Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика»




Скачать 18.59 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика»
Дата04.02.2016
Размер18.59 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»


Институт естественных наук и математики





Программа

вступительных испытаний

по математике

для лиц, поступающих на базе среднего (полного) общего образования


Абакан 2013

1. Программа вступительных испытаний по математике для лиц, поступающих на базе среднего (полного) общего образования


2. Разработчик (и) программы:

ст. преподаватель _______________ Медведева Н.Н.

кафедры МиМПМ


2. ПРИНЯТА на заседании кафедры

математики и МПМ, 13.12.2012г. , протокол № 6

И.о. зав. кафедрой_______________ Бобылева О.В. ______________

(подпись) (дата)


3. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета

Института естественных наук и математики, 29.01.2013г. , протокол № 5

Председатель УС _________ Жукова В.М. _____________

(подпись) (дата)

СОДЕРЖАНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели вступительного испытания

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента

Порядок проведения вступительного испытания


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступительный экзамен по математике проходит в форме письменного тестирования.

Объем знаний и степень владения материалом определяется на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30.06.99 № 56) с учетом Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Принципы построения программы

  1. Основная цель - приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для успешного прохождения итогового тестирования по математике и дальнейшего обучения в вузе.

  2. Цели программы сформулированы в терминах «иметь представление», «владеть», «уметь» (иметь практические навыки), что повышает практическую направленность изучаемой дисциплины.

  3. Программа интегрирует в себе сведения по арифметике, алгебре и начал аи анализа, геометрии.

  4. Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся.


Цели вступительного испытания

В соответствии со стандартом, абитуриент должен:

иметь представление:

-о предмете «математика», его роли и месте в системе учебных предметов;

  • о прикладном характере математики и формировании общекультурного потенциала учащихся;

  • об основных этапах истории математики и основных современных тенденциях ее развития.

знать:

  • математические определения и теоремы, предусмотренные программой;

  • математическую символику;

владеть:

-навыками использования чертежных инструментов при решении задач;

-математическим языком («читать» чертеж, строить чертеж по описанию).

уметь:

-производить арифметические действия над числами, заданными в виде десятичных и обыкновенных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений; пользоваться калькулятором или таблицами для проведения вычислений;

-проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;

-строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций; выполнять простейшие преобразования графиков функций;

-решать уравнения и неравенства первой и второй степени, уравнения и неравенства, приводящиеся к ним; решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени и приводящиеся к ним (сюда, в частности, относятся уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции);

-решать задачи на составление уравнений и систем уравнений;

  • решать и исследовать уравнения и системы уравнений с параметром;

  • изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости;

  • использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии – при решении геометрических задач;

  • производить на плоскости операции над векторами (сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число) и пользоваться свойствами этих операций;

  • пользоваться понятием производной при исследовании функций на возрастание (убывание), на экстремумы, на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и при построении графиков функций;

  • составлять уравнение касательной к графику функции и решать задачи, связанные с геометрическим смыслом производной.


Требования к профессиональной подготовленности абитуриента

На экзамене по математике поступающий в ХГУ им. Н.Ф. Катанова должен показать:

а) четкое знание математических определений и теории, предусмотренных программой;

б) умение точно и сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать соответствующую символику;

в) уверенное владение математическими знаниями и навыками, предусмотренными программой, умение применять их при решении задач.


Порядок проведения вступительного испытания

Форма заданий вступительного экзамена – тестовые задания по основным математическим дисциплинам: арифметике, алгебре и началам анализа, геометрии.

В одном варианте предлагается 30 заданий. На решение задач данного контрольного мероприятия отводится 180 минут (без перерыва).


Критерии и показатели оценки уровня знаний

На основе статистических данных о результатах приема граждан университет вправе установить на каждое направление подготовки минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по математике, превышающее установленное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования. Установленное минимальное количество баллов не может быть изменено университетом до завершения процедуры зачисления.


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа по математике состоит из двух разделов. Первый из них представляет собой перечень основных математических понятий и фактов, которыми должен владеть поступающий (уметь правильно их использовать при решении задач). Во втором разделе указаны теоремы, которые надо знать и уметь применять при решении задач.

Основные математические понятия и факты

Арифметика, алгебра и начала анализа

  1. Натуральные числа. Простые, составные и взаимно простые числа. Делимость. Признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное, их нахождение.

  2. Целые числа. Рациональные числа, их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел.

  3. Действительные числа, их представление в виде десятичных дробей.

  4. Изображение чисел на прямой. Модуль действительного числа, его геометрический смысл. Основные свойства модуля. Применение этого понятия к решению уравнений и неравенств, содержащих модуль.

  5. Проценты, пропорции.

  6. Числовые выражения. Выражения с переменными. Формулы сокращенного умножения.

  7. Степень с натуральным и рациональным показателем. Действия со степенями. Арифметический корень.

  8. Логарифмы, их свойства.

  9. Одночлен и многочлен.

  10. Многочлен с одной переменной. Корень многочлена.

  11. Понятие функции. Способы задания функции. Область определения, множество значений функции.

  12. График функции. Возрастание и убывание функции, периодичность, четность, нечетность.

  13. Достаточное условие возрастания (убывания) функции на промежутке. Понятие экстремума функции. Необходимое условие экстремума функции (теорема Ферма). Достаточное условие экстремума. Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке.

  14. Определение и основные свойства функций: линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической, тригонометрической, арифметического корня.

  15. Уравнение. Корни уравнения. Понятие о равносильных уравнениях.

  16. Неравенства. Решение неравенств. Понятие о равносильных неравенствах.

  17. Система уравнений и неравенств. Решения системы.

  18. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула n-го члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии. Формула n-го члена и суммы первых n членов геометрической прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, ее сумма.

  19. Синус, косинус, тангенс суммы и разности двух аргументов.

  20. Формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.

  21. Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

  22. Определение производной. Ее физический и геометрический смысл.

  23. Производные основных элементарных функций.

  24. Производная суммы двух функций.

  25. Производная произведения двух функций.

  26. Производная частного двух функций.

  27. Производная сложной функции.

  28. Уравнение касательной к графику функции.

Геометрия

  1. Прямая, луч, отрезок, ломаная, длина отрезка. Угол, величина угла. Вертикальные и смежные углы. Па­раллельные и перпендикулярные прямые.

  2. Примеры преобразования фигур, виды симметрии. Преобразование подобия и его свойства.

  3. Векторы на плоскости и в пространстве, операции над векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Нахождение угла между векторами. Условие перпендикулярности векторов. Коллинеарность векторов, компланарность векторов. Длина вектора.

  4. Многоугольник, его вершины, стороны, диагонали. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

  5. Треугольник. Его медиана, биссектриса, высота. Виды треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Свойство перпендикуляра, опущенного из вершины прямого угла на гипотенузу.

  6. Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.

  7. Окружность и круг. Центр, хорда, диаметр, радиус. Касательная к окружности. Дуга окружности. Сектор.

  8. Центральные и вписанные углы, углы, образованные двумя хордами, хордой и касательной. Их измерение.

  9. Формулы площади: треугольника, прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции.

  10. Длина окружности и длина дуги окружности. Радианная мера угла. Площадь круга и сектора.

  11. Подобие. Подобные фигуры. Отношение площадей подобных фигур.

  12. Плоскость. Параллельные и пересекающиеся плоскости.

  13. Параллельность прямой и плоскости.

  14. Угол прямой с плоскостью. Перпендикуляр к плоскости.

  15. Двугранные углы. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность двух плоскостей.

  16. Многогранники. Их вершины, ребра, грани, диагонали. Прямая и наклонная призмы, пирамида. Правильная призма и правильная пирамида. Параллелепипеды, их виды.

  17. Правильные многогранники: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

  18. Тела вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. Центр, диаметр, радиус сферы и шара. Плоскость, касательная к сфере.

  19. Формула объема параллелепипеда.

  20. Формулы площади поверхности и объема призмы.

  21. Формулы площади поверхности и объема пирамиды.

  22. Формулы площади поверхности и объема цилиндра.

  1. Формулы площади поверхности и объема конуса.

  2. Формула объема шара.

  3. Формула площади сфер


Основные формулы и теоремы

1. Свойства функции у = ах + b и ее график.

2. Свойства функции и ее график.

  1. Свойства функции у = ах2 +bх + c и ее график.

  2. Формула корней квадратного уравнения.

  3. Теорема Виета (прямая и обратная).

  4. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.

  5. Свойства числовых неравенств.

  6. Логарифм произведения, степени, частного.

  7. Определение и свойства функций у = sin x и у = cos x и их графики.

  8. Определение и свойства функций у = tg x, у = ctg x и их графики.

  9. Решение уравнений вида sin х = а , cos х = а , tg x = a, ctg x = а.

  10. Формулы приведения.

  11. Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.

  12. Тригонометрические функции двойного и половинного аргумента.

  13. Производная суммы двух функций.

Геометрия

  1. Признаки равенства треугольников.

  2. Свойства равнобедренного треугольника.

  3. Свойства точек, равноудаленных от концов отрезка.

  4. Признаки параллельности прямых.

  5. Сумма углов треугольника. Сумма внутренних углов выпуклого многоугольника.

  6. Признаки параллелограмма.

7. Окружность, описанная около треугольника.

8 Окружность, вписанная в. треугольник.

  1. Касательная к окружности и ее свойства.

  2. Измерение угла, вписанного в окружность.

11 Признаки подобия треугольников.

  1. Теорема Пифагора.

  2. Теорема косинусов.

  3. Теорема синусов.

  4. Формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции.

  5. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.

  6. Признак параллельности прямой и плоскости.

  7. Признак параллельности плоскостей.

  8. Теорема о перпендикулярности прямой и плоскости.

  9. Теорема, о трех перпендикулярах.

  10. Перпендикулярность двух плоскостей.



III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013 / Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012. – 288 с.

  2. Алгебра. Базовый курс с решениями и указаниями (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз). Учебно-методическое пособие / Золотарёва Н. Д., Попов Ю.А., Семендяева Н. Л., Федотов М. В. - М.: Фойлис, 2010. – 568 с., ил.

  3. Бачурин В. А. Задачи по элементарной математике и началам математического анализа. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 712 с.

  4. Бочков Б.Г., Рубинский Б.Д. Математика для абитуриентов: Учебное пособие. 6 исправленное издание – М.: МГУИЭ, 2006. — 264 с.

  5. Геометрия. Базовый курс с решениями и указаниями. (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз).: Учебно-методическое пособие / Золотарёва Н. Д., Семендяева Н. Л., Федотов М.В. – М: Изд-во Фойлис, 2010. – 296 с., ил.

  6. Задачи вступительных экзаменов / Составители А.А.Егоров, В.А.Тихомирова. - М.: Бюро Квантум, 2008. – 176 с. (Приложение к журналу «Квант» № 6/2008)

  7. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012. – 400 с.

  8. Математика. Сборник задач по базовому курсу (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз). Учебно-методическое пособие / Золотарёва Н. Д., Попов Ю. А., Семендяева Н. Л., Федотов М. В. - М.: Фойлис, 2010. – 236 с., ил.

  9. Ткачук В. В. Математика — абитуриенту. – Москва; изд-во: МЦНМО, 2007, 966 с.

  10. Экзаменационные материалы по математике и физике/ Составители А.А.Егоров, С.А.Дориченко, В.А.Тихомирова. - М.: Бюро Квантум, 2009. – 208 с.


Дополнительная:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов, средней школы. – М: Просвещение, 1992.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1992.

  3. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа Учебник для 10-11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике (издание любого года).

  5. Зорин В.В., Фискович Т.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1980.

  6. Колмогоров А Н., Абрамов AM и др. Алгебра и начата анализа Учебник для 10-11 классов средней шкоты – М.: Просвещение, 1989.

  7. Крамер В С Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1993.

  8. Мельников И.И., Сергеев И.Н. Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  9. Пособие для поступающих в вузы. / Под ред Т.X. Яковлева. – М.: Наука, 1988.

  10. Сборник задач по математике для поступающих в вузы / Под ред. М.И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.

  11. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике (Решение задач – 11 класс). – М.: Просвещение, 1991.

Похожие:

Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconПрограмма вступительного испытания (собеседования) по направлению 240100. 62 «Химическая технология»
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в фгбоу впо агту на заочную форму обучения по направлению 240100. 62 «Химическая...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconПрограмма вступительного экзамена по магистерской программе
Цели и задачи вступительного испытания: вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению по...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconПояснительная записка в настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. Выпускник должен иметь представление о системах отображения информации, применять программные средства.
В настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. Выпускник должен иметь представление...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconИнститут Искусств Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки
Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки направления 071500. 62 – Народная художественная культура,...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconИнститут Искусств Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки
Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки направления 071500. 62 – Народная художественная культура,...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconСодержание стр. Введение учебная
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о роли и месте бизнес-планирования в области управления финансами...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconКонкурсную ситуацию каждый абитуриент может параллельно увидеть, войдя в аис "Абитуриент" по своим учетным данным
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные испытания, ранжированных по мере убывания количества набранных баллов,...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconПрограмма вступительных испытаний (междисциплинарного экзамена) для поступающих в магистратуру по направлению 151900. 68 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Для поступления в магистратуру по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»...
Программа рассчитана на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся. Цели вступительного испытания в соответствии со стандартом, абитуриент должен: иметь представление: -о предмете «математика» iconПрограмма вступительного испытания
Программа вступительных испытаний в магистратуру составлена в соответствии с требованиями, устанавливаемыми фгос впо по направлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница