Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык)




Скачать 18.09 Kb.
НазваниеМетодика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык)
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18.09 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


КОХЕНДЕРФЕР Юлия Валерьевна


МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ (основная и старшая школа, немецкий язык)


13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(иностранный язык)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва 2013

Работа выполнена на кафедре немецкого языка и современных технологий обучения Института иностранных языков ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»


Научный руководитель: Бартош Дана Казимировна

доктор педагогических наук, профессор,

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», заведующая кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения Института иностранных языков



Официальные оппоненты: Сысоев Павел Викторович

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», заведующий кафедрой лингвистики и лингводидактики

Сушкова Наталья Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», доцент кафедры теории и практики английского языка


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова»


Защита состоится «19» февраля 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.07 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109391, г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени
М.А. Шолохова».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» http:// www.mggu-sh.ru и сайте ВАК РФ http://vak2.ed.gov.ru «16» января 2013 г.


Автореферат разослан «16» января 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, профессор А.С. Калякин


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Процесс модернизации системы образования влечет за собой изменение его содержания и структуры, повышения качества и доступности образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного социально ориентированного развития страны. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, в основе которых лежит компетентностная модель образования (Алмазова Н.И., 2003; Болотов В.А., 2003; Хуторской А.В., 2003; Зимняя И.А., 2006; Шадриков В.Д., 2006), предъявляют к выпускникам средней общеобразовательной школы новые требования: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (Примерные программы по учебным предметам, 2011). Формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, дискурсивного, стратегического и социального (Ek van., 1986; Соловова Е.Н., 2002) является одной из целей обучения иностранному языку в основной и старшей школе.

Информатизация образования (Роберт И.В., 2005, 2010; Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю., 2006), включая языковое образование (Сысоев П.В., 2012), является одним из приоритетных направлений современной методики обучения иностранным языкам в средней школе. Новые информационно-коммуникационные технологии способны значительно обогатить языковую и культурную практику учащихся, а также интенсифицировать процесс обучения иностранному языку и культуре. За последние годы было защищено немало диссертационных работ, в которых исследователи рассматривали образовательные возможности социальных сервисов и служб Интернета первого и второго поколений (Апальков В.Г., 2008; Кошеляева Е.Д., 2010; Кудрявцева Л.В., 2007; Маркова Ю.Ю., 2011; Соломатина А.Г., 2011; Сушкова Н.С., 2009; Павельева Т.Ю., 2010; Сысоев П.В., 2011, 2012; Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2008, 2009, 2010; Татаринова М.А., 2004; Титова С.В., 2003, 2009, 2010; Черкасов А.К., 2012; Филатова А.В., 2009). Мультимедийные программы выступают одним из средств, на основе которого можно формировать компоненты иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что уже существует достаточно внушительная научная база, позволяющая рассматривать вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе мультимедийных программ. Анализ ряда исследований показал, что за последние годы ученые уделяли внимание следующим вопросам, имеющим прямое отношение к нашему исследованию:

  • теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (Роберт И.В., 1994, 2005, 2006, 2010; Андреев А.А., 2001; Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю., 2006), а также в языковом образовании (Полат Е.С., 2000, 2001; Сысоев П.В., 2012; Чичерина Н.В., 2008);

  • компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции (Бим И.Л., 2000; Соловова Е.Н., 2002; Сафонова В.В., 1996; 2004; Щукин А.Н., 2007; Шамов А.Н., 2008; Canale M., Swain M., 1980; Canale M., 1983; Ek van., 1986; Bachman L., 1990; Backman L., Palmer A., 1996);

  • теоретические основы и методики обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (Полат Е.С., 2000, 2001, 2004; Титова С.В., 2010; Татаринова М.А., 2004; Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2008, 2009, 2010, 2011; Сысоев П.В., 2010; Апальков В.Г., 2008; Клэмм Д., 2011; Соломатина А.Г., 2011; Чернякова Т.А., 2012; Коротенкова В.В., 2005; Маркова Ю.Ю., 2011; Godwin-Jones B., 2003; Gonzalez D., 2003; McBride K., Clark R.P., 2011; Pignetti D., 2010, 2011);

  • критерии оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (Зимняя И.А., 1986; Баранов М.Т., 1989; Солдатова Н.В., 1997; Бим И.Л., Миролюбов А.А., 2000; Сафонова В.В., Гром Е.Н., 1999, 2000; Кузьмина Л.Г., 1998, 1999; Самарова О.А., 2011; Bachman L., 1990; Harmer J., 2008).

