В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав)




Скачать 25.97 Kb.
НазваниеВ настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав)
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер25.97 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Введение

В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ).

Несовершеннолетние дети и подростки, употребляющие психотропные вещества и наркотики, – это беда и боль любого общества.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами, становятся агрессивными, нетерпимыми по отношению к себе и другим. Это приводит к дезаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.

Как и другие формы поведения, употребление ПАВ начинается с подражания и одобрения со стороны окружающих, сочетающихся с внутриличностными факторами: переживаниями, страхами, установками и т.д. рассматривая особенности старших дошкольников, необходимо отметить, что для этого возраста характерны такие психологические черты, как восприимчивость, внушаемость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и состояния опьянения или даже способствовать формированию установки на «престижность» употребления табака, алкоголя уже с осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые.

Сегодня, говоря о проблеме профилактики наркомании, специалисты все чаще обращают внимание на необходимость реализации трех основных принципов: комплексность, системность, своевременность. В отношении первых двух, как правило, вопросов не возникает. Конечно, вряд ли удастся остановить волну наркомании силами одной педагогики. Для этого необходимы жесткая законодательная база, обширная сеть специальных медицинских учреждений, служба психологической поддержки, активная пропаганда в средствах массовой информации и многие, многие другие составляющие защитного барьера. На смену эпизодичной работе должна прийти целостная профилактическая система, квалифицированные специалисты, научный и, самое главное, своевременный подход.

К сожалению, сегодня на приеме у наркологов можно встретить не только студенческую молодежь и пресловутых подростков, которых традиционно относят к группе риска, но и детей 7-9 лет. Возраст приобщения к наркотикам неумолимо снижается, что, впрочем, и не удивительно, если учесть масштабы активной наркотической пропаганды, которая царит в нашей стране.

Один из главных положительных героев знаменитого мультсериала «Гриффины» - мальчик 6 лет - с гордостью заявляет в кругу друзей: «Я люблю ежевику больше, чем секс» или «Люблю кокаин, я помешан на кокаине!» Согласно замыслу создателей, мультфильм изначально был задуман для взрослых. Но действительность внесла свои коррективы. Жизнь забавных рисованных мультяшек надолго приковала к экранам телевизоров юных детсадовцев и учеников младшего школьного возраста, пробуждая в них любопытство и желание попробовать наркотический препарат, когда «станут взрослыми».

Благодаря видеофильмам, сериалам, рассказам старших друзей дети очень рано узнают о существовании наркотических веществ, их внешнем виде, некоторых способах применения. При этом разъяснительные беседы о вреде наркотиков, как правило, начинают вести только в среднем звене, считая, что для малышей они еще далеко не актуальны. Таким образом, профилактика, призванная носить опережающий характер, на деле является лишь отстающей и догоняющей, а значит, малоэффективной.

Даже самая счастливая и благополучная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой курение, алкоголь и использование наркотиков среди молодежи становится все более распространенной формой поведения. Дети ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ: реклама пива

на экране телевизора, праздничное застолье, красивая дама на скамейке парка с дымящей сигаретой и т.д., поэтому профилактику здорового образа жизни мы начинаем уже в детском саду. Детей нельзя оградить от внешнего мира, но научить их сознательно отказываться от предлагаемых ПАВ можно и нужно.

Педагогическая философия XXI века – научить ребенка верить в себя. Без осознанной веры в свое «Я» дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно высказывать ее, без стеснения выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность.


Цель нашей работы – воспитание физически и психически здоровой личности с сформированными здоровыми установками и навыками ответственного поведения, снижающими вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.


Объект исследования – дети санаторной группы (старшая и подготовительная) МДОУ «Детский сад №6»


Глава I .

Необходимая рабочая информация по профилактике ПАВ

1.1. ПАВ – это исторически выявленные и социально закрепленные адаптогены, т.е. средства, способствующие адаптации (истинной или иллюзорной) к условиям и требованиям жизни благодаря своему воздействию на психическое состояние, настроение, эмоции, тонус, поведение. Употребление ПАВ - это системное биопсихосоциальное явление, социальные , медицинские, экономические, криминальные последствия которого влияют на общественное благосостояние.(№8)

Наркология (греч. Narke – сон, оцепенение) – наука о сне или об измененном под влиянием наркотического вещества сознании. В группу наркологических социальных болезней входят:

Наркомании – группа хронических заболеваний, вызываемых злоупотреблением лекарственных или нелекарственных наркотических средств и характеризующихся патологическим влечением к этим средствам, развитием психической и физической зависимости, изменением (чаще повышением) толерантности к ним и выраженными медико-социальными последствиями.

Алкоголизм – хроническое заболевание, вызванное злоупотреблением спиртными напитками (напитками, содержащими этиловый спирт), характеризующееся патологическим влечением к алкоголю.

Токсикомании – группа заболеваний, вызываемых хроническим употреблением психоактивных средств и определяющихся патологическим влечением к ним.

Табакокурение или никотинизм – разновидность токсикомании.



1.2. Что такое наркотики?

Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.

Наркотические вещества отвечают следующим характеристикам:

  • способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или,

по крайней мере, приятные субъективные переживания;

  • способность вызывать зависимость (психическую и (или)

физическую), т.е. потребность снова и снова использовать наркотик;

  • существенный вред, приносимый психическому (или)

физическому здоровью потребителя наркотика.

Что такое наркомания?

Наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.


1.3. Как проявляется психическая зависимость?(№ 10)

Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях и в какой момент принять наркотик. При этом желание употребить наркотик сохраняется всегда, но разум может победить в борьбе мотивов.

Частичная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он свободен в своих решениях и сможет прекратить употребление в любой момент.

1.4. Что такое физическая зависимость?

Физическая зависимость проявляется в том, что организм не может нормально функционировать без наркотика, и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром). Он характеризуется физическими и психологическими нарушениями, связанными с тем, что наркотик стал часть обменных процессов организма.

Что включает в себя синдром физической зависимости?

Он включает в себя физическое влечение, абстинентный синдром, синдром измененной реактивности.

  1. Физическое (компульсивное) влечение выражается в неодолимом

стремлении к употреблению наркотиков. Влечение, очень сильное, вытесняет даже жизненные потребности, например, голод, жажду.( В литературе вместо слова «жизненные» чаще употребляется слово «витальные»). Оно определяет настроение человека, диктует поведение, подавляет контроль за приемом наркотика. В состоянии компульсивного влечения человек перестает взвешивать аргументы «за» и «против», потому что все его стремления, действия, поступки направлены на поиск, прием наркотика и преодоление препятствий к этому.


  1. Абстинентный синдром – это состояние психологических и

физических нарушений, которые развиваются после резкого прекращения употребления наркотического вещества. Абстинентный синдром является показателем сформировавшейся физической зависимости от наркотика. Абстиненция развивается из-за того, что организм зависимого человека не может функционировать без наркотика. Приспособившийся к уровню постоянной интоксикации, организм в отсутствие наркотика подает сигнал о том, что нужна очередная доза. Компульсивное влечение к поиску и приему следующей дозы воспринимается как жизненная необходимость. Проявления абстинентного состояния будут разными для каждого вида наркотической зависимости.


  1. Синдром измененной реактивности включает :

    • изменение формы потребления (например, человек

употреблял снотворные препараты с целью нормализации сна, в последствии он начинает употреблять снотворное для достижения состояния опьянения);

  • изменение толерантности. Толерантность – это

физиологическая способность организма переносить воздействие определенных доз наркотика. При переходе к регулярному приему переносимость наркотика возрастает. С развитием болезни привычная доза перестает вызывать желаемый эффект (эйфорию), и потребитель переходит на все большие и большие количества наркотика. Организм потребителя приспосабливается переносить смертельные для здорового человека дозы наркотика. Например, при длительном употреблении опиатов толерантность может превышать изначальную (физиологическую) в 100 -200 раз;

  • исчезновение защитных реакций при передозировке. Защитные

реакции (тошнота, рвота, кожный зуд, обильный пот, икота, слюнотечение, резь в глазах) – это сигналы тревоги организма, которые возникают тогда, когда доза наркотика превысила безопасный предел. При переходе потребителя на регулярное введение наркотика защитные реакции исчезают из-за того, что организм приспособился;

  • изменение формы опьянения проявляется в извращении

эффектов наркотика. Например, снотворное вызывает возбуждение, кодеин не подавляет кашель.


Каков механизм формирования зависимости?(№ 10)

На основании экспериментальных данных ученые предположили, что в механизме формирования психической зависимости важную роль играет влечение к наркотическому опьянению и эйфории, которые наступают в результате активации наркотиком центра положительных эмоций в головном мозге.

Разберем процесс формирования зависимости на примере опийной наркомании: действие опия связано с тем, что его молекула очень похожа на эндорфины – вещества, естественно вырабатываемые нашим мозгом. Эндорфины неслучайно называют «гормонами радости», т. к. они играют важную роль в формировании хорошего настроения, чувства благополучия, спокойствия и уверенности. Особенно много их вырабатывается в моменты душевного подъема, любви, успеха.

Кроме того, эндорфины отвечают за уровень болевой чувствительности, влияют на темп дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, величину зрачка, активность кашлевого центра, работу желез и перистальтику кишечника.

При регулярном поступлении опия выработка собственных эндорфинов значительно снижается. У каждого человека в организме есть опиатные рецепторы. Это особые участки нервной системы, которые реагируют на эндорфины, а значит, и на наркотики опийной группы. При постоянном поступлении наркотика организм снижает чувствительность опиатных рецепторов, что приводит к необходимости увеличивать дозу для достижения эффекта.


1.5. Какие средства в России относятся к наркотическим?(№ 10)

В России к наркотическим средствам отнесены:

  • опиаты (морфин, героин, промедол, кодеин, синтетические

опиаты – морфин, метадон);

  • галлюциногены или психоделические средства: каннабиноиды

(гашиш, анаша, марихуана), ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилоцибин (финоциклидин);

  • некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его

производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);

  • психостимуляторы с галлюциногенным компонентом (экстази).

Токсические средства:

  • разнообразные растворители, лаки, клеи, содержащие

ароматические углеводы (бензол, толуол);

  • снотворные медицинские препараты (седуксен, реланиум,

реладорм, тазепам, люминал, фенобарбитал);

  • галлюциногенные медицинские препараты (циклодол, пар-

копан, тремблекс, кетамин, калипсол);

  • алкоголь, табак.


1.6. Основные механизмы формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) (№ 8)

«Зависимость» подразумевает необходимость повторных приемов ПАВ для обеспечения хорошего самочувствия или для избегания плохого. В детском, подростковом, юношеском возрасте гораздо легче формируется зависимость от ПАВ из-за присущих данным возрастам незрелости головного мозга и вегетативной нервной системы, лабильности обмена веществ.

Выделяются различные формы зависимости, одной из первых среди которых является социальная зависимость. На этой стадии ребенок или подросток, оказавшись в среде употребляющих или зависимых от наркотика лиц, формирует внутреннюю готовность начать прием наркотиков.

Начало употребления ПАВ формирует психическую зависимость, первой стадией которой является групповая психическая зависимость. Эта стадия характеризуется возникновением потребности в употреблении ПАВ, как только собирается «своя компания». Далее возникает индивидуальная психическая зависимость, сопровождающаяся стремлением увеличить дозу, добиваясь получения наркотика любым путем. Перерывы в употреблении вызывают психические расстройства в виде абстиненции.

Продолжение приема ПАВ приводит к более тяжелой форме зависимости – физической, когда наркотик становится необходимым участником биохимических процессов в организме человека. Увеличивается толерантность, вызывающая необходимость потреблять все большее количество наркотика.

В совокупности употребление ПАВ вызывает такие психические последствия, как нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию. Возникают эмоциональные нарушения (раздражительность, возбудимость, склонность к сниженному настроению, агрессивность, злость, падение активности) и нарушения мышления (подозрительность, изменение темпа и функций мышления). Появление галлюцинаций, чувство безнадежности, мыслей о самоубийстве, попыток аутоагрессии приводит к попыткам суицида, попаданию в психическую больницу, разрушению здоровья и смерти.

Предрасположенность к зависимому поведению проявляется в соответствии с динамикой развития психики ребенка. ( 10 )

Первый, сенсомоторный или чувственно-двигательный, этап приобщения к ПАВ может начаться в раннем детстве и продолжаться примерно до 6 лет у детей, матери которых еще до родов страдали хроническим алкоголизмом. Для таких детей характерно замедление развития, что проявляется в более позднем умении держать голову, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус.

Второй, эмоциональный, этап длится примерно с 6 до 12 лет. Именно на этот возраст приходятся первые попытки употребления ПАВ, одновременно растет интенсивность эмоциональных срывов. Для ребенка характерны слабый волевой контроль, заниженная самооценка, агрессивность, отсутствие умения сопереживать окружающим.

Третий, идеаторный или рассудочный, этап длится в среднем с 12 до 14 лет. Действия подростка направлены на поиск и установление новых форм контактов со сверстниками, при которых характерными становятся жестокость, сексуальная распущенность, лживость, уходы из дома. У безнадзорных подростков на этом этапе начинается групповое употребление ПАВ.

Четвертый, рефлексивный, этап ( 14 – 16 лет) проявляется в частности, в развитии у подростка установки жить среди таких людей, которые его более всего устраивают. Образ будущего размыт, усиливается интерес к смерти. По отношению к взрослым – выраженные протестные реакции, по отношению к сверстникам – объединение не в компании, а в стабильные, часто криминогенные группы.

На рефлексивном этапе еще остается возможность оказания помощи немедикаментозными, а педагогическими, психотерапевтическими средствами.

Пятый, нозологический, этап - начало болезни. Может совпадать с началом юности, когда личность практически приближается к зрелости: сформированы самосознание, рефлексивное сознание, темперамент, характер.

Искажение развития психики, особенно на последних этапах, оставляет на последующую жизнь неадекватную самооценку, несообразный уровень притязаний, прямолинейность, категоричность.

При отсутствии своевременно оказанной эффективной помощи возможно возникновение слабоумия.

Существуют объективные факторы риска возникновения зависимости, которые имеет следующие основные внешние проявления:

а) асоциальное и агрессивное поведение детей и подростков;

б) трудности в достижениях, в том числе плохая успеваемость;

в) алкоголизм, наркомания у родителей;

г) дефицит положительных эмоций;

д) конфликтность в семье, недостаток интереса к ребенку со стороны родителей, их асоциальное или сексуально-распущенное поведение.

Причины возникновения поведенческих факторов риска, к которым относится и возникновение зависимости от психоактивных веществ, рассматриваются в трех аспектах: психологическом, биологическом и экологическом (системно-ориентированном).

Психологический подход предполагает причины возникновения поведенческих факторов риска в типичных для детского и подросткового возраста социально-психологических проблемах (коммуникативные проблемы, неадекватная самооценка, социальная дезадаптация, гиперактивность и т.д.)

Биологический подход определяется особенностями генотипа, эндокринной системы, нейродинамических процессов и периодом полового созревания.

Системно-ориентированный подход рассматривает в контексте данной проблематики четыре сферы взаимоотношений. Первые две рассматривают отношения с ровесниками и родителями; третья – оценивает влияние общества в целом, а также средств массовой информации; четвертая – оценивает культурные особенности, как основные условия здорового образа жизни.

Важным фактором, играющим негативную роль, является психический инфантилизм, зачастую приводящий к затруднениям психической адаптации.

Одним из ее проявлений являются аномальные поведенческие реакции, в том числе ранняя алкоголизация. К аналогичному результату способна привести и склонность к депрессиям, вызывающая потребность «расслабиться», в том числе с помощью ПАВ.

Следует отметить еще два важных фактора. Так, к уходу от реальности в виде алкоголизма и наркомании способно привести несовпадение уровня притязаний с реальными достижениями, невозможность самоутверждения. К такому же результату может привести неспособность к защите и выходу из психотравмирующей ситуации.

Существуют определенные группы признаков, отражающие искажения личности детей и подростков «группы риска». Среди них обращают на себя внимание следующие:

  • В поведенческой сфере: избегание решения проблем,

нестабильность отношений с окружающими, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, агрессивное или неуверенное поведение, перфекционизм, нетерпимость и др.

  • В аффективной сфере: эмоциональная лабильность. Низкий

уровень стрессоустойчивости, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение нестабильных событий и минимизация позитивных.

  • В мотивационно-потребностной сфере: искажения в виде

блокировки потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, временной перспективы.

  • В когнитивной сфере: наличие искажений, усиливающих

дисгармонию личности.


1.7. Особенности профилактика наркогенных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста. (№8)

Ранняя профилактика наркотизма среди детей старшего дошкольного возраста должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.

Важно, чтобы содержание профилактической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в их среде. Поэтому при работе основное внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсикоманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане.

Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Родители могут считать, что благодаря контролю и вниманию, их детям не грозит встреча с наркотиками. Но смогут ли взрослые обеспечить антинаркотическую безопасность и позже, когда ребенок повзрослеет и станет подростком? Ясно, что стоит побеспокоиться об этом заранее и уже сейчас подготовить его к возможной встрече с дурманом.

Особенность профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее, альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

При организации профилактической работы следует соблюдать принцип "запретной информации". Это значит, что полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то "привлекательных" свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения.

Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья. Одурманивание психологи неслучайно называют саморазрушающим поведением. Поэтому столь необходимо, чтобы дети как можно раньше хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм, и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.

Основная цель проведения профилактической работы со старшими дошкольниками

Основная цель педагогической профилактики наркотизма

заключается главным образом не только в том, чтобы предотвратить реальное знакомство ребенка с наркогенным веществом, сколько в том, чтобы сформировать у него личностный иммунитет к соблазну, твердые антинаркогенные установки. Для этого необходимо дать ему представление о негативных последствиях наркотизации для физического здоровья человека, его благополучия, научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.

Чтобы сведения о негативном воздействии наркогенных веществ были восприняты ребенком личностно, нужно в доступной форме познакомить его со строением и работой человеческого организма, объяснить, что, несмотря на огромные возможности таящиеся в нем, требуется постоянная забота о его состоянии. Хорошо на ярких примерах показать ребенку, как здоровье помогает людям добиваться успеха в жизни и почему оно является важнейшей личностной ценностью.

Профилактика наркотизма предполагает развитие у детей навыков социальной адаптации. Наркотизацию недаром называют компенсирующей деятельностью. В сети дурмана первыми попадают дети, не умеющие найти себя в коллективе, стремящиеся любым путем завоевать признание, испытывающие трудности в общении со взрослыми или сверстниками.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что профилактика наркотизма является одним из направлений единого процесса формирования личности,, воспитания у ребенка высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconИнтернет-зависимость
Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconПриказ Минобразования РФ от 28. 02. 2000 n 619 "о концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" Документ предоставлен
Тики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (далее Концепция) (Приложение 1) и План мероприятий Минобразования...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconМинистерство образования РФ дудко Т. Н. Вострокнутов Н. В. Гериш А. А. Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав) (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconЗдесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить кого и как?
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconПри лечении метастазов рака молочной железы в печень
Её эффективность, по данным литературы, не превышает 60%. В настоящее время в ряде клиник в нашей стране и за рубежом при исчерпании...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconХаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития
Статья 10 Конституции РФ гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную,...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) icon1. Резюме предложение на включение препарата в формулярный список
Представляем для включения в формулярный список противоопухолевый (антиметаболит) препарат веро-кладрибин (кладрибин), который в...
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconПрограмма превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. В программе «Полезные привычки»
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними» и Интернет-ресурсов
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconБезруких М. М макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб тетр для 2 класса
Серия «В помощь образовательному учреждению «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»
В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав) iconПрограмма по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ является первичная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница