Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах




Скачать 31.61 Kb.
НазваниеЭлементы содержания, проверяемые заданиями в тестах
Дата04.02.2016
Размер31.61 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА





ГЕОГРАФИЯ


Программа вступительных письменных испытаний

в помощь поступающему на обучение по направлениям подготовки бакалавриата

в Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова


2013 г.

На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен показать следующие знания и умения:

1) свободно ориентироваться по физико-географическим, социально-экономическим, политико-административным и другим картам, изданным для школы;

2) давать характеристику компонентов природной среды (рельефа, климата, вод, почв, растительности, животного мира) и показывать их взаимосвязи;

3) уметь давать оценку взаимосвязи между природной средой и хозяйственной деятельностью человека;

4) знать основные принципы размещения производства и иллюстрировать их на примере отдельной отрасли хозяйства.

Экзамен по географии проходит в форме ответов на тестовые задания, к которым предлагается четыре варианта ответа. Из предложенных вариантов необходимо выбрать один верный.

Содержание заданий в экзаменационной работе определяется на основе следующих нормативных документов:

- Обязательного минимума содержания основного общего образования по географии (Приказ МО РФ от19.05.1998 № 1236);

- Обязательного минимума содержания среднего (полного) образования по географии (Приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56).


Экзаменационная работа по географии имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке к экзамену:

- Общее количество тестовых заданий в работе 100.

- Общее время на выполнение всей работы 120 минут.

- Экзаменационные варианты включают задания проверяющие содержание всех разделов и тем курсов школьной географии.



Раздел

Тема

Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах

1




Глобус, географическая карта и план местности




1

План местности. Географическая карта

- Воспроизведение знаний о географической карте и плане местности.

- Определение видов карт по содержанию и масштабу и способам, использованных для изображения географических объектов и явлений.




2

Градусная сеть. Географические координаты.

- Нахождение на карте элементов градусной сети (экватор, нулевой меридиан и пр.).

- Определение географических координат.




3

Определение направлений и изменение расстояний на плане и карте

- Определение направлений на плане и карте.

- Измерение расстояний на плане и карте.

- Перевод численного масштаба в именованный.

- Использование картографических знаний и умений для решения задач в новой или измененной ситуации.

2




Природа Земли




1

Земля как планета Солнечной системы

- Воспроизведение знаний о Земле как планете Солнечной системы.

- Применение знаний об особенностях Земли как планеты Солнечной системы для решения задач.




2

Литосфера и геологическая истории Земли

- Воспроизведение знаний о литосфере и геологической истории Земли.

- Знание и показ основных элементов рельефа поверхности Земли, тектонических структур, зон землетрясений и вулканизма (географическая номенклатура).

- Объяснение особенностей рельефа отдельных территорий Земли и размещение полезных ископаемых.







- Определение географических объектов и явлений литосферы по их существенным признакам.

- Применение знаний о литосфере для решения задач в новых, нестандартных ситуациях.




3

Гидросфера

- Воспроизведение знаний о составе, строении и структуре гидросферы.

- Знание и показ важнейших объектов гидросферы (географическая номенклатура).

- Объяснение географических различий вод суши и Мирового океана.

- Определение географических объектов и явлений гидросферы по их существенным признакам.

- Применение знаний о гидросфере для задач в новых, нестандартных ситуациях.




4

Атмосфера

- Воспроизведение знаний о составе, строении и структуре атмосферы.

- Знание и показ географического распределения основных типов воздушных масс, тепла и влаги на поверхности Земли, а также климатических поясов

- Объяснение географических различий климатов и отдельных территорий Земли.

- Определение географических объектов и явлений атмосферы на основе выделения существенных признаков.

- Применение знаний об атмосфере для решения задач в новых, нестандартных ситуациях.




5

Биосфера. Почвы. Природный комплекс.

- Воспроизведение знаний о распространении растений и животных на Земле.




6

Почва как особое природное образование

и условия формирования почв разного типа.

- Воспроизведение знаний об основных типах почв, их географическом распространении.




7

Географическая оболочка (ГО) как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность.

- Воспроизведение знаний о закономерностях ГО.

- Воспроизведение знаний о размещении природных зон Земли, особенностях компонентов их природы.

- Объяснение смены природных зон и их размещения на материках, особенностей почв, растительного и животного мира.




8

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.

- Воспроизведение знаний об основных чертах рельефа поверхности материков и дна океанов.

- Воспроизведение знаний об основных чертах климата материков.

- Знание и показ материков, островов, полуостровов и т.д.

3




Население мира









1

Численность и воспроизводство населения.

- Воспроизведение знаний о численности, воспроизводстве населения мира и его географических особенностях.







2

Половой, возрастной и этнический состав населения.

Крупные народы и языковые семьи.

- Воспроизведение знаний о половом, возрастном и этническом составе населения, крупных народах и языковых семьях их географическом распространении.







3

География мировых религий.

- Воспроизведение знаний о географическом распространении мировых религий.







4

Миграция, виды миграций, география международных миграций.

- Воспроизведение знаний о ммиграциях населения и их географических особенностях.







5

Размещение населения.

- Воспроизведение знаний о размещении и расселении населения мира и их географических особенностях; знание и показ крупнейших городов и городских агломераций.







6

Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

- Воспроизведение знаний о показателях уровня и качества жизни, факторах, определяющих здоровье населения, и их географических особенностях.

- Объяснение географических особенностей численности, прироста и размещения населения мира.

- Применение знаний по теме для решения задач.






4




Мировое хозяйство







1

Мировое хозяйство и этапы его развития.

Основные центры мирового хозяйства.

- Воспроизведение знаний об основных этапах формирования мирового хозяйства и его основных центрах.

- Воспроизведение знаний об основных тенденциях изменения отраслей структуры мирового хозяйства под воздействием НТР, влияние НТР на размещение основных отраслей мирового хозяйства, основных чертах современной отраслевой структуры мирового хозяйства.







2

Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.

- Воспроизведение знаний о важнейших международных интеграционных группировках.







3

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

- Воспроизведение знаний об основных чертах современной отраслевой структуры мирового хозяйства.







4

География основных отраслей промышленности мира.

Основные промышленные районы мира.

- Воспроизведение знаний об основных чертах географии ведущих отраслей промышленности.







5

География основных отраслей сельского хозяйства мира.

Основные сельскохозяйственные районы мира.

- Воспроизведение знаний об основных чертах географии ведущих отраслей сельского хозяйства.







6

География мирового транспорта.

- Воспроизведение знаний об основных чертах географии мирового транспорта.







7

География внешних экономических связей.

- Воспроизведение знаний об основных чертах внешних экономических связей.







8

Россия в мировой экономике.

- Воспроизведение знаний о роли России в производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

- Объяснение основных черт размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, особенностей региональных транспортных систем.

5




Природопользование и геоэкология




1

Основные виды природных ресурсов.

- Воспроизведение знаний об основных видах природных ресурсов.




2

Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов.

- Воспроизведение знаний о размещении природных ресурсов и масштабах их использования, обеспеченности природными ресурсами, особенностях использования разных видов природных ресурсов, важнейших районах размещения основных видов природных ресурсов.

- Применение понятия «ресурсообеспеченность» для решения задач.




3

Рациональное и не рациональное природопользование.

Причины и последствия загрязнения окружающей среды.

Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию.

- Воспроизведение знаний о взаимодействии человечества и природы в прошлом и настоящем, о влиянии хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране.

- Воспроизведение знаний о стихийных явлениях в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

- Воспроизведение знаний об основных типах природопользования, источниках загрязнения окружающей среды, о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

- Воспроизведение знаний об экологических проблемах регионов различных типов хозяйствования.

- Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

- Воспроизведение знаний о мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

6




Страноведение




1

Современная политическая карта мира.

Многообразие стран современного мира и их основные типы.

Знание и показ на карте важнейших стран мира. Воспроизведение знаний об основных этапах формирования политической карты мира на основных типах стран современного мира.




2

Государственный строй, формы правления,

административно-территориального устройства стран мира.

- Воспроизведение знаний о различных типах государственного строя, формах правления и административно-территориального устройства стран.







3

Геополитика и политическая география.

Международные организации.

- Воспроизведение знаний о международных организациях.




4

Различие стран по уровню хозяйственного развития

и природным особенностям.

- Воспроизведение знаний об основных показателях социально-экономического развития стран.




5

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства и региональные различия: 1) Зарубежной Европы, 2) Зарубежной Азии, 3) Северной и Южной Америки,

4) Африки, 5) Австралии и Океании.

- Воспроизведение знаний об особенностях природы, населения, хозяйства регионов мира.




6

Особенности географического положения, природы,

населения и его хозяйственной деятельности,

быта и культуры наиболее крупных стран мира.

- Воспроизведение знаний об особенностях природы населения и хозяйства наиболее крупных стран мира. Определение стран по их краткой характеристике.




7

Страны ближнего зарубежья.

- Воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства стран СНГ.

7




География России.




1

Особенности географического положения России и сопредельных государств. История освоения и исследования территории России. Имена географов-исследователей на карте.

- Воспроизведение знаний о географическом положении, размерах территории; пограничных государствах и федеральном устройстве Российской Федерации.

- Воспроизведение знаний о знаменитых исследователях и путешественниках и об их вкладе в освоение и исследование территории России.




2

Факторы, определяющие особенности рельефа, геологического строения и климата на территории России; основные формы рельефа, климатические условия и ресурсы. Важнейшие районы размещения полезных ископаемых.

- Воспроизведение знаний об основных чертах рельефа и геологического строения России, а также важнейших районов размещения полезных ископаемых.

- Объяснение особенностей рельефа отдельных территорий страны и размещения основных полезных ископаемых.

- Воспроизведение знаний об особенностях климата России и отдельных территорий страны.

- Объяснение особенностей климата России и отдельных территорий страны.




3

Моря и внутренние воды России, их роль в жизни населения.

- Знание и показ морей, рек и озер России; районов распространения болот, ледников и многолетней мерзлоты в России.




4

Размещение основных типов почв по территории страны,

меры по сохранению их плодородия.

- Воспроизведение знаний о размещении основных типов почв по территории страны.




5

Распространение растительности и животных,

их восстановление и охрана.

- Воспроизведение знаний о характерных представителях животного и растительного мира отдельных территорий России.




6

Особенности взаимодействия компонентов природы в пределах крупных природных зон и районов на территории России.

- Объяснение особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных природных зон и районов на территории России.







Население и хозяйство России.




7

Население России: численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы.

- Воспроизведение знаний о численности, размещении, естественном и механическом движении населения, демографических проблемах.




8

Народы России.

Воспроизведение знаний об основных языковых семьях, к которым относятся народы России; наиболее многочисленных народах страны; основных религиозных конфессиях народов России.




9

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Воспроизведение знаний о соотношении городского и сельского населения страны, его географических различиях и тенденциях изменения. Крупнейшие города и городские агломерации. Объяснение географических особенностей населения России и ее отдельных регионов.




10

География важнейших отраслей хозяйства.

Проблемы преобразования экономики России.

Воспроизведение знаний о географии основных отраслей промышленности России. Воспроизведение знаний о географии основных отраслей сельского хозяйства России. Воспроизведение знаний о географии основных отраслей транспорта России. Объяснение размещения основных отраслей хозяйства России и специализации экономических районов.







Регионы России.




11

Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и история развития крупных географических регионов России. Центральная Россия, Поволжье, Северо-Запад России, Север России, Юг России, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний восток.

- Воспроизведение знаний об особенностях географического положения, природы России.

- Воспроизведение знаний об особенностях населения крупных регионов России.

- Воспроизведение знаний об особенностях хозяйства крупных регионов России.

- Определение региона страны по его краткой характеристике.



Рекомендуемая литература.


1. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В., Кузнецов Г.Ю., Лисенкова Г.Я., Сиротин В.И. География России: В двух книгах. Учебник для 8—9-х классов. М.: Дрофа, 2002

2. Баринова И.И. География России. Природа . 2005.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. М., 2005.

4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

5. Душина, И.В. Любушкина, С.Г.; Пашканг, К.В. Физическая география: Пособие для поступающих в вузы. М., 1999.

6. Душина, И.В., Раковская Э.М. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2004.

7. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. Учебник для 7 класса. М., 2005.

8. Крылова О.В. География. Материки и океаны. Учебник для 7 класса. М., 2005

9. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. Учебник для 10 кл. M., 1998.

10. Майорова Т.С. География: Пособие для поступающих в вузы. М., 2005.

11. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для10 кл. М., 2005.

12. Неклюкова Н. П., Душина И. В., Раковская Э. М., Кузнецов А. П., Лобжанидзе А. А., Берлянт А. М. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2005.

13. Плисецкий В.В. Коммерческая география России. Учебник для 11 кл. М., 2007.

14. Раковская Э.М. География: природа России. Учебник для 8 кл. М., 2004.

15. Родионова И.А. Экономическая география. Полный курс для поступающих в вузы. М., 2003.

16. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. 9 класс: Дополнительные главы к учебнику География России. Население и хозяйство. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений М., 2006.

17. Страны мира. Справочник. М., 2006.

18 . Сухов В.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 кл. М., 2004.

19. Холина В. Н., Бунакова Т. М. География. Пособие для поступающих в вузы. М., 2004


Программа утверждена на Совете кафедры Географии факультета Экологии и естественных наук от 25 января 2013 года, Протокол № 3

Похожие:

Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconУчебник для 10 Х классов общеобразовательных учреждений
Каждый раз высчитывается свой процент правильных ответов, т к количество вопросов в тестах различается в зависимости от объема параграфа...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconЭлементы минимального содержания образования
Причины ускорения научно-технического развития. Революция в естествознании и создании ядерного оружия. Циклы социально-экономического...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconИнтервал перед 0, после -0; поле: сверху и снизу 20 мм; слева и справа 19; ориентация книжная. Это требование распространяется на все элементы статьи
Это требование распространяется на все элементы статьи (текст, элементы рисунков, формулы, таблицы). Номера ссылок на литературу...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconПояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования
Умк «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconПроверяемые слова, подбор проверочных к которым затруднителен для учеников младших классов (праздник)
Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconПрограмма курса «аналитическая геометрия»
...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconОбразовательная программа начального общего образования моу «Павловская сош»
Умк) «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения
Умк) «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconПриказ №12 от 01. 09. 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования моу «Бельковская сош»
Умк) «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные...
Элементы содержания, проверяемые заданиями в тестах iconИнформационные системы. Базы данных и субд
Элементы теории множеств: множества, подмножества и элементы. Операции над множествами и их свойства. Доказательства основных формул...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница