Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования




Скачать 16.74 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер16.74 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5
КУБАНСКОЕ ВОЙСКОВОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО

(КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО)


Методическое пособие

для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей

молодежи и казачьего образования


Краснодар

2012


Уважаемый наставник!


Общение с детьми – это кропотливый и каждодневный труд. И если ребята в вас поверили, то ваш труд не напрасен. От этого ваша работа становится ещё более значимой и ответственной. В данной памятке нами указаны лишь некоторые пункты и советы, которые помогут Вам в вашей работе с казачатами.


Памятка для наставника.


1. Прежде чем войти в класс необходимо встретиться с классным руководителем, обсудить ваши дни прихода к ребятам и составить свой план работы.

2. Проводя беседы с ребятами, следует учитывать их возрастные особенности (сложный для понимания материал не годится для учащихся младших классов).

3. Одними словами детей мало удивишь. В зависимости от темы лекции, беседы или рассказа необходимо подбирать и наглядный материал: казачье оружие, награды и знаки отличия, военные и географические карты, одежду и предметы утвари, плакаты и т.п.

4. На встречу с детьми всегда следует приходить в казачьей форме. Ребятам всегда интересно функциональное назначение той или иной части одежды и казачьей амуниции. Нет ничего лучше личного примера.

5. Стараться воздействовать на эмоциональную сферу личности молодёжи, чаще приводить образные выражения, стихи казачьих поэтов, высказывания известных людей о казачестве, петь казачьи песни, играть в казачьи игры.

6. Старайтесь знакомиться с новой литературой сами и рассказывайте о ней ребятам. Можно устроить коллективное обсуждение или круглый стол по прочитанному произведению. Больше старайтесь привлекать к самостоятельной деятельности ребят среднего и старшего звена (написание докладов, форумы).

7. При проведении сложных мероприятий – коллективных творческих дел, работать в полном контакте с педагогами.

8. Ориентировать педагогический коллектив школ и других учебных заведений на создание казачьего музея. Практика показывает, что именно со школьного музея начинает пробуждаться интерес у детей к казачеству.


Тематическое планирование бесед


№ п/п

месяц

Тематика

Кол-во часов

1.

сентябрь

Переселение казаков на Кубань

1. Жалованная грамота императрицы Екатерины II;

2. Переселение Черноморских казаков на Кубань. Природа Кубани;

2 часа

2.



октябрь


ноябрь


декабрь


январь



Военная служба Черноморских и линейных казаков

3. Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 года

4. Охрана южных рубежей России. Кавказская война

5. Оружие кубанских казаков;

6. Проводы казака на войну, конь в жизни казака;

7. Кубанские казаки в русско-турецкой войне 1877-78 года, освобождение Болгарии

8. Казаки в русско-японской войне. Первая мировая война.

9. Кубанские казаки в годы гражданской войны;

10. Кубанские казаки в Великой отечественной войне (Кущёвская атака)

7 часов

3.



февраль

Православие в жизни казака.

11. Казаки – воинство Христово;

12. Православные традиции в семье;


2 часа

4.



март

Традиции, быт и культура Кубанского казачества

13. Семейные традиции в казачьей среде. Роль отца

14.Образ женщины-казачки, её роль в поддержании казачьих устоев в семье

2 часа

5.



апрель


май

Кубанское казачье войско на современном этапе

15. Структура войска;

16. Возвращение регалий;

17. Поминовения;

18. Экскурсия по Екатеринодару

5 часов

ИТОГО

18 часов



Тема 1

Переселение казаков на Кубань


Занятие № 1:

Жалованная грамота императрицы Екатерины II


Цели и задачи урока:

- развитие познавательной деятельности учащихся

- привитие любви к малой Родине и чувство сопричастности к родной истории.

Ход беседы:

В начале беседы наставнику можно сделать отступление и рассказать историческую канву событий, предшествовавших переселению казаков на Кубань.

Присоединение в 1783 году Крыма и Прикубанья к России окончательно испортили отношения между Россией и Турцией. Стремясь вернуть утраченные позиции, Турция стала усиленно готовиться к войне.

В начале августа 1787 года она потребовала от России возвращения Крыма. Россия, уверенная в своей мощи отвергла притязания Турции. Началась русско-турецкая война.

Здесь наставник может более подробно остановиться на рассказе о разгроме 40-тысячной армии Батал-паши, о взятии крепости Измаил в декабре 1790 года.

Все поражения, которые потерпела Турция заставили султанское правительство заговорить о мире. И 29 декабря 1791 года был подписан Ясский мирный договор. Он подтверждал присоединение Крыма и Прикубанья к России.

Река Кубань стала границей Российской империи и главнокомандующий войсками на Кавказе генерал–поручик И.В. Гудкович в 1792 году представил императрице Екатерине II проект охраны южных рубежей России на Кавказской линии. План генерала предлагал постройку здесь новых крепостей и казачьих станиц. «Спокойней был бы сей край, ежели бы вся граница по Кубани была занята такими же казачьими войсками, как по Тереку». Для охраны новой границы решено было переселить туда казаков Черноморского казачьего войска. Которое было основано указом императрицы Екатерины II от 14 января 1788 года. Здесь наставник может подробней рассказать об основании Черноморского казачьего войска, о Запророжской сечи.

Перед правительством Екатерины встала задача укрепления новой границы по реке Кубани и хозяйственного освоения присоединенных территорий.

Поэтому было решено в 1792 году переселить на правобережную Кубань Черноморское казачье войско.

Войско состояло в основном из числа бывших запорожских казаков.

Первым атаманом Черноморского войска казаки избрали Сидора Игнатьевича Белого. Императрица Екатерина II пожаловала войску символы атаманской власти: большое белое знамя с надписью «За веру и верность», булаву, печать, а также малые знамена для куреней из которых состояло войско.

В июне 1788 года, погиб, смертельно раненый в бою первый атаман С.И. Белый и на его место казаки избрали Захария Алексеевича Чепегу - отважного командира войсковой конницы.

В этой части беседы наставник сможет более подробно остановиться на биографиях первых атаманов, использую в виде наглядных пособий портреты атаманов.

Грамота императрицы Екатерины II от 30 июня 1792 года гласила: «Черноморскому казачьему войску жалуется в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту что бы с одной стороны река Кубань, а с другой стороны Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли…В обязанность войску вменяются бдение и стража пограничная».

На прощальной аудиенции у Екатерины II войсковой судья Антон Головатый в благодарственной речи за дарованные земли и войсковые привилегии заверил императрицу: «Мы воздвигнем грады, населим села сохраним безопасность пределов. Наша преданность и усердие тебе и любовь к Отечеству пребудут вечно!»

Литература для подготовки к беседе:

- «История Кубани», учебное пособие под редакцией В.В. Касьянова

- В.Н. Ратушняк «История Кубани», 2011 г.

- материалы сайта Кубанского Казачьего войска slavakubani.ru (раздел «Освоение и управление землями»)


Занятие № 2

Переселение на Кубань. Освоение земель. Природа Кубани


Цели и задачи урока:

- воспитание любви к малой Родине,

- закрепление знаний о Кубани,

- развитие познавательного интереса к истории своего народа.

Ход беседы:

В ходе этой беседы наставнику следует рассказать об основных этапах переселения черноморских казаков, о трудностях, с которыми они столкнулись, о том, как казаки обустраивались на новом месте. Рассказать о климате Кубани того времени,

Первые отряды казаков-переселенцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 года. В Черноморию они добирались несколькими отрядами морским и сухопутным путями. Отряд полковника Саввы Белого, обогнув Крым на лодках и других судах, высадился у Тамани 25 августа 1792 года. Основной состав Черноморского казачьего войска во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой отправился в путь 2 сентября 1792 года в обход

Азовского моря и 23 октября прибыл к Ейской косе. Третий отряд повел Константин Кордовский через Крым. В путь он выступил 4 сентября, а в район Темрюка он прибыл 1 ноября 1792 года. Этим же путем пришли отряды войскового судьи Головатого к лету. Есаула Черненко – к осени 1793 года.

Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тыс. строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды.

Казаки строили новые кордоны, батареи, сторожевые посты, пикеты, причалы для судов войсковой флотилии. При всех этих военных объектах сооружались казармы. Самый крупный военный объект – войсковой град–крепость Екатеринодар – начали строить в сентябре 1793 г. в урочище Карасунский кут, назвав в честь Екатерины Великой.

К весне 1794 года были определены места для первых 40 куренных селений. Одно из них, примыкающее к граду-крепости, назвали Екатериниским, другое - Березанским – в честь победы над турками у острова Березань. Остальные 38 получали названия, которые носили запорожские курени.

По распоряжению кошевого атамана Черноморского войска З. Чепеги 21 марта 1794 была проведена перепись всех прибывших в землю Войска черноморского казаков и членов их семей по куреням. В списках занчатся имена 18171 человека. Именно они и начали осваивать пустынные кубанское земли, ставшие сегодня «жемчужиной России»

Далее наставник может рассказать о том, какой Кубань увидели казаки, какой была наша Кубань в те далекие времена.

Наш край в те времена был богатым, обещавшим действительно независимую жизнь.

«Тамань с окрестностями» получила название «земля Войска Черноморского», хотя часто употреблялось и название Черномория.

«Её площадь составляла около 30 000 квадратных верст. На такую большую территорию населения было чрезвычайно мало. В 1795 г. на квадратную версту приходилось менее одного жителя.

В данной беседе наставник может рассказать о том, как была основана ваша станица, хутор, в каком году это произошло, откуда происходит её название и т.д.


Литература для подготовки к беседе:

- «История Кубани», учебное пособие под редакцией В.В. Касьянова

- В.Н. Ратушняк «История Кубани», 2011 г.

Репродукция картины Г.Т. Квашуры «Переселение запорожцев на Кубань»

- материалы сайта Кубанского Казачьего войска slavakubani.ru (раздел «Освоение и управление землями») (раздел «Освоение и управление землями»)


Тема 2

Военная служба черноморских и линейных казаков


Занятие № 3

Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 года.


Цели и задачи:

- продолжить изучение истории малой родины;

- развивать интерес к истории Кубанского казачества;

- воспитывать любовь и уважение к своей родной Кубани.

Ход беседы:

В начале беседы наставник рассказывает ребятам, что 12 июня 1812 года громадная армия Наполеона I без объявления войны переправилась через Неман и вторглась в пределы Российской империи.

Патриотический порыв охватил всю стану, всколыхнул и кубанцев.

Одни записывались добровольцами в армию, другие жертвовали на её нужды деньги.

В Отечественной войне участвовали лейб-гвардии (т. е царской) казачья сотня черноморцев, 8-й черноморский полк, преобразованный позже в Сборный Черноморский конный полк.

Первой приняла участие в боевых действиях против французской армии Черноморская гвардейская сотня, которую возглавлял полковник Афанасий Бурсак – сын атамана Федора Бурсака. Уже 14 июня сотня сражалась с авангардом неприятельской армии, нередко находясь в деле по 10-12 часов в сутки.

«9 июля при селе Воскресенском казачья сотня вихрем врезалась в неприятельском авангард из 1500 человек, захватив в плен французского офицера и несколько солдат.15 июля на глазах у ошеломленного французского императора черноморцы вместе с русскими гусарами уничтожили конноегерский полк, две стрелковые роты, захватили батарею врага.

Участвовали черноморцы и в знаменитом Бородинском сражении. Здесь отличился будущий атаман Черноморского войска, казачий офицер Алексей Данилович Безкровный. В бою у города Можайска он отличился вновь и был награжден золотой саблей «За храбрость».

В военных действиях под Тарутиным казачий полк генерала В.В. Орлова-Денисова, в состав которого входили и черноморцы, зашёл в тыл противника, вызвав у него панику.

«Казаки захватили 20 пушек, много пленных и французский обоз.

В этом же бою отличился еще один будущий атаман Черноморского казачьего войска – Николай Заводовский. Раненый в сражении, он не оставил поля боя, проявив воинскую доблесть. За сражение под Тарутином Н.С. Заводовский был награжден орденом Святого Владимира IV степени».

Преследуя отступавшую армию Наполеона, казаки наводили ужас на неприятеля. Так, например, возле деревни Ляхово, они разгромили французскую пехоту и захватили в плен французского генерала. Среди героев этого боя были лейб-гвардейцы А.Ф. Бурсака.
Не менее успешно воевал в это время и 9 –й пеший черноморский казачий полк, командиром которого был брат А.Ф. Бурсака - Павел Федорович Бурсак. Этот полк участвовал в преследовании бегущей наполеоновской армии на территории Польши и Франции, завершив свой путь в столице Франции в марте 1814 года.

19 марта 1814 года гвардейская Черноморская казачья сотня, сопровождая русского императора Александра I, под торжественные звуки победного марша в составе императорской гвардии вошла в побежденный Париж.

В конце беседы следует отметить, что Кубанским казачьим войском в этом году проводилась историческая викторина, посвященная участию кубанского казачьего войска в Отечественной войне 1812 года, можно коротко вспомнить вопросы викторины, а также ответы на них (все материалы о викторине на сайте Кубанского казачьего войска).

Литература для подготовки к занятию:

- «История Кубани» 2009 г., учебное пособие под редакцией В.В. Касьянова

- Плакаты Кубанского казачьего войска

- историческая карта, посвященная Отечественной войне 1812 года

- материалы сайта Кубанского Казачьего войска slavakubani.ru (раздел «Галерея казачьей славы»)

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconРегламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по...
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconМетодическое пособие по традиционному каратэ до. Методическое пособие «Стратегия поединка каратэ до»
Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно патриотического и физкультурно – оздоровительного воспитания молодежи....
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconПрограмма учебной дисциплины
Программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ, а также для...
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconД жамиль Салми (Jamil Salmi)
«Построение обществ знаний: новые вызовы для высшего образования». За последние 20 лет Джамиль Салми консультировал по политическим...
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений....
Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования iconО реализации программы патриотического воспитания молодежи «Под княжеским стягом» в 2012 году
Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-фз, в целях патриотического воспитания молодежи, возрождения интереса к историческому...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница