УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. № 394-П
Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы
ПАСПОРТ областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы
Наименование Программы | - | областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы (далее именуется – Программа)
| Основание для разработки Программы
| - | Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области»; постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. № 256-П «Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ»; распоряжение Губернатора Челябинской области от 13.05.2011 г. № 452-р «О создании рабочей группы»
| Государственный заказчик Программы
| - | Правительство Челябинской области | Государственный заказчик -координатор Программы
| - | Министерство экономического развития Челябинской области | Основные разработчики Программы | - | общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области;
Министерство экономического развития Челябинской области
| Цель Программы | - | обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области
| Задачи Программы | - | обеспечение занятости населения, развитие деловой активности населения за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности; выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области; повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок; качественное изменение отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширение способов доступа к финансовым ресурсам; повышение социальной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства, укрепление системы социального партнерства; содействие развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности
| Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек населения, в том числе: в 2012 году – до 44,4 единицы; в 2013 году – до 45,5 единицы; в 2014 году – до 46,7 единицы; увеличение доли среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) всех предприятий и организаций, в том числе: в 2012 году – до 20,8 процента; в 2013 году – до 21,1 процента; в 2014 году – до 22,2 процента; увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций, в том числе: в 2012 году – до 25,9 процента; в 2013 году – до 26,3 процента; в 2014 году – до 27,2 процента; увеличение выпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства – получателями поддержки на один рубль вложенных бюджетных средств, в том числе: в 2012 году – до 129,0 рублей; в 2013 году – до 130,1 рубля; в 2014 году – до 131,5 рубля
| Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012–2014 годы, в том числе: I этап – 2012 год; II этап – 2013−2014 годы
| Перечень основных направлений Программы | - | совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и устранение административных барьеров в сфере развития предпринимательства; содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка и развитие начинающих предпринимателей, молодежного предпринимательства; развитие женского и семейного предпринимательства; совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства; информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесленной деятельности; поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего, въездного туризма; содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в реализации программ энергосбережения, повышения энергоэффективности и обеспечении доступа к объектам инфраструктуры
| Объемы и источники финансирования Программы | - | средства областного бюджета - 207 650,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году – 50 000,0 тыс. рублей; в 2013 году – 77 900,0 тыс. рублей; в 2014 году – 79 750,0 тыс. рублей
| Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек населения с 43,5 единицы до 46,7 единицы; увеличение доли среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 20,7 процента до 22,2 процента; увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций с 25,2 процента до 27,5 процента; увеличение выпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства – получателями поддержки на один рубль вложенных бюджетных средств с 127,5 рубля до 131,5 рубля |
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» развитие предпринимательства включено в перечень «точек ускоренного роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач. Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы: формирование конкурентной среды, цивилизованных рыночных отношений; расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг); снижение социальной напряженности на рынке труда; повышение общего уровня доходов населения; влияние предпринимательской деятельности на формирование бюджетов всех уровней; формирование положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Программа является логическим продолжением ранее действующих областных целевых программ и разработана в целях обеспечения благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Субъекты малого и среднего предпринимательства – потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, отвечающие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; субъект женского предпринимательства - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая женщинам, составляет не менее 51 процента и руководителем которого является женщина; субъект семейного предпринимательства - субъект малого предпринимательства, руководителем и учредителями которого являются физические лица (супруги, близкие родственники). Круг близких родственников определяется в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; субъект молодежного предпринимательства - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая лицам в возрасте от 18 до 30 лет, составляет не менее 51 процента и руководителем которого является лицо в возрасте от 18 до 30 лет; начинающий предприниматель - субъект малого предпринимательства, осуществляющий деятельность менее одного года с момента государственной регистрации; бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей - организация, созданная для поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, и субъектов малого предпринимательства из числа социально незащищенных групп населения на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Требования к порядку предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг субъектам малого предпринимательства в государственном бюджетном учреждении Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор» приведены в приложении 1 к Программе; субъект малого предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность, - субъект малого предпринимательства, осуществляющий деятельность по созданию результатов научных исследований и экспериментальных разработок, получивших реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; субъекты малого предпринимательства из числа социально незащищенных групп населения - субъекты молодежного, социального и женского предпринимательства; субъект социального предпринимательства (многодетные родители, инвалиды) - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая инвалидам (многодетным родителям), составляет не менее 51 процента и руководителем которого является инвалид (многодетный родитель). К многодетным родителям относятся родители, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. В Челябинской области более десяти лет развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программно-целевого метода. Данный метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния дел в малом и среднем бизнесе, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностью областного бюджета, полностью себя оправдывает. Комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целевой функции. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вопросы развития малого и среднего предпринимательства, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации, должны быть решены на областном и муниципальном уровнях в процессе реализации долгосрочных целевых программ. 2. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.09.2010 г. № 316 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утратила силу форма федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Основные показатели деятельности микропредприятий». В связи с этим, данные о деятельности микропредприятий - юридических лиц за 2010 год, доля которых в общем количестве малых организаций - юридических лиц составляет около 90,0 процентов, представлены по оценке Министерства экономического развития Челябинской области. Анализ ситуации в развитии малого и среднего предпринимательства показывает, что это - одна из наиболее динамично развивающихся сфер. По сравнению с 2008 годом количество хозяйствующих субъектов в Челябинской области увеличилось на 12,8 процента и в 2010 году составило 146,4 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35,5 тысячи малых предприятий – юридических лиц, 105,9 тысячи индивидуальных предпринимателей, 4,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 385 средних предприятий – юридических лиц. Если говорить о структуре предприятий, то 32,5 процента средних предприятий - юридических лиц действуют в обрабатывающих производствах, 19,0 процентов - в сфере торговли, 13,0 процентов приходится на предприятия строительства. Распределение малых предприятий – юридических лиц по видам экономической деятельности отличается от структуры средних предприятий. Самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий, как и в предыдущие годы, является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 50,2 процента малых предприятий.
|