Скачать 25.11 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя Общеобразовательная школа №6 г. Горячий ключ План – конспект урока по кубановедению 1 класс Тема: « Семейные традиции ». Учитель Рябцева Алла Николаевна 2011г Цели урока : образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями; воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества; развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами. Оборудование: Оформлена выставка рисунков учащихся на тему «Моя любимая Кубань»; на столе у каждого учащегося имеется жетоны трёх цветов для оценивания урока; жетоны учителя для поощрения за правильные ответы, медаль «Лучший знаток края»; карта Кубани; компьютер, компьютерная презентация. Ход урока: 1.Организационный момент. Прослушивание стихотворения (рассказывает ученик заранее подготовленный) Степное раздолье – родная земля! Всего ты дороже и краше! Зелёной листвою шумят тополя. О славе и мужестве нашем. Виктор Подкопав Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Мы узнаем какие семейные традиции существовали на Кубани у казаков и адыгов. Тем, кто будет мне помогать, получит жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник 2.Основная часть. 1 станция “Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь”. Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов. (Учащиеся на фоне слайдов рассказывают стихи). Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами С твоей великою рекой И неоглядными полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной. Привет тебе, мой край родной! О родине – негромко говорю: Ведь о большой любви кричать не надо. Она моя отрада и ограда, Скажу о ней – молитву сотворю: Будь вечно в благоденствии и славе, Дай сил тебе Всевышней мир хранить, Дай сил нам жить, Не мудрствуя лукаво, И пред тобой себя не уронить! Кубань – моя родная сторона, К тебе тянусь я сердцем неизменно. Да будет прошлое твоё непепеленно, В трудах своих ты будь благословенна, Кубань – моя родная сторона, - Пусть новые взрастают семена И вечно житница твоя полна! 2 станция “Символы нашего края”. Учитель: В каком крае мы живём? Какой главный город в Краснодарском крае? Учитель: Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань. 3станция “Традиции казаков” В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят предложил станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792года”. Памятник черноморцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г. На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды. А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу между казаками. Учитель читает стихотворение Казачество и православная вера неразделимы. Нам они сквозь тьму времён. Светом истин озаряют. Нашу жизнь, покой и сон. В мире, полном бед, страданий, В повседневной суете. Среди серых скучных зданий Храмы встретятся тебе. Учитель . Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы. Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они ─ философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене) 3. Безмерное почитание гостя. Казаки и родители Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Отношение к старшим Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение. Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Отношения в казачьей среде Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту - «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья, семьи, о положении дел. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить. Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Рождение казака Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи. Честь казачья Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы. Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. Слово казака Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки. Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Таковы были нравы и обычаи старого казачества. Физ. минутка. 4 станция «Наши ближайшие соседи». У адыгейского народа было немного по другому . К слову сказать, адыги всегда были озабочены самосохранением: будучи малочисленным народом, они к тому же подвергались частым нападениям извне. Это вынуждало их придерживаться определенных «внутриполитических» правил, главное из которых – консолидация и избегание ненужных столкновений. Клановый «тыл» родного аула изначально был гостеприимным домом для каждого жителя. Даже в наши дни адыгейское гостеприимство не иссякло, став чертой национального характера. Традиционная адыгская семья своим укладом напоминает красивый и сложный танец: неявная ритуальность, словно невидимый каркас, пронизывает все ее содержание. С самого начала и до конца семейную жизнь адыгов сопровождают обряды. Создается впечатление, что они – своего рода охранная грамота, талисман, оберегающий этнос от исчезновения. Многое в обычаях кажется странным и непонятным. Подчас они носят характер излишней предупредительности: за редким исключением, это действия «по умолчанию». Однако, как и в любых устойчивых традициях, в них легко обнаружить зерна здравого смысла и жизненной необходимости. НАЧАЛО Как зарождается молодая адыгская семья? В отличие от своих бабушек, которых увозили в седлах «горячие» дедушки, нынешние невесты предпочитают сами решать свою судьбу. Говорят, в городах и аулах до сих пор еще случаются несанкционированные похищения, однако такие случаи редки и в семьях не поощряются. Довольно редко происходят и смешанные браки. К слову сказать, такой брак – уже нарушение традиций и заведомо чреват трудностями, выдержать которые под силу не каждой семье. Но вернемся к традиционной паре. Юноша и девушка знакомятся обычно в каких-нибудь родственных или дружеских компаниях и могут встречаться несколько лет, прежде чем решаются на брак. Их отношения, как правило, не заходят дальше нежной дружбы и ухаживаний: девушки традиционно берегут невинность как залог чистоты будущего семейного очага. С того момента как молодой человек делает предложение, а девушка его принимает, наступает увлекательная пора неявной подготовки к свадьбе. Неявной?– потому что ради соблюдения традиций избранницу сначала полагается украсть. Этот театральный акт, в принципе, не является обязательным, но сразу повышает престиж молодого адыга. Поскольку в похищении нет прямой необходимости, все обставляется как ритуал. Зачастую жених и невеста заранее договариваются о дне и часе «кражи», но бывает и так, что девушку, видимо, для остроты ощущений, заманивают в машину обманом раньше оговоренного срока. Итак, невеста и ее родители «в курсе» и со дня на день ожидают похитителей. Это, безусловно, самое волнующее время в жизни молодой девушки. Выходя из дома, она на всякий случай должна быть одета в платье или юбку: при всей эпохальной свободе в адыгских семьях существует негласный «дресс-код». Невеста не должна предстать перед родителями жениха в джинсах или шортах. Впрочем, похитители совершенно спокойно могут заехать за ней домой и проследить, чтобы пленница оделась соответствующе. И вот, наступает такой день, когда девушку под тем или иным предлогом усаживают в машину и везут прямиком в дом жениха. В этой акции парня обычно сопровождает кто-нибудь из братьев или дядьев. Когда избранницу вводят в дом, мать спрашивает у девушки, хочет ли она остаться. Это важный момент. Она может ответить «нет», и тогда ее обязаны вернуть родителям. Но в наши дни невесты, делающие выбор заранее, чаще всего соглашаются. После этого мать должна обнять девушку и благословить примерно такой фразой: «Входи и будь моей дочерью». С этого момента вступает в силу интереснейший сценарий, в котором все роли четко расписаны. Начинается официальная подготовка к свадьбе. СВАДЬБА Первым делом делегация из нескольких родственников-мужчин направляется к родителям невесты. Именно они должны сообщить волнительную весть о предстоящей свадьбе. Невеста остается в доме жениха, в отведенной для нее комнате; если она приехала без вещей, ей покупается и дарится все необходимое. Она благополучно пребывает в обществе родственниц, которые ухаживают за ней и развлекают ее разговорами. Жених при этом из дома исчезает и до прихода муфтия живет у одного из своих друзей. Есть и еще одно необходимое условие – невеста ни в коем случае не должна встречаться с отцом будущего мужа. Живя в одном доме, они подчеркнуто избегают друг друга. Вероятно, корни такого поведения уходят в глубокую древность, когда существовала реальная угроза соперничества между отцом и сыном. Теперь же этот обычай?– неотъемлемая часть внутрисемейной этики. В пятницу в дом жениха приходит муфтий (в Адыгее его называют эфенди, что значит «мудрец»). Именно с пятницы начинается настоящий свадебный ритуал. Двое родственников-мужчин (по одному со стороны жениха и невесты) особым образом соединяют большие пальцы рук; эфенди скрепляет своей ладонью эти соединенные пальцы и объявляет первую брачную ночь разрешенной. В этот вечер жених и невеста ложатся спать в одну кровать; на следующий день они официально подтверждают свой выбор в мечети. Невесту наряжают в красивый национальный костюм. Женихами эта традиция, к сожалению, утрачена. Любопытно, что брачная ночь предшествует духовному благословению молодой пары – возможно, таким образом издревле подтверждалась сексуальная совместимость супругов. Впрочем, никто не может припомнить такого скандала, чтобы жених или невеста наутро отказались от своего решения. Муфтий объявляет их мужем и женой. Поскольку дело происходит на российской территории, молодые, как правило, едут еще и в загс. В субботу устраивается свадебный пир. Нет смысла описывать саму свадьбу, с обильным кавказским застольем, поздравлениями и танцами под адыгейскую гармошку, однако есть в ней одна особенность. На свадьбе не присутствуют родители и родственники невесты. Исключение составляют лишь ее неженатые братья и сестры. Вообще, считается, что чем меньше на первых порах пересекаются новые родственники, тем лучше: вероятно, это пришедшая из древности жесткая профилактика межклановых конфликтов. Все время с пятницы по воскресенье в доме жениха не закрываются ворота. Это означает, что любой незнакомый человек, идущий мимо, имеет право зайти в дом. Его встретят и угостят как желанного гостя. Но собственно свадьба уже закончена. В воскресенье происходит еще одно важное событие. Молодая жена в сопровождении свекрови едет в свой отчий дом. Теперь наступает время второго свадебного периода, когда собираются родственники и друзья невесты. Празднование также занимает два-три дня, после чего молодая женщина забирает свое приданое и отправляется вместе со свекровью в новый дом. Затем, в течение года, происходят периодические встречи двух новых семей: родственницы со стороны жены наносят визиты родственницам молодого мужа, а родственники-мужчины молодого супруга устраивают «мужской клуб» в доме у родителей жены. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ После свадьбы, живя или встречаясь с родителями, молодые ведут себя с особой предупредительностью. Они стоя приветствуют старших, не сидят рядом обнявшись; в присутствии родителей молодой муж не называет жену по имени; жена по-прежнему старается не попадаться на глаза отцу мужа. Спустя какое-то время свекор подзывает к себе невестку, дарит ей какой-нибудь подарок и называет дочерью: с этого момента их отношения становятся проще, но не ближе. Они все же держат дистанцию и общаются достаточно формально. Отношения между зятем и тещей также носят условно-родственный характер. Такая нарочитая сдержанность позволяет не смешивать «мед и деготь», исключает повод для ревности и обсуждения семей друг другом и, как результат, снижает риск возможных недоразумений. Ведь конфликт еще пару столетий назад мог вылиться в вооруженное столкновение с риском не досчитаться кого-либо из домашних. Во всех адыгских семьях в той или иной степени присутствует культ мужчины. Считается, что он передается даже на генном уровне. Мужчины являются главными фигурантами в жизненно важных обрядах. Жены охотно признают (или делают вид, что признают) превосходство мужей. Слово отца – закон для сына или дочери. Мужчины принимают важные решения, несут ответственность за семейное благополучие. Когда в семье умирает кто-либо из родственников, именно мужчины совершают ритуал погребения – женщины не провожают покойника дальше домашнего порога. Женщины – родственницы и подруги – составляют как будто отдельный клан; они эмоционально поддерживают друг друга, помогают друг другу во всех житейских делах. Это очень важно, когда мужчина традиционно отвечает за «внешнюю политику» и не склонен эмоционально подключаться к домашним проблемам. Вообще, проявление слишком сильных эмоций в патриархальных семьях не приветствуется: здесь ценятся сдержанность и «положительный настрой». Несмотря на ислам, у адыгов не привилось многоженство: моногамия – еще одна отличительная особенность адыгской семьи. Если пара по каким-то причинам решает развестись, жена имеет право забрать свое приданое. Развод традиционно не приветствуется, но никто не может удержать женщину или мужчину в нежеланном браке. Когда в семье рождается первенец, ребенка никому не показывают в течение месяца: таким образом его оберегают от сглаза. Но ровно через месяц в семье устраивается специальный праздник в честь новорожденного. Его кладут в колыбель-качалку, а пришедшие гости поздравляют молодых родителей и дарят подарки малышу. Обрезание мальчиков, практикующееся во всех исламских государствах, у адыгов не принято. Детей в семье очень любят и родители, и старшее поколение, они стараются отдать им все самое лучшее и дорожат хорошими с ними отношениями. С первых дней жизни ребенок впитывает семейные ценности, усваивает определенную линию поведения и учится беречь традиции. Подросшие дети получают специальное и высшее образование в российских и зарубежных вузах, спокойно вливаются в любой социальный контекст, дружат с людьми разных культур и вероисповеданий. Но даже в лондонском метро они встают при виде старшего: срабатывают семейные традиции. Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани. 3.Итог урока: Путешествие наше подошло к концу. Посчитайте свои жетоны. Награждение медалями «Лучший знаток края». А теперь посмотрите на карту Краснодарского края и прикрепите жетон к любому из населённых пунктов на карте выбранного вами цвета: Красный – вам понравился урок. Синий – хороший урок, но что-то не понравилось. Чёрный – урок не понравился. Литература, используемая для подготовки урока: Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997. Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006. Гринь Л. Природа родного края.-Краснодар, 2005. Лотышев И. П. Путешествие по родному краю.- Краснодар, 1999. Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006. Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000. Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. – Москва-Краснодар, 2002. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Кранодар, 2005. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/.- Краснодар, 2003. Б.А. Трехбратов. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001. Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках.- Краснодар, 2002. |
![]() | План-конспект урока по обществознанию Тема урока: Конфликты в обществе, место урока -урок №29, блок «Социальная сфера» | ![]() | План-конспект урока Предмет география Класс 7 Тема Цель: Изучить гп евразии, историю освоения и изучения материка с использованием новых информационно-коммуникационных технологий |
![]() | Программа по кубановедению разработана на основе программы по кубановедению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края 3 класс/ Ерёменко Е. Программа разработана на основе программы по кубановедению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края 3 класс/Ерёменко... | ![]() | Конспект интегрированного урока в рамках спецкурса «Интерпретация текста при помощи видеом» 11 класс Тема урока: Пространство и время в рассказе В. П. Астафьева «Капля» (интерпретация текста при помощи видеом) |
![]() | Разработка урока по кубановедению на тему Цель урока: Изучить развитие художественной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора | ![]() | Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников |
![]() | План-конспект урока Класс Тип и вид урока: урок изучения нового материала, носит исследовательский характер | ![]() | Конспект урока 4 класс Учитель: Зинина Галина Юрьевна Цель урока: Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях |
![]() | Конспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Оборудование: портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты | ![]() | План-конспект урока лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина Тема и номер урока в теме: Лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина (Тема «Творчество А. С. Пушкина». Урок 1 из 7) |