Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию




Скачать 17.79 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
страница1/25
Дата04.02.2016
Размер17.79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ

И БИЗНЕСА


Е.В. МАЗИКОВА, Ю.П. ОВЧИННИКОВА


УЧЕТ И ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В БАНКАХ


Учебно-методический комплекс


Издательство

Тюменского государственного университета

2008


УДК

ББК

Е

Е.В. Мазикова, Ю.П. Овчинникова. УЧЕТ И ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БАНКАХ: Учебно-методический комплекс. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. – 169 с.


Составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В данном учебно-методическом комплексе отражены вопросы, связанные с организацией бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях. Раскрываются предмет, метод и принципы бухгалтерского учета, рассматриваются организация и учет кассовых, расчетных, депозитных, кредитных и других операций коммерческого банка.

Учебно-методический комплекс способствует формированию у студентов знаний по организации и ведению бухгалтерского учета в кредитных учреждениях. Он включает краткий курс лекций, тематический план лекций и семинарских занятий, практикум, задачи, учебные ситуации, тесты, темы контрольных работ, вопросы к экзамену, глоссарий, список рекомендуемой литературы, план счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации.

Предназначено студентам специальности «Финансы и кредит» специализации «Банковское дело» всех форм обучения. Кроме того, может быть полезным для центров повышения квалификации и переподготовки специалистов, бухгалтеров и аудиторов кредитных учреждений.

Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией МИФУБ ТюмГУ, Редакционно-издательским советом ИДПО ТюмГУ.


Рецензенты: Т.Ф. Табунщикова, к.э.н., доцент кафедры «Финансов, денежного

обращения и кредита» ТюмГУ

О.С. Мирошниченко, к.э.н., доцент кафедры «Банковского и страхового дела» ТюмГУ


Ответственный

за выпуск: И.А. Лиман, д.э.н., профессор ТюмГУ, зав. кафедрой «Экономики,

финансов и учета» ИДПО ТюмГУ


ISBN


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Е.В. Мазикова, Ю.П. Овчинникова, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………...4

Пояснительная записка……………………………………………………………….4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….7

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ………….20

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………...24

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………33

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..36

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ………………………………...…………………44

ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………..……………55

ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета

кредитных организаций………………………………………..….…55

ЛЕКЦИЯ 2. План счетов бухгалтерского учета кредитной организации

и его составляющие………………………………………..…..…....73

ЛЕКЦИЯ 3. Финансовая (бухгалтерская) отчетность и аудит

в коммерческих банках………………………………………….……95

ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………113

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………128

ПЛАН СЧЕТОВ бухгалтерского учета в кредитных организациях……………………………………………………………………….149


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка


Начало XXI века ознаменовалось мощным всплеском информационной индустрии, оказавшим значительной влияние на процессы, как политике, так и в экономике. Информационный ресурс в управлении банковским бизнесом, особенно в условиях рыночной экономики, начинает играть все более значимую роль. В системе бухгалтерского учета кредитных организаций ежедневно циркулируют огромные объемы данных, регулярно формируется и активизируется хорошо структурированная и систематизированная информационная база. Однако эта база будет бесполезной, если ее пользователь не имеет достаточного представления о: принципах и логике ее формирования; составе и взаимосвязи основных информационных блоков; содержательном наполнении результативных документов; логике и последовательности аналитических процедур; аналитических возможностей базы и др.

Овладев основами бухгалтерского учета в банках, студент сможет иметь достаточно обоснованное представление о финансовых потоках банка, никогда не спутает источники средств с активами, пользуясь отчетными данными и понимая пределы их «точности», он сможет сформулировать объективные выводы о финансовом состоянии конкретной кредитной организации.

Доскональное понимание логики бухгалтерского учета и владение его техникой требуют достаточно длительной и напряженной подготовки. Бухгалтерский учет в банке – это синтез науки и практики; он весьма динамичен по причине значительной увязки практики учета с нормативными документами, которые часто меняются, но и нередко противоречат друг другу.

Именно поэтому авторы поставили своей целью дать общее представление о логике и принципах учета в коммерческих банках.

Таким образом, данный учебно-методический комплекс, опираясь на теоретический материал изученных ранее дисциплин по специальности «финансы и кредит», специализации «банковское дело» дает возможность студентам практически ознакомиться организацией бухгалтерского учета и отчетностью в кредитных организациях.

Учебная дисциплина стимулирует расширение взглядов и представлений о современных подходах к организации и ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации. Знание бухгалтерского учета необходимо будущему специалисту банковского дела для ориентирования в организации финансовых потоков банка и дальнейшего профессионального роста.

Цель изучения дисциплины - формирование и закрепление навыков владения техникой бухгалтерского учета на уровне банковских работников и умения свободно ориентироваться в плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, отражать банковские операции в бухгалтерских проводках.

Задачи изучения дисциплины:

В ходе изучения и осмысления учебного материала у обучающегося должны сформироваться следующие ключевые компетенции:

  • расширить представления об основных вопросах теории и правилах организации и ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках;

  • раскрыть роль организации системы контроля за использованием собственных и привлеченных средств банка;

  • сформировать у студентов следующие ключевые компетенции:

- учет наличия и движения имущества банка;

- учет состояния расчетов, ценных бумаг, обязательств, финансовых результатов, резервов.

Для изучения данного курса необходимо владеть знаниями по таким предметам как: бухгалтерский учет; финансы; деньги, кредит, банки; банковский менеджмент; рынок ценных бумаг; организация деятельности коммерческого банка; банковское законодательство и др.

При освоении актуальных вопросов курса «учет и операционная деятельность в банках» студентам предлагаются разнообразные виды познавательной деятельности. В соответствии со стратегией образовательного процесса основным будет самостоятельное изучение некоторых тем курса, которые сопровождаются исчерпывающими методическими рекомендациями. У студентов также есть возможность, как традиционно изучить предложенное содержание, так и творчески разработать собственные подходы к решению определенных проблем.

Согласно учебному плану на изучение данного курса отводится 192 часа, в том числе 10 часов – лекционный материал, 12 часов – практические занятия, 170 часов – самостоятельная работа.

Итоговая форма контроля знаний – экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Шифр раздела и темы



Название разделов и тем


Распределение часов


всего

лекции


Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа студентов

1

2

3

4

5

6

1.

Основы организации работы по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях

41,5

1,5

3

37

1.1.



Сущность и содержание бухгалтерского учета кредитных организаций

15,5

0,5

1

14

1.2.

План счетов бухгалтерского учета кредитной организации и его составляющие

15,5

0,5

1

14

1.3.



Бухгалтерский учет основной (уставной) деятельности коммерческих банков

10,5

0,5

1

9

2.

Бухгалтерский учет банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию

43,5

2,5

3

38

2.4.

Организация и учет расчетных операций банков

17

1

1

15

2.5.

Организация и учет межбанковских расчетов в Российской Федерации

16

1

1

14

2.6.

Организация и порядок учета кассовых операций в банке

10,5

0,5

1

9




1

2

3

4

5

6

3.

Бухгалтерский учет банковских операций, приносящих основной доход

64

4

4

56

3.7.

Организация и учет кредитных операций в коммерческих банках

16

1

1

14

3.8.


Организация и порядок учета лизинговых и факторинговых операций банка

10,5

0,5

0,5

9,5

3.9.

Организация и порядок учёта депозитных операций коммерческих банков

10,5

0,5

0,5

9,5

3.10.

Организация и порядок учета операций банка с ценными бумагами

16

1

1

14

3.11.

Организация и бухгалтерский учет операций в иностранной валюте

11

1

1

9

4.

Бухгалтерский учет внутрихозяйственных банковских операций

43

2

2

39

4.12.

Организация и порядок учета внутрибанковских операций

17

1

1

15

4.13.

Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности банка

15,5

0,5

0,5

14,5

4.14.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность и аудит в коммерческих банках

10,5

0,5

0,5

9,5

Всего по дисциплине:

192

10

12

170



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Бухгалтерский учет в банке, его основные задачи. Содержание курса «Учет и операционная деятельность в банках», его связь с другими дисциплинами. Особенности и задачи бухгалтерского учета в банках и его связь с бухгалтерским учетом предприятий и организаций. Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета кредитных организаций. Правовые документы, определяющие порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях. Уровни, характеризующие значимость правовых документов, как в банковской системе, так и для конкретной кредитной организации.

Учетная политика кредитной организации. Определение понятия «Учетная политика в коммерческих банках». Проблемы, возникающие при формировании учетной политики коммерческого банка. Составные элементы, формирующие учетную политику кредитной организации: организационно-технический аспект, методологический аспект, налоговый аспект.

Предмет бухгалтерского учета в банках. Основные объекты предмета бухгалтерского учета в коммерческих банках. Содержание объектов бухгалтерского учета: хозяйственные средства и их размещение; источники (ресурсы); функциональные обязанности банка; финансовые результаты уставной деятельности коммерческого банка. Основные принципы бухгалтерского учета в банках. Характеристика принципов бухгалтерского учета в коммерческом банке: непрерывность деятельности; постоянство правил бухгалтерского учета; осторожность; отражение доходов и расходов по кассовому методу; день отражения операций; раздельное отражение активов и пассивов; приоритет содержания над формой; единица измерения; открытость; составление отчетности.

Метод бухгалтерского учета в банках. Парные элементы бухгалтерского учета кредитных организаций и их взаимосвязь. Понятие документа и документации и их классификация. Виды внутрибанковского контроля: предварительный, текущий, последующий. Виды и схемы счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, элементы баланса, содержание оценки и калькуляции.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconКурсовая работа по дисциплине «финансовый менеджент»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию icon«Проектирование системы управления колонн установки получения биоэтанола»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМетодические указания к курсу
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconКурс лекций «управление производством и международные стандарты mrp» Чебоксары 2010 министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Тема Стратегия позиционирования производственного процесса
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Учебно-методический комплекс Организационное поведение составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию РФ гоу впо «Московский физико-технический институт (Государственный университет)»
Последовательное теоретическое описание построено на основе общей теории относительности и квантовой теории поля и доведено до сравнения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница