Скачать 24.85 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра теории и истории государства и права Международно-правовой факультет «Утверждаю» Проректорпо учебной работе _____________ Б.С. Бардин «___»______________2013 г. Рабочая программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Код и направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Специализированная программа «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» Квалификация (степень) выпускника – магистр юриспруденции Форма и курс обучения – очно-заочная форма, 1 курс Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры Протокол №5 от 14 января 2013 г. Москва - 2013 Разработчик: Вологдин Александр Анатольевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Рецензент: Шумилов Владимир Михайлович, доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой международного права ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины: получение знаний об основных этапах развития юридической науки в России и зарубежных странах, освоение основных методов юридической науки. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900.68 «Юриспруденция» и предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов. История и методология юридической науки, являясь одной из ведущих общетеоретических юридических дисциплин, необходимых для формирования высокопрофессиональных специалистов, относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Ее преподавание и изучение строятся с учетом тесного взаимодействия с учебными дисциплинами, представляющими все отрасли юридической науки. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении Философии права, Истории правовых и политических учений, Актуальных проблем права (по отраслям), подготовке и написании магистерской диссертации. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В совокупности с другими дисциплинами ФГОС ВПО дисциплина «История и методология юридической науки» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций магистра юриспруденции:
В результате изучения дисциплины обучаемые должны: – знать: основные этапы развития юридической науки, ведущие школы юридической науки, понятия и принципы методологии юридической науки, методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания, современные представления о научном познании, различные формы и методы научного, в т.ч. юридического познания. – уметь: применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворческой, правоприменительной практике, экспертной и исследовательской работе. – иметь опыт: применения методов самостоятельного изучения и анализа правового материала, ведения дискуссий по правовым вопросам; правового анализа документов, практических ситуаций, правовой квалификации событий и действий. 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Объем дисциплины и виды учебной работы
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Темы и их аннотации Тема 1. Понятие юридической науки и методологии права.Юриспруденция как наука о праве. Юриспруденция в системе общественных наук. Характерные черты юридической науки и ее функции. Юридическая наука и ее составные части. Понятие юридической теории. Общие и частные учения о праве. Понятие юридической научной школы. Юридическая доктрина и ее виды. Взаимодействие общетеоретических и отраслевых наук о праве. Понятие методологии права. Правовая действительность как объект познания. Правовые процессы и явления как предметы научного познания. Проблема валидности методов исследования права. Юридическая наука и юридическое образование. Вопросы использования научных достижений в преподавании права. Тема 2. История юридической науки. Становление и основные этапы развития юридической науки. Отделение юридической науки от практической юриспруденции. Юридическая наука в Древней Греции. Методологические особенности подходов к изучению права сущего и права должного. Римская юриспруденция. Основные школы римской юридической науки. Специфика методологии исследования права. Совершенствование методов формального анализа права. Юридические максимы и их значение для последующего развития правоведения. Средневековая юриспруденция. Особенности догматического и схоластического методов познания права. Средневековая юриспруденция и религиозная идеология. Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопонимания и ее влияние на методологию права. Значение метафизики И. Канта и Г. Гегеля для последующего развития юридической науки. Современное состояние зарубежной юридической науки. Специфические черты американской, немецкой, французской и мусульманской юридической науки. Основные правовые школы современности (юридический позитивизм, аналитическая юриспруденция, социологический позитивизм, школа возрожденного естественного права, психологическая школа права). Современное состояние отечественной юридической науки. Методологический кризис научного познания права, его последствия и пути преодоления. Основные направления развития российского правоведения. Тема 3. Общенаучные методы познания права. Дедукция и индукция как способы познания закономерностей права. Анализ и синтез как способы изучения многообразия правового бытия. Диалектика как метод познания права. Применение философских категорий сущность и явление, форма и содержание, общее и отдельное, целое и часть, действительное и возможное, причина и следствие в познании права и образовании юридических конструкций. Логические методы познания и возможности их использования для формулирования научных концепций в правоведении. Выдвижение научных гипотез и теорий и их проверка. Построение парадигм для решения проблем правоведения. Системно-структурный метод познания и его значение для накопления обобщенных знаний о праве. Тема 4. Догматический метод познания права. Понятие догматического метода. Значение догматического метода для совершенствования «юриспруденции понятий». Проблемы содержательно-структурного и целостносистемного познания права. Позитивное познание права догматическим методом. Вопросы образования и использования правовых понятий, терминов, конструкций и категорий. Структурные и функциональные понятийные ряды правовых категорий. Парные правовые категории. Тема 5. Сравнительный метод познания права. Понятие методологии сравнительно-правового исследования. Методы и методики сравнительного изучения права. Синхронное и асинхронное исследование права. Нормативное и функциональное сравнение. Достоинства и недостатки сравнительного законоведения. Специфика функционального сравнения с точки зрения пределов научного познания. Проблема «расширения» границ сравнительно-правового познания и научная истина. Методика внутреннего и внешнего сравнения. Специфика внутреннего сравнения в правовых системах унитарных и федеративных государств. Американская партикулярная компаративистика. Внешнее сравнение: его границы и временные пределы. Методика микро- и макросравнения. Проблема объективности микросравнения. Проблемы классификаций при макросравнении. Общее и особенное, типичное и уникальное в правовой действительности. Проблема сравнения несравнимого. Проблемы классификаций правовых систем. Учение о правовых семьях (Р.Давид). Учение о правовом стиле (К. Цвайгерт и Х. Кетц). Особенности современных подходов к классификации (К. Осакве). |