«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»




Скачать 16.21 Kb.
Название«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер16.21 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Обобщение опыта


«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности».


Фомина Наталья Викторовна,

учитель химии

1 квалификационной категории

МБОУ Кировская № 2

Целинского района

Ростовской области


- 2013 -


Содержание.


Ι.Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта.

1.2. Актуальность опыта.

1.3. Ведущая педагогическая идея.

1.4. Длительность работы над опытом.

1.5. Диапазон опыта.

1.6.Теоретическая база опыта.

1.7.Новизна опыта.

ΙΙ.Технология опыта

2.1. Цель.

2.2. Задачи.

2.3.Организация учебно - воспитательного процесса.

2.4. Оценка результативности.

III. Библиографический список

IY. Приложение к опыту


Ι.Информация об опыте


1.1.Условия возникновения и становления опыта.


В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество и познавательная активность. В МБОУ Кировская СОШ №2, где я работаю, созданы все условия для их развития как посредством классно – урочной системы, так и системы дополнительного образования через достаточно высокую материально – техническую базу образовательного учреждения.

Но, как правило, отлично учатся, посещают кружки и секции преимущественно те учащиеся, у которых имеются врожденные способности и задатки к определенным видам деятельности. А как же быть с остальными учащимися? Ведь сегодня образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Но недооценка значимости развития индивидуальных познавательных способностей привела к резкому снижению интереса школьников к обучению, падению культуры труда. Кроме того, учитель сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация проектно - исследовательской деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Я имею определенный опыт в организации проектно - исследовательской деятельности при обучении химии на уроках и во внеурочное время. На основе этого и возникла идея проанализировать, как проектно - исследовательская деятельность влияет на развитие творчества и познавательной актитвности учащихся.

Для изучения исходного состояния категории «потребность к творчеству» был использован тест Л.Я. Гозмана и вопросник САМОАЛ А.В.Лазукина (шкала «Креативность»). Методика применялась в параллели 8-х классов, состоящей из общеобразовательных классов. Для большей достоверности один из классов был условно принят контрольным.

Результаты диагностики показали, что лишь у 5% учащихся испытуемых классов стремление к новому и необычному проявляется на высоком уровне; учащихся прежде всего увлекает процесс, сама деятельность.

Эти результаты были также подтверждены рисуночными тестами Н. Торренса по оценке креативности мышления. Те же 5% учащихся показали высокие результаты в показателях гибкость (количество категорий рисунков) и оригинальность (количество редко встречающихся рисунков).

Остальные учащиеся разделились на такие категории:

1. 41% учащихся обладают средним уровнем выраженности творческой

направленности личности. В учебной деятельности они скорее ориентированы на соблюдение правил, чем на проявление инициативы. Эти учащиеся нуждаются в удовлетворении потребностей в творчестве.

2. 54% учащихся обладают низкой степенью выраженности творческой

направленности личности. Это учащиеся, которые к учебной деятельности относятся как к вынужденной необходимости и без энтузиазма, не получая удовольствия от самого процесса деятельности. Такие учащиеся нуждаются в развитии творческих потребностей.

Таким образом, в ходе анализа результатов изучения исходного состояния

сформированности творческой направленности и познавательной активности определилась необходимость их развития путем включения детей в проектно – исследовательскую деятельность.


1.2. Актуальность опыта.


Актуальность опыта я вижу в том, что выпускник современной школы нуждается в формировании таких качеств личности, как способность к твор­ческому мышлению, исследовательских умений. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития.

В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.

Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества и школы в творчески развитой личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности и недостаточной сформированностью данного качества у выпускников общеобразовательных учреждений; между учебными целями, поставленными школьной программой и недостаточной мотивацией школьников к процессу обучения.


1.3. Ведущая педагогическая идея


Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно - исследовательская деятельность на уроке химии и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также, в создании условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их включения в проектно - исследовательскую деятельность.


1.4. Длительность работы над опытом.


Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью творчески развитой личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности и недостаточными возможностями традиционного образовательного процесса, я разделила на несколько этапов:

Ι этап – начальный (констатирующий) – декабрь 2010 – сентябрь 2011 года.

ΙΙ этап – основной (формирующий) – октябрь 2011 – апрель 2013 года.

ΙΙΙ этап – заключительный (контрольно - обобщающий) – май 2013 года.


1.5. Диапазон опыта.


Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на уроках химии и во внеклассной работе в рамках работы кружка «Юный химик».


1.6.Теоретическая база опыта.


В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н., Лернера И.Я., Леонтовича А. В., Якиманской И.С.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения.

Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Именно в 14-15 лет (8 класс) учащиеся впервые начинают изучение химии, поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке химии и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и познавательной активности в этом возрасте, а в контексте опыта рассматривается как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, решать исследовательские задачи.

Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования и выработке новых знаний как одному из видов познавательной деятельности. В моем опыте «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся — как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Именно Дружинин В.Н. считает (и с ним нельзя не согласиться), что «эта

деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний.

Продолжение работы по данному направлению мы находим у Лернера И.Я.,

который отмечал ценность творческого подхода к решению проблем. «Это предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем.

Так, Альтшуллер Г.С., автор технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известна в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и др.), считал, и с этим нельзя не согласиться, что правильная организация исследовательской деятельности дает возможность учащемуся выявить свой творческий потенциал. В опыте используется технология Альтшуллера Г.С. составления исследовательских задач, скорректированная на материале предмета химии.

Для организации исследовательской деятельности я заимствовала элементы личностно-ориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начну с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

В моем опыте проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Проектно-исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи недостаточно действовать по образцу, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу является для учащихся новым видом учебно-познавательной деятельности, которая во многом отличается от привычной «меловой технологии». Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно – деятельностный подход в обучении.

Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди современных методов обучения. Главная тема моей педагогической деятельности - разработка эффективных способов организации проектной деятельности в обучении химии, приемлемых в нашем образовательном учреждении.

Использование проектной технологии позволяет раскрыться каждому школьнику, создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета, развивает творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учит планировать, организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также учит осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других учащихся.

Кроме того, широко использую обучение в сотрудничестве - это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе малыми группами, что позволяет составить более полное представление о проблеме и направлении ее решения.

Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить творчески.


1.7.Новизна опыта.


Новизна опыта состоит в создании системы организационно- педагогических

условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков проектно - исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики
Работу учитель физики мбоу «Атясевской основной общеобразовательной школы Актанышского района Республики Татарстан» Фатихова Дания...
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся
Перед образованием стоят задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной...
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconКазённое образовательное учреждение дополнительного образования
Ресурс разработан в рамках сетевого семинара «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством эор и сервисов веб» на...
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconТема занятия: «Виды театральных кукол»
Цель: активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счёт компьютерной визуализации
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение...
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconЗадачи профессиональной деятельности выпускника
Дисциплина охватывает круг вопросов относящиеся к виду деятельности выпускника: проектно-конструкторской, проектно-технологической,...
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при обучении физике
...
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconПрограмма «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе»
Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности младших школьников в мбоу краснопоймской сош
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconОпыта связана с основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения. Позволяет последовательно решать задачи биологического образования и воспитания школьников,
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через синтез педагогических технологий»
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности» iconПрограмма курса по выбору «Организация учебно исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья». Пояснительная записка
«Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница