Скачать 18.15 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР) Кафедра экономики Методические указания к самостоятельной работе по курсу «Научно-исследовательская практика» для студентов магистерской программы «Управление проектами» направления 080200 «Менеджмент» (степень «магистр менеджмента») Разработчик: д.т.н., профессор ________________ А.Г. Буймов 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. Научный семинар проводится с целью создания, закрепления или развития у студентов магистерской программы навыков аналитической работы, выбора направления исследований, определения темы и подготовки магистерской диссертации. Основные задачи семинара:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками (приобрести опыт):
Научный семинар проводится в течение первых трех семестров обучения по восемнадцать недель каждый в объеме двух часов аудиторных занятий (семинаров) и десяти часов самостоятельной работы в неделю. Общая трудоемкость – 648 часов, или 18 зачетных единиц. Первые два семестра завершаются зачетами. В третьем семестре магистранты выполняют курсовую работу и завершают семестр оценкой в виде дифференцированного зачета. В качестве форм демонстрации и контроля освоения компетенций используются отчеты по практической работе, публикации, групповая работа, дискуссии, презентации, выступления на семинарах. Текущая успеваемость оценивается с помощью рейтинговой системы. Эта информация приведена в рабочей программе дисциплины, которая выдается на руки каждому студенту. Ниже приводятся материалы, содержание которых помогает магистранту лучше представить себе особенности научной деятельности, понять различия между диссертацией и другими видами выпускных квалификационных работ, подготовиться к самостоятельному выполнению диссертационного исследования. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы, взятые из рабочей программы, снабжены комментариями, более полно раскрывающими логику освоения дисциплины и развития компетенций, предусмотренных программами магистерской подготовки. 1. ЧТО ТАКОЕ ДИССЕРТАЦИЯ? Диссертация – это особый вид квалификационных работ. Как любая квалификационная работа, она проходит две обязательные фазы – фазу подготовки (выполнения и оформления работы) и фазу оценки ее результатов, включающую рецензирование и защиту перед специально созданной комиссией. В России разрабатываются и защищаются диссертации трех типов:
В случае успешной защиты автору диссертации (диссертанту, соискателю) присваивается соответствующая (искомая) степень. Главное отличие диссертации от других видов квалификационных работ заключается в том, что она должна быть направлена на решение актуальных проблем и являться научным произведением. Чтобы понять, что это означает, используем несколько известных определений проблемы и научной деятельности. В толковых словарях русского языка по поводу слова проблема говорится:
В методическом пособии по написанию диссертаций [1] проблема представлена как противоречие, неблагополучное положение, расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта, процесса, явления, которое необходимо устранить или объяснить. При этом подчеркивается, что отличие проблемы (сложного вопроса) от простого (непроблемного) вопроса заключается в том, что для ее решения требуется новое знание, а для ответа на вопрос достаточно «старых» знаний. Научная деятельность обычно определяется как деятельность, направленная на получение и применение нового знания. Процесс получения новых знаний реализуется в форме фундаментальных и прикладных научных исследований, а процесс их применения – в форме экспериментальных разработок и внедрения в практику [2]. Данные определения позволяют переформулировать суть диссертационной работы как научного произведения следующим образом:
Это означает, что работа над диссертацией должна начинаться с поиска проблемы, которая пока не нашла решения в трудах ученых и которую надо исследовать. Дальнейшие усилия должны быть направлены на поиск путей решения и получение знаний, без которых проблема, отобранная для исследования, не решается. В решении выбранной проблемы могут участвовать многие исследователи. Степень участия каждого из них и планируемый вклад в решение определяются темами их работ. Тема – это формулировка цели исследования, его предполагаемого, желаемого конечного результата. Тема – это то, что лежит в основе научного исследования, составляет основное содержание научного произведения. Тема – это название диссертации. 2. ПОИСК ПРОБЛЕМЫ Поиск проблемы, над которой хотелось бы работать, целесообразно начать с изучения перечня актуальных научных и практических проблем, которые активно разрабатываются учеными наиболее близкой соискателю области знаний и научной специальности. Научные специальности существенно отличаются объектами, предметами и областями исследования. Внимательное изучение паспортов специальностей поможет выбрать «свою» область научных интересов, определить ключевые слова для дальнейших поисков. Соответствующую информацию можно найти в базе данных Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), представленной на сайте http://www.extech.ru/library/spravo/grnti/ , и в справочных материалах Высшей аттестационной комиссии (ВАК) – http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/ . Перечень проблем и состояние научных и практических достижений в выбранной области можно оценить посредством выполнения следующих работ:
Важно знать, чем занимались и занимаются другие. Если этого не сделать, то потом может оказаться, что время потрачено на решение вопросов, уже рассмотренных предшествующими исследователями. При выборе проблем имеет смысл их проранжировать по следующим критериям:
Наличие творческих идей является ключевым фактором выбора. Суть творческих идей соискателя затем отражается в формулировках цели исследования. Процессы и результаты разработки творческих идей определяют тему и содержание диссертационной работы. 3. ВЫБОР ТЕМЫ Выбор темы исследования связан с процессом и результатом поиска научной проблемы, которую необходимо решить. Поскольку решения проблем на поверхности не лежат, то после выбора проблемы автор диссертации начинает выдвигать и обдумывать идеи, искать варианты и способы решений, строить догадки и предположения о возможном результате. Тем самым формируется представление о конечной цели диссертации, результате, которого можно достичь, и способах (путях, методах, алгоритмах) достижения этой цели. Выдвигается рабочая гипотеза о том, каким образом можно решить исследуемую проблему. Сформированная гипотеза, в общих чертах, определяет тему дальнейших исследований и основное содержание диссертации. Диссертация посвящается проверке этой гипотезы. Размышления, связанные с появившейся гипотезой, неизбежно приводят к вопросам, что по этому поводу уже известно, кем, когда, где, как и какие результаты получены, какие закономерности обнаружены, что уже удалось понять и объяснить. Для ответа на поставленные вопросы организуется целенаправленный поиск и сбор информации, которую также можно найти в монографиях, статьях, докладах, диссертациях других исследователей, в статистических отчетах, нормативных документах и т.п. Изучение собранной информации может разбудить творческое любопытство: а что произойдет, если то-то и то-то сделать по-другому, использовать в других целях, снять ограничения, совместить с тем-то, расширить область применения и т.д. Новые вопросы могут привести к необходимости искать новые источники информации, ставить собственные эксперименты. Гипотеза и тема диссертации при этом могут корректироваться. Ниже приведены два известных исторических примера решенных проблем и один пример из нашего времени, в котором окончательное решение пока не найдено. В свое время военные врачи столкнулись с серьезной проблемой заживления инфицированных ран. Искались разные варианты решения этой проблемы. Наконец, на основе накопленных данных была высказана гипотеза, что некоторые виды плесени смогут подавлять микробную инфекцию. Научные исследования (поиск новых знаний), связанные с проверкой этой гипотезы, привели к открытию пенициллина. За это открытие и разработку лекарств на его основе трем ученым, А.Флемингу, Г. Флори и Э. Чейну, в 1945 г. была присуждена Нобелевская премия. Когда возникла срочная необходимость в увеличении взлетных скоростей самолетов, решить эту проблему путем установки более мощных моторов не удавалось: не позволяли вес и габариты. Появилась идея применения пороховых ускорителей. Однако никто не знал, как это скажется на прочности и управляемости самолета. Потребовались исследования, связанные с проверкой и развитием этой идеи. Варианты были разработаны и испытаны в нескольких странах – России, Японии, Германии, США и Великобритании. Современная проблема зависимости экономики от состояния и поставок сырьевых энергетических ресурсов заставляет искать альтернативные варианты в сланцевой и биоэнергетике, использовании солнечных батарей, энергии ветра и т.д. При этом возникает целый ряд частных проблем, требующих своего разрешения и связанных практически со всеми возможными областями знаний. |