Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию




Скачать 43.48 Kb.
НазваниеСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер43.48 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма


Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ

по специальности: 230500 Социально-культурный сервис и туризм

(специализация 230505 Туризм) и направлениям подготовки бакалавров: 100100 Сервис, 100200 Туризм


Южно-Сахалинск

2009


Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» / Сост. Л. В. Хахулина.


Авторский коллектив: Хахулина Л. В. (введение), Самотина О. Ю., Донская Н. Ю. (Глава I), Хахулина Л. В., Шаров С. С. (Глава II), Хахулина Л. В., Якименко Р. В. (Глава III)


Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Р. В. Якименко


Рецензенты: доктор педагогических наук, доцент И. В. Балицкая; кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Лысенко


Содержание


Введение …………………………………………………………………………………….4


Глава I. Реферат……………………………………………………………………...... ……6

1.1. Этапы работы над рефератом ……………………………………………………………6

1.2. Структура реферата ………………………………………………………………………6

1.3. Особенности языкового стиля реферата …………………………………... …………..8

1.4. Обязательные требования к оформлению реферата …………………………………..10

1.5. Критерии оценки реферата………………………………………………………………10


Глава II. Курсовая работа…………………………………………………………………...12

2.1. Виды курсовых работ……………………………………………………………………..13

2.2. Этапы подготовки по написанию курсовых работ……………………………………..16

2.3. Структура курсовой работы ……………………………………………………………..17

2.4. Обязательные требования к оформлению курсовой работы ……………………….....23

2.5. Ошибки, допускаемые при написании курсовой работы ………………………………24

2.6. Процедура защиты. Рекомендации по защите курсовых работ ……………………….25

2.7. Критерии оценки курсовых работ ……………………………………………………….26


Глава III. Дипломная работа (выпускная квалификационная работа) ………………27

3.1. Этапы подготовки по написанию дипломной работы ………………………………….28

3.2. Функции научного руководителя ………………………………………………………...31

3.3. Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………....31

3.4. Обязательные требования к оформлению дипломной работы …………………………35

3.5. Документация, необходимая к защите дипломной работы (СТО СахГУ-013-2007)….37

3.6. Процедура защиты. Рекомендации по защите дипломных работ ……………………...37

3.7. Критерии оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы …………...….38


Примерный перечень тем рефератов, курсовых, дипломных работ…………………..40

Рекомендуемая литература……………………………………………….............................47

Приложения…………………………………………………………………………………...48


Введение


Одной из форм совершенствования качества профессиональных знаний, формирования современного мышления, средством накопления социальных качеств и профессиональных навыков является самостоятельная научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Система НИРС, наряду с системой учебной и воспитательной работы факультета сервиса и туризма, является важнейшим компонентом процесса профессионально-образовательной подготовки специалистов как компетентных, творческих личностей, способных к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, направленной на анализ и решение профессиональных проблем, успешное применение научных знаний в практической деятельности.

Целями организации и развития НИРС на факультете является повышение уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием посредством освоения ими в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей деятельности.

Выполнение и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ – один из важнейших и перспективных видов исследовательской деятельности студентов в системе высших учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста по сервису и туризму, развиваются умения решать актуальные вопросы развития туризма и сервисной деятельности, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Создание студенческого исследования предполагает умение не только пользоваться научными знаниями, но и соблюдать методологическую культуру будущего специалиста1.

Методологическая культура – это культура мышления, специфическая для определенной профессиональной сферы. Она предполагает знание специалистом определенных методологических норм, или правил научного познания и умение их применять в процессе решения конкретных практических задач. Некоторые из этих норм содержатся в предлагаемых методических рекомендациях.

Необходимость формирования методологической культуры будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма продиктована временем, поскольку одними из важных составляющих его профессиональных компетенций являются навыки организации, планирования и совершенствования деятельности предприятий отрасли, проектирования программы организационных изменений, разработки и внедрения инновационных технологий на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

Наличие данных компонентов методологической культуры у будущего специалиста позволяет судить о его готовности осуществлять профессиональную деятельность творчески, самостоятельно и уверенно.

Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оценке реферативных, курсовых и дипломных работ студентов.

Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению рефератов, курсовых и дипломных исследований и предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм, направлению 100200 Туризм.


Глава I. РЕФЕРАТ


Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала соответствовать требованиям научного стиля изложения и носить проблемно-тематический характер.

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Тема, в конечном итоге, должна быть актуальной, оригинальной и интересной по содержанию

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.


1.1. Этапы работы над рефератом:

1. Выбор темы

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

  1. Составление библиографии.

  2. Обработка и систематизация информации.

  3. Разработка плана (содержания) реферата.

  4. Написание реферата и его оформление.


1.2. Структура реферата:

  1. Титульный лист (см. приложение 1);

  2. Содержание, в котором последовательно, с указанием страниц, излагаются главы (параграфы) реферата;



Пример составления содержания (плана) реферата на тему

«История развития гостиничного дела в России»


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3

Глава I Эволюция гостиничного дела в России: от древности до наших дней...………4

Глава II Современное состояние гостиничного бизнеса в России……………………….9

Заключение…………………………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………………….14


  1. Введение, структуру которого можно представить следующим образом:

- Актуальность исследования, где формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость (т.е. ответить на вопрос – «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?», «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»).


- Цель (т.е. ответить на вопрос – «Какой результат исследования мы намеренны получить, каким мы его видим?»).

Формулировка цели обычно осуществляется при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

например:

Цель реферата – проследить эволюцию и динамику развития гостиничного дела в России.

Цель реферата – рассмотреть специфику и особенности необычных отелей мира.

Цель реферата – проанализировать особенности франчайзингового соглашения в организации управления гостиничной цепи.


- Задачи реферата (т.е. ответить на вопрос – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»), например:

  1. подобрать и изучить научную, научно-практическую литературу по проблеме исследования;

  2. дать определение понятию «гостиничное дело», «средства размещения», «гостиница»;

  3. проследить эволюцию развития гостиничного дела в России;

  4. определить особенности развития гостиничного дела в России;

  5. сформулировать основные выводы исследования.


- Характеристика используемых источников предполагает краткое описание наиболее значимых научных работ, которые были использованы автором в процессе написания реферата (т.е. ответить на вопрос – «Кто и в каких трудах занимался изучением данной проблемы?»).


  1. Основная часть реферата может быть представлена двумя главами или пунктами. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.

  2. Заключение, где подводятся итоги, дается обобщенный вывод по теме реферата.

  3. Список литературы (правила оформления см. в Приложении 2)


1.3. Особенности языкового стиля реферата

Для написания реферата используется научный стиль речи.

В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

- Предметом дальнейшего рассмотрения является…

- Остановимся прежде на анализе последней…

- Эта деятельность может быть определена как…

- С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

- Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

- При этом … должно (может) рассматриваться как …

- Рассматриваемая форма…

- Ясно, что…

- Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

- Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

- Логика рассуждения приводит к следующему…

- Как хорошо известно…

- Следует отметить…

- Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …


Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения.

Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать

Следует писать

Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.


Далее, рассмотрим следующие конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.

- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)

- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов. Варианты переходных конструкций:

  • Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

  • Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

  • Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу

  • В заключение можно сказать, что...

  • На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

  • Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...


1.4. Обязательные требования к оформлению реферата

Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей оценки (баллов):

  1. Объем реферата может колебаться в пределах 10-15 страниц (без приложений).

  2. Реферат должен быть выполнен грамотно, аккуратно, с соблюдением культуры изложения.

  3. Список использованных литературных и иных источников выполняется в алфавитном порядке, с соблюдением вышеизложенных требований (правила оформления см. Приложение 2).

  4. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.

  5. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.

  6. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых. Общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.

  7. Каждая цитата, рисунок, график, формула, расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте.

  8. Ссылки на использованную литературу или иные источники обязательны.

  9. Сноски оформляются «построчная» способом [5, с. 210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая – номер страницы.

  10. Работа предоставляется в печатном виде через 1,5 интервала. Размер шрифта – 14. Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.

  11. Поля печатного листа соответствуют следующим размерам: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее - 20 мм.

  12. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц. Номера страниц на титульном листе не проставляются. Нумерация страниц начинается с цифры «2».

  13. Список литературы должен состоять не менее чем из 5-7 источников.


1.5. Критерии оценки реферата:

  • Актуальность темы исследования.

  • Соответствие основного содержания заявленной теме.

  • Глубина проработки материала, собственные выводы.

  • Правильность и полнота использования источников.

  • Соответствие оформления реферата указанным стандартам.



Глава II. Курсовая работа

Курсовая работа – это более глубокое и объемное исследование избранной проблемы учебного курса, чем реферат. Ее выполнение проходит практически по тому же алгоритму, что и работа над рефератом.

Курсовая работа должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. Студенту, работая над ней, следует:

  1. изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;

  2. изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее современное состояние.

  3. провести опытно-экспериментальную работу или ее фрагмент по проблеме исследования, определив четко цель, задачи и методы исследования;

  4. обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации;

  5. оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.

Курсовая работа, является по своему характеру в основном описательно-обобщающей, поэтому требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и аргументацию. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. В обзоре необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана курсовой работы.

Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса следует по разным литературным источникам. Причем излагать свои мысли рекомендуется литературным языком, используя общедоступные для понимания термины. При этом следует помнить, что обращение к цитированию тех или иных авторов не должно превращаться в самоцель и заглушать собственную мысль студента – автора курсовой работы, его понимание проблемы. В тексте, при ссылке на высказывания (суждения) цитируемых авторов и выражении к ним отношения, предлагается использовать такие глаголы: (автор – Ф.И.О.) анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, (не) разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, подразделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет2.


2.1. Виды курсовых работ

По характеру работы все курсовые можно условно разде­лить на два типа:

  1. реферативные (от латинского referre – «докладывать, сообщать, пересказывать»).

Цель курсовых работ первого типа – научить студентов критически пользоваться научной литературой и с правильных позиций оце­нивать ее, углубленно освещать определенные вопросы, сопос­тавлять высказывания разных ученых по одному и тому же вопросу, комментировать их, мотивировать правильность или ошибочность отдельных положений, делать теоретические обобщения. В таких работах особенно важно уметь выделить главные вопросы и отграничить их от частных, а затем представить стройное, систематизированное изложение всего материала. Успешное выполнение работ подобного типа зависит в первую очередь от глубокого и внимательного изучения имеющейся литературы; в то же время реферативные темы обязывают самостоятельно ре­шать поставленные проблемы, что придает этим работам научный, творческий характер.

Такие курсовые формируют у студентов навыки самостоятельной исследовательской работы, в них должны присутствовать элементы самостоятельного исследования конк­ретного учебного материала.

Примерные темы курсовых работ реферативного типа:

    • История становления и современные концепции менеджмента (сопоставительный анализ)

    • Маркетинг как область приложения социальной психологии

    • Человек и его потребности: аспект взаимоотношения


Курсовая работа теоретического характера имеет следующую структуру:


1. Титульный лист (Оформляется в соответствии с приложением 1).

2. Содержание.

3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость.

4. Основная (теоретическая) часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы (состоит из двух глав).

5. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования.

  1. Список используемой литературы (не менее 25 источников) (Оформляется в соответствии с приложением 2).

7. Приложение (если необходимо).


  1. исследовательские работы: аналитического и собственно исследовательского характера – анализ определенного фактического материала, который позволяет сделать научно убедительные выводы.

Примерные темы курсовых работ аналитического характера:

    • Анализ внешней среды организации. Ее влияние на принятие управленческих решений

    • Исследование предпринимательского риска в сфере сервиса и туризма

    • Влияние паники на подготовку и реализацию управленческих решений

    • Проблемы и перспективы развития туристской индустрии Сахалинской области


Указанные разновидности курсовых работ «в чистом виде» на прак­тике встречаются редко. Чаще всего они представляют собой раз­личные комбинации реферативного, аналитического и исследовательского элементов, поэтому провести резкую грань между этими ти­пами работ достаточно трудно.

Так, в реферативных работах всегда может присутствовать материал собственных наблюдений автора, приводимых для под­тверждения либо опровержения общих и частных теоретических положений. С другой стороны, в любой исследовательской работе должна быть реферативная часть (иначе ее называют историей вопроса, теорией вопроса или историографией), т. е. теоретическое обоснование выбора темы, аргументация точки зрения, которой придерживается автор, и т. д.


Курсовая работа исследовательского характера имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист (Оформляется в соответствии с приложением 1).

  2. Содержание.

  3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость.

  4. Основная часть, состоящая из:

  • теоретической части, в которой рассматриваются теоретико-методологические основы изучаемой темы;

- практической части, которая должна быть направлена на решение выбранной проблемы.

Практическая часть может включать в себя анализ деятельности конкретного предприятия сферы социально-культурного сервиса и туризма, а также туристских ресурсов и в целом туристской дестинации.

Если решение данной проблемы носит длительный характер, то достаточно ограничиться составлением соответствующих рекомендаций.

5. Заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов.

6. Список используемой литературы (не менее 25 источников) (Оформляется в соответствии с приложением 2).

7. Приложение (если необходимо).

III. проектные работы

Цель курсовых работ данного типа – разработка авторских проектов в их многообразии, обусловленных спецификой отрасли, например, турпродукта, экскурсионного маршрута, гостиничного пакета и т.п.

Примерные темы проектных курсовых работ:

  • Разработка программы позиционирования продукта для получения конкурентного преимущества

  • Формирование нового гостиничного продукта на предприятиях размещения



Проектная курсовая работа имеет следующую структуру:

    1. Титульный лист (Оформляется в соответствии с приложением 1).

    2. Содержание.

    3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость.

    4. Пояснительная записки (теоретическая часть).

    5. Практической часть.

    6. Заключение.

    7. Список используемой литературы (не менее 25 источников).

Содержание любой курсовой работы определяется, прежде всего, темой. Но независимо от темы существует ряд общих требо­ваний, предъявляемых ко всем без исключения видам работ. Так, общим условием выполнения курсовой работы на любую тему является прочное и осмысленное понимание существа вопроса. Поэтому начинать работу следует с усвоения материала по теме, который изложен в общих курсах русского языка, литературы, методики и педагогики. Глубокое изучение курса помогает лучше ориентироваться при выборе темы, всесторонне обосновывать свой выбор и облегчает сам процесс выполнения курсовой работы.


2.2. Этапы подготовки по написанию курсовых работ:


1. Изучение выбранной формулировки темы, с целью определения так называемых «ключевых слов исследования».

2. Составление плана работы (т.н. содержание).

Как правило, первая глава курсовой работы носит теоретический характер и представляет собой углублённый теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

Вторая глава, кроме реферативных курсовых работ, должна демонстрировать умения студента применять теоретический материал первой главы на практике: умение анализировать деятельность конкретного предприятия, собирать и анализировать статистический материал, делать обобщения и выводы, намечать перспективы исследования.

3. Накопление и обработка фактического материала:

- подбор литературы по теме (библиографирование), ее изучение, конспектирование наиболее важных положений; составление представлений о существующих в науке точках зрения на данную проблему;

- подбор примеров, изучение и анализ иллюстративного и иного матери­ала по теме исследования (при необходимости);

- составление опросников и анкет (при необходимости).

4. Написание работы – связное, целе­направленное изложение всего изученного и собранного мате­риала с позиций автора курсовой работы.

5. Оформление курсового исследования в соответствии с межгосударственным стандартом по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7.1-2003).


2.3. Структура курсовой работы


Традиционно структурными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист (см. приложение 1)

- введение

- основная часть, состоящая, как правило, из двух глав

- заключение

- список литературы (не менее 25 источников)

- приложение (если необходимо), например:


Пример составление плана курсовой работы на тему: «Туризм как самостоятельная социально-экономическая система в российской экономике»


Содержание


Введение …………………………………………………………………….…………..…….3

Глава I Социальное содержание туризма как самостоятельной

экономической системы …………………………………………………………………………… 5


    1. Туризм как объект управления ……………………………………………………….….……. 5

    2. Туризм как динамичная экономическая система …………………………………….…..17


Глава II Туризм в структуре российской экономики …………………………….………....22


2.1. Особенности туризма России ……………………………………………………………….. 22

2.2. Влияние туризма на экономическое развитие РФ …………………………….………… 28


Заключение …………………………………………………………………….……………34


Список литературы …………………………………………………………….…………42


Приложение ………………………………………………………………………………….……….37

Во введении автору курсовой работы необходимо в следующей последовательности изложить:

- актуальность работы;

- библиографию изучаемого вопроса;

- цель;

- объект и предмет исследования;

- задачи;

- методы исследования;

- описание структуры работы;

- практическую значимость.

1. Актуальность темы и ее обоснование: выявление значимости данной темы в условиях изменяющихся нормативных документов, обострения тех или иных социально-значимых, экономических и иных проблем; необходимо вскрыть и объяснить наличие противоречия между тем, что должно быть и тем, что есть; неизученность или слабая изученность темы в теоретическом обучении; возможность продвижения вперед: показать, доказать, наметить, обосновать, спрогнозировать и т.п.; личная компетентность автора в данной проблеме, области знания и т.п. (т.е. ответить на вопрос – «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?», «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»)

2. Анализ литературы по проблеме исследования предполагает краткое описание наиболее значимых научных работ, которые были использованы автором в процессе написания курсовой работы (т.е. ответить на вопрос – «Кто и в каких трудах занимался изучением данной проблемы?»).

3. Исходя из степени исследования данной проблемы, формируется цель работы.

Целью исследования является достижение конкретного конечного результата (т.е. ответить на вопрос – «Какой результат исследования мы намеренны получить, каким мы его видим?»).

Например:

цель данного исследования – выявление факторов туристической деятельности, влияющих на экономическое развитие Российской Федерации;

цель – на основе комплексного анализа деятельности гостиницы «Ипериал Палас» сформировать гостиничный продукт для привлечения различных категорий клиентов в бизнес-отель;

цель исследования – на основе результатов маркетинговых исследований определить специфику Сахалинской области как туристской дестинации с целью привлечения различных категорий туристов;

цель работы – используя туристские ресурсы Сахалинской области разработать тур «Этнос Сахалина» для привлечения различных категорий туристов в область, познакомить с историей и бытом коренных народностей Сахалина.

4. Объект и предмет исследования обусловлены проблемой (темой) исследования и отражают ее суть.

Объект исследованияэто та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования (т.е. ответить на вопрос – «Что рассматривается?»).

Для студентов, обучающихся по специальности 100103.65 это – сфера социально-культурного сервиса и туризма, например:

Объект исследования – рассмотрение туризма как специфической инфраструктуры общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных, эстетических, культурных, информационных потребностей человека.

Объектом исследования является – гостиничный комплекс «Империал Палас».

Объект исследования – изучение туристской дестинации как особой категории науки о туризме.

Объект исследования – туристские ресурсы Сахалинской области.

Предмет исследованияэто конкретная часть объекта (объект – это целое, а предмет – это часть (управление-планирование) и т.п. (т.е. ответить на вопрос – «Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?»).

В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема, которая в наших примерах может быть такой:

Предмет исследования – определение влияния туризма на экономическое развитие России.

Предмет исследования – гостиничный продукт бизнес отеля, способы его формирования и продвижения.

Предмет исследования – изучение Сахалинской области как туристской дестинации.

Предмет исследования – разработка тура по Сахалинской области «Этнос Сахалина».

Таким образом, между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет - уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.

5. Задачами исследования являются конкретизированные или более частные цели исследования (т.е. ответить на вопрос – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»), например:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. произвести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

  2. изучить особенности классификации и типологии средств размещения;

  3. раскрыть специфику понятия «гостиничный продукт», а также принципы его формирования;

  4. исследовать современное состояние гостиничной базы, выявить основные тенденции и проблемы в развитии гостиничного дела в г. Южно-Сахалинске;

  5. дать анализ деятельность гостиничного комплекса «Империал Палас»;

  6. проанализировать состав и структуру основных сегментов клиентов гостиницы;

  7. разработать рекомендации по формированию нового гостиничного продукта в гостиничном комплексе «Империал Палас» для различных сегментов потребительского рынка.

6. Методы исследования

Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. По уровню проникновения в сущность выделяют методы эмпирического, теоретического исследования, а также специальные методы.

К эмпирическим методам – способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике – относятся: наблюдения, опросные методы.

К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирование, преобразование, коррекции, статистической обработки материала и др.

К специальным методам относят: SWOT-анализ, STEP-анализ, бенч-маркинг, модель Мак-Кинзи, метод Дельфи и др.

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, так же как и для каждого объекта, предмета, общих задач исследования, накопленного материала, обычно отбираются наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты; обладали максимальной направленностью на изучение предмета исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой схеме, например:

  • теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

  • лонгитюдное наблюдение;

  • дедуктивный метод (от общих теоретических разработок этого вопроса к конкретному его применению);

  • анкетирование;

  • интервьюирование ведущих специалистов области.


7. Обоснование структуры работы

Данный пункт содержит описание структуры всего курсового исследования и может быть представлен следующим образом, например:

… Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: введение, в котором раскрывается актуальность темы, цель, задачи, практическая значимость, а также методы нашего исследования; глава I дает представление о сущности и организационной стороне паники; в главе II рассмотрен процесс принятия управленческих решений в организации и влияние паники на их подготовку и реализацию; в заключении сформулированы выводы по данной теме; завершает работу список литературы.


8.Обоснование практической значимости исследования

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования можно применить и использовать в таких-то процессах, на таких-то объектах, в таких-то ситуациях или оно позволяет сделать усовершенствование такого-то объекта, процесса и т.п., например,

Практическая значимость данной работы подтверждается тем фактом, что почти все гостиницы г. Южно-Сахалинска категории 3-4* позиционируют свой продукт как услугу для деловых клиентов, находятся почти на одном уровне развития, обладают схожими ресурсами и стоят перед лицом одной проблемы – борьба за постоянного гостя. Поэтому предложения, разработанные в данной работе, могут применяться и в других отелях.

Структура основной части

Основная часть курсовой работа содержит две главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2 параграфа, (глава начинается с новой страницы). Структура основной части определяется характером курсовой работы.

Основная часть реферативной курсовой работы может быть представлена двумя главами, в которых излагаются история проблемы, анализ данной проблемы в теории и практике.

В основной части исследовательской курсовой работы первая глава может носить общетеоретический (методологический) характер, вторая глава – собственно исследовательский, в которой дается анализ изучаемой проблемы, характеристика методов исследовательской работы, выводы и заключения по исследуемой проблеме.

Основная часть курсовой работы практического характера может иметь главы, содержание которых представляют теоретические основы изучаемой проблемы, проектирование конкретного туристского маршрута, разработка программ диверсификации услуг и т.д., а также рекомендации по их применению.

Основной частью курсовой работы проектного характера является проект.

Обязательным для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы!!!

Структура заключения


В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования, т.е. формулируются ответы на поставленные во введении цель и задачи. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

Приложение(я)

В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Приложение нумеруется, продолжая счет после списка литературы, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц квалификационной работы.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, инструкции, иллюстрации. Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: Приложение 1.

Приложение должно быть связано с самой работой и на него должна быть сноска в тексте, например:

В ходе эксперимента было проведено анкетирование, итоги которого показаны в приложении 1.


2.4. Обязательные требования к оформлению курсовой работы

Общими требованиями к курсовой работе являются:

  • целевая направленность;

  • четкость построения;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • глубина исследования и полнота освещения вопросов;

  • убедительность аргументации;

  • краткость и точность формулировок;

  • конкретность изложения результатов работы;

  • доказательство выводов и обоснованность рекомендаций;

  • грамотное оформление.



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconКафедра «Менеджмента, социально-культурного сервиса и туризма» методические указания
Шадрина Л. Ю., к филос н. Квита Г. Н. Методические указания по написанию и защите дипломных работ. – Новосибирск, 2011
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconГбоу впо «волгоградский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения российской федерации кафедра терапевтической стоматологии
Цель: научиться написанию и оформлению истории болезни пародонтологического больного
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию icon«московский психолого-социальный университет» факультет экономики, менеджмента и международного туризма
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению магистерской диссертации
Методические рекомендации предназначены для магистров направлений «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Управление...
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconМетодические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л) формы обучения (специальность: 030501. 65 юриспруденция)
Административное право: Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л)...
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию icon«московский психолого-социальный университет» факультет экономики, менеджмента и международного туризма
Рабочая программа. Учебное издание для студентов, обучающихся по направлению 100400 туризм, степень «бакалавр»— М.: Московский психолого-социальный...
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию icon«московский психолого-социальный университет» факультет экономики, менеджмента и международного туризма
Рабочая программа. Учебное издание для студентов, обучающихся по направлению 100400 туризм, степень «бакалавр»— М.: Московский психолого-социальный...
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconПовышения квалификации специалистов центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара\ Кафедра «Теории и методики профессионального образовании»
Процесса по музыкально-художественной деятельности в соответствии с фгт на неделю
Сахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию iconМетодические указания по подготовке выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для студентов специальности 080503 «Антикризисное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики, Кафедра менеджмента;
«Антикризисное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики, Кафедра менеджмента;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница