Скачать 20.35 Kb.
|
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. 2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011. 3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. 4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2009. Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса: – воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; – развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; – освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; – овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: – совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – формирование навыков работы с различными художественными материалами. Описание места учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. содержание учебного предмета Мир изобразительных (пластических) искусств Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей). Художественный язык изобразительного искусства Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий). СОДЕРЖАНИЕ И Планируемые результаты изучения учебного предмета. На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами обучающихся являются: – в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; – познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; – трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. Метапредметными результатами обучающихся являются: – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; – активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; – формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметными результатами обучающихся являются: – в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; – ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; – коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; – трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать: – значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; – некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; – отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь); – ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); – отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; – основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; – основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; – эмоциональное значение теплых и холодных цветов; уметь: – организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; – применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; – передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; – составлять композиции с учетом замысла; – применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях; – рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); – различать теплые и холодные цвета; – узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; – сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); – применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для самостоятельной творческой деятельности; – обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; – проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; – оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; – проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; – проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей. Целевая ориентация рабочей программы Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В1-в классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Дополнительная литература. 1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984. 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011. 3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973. 4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995. 5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. 2. Интернет-ресурсы. 1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki 2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru 3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su 4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org 5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org 6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru 3. Информационно-коммуникативные средства. 1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM). 2. Большая электронная энциклопедия (CD). 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). 4. Аудиозаписи. Классическая музыка. 4. Наглядные пособия. Произведения изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками. Произведения народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову. 5. Технические средства обучения. 1. DVD-плеер (видеомагнитофон). 2. Телевизор. 3. Компьютер. 4. Мультимедийная доска. 6. Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся. 2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). 3. Шкаф для хранения картин. 7. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол. |
![]() | Методическое пособие по обучению грамоте и письму Л. М. Зеленина методические рекомендации В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 класс», Ч. 1 Учись рисовать. Ч. 2 – Волшебный мир | ![]() | Искусство и литература Учебно-методическое пособие Искусство и литература : учебно-методическое пособие : специальность 032401 Реклама / сост. Никонова Г. Л. – Чебоксары : artprint,... |
![]() | Наиболее распространенные программы Изобразительное искусство Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б. М. Мдо, 1995 | ![]() | Учебник создан по программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд» В данном сборнике представлены материалы по итогам апробации учебника «Изобразительное искусство», «Каждый народ – художник», в 4... |
![]() | Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под руководством... | ![]() | Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «изобразительное искусство» для 1 «г» класса Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... |
![]() | Методическое пособие по курсовой работе Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых... | ![]() | Методическое пособие по курсовой работе Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых... |
![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству Индивидуальное обучение М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | ![]() | Программа и методические указания к вступительному экзамену по рисунку Специальность 050139 «Изобразительное искусство и черчение» Спо со «Красноуфимский педагогический колледж» на базе основной школы (9 классов) на специальность 050139 «Изобразительное искусство... |