Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки 081100 – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Профиль подготовки Региональное управление
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ» (протокол № ___ от 20____г.) | Одобрено кафедрой _____________________________ (протокол № _____ от 20___ г.) Зав.кафедрой _________________________________ |
Москва 2012
Автор-составитель: Яковлев Александр Юрьевич, к.полит.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и современного уровня знаний в данной сфере. В рабочей программе представлены тематический план изучения дисциплины, тематика и планы практических занятий, методические рекомендации преподавателям и студентам, задания для самостоятельной работы, тесты и банки заданий, формы текущего контроля знаний, образовательные технологии формирования соответствующих компетенций. Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения. 1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; информационно-методическая; коммуникативная; проектная; вспомогательно-технологическая (исполнительская). 1.2. Целями освоения учебной дисциплины «Современные проблемы государственного и муниципального управления» являются: формирование у будущих специалистов ценностных ориентиров, освоения ими теории и практики государственного и муниципального управления; выявление актуальных проблем взаимоотношений между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления; ознакомление с проблемами в системах управления центральных, региональных и местных органов самоуправления в Российской Федерации; рассмотрение направлений взаимодействия государственных и муниципальных органов власти. 1.3. В рамках настоящей дисциплины бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: участие в информационно-методической деятельности, в ходе которой бакалавр получает навыки анализа проблемных процессов, происходящих в сфере государственного и муниципального управления; участие в коммуникативной деятельности, в ходе которой бакалавр получает основы знаний о роли и проблемах во взаимосвязи основных субъектов и объектов государственного и муниципального управления.
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина входит в Блок Б 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана и находится в логической и содержательно-методической связи с дисциплинами этого же цикла: «Основы государственного и муниципального управления» и «Прогнозирование и планирование». Основными требованиями для «входных» знаний, умения и готовности обучающегося к восприятию данной дисциплины являются знания школьной программы по обществознанию, отечественной и всеобщей истории. Условиями для успешного освоения дисциплины – овладение знаниями, умениями и навыками являются: в области знаний: знать основные проблемные области в системе государственного и муниципального управления в России; в области понимания: понимать цель и значение позитивных преобразований в системе государственного и муниципального управления в России; в области умения, навыка: анализировать проблемные процессы в области государственного и муниципального управления в России. Уяснение материала курса основывается на положениях и выводах дисциплин ООП, входящих в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также базовую часть профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Современные проблемы государственного и муниципального управления» студент должен: знать: основные проблемы государственное и муниципальное управление в России; проблемы изменений в административной сфере; «болевые точки» отечественного местного самоуправления; технологии «электронного правительства» в государственном управлении; роль сообществ в процессах развития муниципальных образований; сложности во взаимоотношении государственных и муниципальных органов. Уметь: посчитать эффективность государственного управления; найти пути совершенствования государственных механизмов в управлении; выявить тенденции дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации; использовать на практике изученные методы исследования в области проблем государственного и муниципального управления. Владеть: информацией о проблемах государственного и муниципального управления в России; навыками анализа политической и управленческой информации; приемами ведения дискуссии и отстаивания собственного мнения.
Таким образом, в рамках данной дисциплины студент осваивает следующие компетенции: ОК-5, ОК-6, ПК-9, ПК-24, ПК-25, ПК-28, ПК-31, ПК-32. И, соответственно, владеет: пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5); способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6); способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9); умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24); умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25); умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28); умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31); способностью представлять интересы и официальную информацию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственного или муниципального предприятия, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами (ПК-32).
4. Структура и содержание дисциплины
Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Общая трудоемкость дисциплины «Современные проблемы государственного и муниципального управления» составляет 144 часа, 4 зачетные единицы.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Общая характеристика современных проблем государственного и муниципального управления. | 8 | 18 | 4 |
| 1 | 3 | 10 |
|
|
| 2 | Проблемы государственного управления в России. | 8 | 18 | 4 |
| 1 | 3 | 10 |
|
|
| 3 | Проблемы регионального управления в России. | 8 | 18 | 4 |
| 1 | 3 | 10 |
|
|
| 4 | Проблемы местного самоуправления в России. | 8 | 18 | 4 |
| 1 | 3 | 10 |
|
|
| 5 | Использование технологий «электронного правительства» в государственном управлении. | 8 | 18 | 3 |
| 1 | 4 | 10 |
|
|
| 6 | Эффективность государственного и муниципального управления. | 8 | 18 | 3 |
| 1 | 4 | 10 |
|
|
| 7 | Роль местных сообществ в развития муниципального образования. | 8 | 18 | 3 |
| 1 | 4 | 10 |
|
|
| 8 | Проблемы и тенденции развития государственной и муниципальной службы в России. | 8 | 18 | 3 |
| 1 | 4 | 10 |
|
|
|
| ИТОГО | 8 | 144 | 28 |
| 8 | 28 | 80 |
|
| Экзамен |
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет) № п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Общая характеристика современных проблем государственного и муниципального управления. | 9 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 2 | Проблемы государственного управления в России. | 9 | 18 | 1 |
|
| 1 | 16 |
|
|
| 3 | Проблемы регионального управления в России. | 9 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 4 | Проблемы местного самоуправления в России. | 9 | 18 | 1 |
|
| 1 | 16 |
|
|
| 5 | Использование технологий «электронного правительства» в государственном управлении. | 9 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 6 | Эффективность государственного и муниципального управления. | 9 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 7 | Роль местных сообществ в развития муниципального образования. | 9 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
| 8 | Проблемы и тенденции развития государственной и муниципальной службы в России. | 9 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
|
| ИТОГО | 9 | 144 | 4 |
| 2 | 4 | 134 |
|
| Экзамен |
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года) № п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Общая характеристика современных проблем государственного и муниципального управления. | 7 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 2 | Проблемы государственного управления в России. | 7 | 18 | 1 |
|
| 1 | 16 |
|
|
| 3 | Проблемы регионального управления в России. | 7 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 4 | Проблемы местного самоуправления в России. | 7 | 18 | 1 |
|
| 1 | 16 |
|
|
| 5 | Использование технологий «электронного правительства» в государственном управлении. | 7 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 6 | Эффективность государственного и муниципального управления. | 7 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 7 | Роль местных сообществ в развития муниципального образования. | 7 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
| 8 | Проблемы и тенденции развития государственной и муниципальной службы в России. | 7 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
|
| ИТОГО | 7 | 144 | 4 |
| 2 | 4 | 134 |
|
| Экзамен |
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года на база ВПО)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Общая характеристика современных проблем государственного и муниципального управления. | 5 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 2 | Проблемы государственного управления в России. | 5 | 18 | 1 |
|
| 1 | 16 |
|
|
| 3 | Проблемы регионального управления в России. | 5 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 4 | Проблемы местного самоуправления в России. | 5 | 18 | 1 |
|
| 1 | 16 |
|
|
| 5 | Использование технологий «электронного правительства» в государственном управлении. | 5 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 6 | Эффективность государственного и муниципального управления. | 5 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 7 | Роль местных сообществ в развития муниципального образования. | 5 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
| 8 | Проблемы и тенденции развития государственной и муниципальной службы в России. | 5 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
|
| ИТОГО | 5 | 144 | 4 |
| 2 | 4 | 134 |
|
| Экзамен |
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе СПО)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Общая характеристика современных проблем государственного и муниципального управления. | 6 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 2 | Проблемы государственного управления в России. | 6 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 3 | Проблемы регионального управления в России. | 6 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 4 | Проблемы местного самоуправления в России. | 6 | 18 | 1 |
|
|
| 17 |
|
|
| 5 | Использование технологий «электронного правительства» в государственном управлении. | 6 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 6 | Эффективность государственного и муниципального управления. | 6 | 18 |
|
| 1 |
| 17 |
|
|
| 7 | Роль местных сообществ в развития муниципального образования. | 6 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
| 8 | Проблемы и тенденции развития государственной и муниципальной службы в России. | 6 | 18 |
|
|
| 1 | 17 |
|
|
|
| ИТОГО | 6 | 144 | 4 |
| 2 | 2 | 136 |
|
| Экзамен |
Содержание дисциплины (программа курса)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
|