы атаковали, но встретив огонь наших пушек, отступили. С Раевским были сыновья- подростки Николай и Александр. Младший держался за руку отца, по другую сторону был старший со знаменем Смоленского полка. Так, втроём, они бросились на французов, шедших в штыки

После Отечественной войны Раевский числился командиром армейского корпуса. В 1824 г. вышел в отставку. Последние годы Николая Николаевича были печальные. Произошло восстание декабристов. Сыновья Александр Николаевич и Николай Николаевич, оба полковники, обвинялись в сочувствии мятежникам. Любимая дочь Мария Николаевна была замужем за генералом князем Волконским Сергеем Григорьевичем, тоже героем 1812 года, одним из руководителей восстания декабристов. Смертная казнь была заменена Волконскому двадцатью годами поселения. Мария Николаевна поехала к мужу — каторжнику в Сибирь. Раевский очень переживал разлуку с дочерью, которую назвали «самой удивительной женой». Умер в 1829 году.


2 гусар. С первых дней война носила всенародный характер.

3гусар. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян.

4гусар. Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником.


Василиса Кожина.


Сценка.


Ведущий. Василиса Кожина –жена деревенского старосты. Оказалась она первой в селе фигурой. Вот накатилась война с французами . Бегут к ней крестьяне.

Крестьяне:- Как же нам быть?

Кожина: - Бить нежданных, непрошенных.

Крестьяне: - Что же мы- войско?

- А где ружья?

- Где сабли?

Кожина: сберайтесь бабы пойдём бить француза. ( С вилами ,рогатинами уходят в лес, смеются над ними мужчины)

Мужчины - Аники – воины!

- Бонапарту схватите в плен!

Вскоре вернулись из леса женщины. Привили пленного из леса.

Крестьяне: - Гляди, настоящий!

- С усами!

- И сабля, смотри, была. И ружье!

Сельские женщины: - Ага!

- Не верили!

- Вот вам мужская работа!

Кожина: - Ну, посмотрели? Теперь собирайтесь, очередь, значит, ваша.

Крестьяне: - Подумаешь- раз повезло!

- Скопом штуку одну споймали.

- Ну меньше, ну больше одним- французская армия от этого, что ли, убавится?!

Кожина:- Дурни! Ну, посмотрели? Теперь собирайтесь, очередь, значит, ваша.

Мужики: - Приказывай, матушка, слушаем.

Кожина: - Бей до конца захватчиков- ныне это единый приказ.


1гусар. По инициативе адъютанта П.И.Багратиона Д.В.Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер.


Сценка.


Большие последствия

Ведущий: До Бородинской битвы к князю Петру Багратиону явился его бывший адъютант Денис Давыдов

Багратион: - Ну рассказывай, ну выкладывай. Начальство обидело?

Давыдов: - Нет

Багратион:- Наградой обойден? В отпуск, наверное, просишься?

Давыдов: - Нет.

- Вот такую имею мысль. Растянулась армия на сотни и сотни верст. От самого Немана через всю Россию тащатся к ней обозы, идут подкрепления, порох, ядра везут.

Кн. Петр:- Верно.

Давыдов: - Все время туда и сюда мчатся курьеры с бумагами. Длинный французам путь.

Багратион:- так, так.. Ничего нового не открываешь.

Давыдов:- А новое в том, что надо, ваше сиятельство, оставить у Бонапарта в тылу конные наши отряды. Пусть они обозы и мелкие части щупают. Будет немалый урон врагу. Прошу казаков и гусар- докажу, как возможное.

Багратион:- Молодец! Дай поцелую. Жди! (пошёл к Кутузову. Выслушал Кутузов и говорит)

Кутузов:- Фантазии разные…

Багратион: Ваша светлость, фантазия в том, что часто мы собственной выгоды не разумеем! В этом есть полный резон. Тут выйдут большие последствия.

Кутузов:- Ну, ладно, голубчик, ландо. Я же ведь так. Человек- то надежный твой полковник? Говоришь, из гусар? Им бы пыль по глазам начальству.

Багратион:- Надежный, ваша светлость. Пять лет у меня в адъютантах был.

Кутузов:- Ладно, может, и вправду дело будет сие значительным. Выделит Давыдову 50 гусар и 80 казаков.


2гусар. Лишь за первый месяц после Бородинского сражения неприятель потерял от действий партизан 30 тыс.человек.


Военный совет в Филях

3 гусар. М.И.Кутузов понимал, что одно сражение не может решить исход войны. Нужны новые удары. Он верил, что победа впереди.

4гусар. С Поклонной горы М.И.Кутузов смотрел на золотые купола. Его мучили вопросы : Отдать Москву неприятелю? Уступить без боя?


Командующий созвал военный совет в Филях


Сценка


(Стол. Лавки. Икона.)

Ведущий. Идёт военный совет. Нужно решить вопрос:

Кутузов. Принять новое сражение или покинуть Москву без боя, чтобы сохранить армию?

Барклай де Толли. Оставлять столицу тяжело, но, если мужество не будет потеряно и операции будут вестись деятельно, овладение Москвой, может быть, приведёт неприятеля к гибели.

Раевский. Россия не в Москве, а среди сынов её. Более всего надо беречь войско

Генералы по очереди.

-Надо до последней крайности оборонять Москву.

- Если будем сражаться перед Москвой , то нас победят ,наверное, потому что у французов вдвое больше войск.

- Если же армия будет побеждена и ей придётся отступать через Москву, то она вся погибнет.

-С армией погибнет и вся надежда победит врага.( Замолчали офицеры)

Кутузов.( Встал. Посмотрел на образа, лампаду) С потерей Москвы ещё не потеряна Россия.. . Но коль уничтожится армия, погибнет Москва и Россия. ( Замолчал. Закончил быстро и твердо) Властью, данной мне государём и отечеством, повелеваю… повелеваю -отступление.

Генералы молча выходили из избы. Многие со слезами на глазах.


Наполеон в Москве.


1 гусар. На то же место , где стоял на Поклонной горе Кутузов прибыл Наполеон. Осталось только принять ключи от Москвы

2 гусар. Рассчитывал Наполеон, что сюда на Поклонную гору придут к нему русские. Вручат ключи от города. Запросят мира. Никто не пришёл.

3 гусар. Находясь в Москве Наполеон, понимал свою обреченность. Он трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма не получал.

4 гусар. Осень была сухая. В Москве начался пожар. Обеспокоены маршалы и генералы.


Сценка. Сидит Наполеон. Вокруг него генералы.

Генералы по очереди:

-Ваше величество. Опасно.

-Огонь подошел к Кремлю.

Наполеон. Только занял Московский Кремль и вдруг- будь мил, катись восвояси.

Генерал. Ваше величество , спасайтесь! Быстрее к реке.

Наполеон. Победитель я или нет? Почему же мира не просят русские?! ( негодуя) Мир, немедленный мир с Россией!

Генерал. Ваше величество. В Москве сплошные развалины. Пепелище.

Наполеон. В Тарутино, к этой старой лисице-марш.

1 гусар. Вернулся ни с чем от Кутузова генерал-адъютант маршал Лористон.


Отступление французской армии.


2 гусар. Наполеон отдал приказ своим войскам оставить Москву. Началось отступление французской армии.

3 гусар. Отступающего врага преследовала русская армия и партизанские отряды.

4 гусар.Ранняя и суровая зима стала ещё одним бедствием для французов.

1 гусар.При переправе через реку Березину Наполеон потерял 30 тыс. своих солдат.

2 гусар. Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова о переправе французов через Березину.


Из воспоминаний адмирала П.В. Чичигарова о переправе французов через Березину.


Ужасное зрелище представилось нам, когда мы 17 ноября пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку. Среди этих трупов, возвышавшихся над поверхностью воды, видны были стоявшие как статуи, окоченелые кавалеристы на лошадях в том положении, в каком застала их смерть.

3 гусар. Сам император бросил войска и бежал в Париж.

4 гусар. Война закончилась за полным истреблением неприятеля

1 гусар. Фельдмаршал обратился к армии с приказом об окончании войны.

М.И.Кутузов: Храбрые и победоносные войска! Наконец вы на границах империи, каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем.

2 гусар. Отечественная война закончилась полной победой России, русского народа.

3 гусар Прошли годы, и Бородинское поле покрылось множеством памятников- дивизиям, полкам, батареям, особо отличившимся героям


Стих А.С.Пушкина «Полководец»


У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатов богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху до низу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокий,

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот; а всё плащи, да шпаги,

Да лица полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наши сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года…


Пояснительная записка.

Автор материала (ФИО)

Бамбурова Ольга Викторовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

Бахиловский филиал ГБОУ СОШ с. Александровка.

Название материала

Памятный 1812 год.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Текстовый документ, презентация.

Цели

Ознакомить с героическими страницами истории России.

Задачи материала

1.Отразить основные события Отечественной войны 1812 года.

2. Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы.

3.Воспитывать любовь к Родине через изучение памятных страниц истории.

Список использованной литературы.

1. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ/Глав. ред. М.Д.Аксёнова.- М.:Аванта +, 2002 г- 704 с.: ил.

2. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». Авторы-составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова.- М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1997.- 264 с.: ил.

3. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. (с 1670 по 1945 год): Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.- 240 с.:ил.

4.Хрестоматия по истории с древнейших времен до 1861 года.Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов.Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.-М.: Просвещение, 1987 г.- 400с.

5.Тарле Е.В. Наполеон./ Послесл. И комм. В.А. Дунаевского и Е.И. Чапкевича.- М.: Пресса, 1992.-640 с., ил.

6.Толстой Л.Н. Война и мир. В четырех томах. Том 1,2.- Самара: Самар. Дом печати, 1994.- 672 с.

Ссылки на Интернет - источники

http://www.childlib.ru/

ru.wikipedia.org

http://ru.science.wikia.com

Похожие:

Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс для педагогов и учащихся
Скоро исполнится 200 лет со времён Отечественной войны 1812 года и ее знаменательных дат: битва за Смоленск, Бородинская битва и...
Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс для педагогов и родителей «открытая книга»
Утвердить список №2 победителей и призеров II всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга»
Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс для педагогов и родителей «открытая книга»
Утвердить список №3 победителей и призеров II всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга»
Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс для педагогов и родителей «открытая книга»
Утвердить список №1 победителей и призеров II всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга»
Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс социальных проектов «Я гражданин России»
«Новая школа. 2010 2013», с целью создания условий для формирования ключевых, профессиональных компетенций учащихся и воспитанников,...
Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс для педагогов и родителей «открытая книга»
Итоги II всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей "открытая книга"
Конкурс для педагогов и учащихся iconКонкурс педагогов моё ноу-хау в педагогической деятельности
«Повышение уровня коммуникативной компетенции по английскому языку и социализация личности учащихся на основе реализации международных...
Конкурс для педагогов и учащихся iconВсероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» общие положения
...
Конкурс для педагогов и учащихся iconУчебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы
Ка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства...
Конкурс для педагогов и учащихся iconО муниципальном конкурсе «Учитель года 2013»
Конкурс «Учитель года-2013» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница