Пояснительная записка Образовательная область программы




Скачать 21.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка Образовательная область программы
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер21.05 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание изучаемого курса

  4. Методическое обеспечение

  5. Список литературы

  6. Приложение



1.Пояснительная записка


Образовательная область программы

Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности. Предлагаемый курс разработан и апробирован в учреждениях дополнительного образования детей.

Актуальность программы

Современные дети много времени проводят за компьютером или перед телевизором - для них это одно из основных средств познания мира. Информация, которую ребенок получает из этих источников, обычно предлагается в готовом, легком для восприятия виде. Поэтому у сегодняшнего ребенка заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению. При этом виртуальная реальность, окружающая ребенка, не только существенно отличается от настоящей действительности, но и нередко носит агрессивный и опасный для детской психики характер.

В результате, «компьютерно грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитой в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески пассивной личностью.

В свете сказанного, данная программа представляется нам весьма актуальной и необходимой. Ее создание как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у наших детей.

Данная программа будет востребована также и потому, что она занимает промежуточное положение между программами обучения изобразительной деятельности в общеобразовательных школах и учебными программами специализированных художественных школ. Как и общеобразовательные программы, данный курс доступен для каждого желающего ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых художественных способностей (как в специализированной школе). Вместе с тем, курс предлагает достаточно широкий круг видов изобразительной деятельности, что во многом отличает его от общеобразовательных программ и сближает с программами художественных школ.

Цель программы

Цель программы состоит в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих и художественных способностей у ребенка через приобщение его к изобразительной деятельности.

Задачи программы:

  • научить детей основам работы с цветом, формой и композицией,

  • сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры,

  • познакомить детей с различными художественными приемами и материалами,

  • создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования
    у него позитивной самооценки,

  • приобщить детей к национальному и мировому художественному
    наследию.

Возраст занимающихся.

Программа предназначена для детей 6-9 лет.


Срок реализации

Программа рассчитана на 3 года обучения:

Первый год обучения - дети 6-7 лет

Второй год обучения - дети 7-8 лет

Третий год обучения - дети 8-9 лет

Особенности программы

Данная программа имеет ряд особенностей.

Bо-первых автор предлагаемого курса делает основной упор на восприятии и передаче

детьми цвета. Внимание к цвету детей дошкольного младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На этой особенности детского цветовосприятия и основывается программа. Дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. Благодаря цвету даже самые несовершенные детские

работы преображаются, и ребенок испытывает радость и чувство удовлетворения от своего труда, что повышает его самооценку.

Во-вторых, особенность программы состоит в том, что она направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности. Все задания даются в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждое занятие построено так, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный результат - продукт художественного труда, выполненный собственными силами. Этот подход также позволяет повышать самооценку ребенка и мотивировать к дальнейшему обучению изобразительной деятельности.

В-третьих, особенность программы заключается в том, что она построена «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.

Условно программу можно разделить по такому принципу: первый год обучения- приобретение художественных навыков, второй год- отработка и их закрепление и третий год – творчество.

Такая система « повторяя – усложняем» позволяет объединить в одной группе детей одного возраста независимо от их подготовленности и года обучения. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те дети, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне. Но не следует забывать , что такое совмещение возможно с детьми первого и второго года обучения и второго и третьего, также на такое перемещение могут повлияеть личные успехи отдельного ребенка.

Форма и режим занятий

Дети набираются в студию без учета художественных способностей, но воспитанники тестируются психологом для выявления уровня самооценки и уровня развития творческой активность ребенка. После чего обучающиеся делятся на группы по возрасту. При формировании групп также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом ребенок даже первого года обучения, но прекрасно проявивший свои художественные способности, может быть переведен в более старшую группу( и наоборот).

Поэтому оптимальная наполняемость группы для занятий от 8до 10 человек, так как педагогу необходимо более индивидуально работать с каждым воспитанником. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы в сторону уве­личения, но не более трех человек.

При реализации программы допуска­ется некоторое изменение пропорций учебного времени, отводи­мого на те или иные темы, в зависимости от успеваемости членов коллектива.

В программе используется групповая форма работы с детьми. Каждое занятие для первого и второго года обучения длится 1 часа и проводится 2 раза в неделю, для третьего года обучения 2 раза в неделю по 1,5 часа.

На каждом занятии используется здоровье сберегающие технологии (обсуждение организационных моментов в начале и конце занятия, короткий перерыв в середине занятия с проветриванием помещения, использование игровой деятельности с целью переключения ребенка с одного вида работы на другой).

Условия реализации программы:

Для реализации программы необходимы:

светлый и просторный класс,

стулья и столы (или мольберты), соответствующие росту детей,

доска,

кнопки (магниты),

стул и стол для педагога,

методические пособия,

репродукции картин известных художников, - художественные материалы: гуашь (12 цветов), акварель, кисти (№№ 3, 5, 10).

бумага A3 и А4, кнопки, палитра, пастель, восковые мелки, цветная бумага, клей,

ножницы, карандаш, ластик.


ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Тропинки творчества»

педагога дополнительного образования

Рассказовой Евгении Аатольевны


Образовательная программа «Тропинки творчества» направлена на изучение основ ху­дожественной культуры и дает возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности, достичь достаточного уровня художественной подготовки и сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Программа ориентирована на детей, посещающих изостудию «Радуга» Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» г. Москвы.

Курс обучения рассчитан на три года обучения детей дошкольного и младшего года обучения:

Iгод 6 — 7лет,

IIгод 8— 9 лет,

IIIгод 9 — 10 лет.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Несомненно что изобразительное творчество оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения,I зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.

Особенность программы заключается в том, что она построена «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.

Условно программу можно разделить по такому принципу: первый год обучения- приобретение художественных навыков, второй год- отработка и их закрепление и третий год – творчество.

Такая система « повторяя – усложняем» позволяет объединить в одной группе детей одного возраста независимо от их подготовленности и года обучения. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те дети, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне. Но не следует забывать , что такое совмещение возможно с детьми первого и второго года обучения и второго и третьего, также на такое перемещение могут повлиять личные успехи отдельного ребенка.


Следующей особенностью является использование на занятиях широкого спектра художественных материалов и видов изобразительной деятельности, что позволяет добиться наибольшего ре­зультата наименьшими средствами, что для юных художников, делающих первые шаги на пути к вершинам профессионального мастерства, имеет первостепенное значение.

Также в программе учитывается особенности цвето- восприятия детей дошкольного и младшего возраста и на основании этого базовым разделом в программе является именно рисование – живопись, где цвет играет главную роль. Остальные разделы являются дополнением и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей, что является также необходимым в этом возрасте.


Организационно-методическое обеспечение программы

Дети набираются в студию без учета художественных способностей, но воспитанники тестируются психологом для выявления уровня самооценки и уровня развития творческой активность ребенка. После чего обучающиеся делятся на группы по возрасту. При формировании групп также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом ребенок даже первого года обучения, но прекрасно проявивший свои художественные способности, может быть переведен в более старшую группу( и наоборот).

Поэтому оптимальная наполняемость группы для занятий от 8до 10 человек, так как педагогу необходимо более индивидуально работать с каждым воспитанником. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы в сторону уве­личения, но не более трех человек.


При реализации программы допуска­ется некоторое изменение пропорций учебного времени, отводи­мого на те или иные темы, в зависимости от успеваемости членов коллектива.

В педагогике изобразительного искусства существуют различные подходы. Авторская позиция определяется тем, что для развития творческих способностей детям необходимо приобрести специальные знания, овладеть определенными навыками и умениями, освоить рациональные способы изобразительной деятельности, вырабо­танные предшествующими поколениями, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, то есть необходимо целе­направленное художественное обучение детей по специально раз­работанной программе, позволяющей развить творческий потен­циал каждого ребенка до оптимальных параметров.


На занятиях педагог дает детям необходимые технические навыки и умения, которые ребенок должен переработать и переосмыслить, чтобы затем продемонстрировать продукт собственного творчества (здесь сбалансированы компоненты творчества и обучения).

Программа содержит следующие задачи:

  • научить детей основам работы с цветом, формой и композицией,

  • сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры,

  • познакомить детей с различными художественными приемами и материалами,

  • создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования
    у него позитивной самооценки,

  • приобщить детей к национальному и мировому художественному
    наследию.



Достигнутые результаты по программе и их оценка

Для определения уровня усвоения программы применяются два вида контроля:

  • внутренний ( в виде аттестации)

  • внешний (участие в выставках, конкурсах и фестивалях).

1. Внутренняя аттестация учащихся.

В начале первого года обучения проводится первичный срез в форме контрольного занятия, где детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему. В конце первого года проводится первичная аттестация учащихся, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.

Для детей второго и третьего года обучения только в конце учебного года проводится аттестация учащихся в форме итогового занятия, где педагог предлагает детям исполнить рисунок в известной ему технике с образца . Ребенок также проходит психологическое тестирование по выявлению уровня самооценки и развития его творческой активности.

Работы учащихся оцениваются аттестационной комиссией по следующим критериям, выявляющим уровень усвоения программы:

  • правильность композиции и формы

  • богатство цветового решения и изобразительных приемов

  • верность реалистического рисунка

  • оригинальность исполнения

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют уровень.

Не следует забывать , что каждая работа в целом представляет собой ценность в развитии ребенка, зачастую не совпадающую с художественной ценностью, объективной и абсолютной. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих работ..


Уровни усвоения программы

Высокий (12-9)

  • Работа должна быть выполнена полностью самостоятельно,

  • Работа должна быть аккуратной,

  • В итоговой работе должны быть внесены ребенком творческие детали
    (смешивание цвета, выбор оригинального материал для исполнения,
    демонстрирование новых оттенков).



Средний(8-6)

  • Допускается помощь педагога,

  • Работа должна быть аккуратной,

  • В итоговой работе могут быть внесены ребенком творческие детали
    (смешивание цвета, выбор оригинального материал для исполнения,
    демонстрирование новых оттенков).

  • При выполнении работы на палитре пытался смешивать цвета и находить
    новые оттенки



Достаточный(5-4)

  • Работа была выполнена с помощью педагога,

  • Работа полностью соответствует предложенному оригиналу,

  • Смешивание красок мало,

  • Работа не совсем аккуратная работа.



Результативность программного обучения воспитанников изостудии «Радуга» по программе «Тропинки творчества за последние три года.

Уровень усвоения программы

2009-2010 уч. год (в %)


2010-2011 уч. год (в %)


2011-2012 уч. год(в %)


высокий

38

57, 5

74,2

средний

55,5

37,5

25,8

достаточный

7,5

5

-



Из представленной таблицы можно сделать следующие выводы, что за последние три года наблюдается положительная динамика в усвоении программы разработанной автором.


По окончании первого года обучения ребенок должен:

  • знать названия основных цветов,

  • применять элементарные правила смешения цветов в палитре,

  • различать теплую и холодную гамму цветов,

  • уметь правильно держать карандаш и кисть,

  • передавать простейшую форму, общее пространственное положение,
    основной цвет предметов,

По окончании второго года обучения ребенок должен уметь:

  • точно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
    основные пропорции, общее строение и цвет предметов,

  • правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно, без
    напряжения рисовать кистью и карандашом,

  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски,
    покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного
    контура, менять направления мазка, следуя форме,

  • определять величину изображения и уметь расположить его в
    зависимости от размера листа бумаги,



По окончании третьего года обучения ребенок должен уметь:

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов,

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
    конструктивное строение, цвет,

  • соблюдать последовательность выполнения рисунка,

  • применять простейшие приемы народной росписи,

  • использовать колорит и гармонию цветовых оттенков,

  • самостоятельно и творчески использовать художественные средства
    выражения.



После успешного окончания трех лет обучения по данной программе ребенку предполагается продолжить обучение в творческой мастерской у данного педагога или перейти в студию изобразительного творчества «Юный художник» для детей среднего и старшего школьного возраста.


2. Внешний срез усвоения программы.

Несомненным подтверждением высокого уровня усвоения программы участие и победы воспитанников в выставках и фестивалях различного уровня.

  • 2005-2006гг. Дипломанты фестиваля «Юные таланты Московии».

  • 2006-2007г. Дипломанты VIII-IX Городского фестиваля эколого-эстетических работ «Красота спасет мир».

  • 2009г.Лауреаты XI окружной выставки детского прикладного творчества юго-западного округа.

  • 2008г. Лауреаты окружного конкурса детского рисунка «Я рисую Победу».

  • 2009 г. Лауреаты 5-го открытого конкурса «Великая отечественная война глазами детей 21 века»

  • 2009г.Лауреаты XI окружной выставки детского прикладного творчества юго-западного округа.

  • 2009г. Дипломанты Окружного конкурса изобразительного творчества южного округа.

  • 2007-2009 Лауреаты и дипломанты Окружного конкурса детского творчества «Мир в радуге профессий».



3. Содержание изучаемого курса


Программа включает следующие разделы:

  • Рисование

  • Аппликация

  • Лепка

  • Искусство в нашей жизни

Вводное занятие.

Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности.


  1   2

Похожие:

Пояснительная записка Образовательная область программы iconПояснительная записка 3 Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет 5 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 7 Работа с родителями 12 Направление «Физическое развитие»
«Познание», образовательная область «Коммуникация» 72 Комплексно – тематическое планирование образовательная область
Пояснительная записка Образовательная область программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы 2 Образовательная область «Родной язык и литература»
Основная образовательная коррекционно-равивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) (нормативный...
Пояснительная записка Образовательная область программы iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка Образовательная область программы iconОбразовательная программа Муниципального казенного образовательного учреждения Березовская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка Образовательная область программы iconОсновная образовательная программа с изменениями и дополнениями муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Образовательная область программы iconОбразовательная программа «Химия вокруг нас» для учащихся 14 16 лет Срок реализации программы 1 год Автор-составитель Шашкова О. В. педагог Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас»
Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень...
Пояснительная записка Образовательная область программы iconПояснительная записка Количество учебных часов: 35. Образовательная область: информатика
Тем, кто свяжет свое будущее с бизнесом, важно не только иметь представление об особенностях работы современного делового человека...
Пояснительная записка Образовательная область программы iconПояснительная записка Основная образовательная программа разработана педагогическим коллективом Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красносельская средняя общеобразовательная школа»
...
Пояснительная записка Образовательная область программы iconПояснительная записка Данный предмет входит в образовательную область естествознание
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и учебной программы...
Пояснительная записка Образовательная область программы iconОсновная образовательная программа начального общего образования Аряж, 2011 г. Содержание Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения основной 10 образовательной программы ноо 10 Учебный план моу «Аряжская основная 44 общеобразовательная школа»
Согласно требованиям фгос, программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница