Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика»




Скачать 18.15 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер18.15 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)


Кафедра экономики


Методические указания к самостоятельной работе

по курсу «Научно-исследовательская практика»

для студентов магистерской программы «Управление проектами»

направления 080200 «Менеджмент»

(степень «магистр менеджмента»)

Разработчик:
д.т.н., профессор


________________ А.Г. Буймов


2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………

3

1.

Что такое диссертация? ……………………………………………...

5

2.

Поиск проблемы ………………………………………………………

6

3.

Выбор темы ……………………………………………………………

7

4.

Название диссертации ……………………………………………….

8

5.

Определение объекта и предмета исследования …………………

9

6.

Постановка цели и задач исследования ……………………………

10

7.

Методология исследования ………………………………………….

10

8.

Типовой план научного исследования ……………………………..

13

9.

Примеры типовых планов диссертации …………………………...

14

10.

Признаки научной новизны …………………………………………

16

11.

Практическая значимость работы …………………………………

19

12.

Публикации диссертанта …………………………………………….

19

13.

План научного семинара с комментариями ………………………

22

Список используемых источников ……………………………………….

27



ВВЕДЕНИЕ

Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований.

Научный семинар проводится с целью создания, закрепления или развития у студентов магистерской программы навыков аналитической работы, выбора направления исследований, определения темы и подготовки магистерской диссертации.

Основные задачи семинара:

  • вовлечение магистрантов в научно-исследовательскую и проектную деятельность;

  • стимулирование к применению на практике знаний, полученных в рамках изучения теоретических дисциплин магистерской программы;

  • развитие навыков подготовки научных статей и докладов, знакомство с правилами их создания и оформления;

  • обсуждение выполняемых и готовых исследовательских работ студентов;

  • выработка у студентов навыков ведения научной дискуссии и презентации полученных результатов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • (ПК-9) – способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;

  • (ПК-10) – способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

  • (ПК-11) – способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

  • (ПК-12) – способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • типовую структуру научного исследования;

  • системы типовых элементов вклада в развитие науки;

  • правила и порядок публикации научных результатов;

  • правила выбора и использования библиографических источников при подготовке научной работы;

  • требования, предъявляемые к содержанию и оформлению академического исследования (реферата, курсовой работы, магистерской диссертации);

  • требования, предъявляемые к презентации результатов научного исследования;

  • системы основных компетенций, определяющих управленческий и исполнительский потенциал команды проекта;

  • методы диагностики и исследования проблем экономики и управления в организации;

  • основные подходы и методы, используемые при выборе темы научного исследования, обосновании ее актуальности, теоретической и практической значимости.

Уметь:

  • обобщать, сопоставлять, интерпретировать данные, полученные при изучении проблем управления проектами;

  • диагностировать проблемы экономики и управления в организации;

  • составлять план проведения научной работы, определять ее цели и задачи, выбирать объекты и предметы исследования, выдвигать рабочие гипотезы, обосновывать выбор соответствующих методов исследования;

  • полноценно и корректно использовать учебную литературу и монографии, научные идеи и данные других авторов, опубликованные в периодической печати, иные источники и материалы, имеющие отношение к разработке собственного исследования;

  • делать обоснованные выводы и формулировать рекомендации по использованию полученных результатов;

  • оформлять полученные результаты в виде научных публикаций в соответствии с установленными правилами и стандартами.

Владеть навыками (приобрести опыт):

  • самостоятельной разработки программы исследования в области управления проектами;

  • корректного ведения научных дискуссий;

  • разработки реального проекта на основе полученных знаний и умений;

  • грамотного оформления и публичной презентации полученных результатов.

Научный семинар проводится в течение первых трех семестров обучения по восемнадцать недель каждый в объеме двух часов аудиторных занятий (семинаров) и десяти часов самостоятельной работы в неделю. Общая трудоемкость – 648 часов, или 18 зачетных единиц.

Первые два семестра завершаются зачетами. В третьем семестре магистранты выполняют курсовую работу и завершают семестр оценкой в виде дифференцированного зачета.

В качестве форм демонстрации и контроля освоения компетенций используются отчеты по практической работе, публикации, групповая работа, дискуссии, презентации, выступления на семинарах. Текущая успеваемость оценивается с помощью рейтинговой системы.

Эта информация приведена в рабочей программе дисциплины, которая выдается на руки каждому студенту.

Ниже приводятся материалы, содержание которых помогает магистранту лучше представить себе особенности научной деятельности, понять различия между диссертацией и другими видами выпускных квалификационных работ, подготовиться к самостоятельному выполнению диссертационного исследования. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы, взятые из рабочей программы, снабжены комментариями, более полно раскрывающими логику освоения дисциплины и развития компетенций, предусмотренных программами магистерской подготовки.


1. ЧТО ТАКОЕ ДИССЕРТАЦИЯ?

Диссертация – это особый вид квалификационных работ. Как любая квалификационная работа, она проходит две обязательные фазы – фазу подготовки (выполнения и оформления работы) и фазу оценки ее результатов, включающую рецензирование и защиту перед специально созданной комиссией.

В России разрабатываются и защищаются диссертации трех типов:

  1. диссертации на соискание академической степени магистра;

  2. диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;

  3. диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В случае успешной защиты автору диссертации (диссертанту, соискателю) присваивается соответствующая (искомая) степень.

Главное отличие диссертации от других видов квалификационных работ заключается в том, что она должна быть направлена на решение актуальных проблем и являться научным произведением.

Чтобы понять, что это означает, используем несколько известных определений проблемы и научной деятельности.

В толковых словарях русского языка по поводу слова проблема говорится:

  1. в широком смысле, проблема (от греч. πρόβλημα – задача), – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения;

  2. в науке проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

В методическом пособии по написанию диссертаций [1] проблема представлена как противоречие, неблагополучное положение, расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта, процесса, явления, которое необходимо устранить или объяснить. При этом подчеркивается, что отличие проблемы (сложного вопроса) от простого (непроблемного) вопроса заключается в том, что для ее решения требуется новое знание, а для ответа на вопрос достаточно «старых» знаний.

Научная деятельность обычно определяется как деятельность, направленная на получение и применение нового знания. Процесс получения новых знаний реализуется в форме фундаментальных и прикладных научных исследований, а процесс их применения – в форме экспериментальных разработок и внедрения в практику [2].

Данные определения позволяют переформулировать суть диссертационной работы как научного произведения следующим образом:

  1. диссертация должна давать вклад в решение проблемы – сложного вопроса, который еще не разрешен, и для разрешения которого требуются новые идеи;

  2. цель диссертационного исследования (задача диссертанта) – такие идеи разработать, развить, проверить, применить.

Это означает, что работа над диссертацией должна начинаться с поиска проблемы, которая пока не нашла решения в трудах ученых и которую надо исследовать. Дальнейшие усилия должны быть направлены на поиск путей решения и получение знаний, без которых проблема, отобранная для исследования, не решается.

В решении выбранной проблемы могут участвовать многие исследователи. Степень участия каждого из них и планируемый вклад в решение определяются темами их работ.

Тема – это формулировка цели исследования, его предполагаемого, желаемого конечного результата.

Тема – это то, что лежит в основе научного исследования, составляет основное содержание научного произведения.

Тема – это название диссертации.


2. ПОИСК ПРОБЛЕМЫ

Поиск проблемы, над которой хотелось бы работать, целесообразно начать с изучения перечня актуальных научных и практических проблем, которые активно разрабатываются учеными наиболее близкой соискателю области знаний и научной специальности.

Научные специальности существенно отличаются объектами, предметами и областями исследования. Внимательное изучение паспортов специальностей поможет выбрать «свою» область научных интересов, определить ключевые слова для дальнейших поисков. Соответствующую информацию можно найти в базе данных Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), представленной на сайте http://www.extech.ru/library/spravo/grnti/ , и в справочных материалах Высшей аттестационной комиссии (ВАК) – http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/ .

Перечень проблем и состояние научных и практических достижений в выбранной области можно оценить посредством выполнения следующих работ:

  • анализа литературных источников (монографий, научных статей, докладов, диссертаций или авторефератов, их летописей и каталогов);

  • анализа информации из сети Интернет;

  • участия в специализированных семинарах, конференциях или учебных курсах по выбранной специальности;

  • бесед и консультаций с учеными соответствующих научных центров и научными работниками кафедры.

Важно знать, чем занимались и занимаются другие. Если этого не сделать, то потом может оказаться, что время потрачено на решение вопросов, уже рассмотренных предшествующими исследователями.

При выборе проблем имеет смысл их проранжировать по следующим критериям:

  • проблема знакома и понятна;

  • проблема актуальна (важна для экономики или соответствующей области знаний, стоит на повестке дня);

  • по поводу решения этой проблемы уже есть некоторые обнадеживающие творческие идеи, которые хочется проверить.

Наличие творческих идей является ключевым фактором выбора. Суть творческих идей соискателя затем отражается в формулировках цели исследования. Процессы и результаты разработки творческих идей определяют тему и содержание диссертационной работы.


3. ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы исследования связан с процессом и результатом поиска научной проблемы, которую необходимо решить.

Поскольку решения проблем на поверхности не лежат, то после выбора проблемы автор диссертации начинает выдвигать и обдумывать идеи, искать варианты и способы решений, строить догадки и предположения о возможном результате. Тем самым формируется представление о конечной цели диссертации, результате, которого можно достичь, и способах (путях, методах, алгоритмах) достижения этой цели. Выдвигается рабочая гипотеза о том, каким образом можно решить исследуемую проблему. Сформированная гипотеза, в общих чертах, определяет тему дальнейших исследований и основное содержание диссертации. Диссертация посвящается проверке этой гипотезы.

Размышления, связанные с появившейся гипотезой, неизбежно приводят к вопросам, что по этому поводу уже известно, кем, когда, где, как и какие результаты получены, какие закономерности обнаружены, что уже удалось понять и объяснить. Для ответа на поставленные вопросы организуется целенаправленный поиск и сбор информации, которую также можно найти в монографиях, статьях, докладах, диссертациях других исследователей, в статистических отчетах, нормативных документах и т.п.

Изучение собранной информации может разбудить творческое любопытство: а что произойдет, если то-то и то-то сделать по-другому, использовать в других целях, снять ограничения, совместить с тем-то, расширить область применения и т.д. Новые вопросы могут привести к необходимости искать новые источники информации, ставить собственные эксперименты. Гипотеза и тема диссертации при этом могут корректироваться.

Ниже приведены два известных исторических примера решенных проблем и один пример из нашего времени, в котором окончательное решение пока не найдено.

В свое время военные врачи столкнулись с серьезной проблемой заживления инфицированных ран. Искались разные варианты решения этой проблемы. Наконец, на основе накопленных данных была высказана гипотеза, что некоторые виды плесени смогут подавлять микробную инфекцию. Научные исследования (поиск новых знаний), связанные с проверкой этой гипотезы, привели к открытию пенициллина. За это открытие и разработку лекарств на его основе трем ученым, А.Флемингу, Г. Флори и Э. Чейну, в 1945 г. была присуждена Нобелевская премия.

Когда возникла срочная необходимость в увеличении взлетных скоростей самолетов, решить эту проблему путем установки более мощных моторов не удавалось: не позволяли вес и габариты. Появилась идея применения пороховых ускорителей. Однако никто не знал, как это скажется на прочности и управляемости самолета. Потребовались исследования, связанные с проверкой и развитием этой идеи. Варианты были разработаны и испытаны в нескольких странах – России, Японии, Германии, США и Великобритании.

Современная проблема зависимости экономики от состояния и поставок сырьевых энергетических ресурсов заставляет искать альтернативные варианты в сланцевой и биоэнергетике, использовании солнечных батарей, энергии ветра и т.д. При этом возникает целый ряд частных проблем, требующих своего разрешения и связанных практически со всеми возможными областями знаний.

  1   2   3

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская работа магистра»
Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов...
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по курсу «Методы и модели в экономике»
Математическое моделирование экономических процессов [Текст] : метод указания к самостоятельной работе студентов по курсу «Методы...
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconРабочая программа, методические указания к самостоятельной
Малышева Т. А. Информатика: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по направлениям подготовки...
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания по дисциплине «Научно-исследовательская практика» предназначены для магистрантов, обучающихся по направлению «Прикладная математика и информатика»,
Методические рекомендации предназначены для магистрантов и их научных руководителей
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания к выполнению самостоятельной работы и план семинарских занятий по дисциплине «философия»
Методические указания составлены в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и типовой программой...
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для специальности
Дискретная математика: методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для специальности...
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения специальности
Методические указания устанавливают необходимый уровень и перечень теоретических вопросов и практических заданий для самостоятельной...
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «История политических идей»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология девиантного поведения»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» iconМетодические указания к курсу «История теоретической социологии»
Планы семинарских занятий и методические указания к курсу «История теоретической социологии» / Сост. Н. В. Досина; Яросл гос ун-т,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница