Скачать 42.4 Kb.
|
Система методической работы в МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» комбинированного вида Выполнила: Постникова Людмила Владимировна Старший воспитатель МДОУ №7 г. Ветлуга 2009 год. План. Введение
Введение.Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования Р.Ф. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая, инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации. С 1996 года эта работа поручается специальным службам, а применительно к ДОУ работу выполняет старший воспитатель. Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями науки. Однако, на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя. Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров. В связи с появлением новых видов детских садов деятельность старшего воспитателя становится специфичной. Специфика нашего МДОУ заключается в наличии особой группы воспитанников (детей с нарушением речи). Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения – всё это создаёт предпосылки, а возможно, и угрозу языковой катастрофы. Поэтому формирование и развитие правильной, выразительной речи ребёнка становится всё более актуальной проблемой перед ДОУ и семьёй. И, следовательно, столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа». По мнению А.И Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач МДОУ. Задача старшего воспитателя МДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства. Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса. Участниками образовательного процесса (согласно Закону Об образовании Р.Ф, типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:
Основные задачи методической работы:
Можно выделить частные задачи:
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
1.2 Основные подходы к организации методической работы. Как показывает анализ литературы О.А.Сафоновой, дошкольное учреждение – социально-педагогическая система. Она существует не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду. Различают среду прямого и косвенного воздействия Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции). Среду прямого воздействия составляют учредители, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты. Представленная на схеме № 1 внешняя среда образовательного учреждения позволяет определить совокупность социальных и природных систем, непосредственно или опосредованно влияющих на его работу. (Сафонова О.А.) Среда косвенного воздействия(опосредованного) Политика ПравоЭкономика Экология Социокультурные факторы(установки, ценности, традиции) Внешняя среда МДОУ Схема № 1 Среда прямого воздействияУчредитель УчрежденияАдминистрация обеспечивающиеВетлужского жизнедеятельностьрайона ПоликлиникаРДКМДОУОрганы д/с №7 МДОУ№2управления МДОУ№5образованием МДОУ№6 Школа (ВСШ) РУО Родители и дети как потребители услугВсе эти факторы внешней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном учреждении. Дошкольное учреждение в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.). Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Исходя из требований социального заказа общества, запросов родителей, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива и сформулированы стратегические цели деятельности всех образовательных систем. Специфика МДОУ заключается в наличии особой категории воспитанников (детей с нарушением речи) способных достичь определенного уровня овладения речевой культурой, которая на последующих ступенях образования непрерывно углубляется и расширяется. Понять специфику методической работы поможет исследование внутренней сферы дошкольного учреждения: выделение составляющих её элементов, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление (Сафонова О.А) Анализ составляющих элементов внутренней среды определяет основные и специфические подходы к организации методической работы. МДОУ имеет сложную систему, которую составляют:
Взаимодействие всех элементов системы МДОУ обеспечивает эффективность функционирования и развития МДОУ. Внутренняя среда МДОУ Схема№
![]() ![]() I уровень
![]() ![]() ![]()
III уровень Образовательный процесс является важнейшим элементом, определяющим существование МДОУ, как системы, основным предназначением которой является воспитание, обучение и развитие воспитанников. На основе развития коллектива МДОУ во взаимосвязи с социальным заказом внешней среды определяются цели деятельности дошкольного учреждения. Именно они, а также созданная на их основе нормативно-правовая база МДОУ определяет характер его организационно-педагогической структуры, особенности образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления. Система управления образовательным процессом дошкольного учреждения представляет собой целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих в координированном взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОЦЕССОМ МДОУ Схема № 3 Совет МДОУСовет педагогов Заведующая МДОУ Старший воспитатель ВоспитателиДети, родители![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЛогопедСт. медсестраМузыкальный руководитель ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() На схеме представлены субъекты управления образовательным процессом дошкольного учреждения, виды связей между ними. От норм функционирования каждого вида связи зависит результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ. Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в МДОУ. К их числу относятся: 1.Аналитические : Анализ:
2.Проектировочные
3.Организационные
4.Регулятивные
5.Коммуникативные -построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности -выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам -изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы -предвидение и предотвращение конфликтов -владение собой в критических ситуациях -правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности На эффективность методической работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др. Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики МДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя.
Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик. Автором разработана модель методической деятельности, включая в себя три пространства деятельности (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов, пространство применения методик. В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в схеме № 4. Схема № 4 Типы методической деятельности (по С.Ж. Гончаровой). Исследовательский тип (обеспечивает инновационные процессы) Экспериментальный тип (обеспечивает переход из режима развития в режим функционирования) Коррекционный тип (обеспечивает функционирование) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() метод методика Гарантированный результат педагогической деятельности ![]() ![]() ![]() Создание Внедрение применение метода метода методики Ориентируясь на данную схему можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.
2. Направления методической работы 2.1 Методический кабинет-центр методической работы в МДОУ. Центром всей методической работы МДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет дошкольного учреждения соответствовует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность. Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации. На схеме № 5 представлена модель методического кабинета МДОУ детский сад №7 Схема № 5 М ![]() ![]() Банк внешней информацииБанк внутренней информацииНормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации Нормативно-правовые документы регламенти-рующие деятельность МДОУ Организация методической работы в дошкольном учреждении Планирование деятельности МДОУ Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения Организация и руководство образовательной деятельностью МДОУ Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй и школой Контроль и регулирование образовательной деятельности МДОУ Информация периодических изданий дошкольного образования В каждом блоке информации придается особое значение отбору её содержания, систематизации, оформлению. В таблицах №1,2 представлено содержание внешней и внутренней информации методического кабинета дошкольного учреждения. Таблица №1 Внешняя информация методического кабинета МДОУ
Таблица№2 Внутренняя информация методического кабинета МДОУ.
Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы. В методическом кабинете МДОУ регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются, например, такие: Передовой опыт – школа мастерства, Новинки литературы, Знакомьте детей с природой (по сезонам), В помощь воспитателю и другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются. К эпизодическим выставкам относятся : Изучаем педагогическое наследие, Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.), Занимательная психология, Готовимся к смотру-конкурсу (аттестации, итоговым занятиям и др.),Альтернативы (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) – и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года. Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации: 1.Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.), то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.Он представлен в МДОУ под самыми разными рубриками: Размышляем, вникаем, спорим, Объявляется конкурс, Спешите участвовать, Ситуация, Методическая копилка и др. Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Воспитатели берут этот материал в группу, обсуждают этот материал с другими воспитателями (родителями), используют в работе с детьми. В методическом кабинете ДОУ накоплено достаточно материала по работе с родителями и с социумом. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Анализируется характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Провести такой анализ помогает анкета для воспитателей Современные подходы в организации методического кабинета. (см. приложение № 1). По результатам анкетирования проводим совместное обсуждение и в результате приходим к такой организации методического кабинета, которая удобна для всего педагогического коллектива - воспитатели свободно ориентируются в содержании материалов и самостоятельно подбирают материал для подготовки к занятиям. Таким образом, методический кабинет является копилкой традиций детсада, центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт. 2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации. В психолого-педагогической литературе методическая работа рассматривается, прежде всего, как составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации (Волобуева Л.М). Поэтому задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работы. Руководитель, который обучает и развивает свои кадры, живет не только настоящим образовательного учреждения, он смотрит в его будущее. Повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:
Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:
Модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации строится дифференцированно. Таблица № 3 Характеристика и дифференциация педагогического коллектива.
Обеспечение условий для профессионального саморазвития педагогов с целью повышения квалификации, прежде всего, направлено:
Система непрерывного повышения квалификации педагогов МДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах (1 раз в пять лет), самообразование, участие в методической работе детского сада, города, района. Организация различных форм обучения для всех категорий педагогических работников МДОУ представлена в схеме № 6 С Обеспечение педагогических кадров, повышение их квалификации хема № 6 ![]() ![]() ![]() -Курсы повышения Обучение в НГПУ Обучение и развитие квалификации. -стимулирование педагогов в МДОУ -направление на курсы, педагогов к повышению -организация и контроль семинары, педчтения. образовательного ценза. воспитателей по -консультативная -оказание помощи в самообразованию помощь в написании усвоении методик контроль. курсовой работы. -работа творческих групп использование разных форм и методов работы с педагогическими кадрами. Таблица № 4 Повышение квалификации педагогов МДОУ.
|
![]() | Пояснительная записка в 2011-2012 учебном году работа педагогического коллектива школы была направлена на достижение цели: создание комфортной образовательной среды, В 2011-2012 учебном году работа педагогического коллектива школы была направлена на достижение цели: создание комфортной образовательной... | ![]() | Задача- это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса Одна из задач образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал,... |
![]() | Основные цели педагогического коллектива техникума Исходя из особенности организации учебной деятельности и целей педагогического коллектива, основными задачами, которые определяют... | ![]() | В статье представлена система деятельности педагогического коллектива над единой методической темой, раскрываются основные этапы, цели и задачи, критерии Реализация системно-деятельностного подхода в работе над единой методической темой колледжа |
![]() | Четвериков Григорий Григорьевич Черкавский Б-деревья [1]. Отличием б-деревьев от обычных деревьев заключается в том, что в узле дерева сгруппированы несколько ключей, которые... | ![]() | Анализ методической работы моу «Дашковская сош» в 2011/12 учебном год Работа педагогического коллектива над единой методической темой и инновациями в 2011/2012 учебном году |
![]() | Задача педагога в ходе представления письменного квалификационного испытания заключается в демонстрации достаточного уровня сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему на практике эффективно решать педагогические проблемы Настоящий порядок проведения письменного квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогического... | ![]() | Курсовая подготовка Временные проблемные группы Методическая оперативка Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит,... |
![]() | Центральная библиотека центр информации «Мы также приступаем к реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Её смысл заключается в создании современной школы,... | ![]() | Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа Цель анализа: определить уровень и продуктивность учебно-методической работы, ее роль в процессе включения педагогического коллектива... |