Тем не менее, несмотря на тот факт, что работы, посвященные проблеме формирования компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, занимают существенный объем в научной литературе, приходится констатировать ряд аспектов и проблем, которые остались недостаточно разработанными и освещенными применительно к нашему исследованию, а именно:

  • не выявлены дидактические свойства и методические функции языковых мультимедийных программ;

  • не обоснованы и не выявлены организационно-педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ;

  • не разработана система упражнений для работы с языковой мультимедийной программой с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;

  • не разработан алгоритм формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ.

В этой связи возникают противоречия между дидактическим потенциалом средств ИКТ для формирования коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы и недостаточной разработанностью соответствующей методики реализации этого потенциала при обучении иностранному языку; между потребностью в обучающих мультимедийных программах как средствах ИКТ, учитывающих специфику обучения иностранному языку и уровень подготовки обучающихся, и недостаточной технологической разработанностью их использования в обучении иностранному языку в школе; слабым учебно-методическим обеспечением использования ИКТ в учебном процессе.

Следовательно, имеются все основания считать проблему формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы на основе языковых мультимедийных программ нерешенной и требующей особенного целенаправленного исследования, что и обусловило актуальность данной диссертационной работы и выбор темы исследования – «Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык)».

Объектом исследования выступает педагогический процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы.

Предметом исследования является методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы на основе языковых мультимедийных программ.

Цель диссертационной работы состоит в разработке научно-обоснованной и экспериментально-проверенной методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы на основе языковых мультимедийных программ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить дидактические свойства и методические функции языковых мультимедийных программ;

  2. обосновать и выявить организационно-педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ;

  3. разработать систему упражнений для работы с языковой мультимедийной программой для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;

  4. разработать алгоритм формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ; проверить его эффективность в ходе экспериментального обучения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы на основе языковых мультимедийных программ будет успешным при использовании методики, где соблюдены следующие основные условия:

    • учитываются дидактические свойства и методические функции языковых мультимедийных программ: мультимедийность, интерактивность, обратная связь, универсальность, многоуровневость учебных языковых материалов, автономность;

    • соблюдаются определенные организационно-педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе языковых мультимедийных программ: а) учет целей обучения, закономерностей формирования ИКК, условий приобретения знаний, формирования языковых навыков, совершенствования речевых умений и способностей учащихся основной и старшей школы; б) методическая корректность мультимедийных дидактических материалов; в) наличие четко прописанного алгоритма учебных действий субъектов учебной деятельности; г) определение психологической операционной готовности субъектов к использованию языковых мультимедийных программ в учебной деятельности; д) экономическая оправданность разработки и применения языковых мультимедийных программ;

    • алгоритм использования языковых мультимедийных программ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся включает семь шагов.

Для решения поставленных задач и проверки верности гипотезы в работе применялись следующие методы исследования:

Теоретические методы: изучение и анализ методологической, лингводидактической, методической, психолого-педагогической литературы, результатов экспериментальных исследований; синтез теоретического и эмпирического материала; анализ существующих мультимедиа программ для общеобразовательных школ.

Эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта; включенное наблюдение за деятельностью учащихся и учителей; беседа; экспериментальное обучение.

Диагностические методы: анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся.

Методологическую основу исследования составляют идеи и теоретические положения компетентностного подхода в сфере языкового образования (Н.И. Алмазова, И.Л. Бим, Н.В. Баграмова, И.А. Зимняя, Ю.В. Еремин, М.К. Колкова, Л.П. Халяпина); когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку (А.В. Щепилова; А.Н. Шамов); информатизации образования (И.В. Роберт, П.В. Сысоев); дистанционного обучения (Е.И. Полат, Е.И. Дмитриева, М.В. Моисеева).

Теоретической основой исследования выступают положения, представленные в трудах по коммуникативно-ориентированному обучению иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Н.В. Барышников и др.); культурно-ориентированные концепции обучения (Г.В.Елизарова, Е.Н.Верещагин, В.Г.Костомаров, В.В.Сафонова, П.В. Сысоев, С.Г.Тер-Минасова, В.П.Фурманова, И.И.Халеева, А.Вежбицка и др.); теории и методике обучения иностранным языкам (Пассов Е.И., 1985, 1989, 2006; Бим И.Л., 1998, 1996, 2001; Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2008; Леонтьев А.А., 1991; Ляховицкий М.В., 1981; Миролюбов А.А., 1991; Мильруд Р.П., 2005; Сафонова В.В., 1996; Соловова Е.Н., 2002; Щукин А.Н., 2007); использованию современных ИКТ в обучении (Полат Е.С., 2000, 2001; Пекшева А.Г., 2008; Роберт И.В., 2005, 2010; Семенов А.Л., 2000; Горошко Е.И., 2009; Титова С.В., 2009; Downes S., 2006, 2007; Zhang J., 2007; Ebner М., Lienhardt С., 2010; Leslie S., Landon B., 2008; Moreno R., Mayer R.E., 2007); использованию ИКТ в обучении иностранным языкам (Полат Е.С., 1999, 2000, 2001, 2006; Титова С.В., 2003, 2008; Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2008, 2009, 2010; Филатова А.В., 2009; Павельева Т.Ю., 2010; Соломатина А.Г., 2011; Чернякова Т.А., 2012; Коротенкова В.В., 2005; Маркова Ю.Ю., 2011).

Организация и этапы исследования. Временные рамки проведения исследования – с 2007 по 2012 г.

Первый этап исследования (2007-2008 гг.). На данном этапе осуществлялся поиск, изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, формулировалась проблема исследования, ставились цель и задачи, определялся объект и предмет исследования, выдвигалась гипотеза, уточнялись методы исследования.

Второй этап исследования (2008-2009 гг.). На данном этапе конкретизировалась гипотеза исследования; осуществлялся виртуальный обмен мнениями и опытом с зарубежными коллегами по вопросу использования языковых мультимедийных программ в обучении; проводилась разработка авторской системы заданий на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ; разрабатывалась технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ.

Третий этап исследования (2009-2012 гг.). На данном этапе проводилась подготовка к процессу экспериментального обучения с целью проверки рабочей гипотезы исследования; осуществлялось экспериментальное обучение (ГЭП «Интегрирование информационно–коммуникационных технологий через использование мультимедийных программ в обучение иностранному языку»); проводилось описание его количественных и качественных результатов; формулирование выводов и чистовое оформление текста диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

      • выявлены дидактические свойства и методические функции языковых мультимедийных программ, которые необходимо учитывать при разработке методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на их основе;

      • выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ;

      • разработана система заданий на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ;

      • разработан алгоритм формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • теоретическом обосновании использования языковых мультимедийных программ для повышения эффективности урока немецкого языка при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;

  • уточнении принципов построения компьютерных обучающих мультимедийных языковых программ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  • предложено подробное описание методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школы на основе языковых мультимедийных программ;

  • разработано мультимедийное пособие к УМК «Alles klar!»;

  • возможно использование результатов исследования в курсе методики обучения иностранным языкам, при разработке учебно-методических пособий и курсов по иностранным языкам.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные достижения методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии; применением методов, адекватных целям и задачам исследования; обоснованностью теоретических позиций, опытной проверкой теоретических положений; репрезентативным объемом выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; личным участием автора в проведении опытно-экспериментальной части исследования.

  1   2   3   4

Похожие:

Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся-адыгейцев в классах филологического профиля (на материале адыгейских сказок)
Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе)
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconОтчет по организации экспериментальной работы по теме «Сетевые сервисы Веб. 0 как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся»
Составители: зам дир по увр семенова Е. И., учитель английского языка Федюнина Е. В
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconЦелью изучения дисциплины «Иностранный язык» является: формирование и развитие коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой и достаточной, для решения
...
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconКонкурс педагогов моё ноу-хау в педагогической деятельности
«Повышение уровня коммуникативной компетенции по английскому языку и социализация личности учащихся на основе реализации международных...
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconУрок английского языка по теме «еда»
Цель – развитие коммуникативной иноязычной компетенции учащихся в ситуации речевого общения по теме «Еда»
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconМетодическая разработка
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconДоклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Тема моего доклада «Применение икт на уроках английского языка» на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование...
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconРабочая программа Чикуновой Людмилы Борисовны по учебному курсу «Русский язык»
Чикуновой Людмилы Борисовны по учебному курсу «Русский язык» в 6 классе на базовом уровне, специальными целями которого являются...
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconВ новгородской области
Егэ по иностранному языку в 2012 году сдавало 193 выпускника (в 2011 году -212 выпускников). Английский язык выбрали 180 учащихся...
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык) iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница